Слушаем музыку
методическая разработка
Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки.Как художественное слово или картина,музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств,настроений,мыслей.Слушание музыки развивает интерес,любовь к ней,расширяет музыкальный кругозор,повышает музыкальную восприимчивость детей,воспитывает зачатки музыкального вкуса.Систематическое слушание музыки в детском саду помогает детям в более старшем возрасте лучше понимать и любить её.Музыкальные произведения для детей должны быть художественными,мелодичными,доставлять наслаждение своей красотой. Кроме того,они должны передавать чувтва,мысли,настроения доступные детям.Объём детского внимания невелик.Поэтому для слушания выбирают небольшие по обьёму произведения с яркой мелодией,несложной гармонией,ясной формой,негромкой силы звучания и небыстрые по темпу. Громкое звучание возбуждает детей,а слишком быстрый темп затрудняет восприятие мелодии.При правильной постановке музыкального воспитания возможности детей возрастают. Дети 3-4 лет наиболее легко воспринимают песни, исполненные педагогом без инструментального сопровождения,которое вначале мешает малышу разобраться в тексте. В первое время детей интересует то,о чём рассказывается в песне,а музыка играет как бы второстепенную роль.Постепенно вводится слушание песни с сопровожденеим фортепиано или какого-либо музыкального инструмента. Маленький ребёнок слушает музыку главным образом в связи с музыкальной игрой,пляской.Так,прежде чем дать дтям музыкальную игру "Воробышки и автомобиль",педагог предлