Консультация "Агрессивный ребенок"
консультация (старшая группа)

Консультация для родителей "Агрессивный ребенок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_agressivnyy_rebenok.docx170.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Жестокость и агрессия у ребенка старшего дошкольного возраста»

C:\Users\one-pc\Desktop\картинки агр\1426323691.jpg

Цель:  распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям по данному вопросу.

Задачи:

-выявить, имеются ли признаки агрессивного поведения у детей группы, причины такого поведения;

-дать практические рекомендации родителям группы;

-предложить игры для коррекции агрессивного поведения детей;

-выявить уровень осознания содержания консультации (провести рефлексию).

Вопросы к родителям:

I

1. Часто (чаще по сравнению с поведением других детей, окружающих ребенка) ли ваш ребенок теряет контроль над собой?

2. Часто ли спорит, ругается с детьми и взрослыми?

3. Раздражает  ли намеренно взрослых, отказывается выполнять просьбы взрослых?

4. Часто ли винит других в своем «неправильном» поведении и ошибках?

5. Завистлив и мнителен?

6. Часто ли сердится и прибегает к дракам?

7. В течение какого времени проявлялись устойчиво 4 любых критерия из первого блока вопросов?

II

1.        Достаточно ли внимания вы уделяете  здоровью  вашего ребенка?

2.         Интересуетесь ли вы проблемами ребенка,  или обеспокоены только собственными проблемами?

3.         Ласкаете ли вы своего ребенка оказываете ли  ему эмоциональную поддержку?

4.        Говорите ли  о пользе физических наказаний?

5.        Проявляете ли  патологические черты характера при ребенке : агрессивность, импульсивность, сниженный самоконтроль, неадекватность и т. п.?

6.        Отождествляете ли вы  ребенка с нелюбимым родственником (в том числе подчеркиваете  внешнюю похожесть с ним или просто сходство)?

7.        Оцениваете ли  ребенка негативно?

C:\Users\one-pc\Desktop\картинки агр\a522a6005d1cb428ea34ef1769cd7452_XL1.jpg

Практические рекомендации родителям:

-будьте терпеливы;

-соблюдайте постоянство требований в любых ситуациях, особенно при проявлении агрессии;

-не проявляйте свою агрессию, грубость, напористость, раздражительность при ребенке, станьте  для него положительным примером для подражания;

-исключите любые примеры насилия, в том числе компьютерные игры и сцены насилия по телевизору;

-исключите чувство изоляции у ребенка, пусть больше общается со сверстниками, друзьями;

-поддерживайте в семье позитивное общение, гармоничный микроклимат;

- поставьте строгий запрет на наказания и агрессию;

-поставьте себя на место ребенка и попробуйте посмотреть на происходящее его глазами, подумайте, чего ему не хватает ;

-уделяйте больше внимания своему ребенку, хвалите и поощряйте, любите, понимайте и принимайте  его!

Детям важно давать выход своей агрессивности.

Предложите им:

-подраться с подушкой;

-использовать силовые, физические упражнения;

-рвать бумагу;

-использовать «мешочек для криков»;

-поколотить стол надувным молотком;

-топать ногами;

-громко кричать, используя «стаканчик» для криков или «трубу», сделанную из ватмана;

-написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу;

-втирать пластилин в картонку или бумагу;

-использовать водяной пистолет, надувные дубинки, батут (в домашних ситуациях)

Игры, направленные на решение проблемы:

Психотехнические раскрепощающие и режиссерские игры:

Игра «РУГАЕМСЯ ОВОЩАМИ»
Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а … овощами: «Ты – огурец», «А ты – редиска», «Ты – морковка», «А та – тыква» и т.д.
Примечание: Прежде, чем поругать ребёнка плохим словом, вспомните это упражнение.

Упражнение «РУБКА ДРОВ»

Цель: Помочь детям переключиться на активную деятельность, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.

Проведение: Скажите следующее: Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны, находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!» Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

Упражнение «МАЛЕНЬКОЕ ПРИВЕДЕНИЕ»

Цель: Научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.

Проведение: Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение: (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши: Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!

Упражнение «УПРЯМАЯ ПОДУШКА»

Взрослые подготавливают волшебную, упрямую подушку с тёмной наволочкой и вводят ребёнка в игру-сказку: волшебница-фея (или другой любимый сказочный персонаж) подарила нам подушку. Это подушка не простая, а волшебная внутри  её живут детские упрямки. Это они заставляют вас капризничать и упрямиться. Давайте прогоним упрямки.

Ребёнок бьёт кулаками подушку, а взрослый приговаривает: сильнее, сильнее (снимается стереопит и эмоциональный зажим) когда движение ребёнка становится медленнее игра постепенно останавливается ( 2-3 мин.) Взрослый предлагает послушать упрямки в подушке: все ли упрямки вылезли? Ребёнок прикладывает ухо к подушке, одни слышат, другие дети не слышат. Взрослый говорит, что упрямки испугались и молчат (этот приём успокаивает ребёнка после возбуждения).

Игра «ДВА БАРАНА»

Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность “легальным образом” выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

Рано, рано два барана повстречались на мосту. Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, склонив вперёт туловище, упираются лбами и ладонями друг в друга, задача противостоять друг другу, не сдвигаться с места. Кто сдвинулся проиграл. Можно издавать звуки беее…замечание: следите чтобы бараны не расшибли себе лбы.

Упражнение «БРЫКАНИЕ»

(упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения)

– ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей  ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно  увеличивается скорость и сила брыкания. На каждый удар ребенок говорит «Нет!», увеличивая интенсивность удара.

«ЗЕРКАЛО»

Цель: эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности.

Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу, таким образом, разбиваясь на пары. Один человек в паре водящий, другой – «зеркало». Водящий смотрится в «зеркало», а оно отражает его движения. По сигналу ведущего участники меняются ролями. А затем- напарниками.

«СВЯЗУЮЩАЯ  НИТЬ»

Цель: Формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других. Дети сидят, по кругу передавая клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим. Начинает взрослый, показывая пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать.

«ЦЫПЛЯТА»

Цель: создание условий для выпуска агрессивными детьми разрушительной, необузданной энергии.

Агрессивному ребенку предлагается приготовить «корм» для цыплят, то есть разорвать лист бумаги на мелкие-мелкие кусочки.

«ГДЕ ПРЯЧЕТСЯ ЗЛОСТЬ?»

Цель: развитие способностей к сосредоточению, осознание своего поведения или состояния.

Ребенок с агрессивным поведением, а также другие дети, принимающие участие в игре, закрывают глаза; руку с вытянутым указательным пальцем поднимают вверх. Не открывая глаз, игроки должны словом или жестом ответить на вопрос: «Где у вас прячется злость? В коленях, в руках, в голове, в животе? А гнев? А раздражение? А грусть? А радость?».

«ИЗУЧЕНИЕ ТАРАБАРСКОГО ЯЗЫКА»

Цель: создание позитивного настроения, внутренней свободы и раскованности, способности к самовыражению. Ведущий говорит детям, что они научатся сегодня говорить на иностранном языке – тарабарском. Затем сначала рассказывает сам, а потом предлагает детям сказать какое-нибудь предложение, рассказать стихотворение, песенку на тарабарском языке.

СКАЗКА «РЕПКА» (ИНСЦЕНИРОВКА)

Цель: снятие накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочение группы. Дети распределяют роли между собой. Кроме основных персонажей могут быть еще и дополнительные: бабочка, солнышко, дождик и т. д. Ведущий может быть как взрослый, так и кто то из детей. Ведущий рассказывает сказку на тарабарском языке, а другие участники ее инсценируют.

«Передай сигнал»

Цель: сплочение группы, развитие способностей к сосредоточению и чувства ответственности. Участники становятся в круг, держась за руки. Ведущий просит всех закрыть глаза и передать какой-нибудь сигнал (2 раза пожать руку, поднять руку вверх и т. д.). Получив справа или слева сигнал должен передать его следующему по цепочке. Игра окончена. Когда ведущий получает переданный им сигнал. В игре используется принцип «испорченного телефона» Повторяется несколько раз.

«Сочинение сказки»

Цель: развитие умения выразить свое эмоциональное состояние. Совместное сочинение со взрослым сказок и историй научит ребенка выражать свою тревогу, страх, даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою. Это поможет снять эмоциональный груз внутренних переживаний и в какой-то мере успокоить ребенка.

«Зеркало наоборот»

Цель: эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, произвольный контроль, преодоление неуверенности. Дети свободно располагаются в пространстве лицом к ведущему. Задача игроков выполнять действия противоположные тем, что показывает ведущий. Например, ведущий молчит, дети – кричат, ведущий сжимает руки в кулаки, дети - раскрывают ладошки; ведущий топает ногами, дети - хлопают в ладоши: ведущий раскидывает руки в стороны, дети - скрещивают руки на груди и т. д.

«Голова - мяч»

Цель: снижение напряжения, создание позитивного настроения, формирование чувства близости с другими людьми. Дети играют парами или, что сложнее, тройками. Для игры потребуется мяч средних размеров. Мяч лежит на табурете или кубе. Игроки опускаются на колени и зажимают мяч между головами. Если играют по двое, то задача детей - поднять мяч со стула и донести его до определенного места, например, до стены. Если играют по трое, то достаточно поднять мяч со стула и удерживать его так некоторое время. Удача сопутствует тем игрокам, которые действуют медленно и согласованно. Строго запрещается поддерживать мяч руками.

«Ванька - Встанька»

Цель: формирование чувства близости с другими людьми. Дети по четыре - пять человек кружком сидят на полу, взявшись за руки. По команде ведущего одновременно, не расцепляя рук, все встают в полный рост. Затем, по команде ведущего, также садятся. Побеждает кружок, который встал и сел первым. Запрещается размыкать руки и опираться на них.

«Звонари»

Цель: сплочение группы, развитие способностей к сосредоточению и чувства ответственности. В отведенном для игры месте натянута веревка, на которую прикреплены на разной высоте и на некотором расстоянии друг от друга колокольчики (четыре-семь штук). Каждый колокольчик имеет порядковый номер. Дети играют по очереди. В руке у ребенка - звонаря палочка. Он называет номер колокольчика, в который собирается звонить, отмеряет на глаз расстояние до него (оптимально шесть - десять шагов, закрывает глаза (их лучше завязать платком), подходит и ударяет. Если удар точный, то ребенок возвращается на исходную позицию и выбирает следующий колокольчик. Если ребенок промахивается, то звонарем становится другой.

«Шалтай - Болтай»

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие познавательных процессов, преодоление неуверенности в себе.

Дети хором произносят слова:

«Шалтай-Болтай сидел на стене,

Шалтай-Болтай свалился во сне.

Куда упал?

Во что попал?»

Ребенок-водящий с закрытыми (а лучше с завязанными платком) глазами опускает руки в заранее приготовленные емкости с песком, крупой, кнопками, пуговицами, семечками, камушками, бисером, ракушками и др. Определяет их содержимое, отдельно, правой и левой рукой. Игру можно усложнить, если в емкости смешаны два-три наполнителя.

«Подари камешек»

Цель: Формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других.

Дети встают в круг. Ведущий предлагает детям взять из коробки разноцветные камешки и подарить их тому, кому они захотят, но обязательно со словами: «Я дарю тебе камешек, потому что ты самый…» (называются положительные качества ребенка). Тем детям, которым ничего не досталось, камешки дарит ведущий, обязательно отмечая при этом лучшие качества каждого ребенка, которому он делает подарок.

«Сороконожка»

Цель: снятие накопившегося внутреннего напряжения, создание позитивного настроения, сплочение группы. Игра проводится под музыку, ритм музыки меняется от быстрого к медленному и наоборот.

Дети встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде ведущего Сороконожка начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной «ножке», проползает между препятствиями и выполняет другие задания. Главная задача играющих - не разорвать единую «цепь», сохранить Сороконожку в целости.

«Волшебный шарик»

Цель: снижение напряжения, агрессивности, развитие умения выразить свое эмоциональное состояние. Дети сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек «лодочку». Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик и дает инструкцию: «Возьмите шарик в ладошки, согрейте его, сложите ладошки вместе, покатайте, подышите на него, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения».

«Все наоборот»

Цель: эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, произвольный контроль, преодоление неуверенности. Выполняем упражнение, в котором играющим нужно будет не повторять движения взрослого, а делать все наоборот. Если он поднимает руку, вы должны ее опустить. Он разведет ладони – вы сложите. Он махнет рукой вправо – вы немедленно влево. Он откроет книгу – вы закроете. Взрослый закрывает глаза… Кладет руку в карман… Сжимает пальцы рук… Идет вперед…Поворачивает направо…Ответ на любое движение всегда противоположен по направлению и скорости. Выполняющий упражнение  неправильно выходит из игры.

«Ласковые слова»

Цель: Формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других, развитие навыков общения. «Давайте, ребята, встанем в круг и будем передавать друг другу вот этот красивый шарик. Пока шарик у вас в руках, вы можете придумать ласковое слово и вместе с шариком передать его своему соседу, а он - своему и так - по кругу». Спросите детей, что приятнее получать - обидные или ласковые слова.

«Ласковые лапки»

Цель: снижение напряжения, агрессивности.

Взрослый кладет на стол 6-7 мелких предметов: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату. Ребенок закатывает рукава по локоть. Взрослый объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ребенка ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Можно поменяться с ребенком ролями.

«Волшебные клубочки»

Цель: снятие накопившегося внутреннего напряжения, невротических состояний. «Ребята, смотрите, как много у нас разноцветных клубочков, какие они все красивые. Это волшебные клубочки, они тоже помогут избавиться нам от гнева. Каждый берет в руки по клубочку, распускает кончик нитки, чем гнев сильнее, тем кончик длиннее, и начинает быстро сматывать клубок. Молодцы!»

«Единство»

Цель: Формирование чувства близости с другими людьми. Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Постоять надо так тихо, пытаясь почувствовать единство маленького коллектива.

«Давайте с вами поздороваемся»

Цель: Формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга. При помощи рукопожатий. Сидя в кругу, все держатся за руки, поочередно пожимая их, смотрят друг на друга.

«Котик»

Цель: развитие умения выразить свое эмоциональное состояние, развитие способности к самовыражению, сплочение группы.

Дети находятся на ковре. Под спокойную музыку дети придумывают сказку про котика, который:

- нежится на солнышке (лежит на коврике)

-потягивается

- умывается

-царапает лапками с коготками коврик и т. д.

В качестве музыкального сопровождения можно воспользоваться записями аудиокассеты.

«Липучка»

Цель: эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения,произвольный контроль, развитие навыков общения. Все дети двигаются, бегают по комнате, желательно под быструю музыку. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстника. При этом они приговаривают: «Я липучка - приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребенка «липучки» берут за руки, присоединяя его к своей компании. Затем они вместе ловят в свои «сети» других. Когда они все станут «липучками», они под спокойную музыку танцуют в кругу, держась за руки.

«Дождик»

Цель: создание условий, которые помогают выходу энергии ребенка. Ребенок вместе со взрослым хлопает в ладоши во все убыстряющемся темпе. Ведущий:  «Набежали тучки и пошел дождик… Сначала редкие капли застучали по крыше. Но вот дождик стал сильнее, капли падают чаще, чаще. Настоящий ливень! Хорошо!»

«Знакомство»

Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии. Ведущий, используя микрофон (заменитель микрофона), по очереди подходя к каждому ребенку, представляется журналистом и просит его сказать несколько слов о себе. Берется интервью по очереди у каждого из присутствующих, также могут задавать вопросы и все остальные дети.

- Что ты любишь делать в свободное время?

- есть ли у тебя старший брат? И т. д.

«Дракон кусает свой хвост»

Цель: снятие напряженности, невротических состояний, страхов. Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держат друг друга за плечи. Первый человек «голова дракона», последний – «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее. Ведущий должен следить за тем, чтобы участники не отпускали друг друга. В роли «головы дракона» и «хвоста» должны побывать все участники.

«Баржа»

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие познавательных процессов, преодоление неуверенности в себе.

Участники становятся в круг и называют слова, перебрасывая при этом друг другу мяч, т. е. «грузят баржу» например, все слова на «н» (ножницы, нарциссы, ноль и т. д.)

А также  все соответствующие возрасту игры с правилами,  игры-соревнования, настольные игры (например, «Лото»), игры-драматизации, образно-ролевые игры,  сюжетно-ролевые игры.

Список сказок, которые можно использовать при коррекции агрессивности:

  • Л.Киселева. «И так бывает»                              
  • Сказка «Петушок и бобовое зернышко»
  • Немецкая сказка. «Кукушка»                          
  • Сказка «Волк и семеро козлят»
  • Л.Н.Толстой. «Отец и сыновья. Дед и внуки»
  • К.Ушинский «Умей обождать»
  • О. Пройслер сказка «Неприятности»,            
  • «Как поссорилась иголка с ниткой»
  • В. Щергин. Рифмы-обзывания.                            
  • Л.Киселева «Крошка Енот»                                                      
  • Л.Киселева Мальчик-Огонек
  • У.Дисней. Приключение маленького щенка.    
  • Притча «Ядовитая змея» И.Фурманова.
  • Сказка «Два жадных медвежонка»                    
  • О.Уальд «Мальчик-звезда»
  • Африканская сказка «Кто лучше».                      
  • Сказка «Лиса и кувшин»
  • Г.Андерсен «Ребячья болтовня»                                
  •  Народные потешки, «Нехотелка» Е. Синицина    
  • Басни Крылова «Лебедь, рак и щука» , «Стрекоза и муравей»,                                    
  • «Ворона и лисица», « Лиса и виноград»                                              
  • А.Толстой «Приключения Буратино»
  • Н.. Носов «Фантазеры»
  • Л.Фесюкова, сказка «Как лисичка бычка обидела»

Ситуации для рефлексии:

 Уважаемые родители, на этом наша консультация подошла к своему завершению. В заключение хотелось бы, чтобы вы продолжили фразу: «Мой ребенок будет более спокойным, если я…» (Родители продолжают фразу по очереди, передавая по кругу мячик)

Рефлексия «Письменный ответ»

  • Что вам особенно понравилось?
  •  Что хотелось бы сделать иначе?
  • Как изменилось ваше отношение к самим себе?
  • Какие свои ценные качества вам удалось увидеть?
  • Какими новыми знаниями и умениями вы обогатились?
  • Какие открытия сделали вы для себя в процессе собрания?
  • Что вас удивило?
  • Что оказалось полезным лично для вас?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"

Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вгляды­вается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоро­вается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"

В  брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....

Ребенок дома, ребенок на улице ,ребенок в природе

Основы безопасной жизнидеятельности ребенка...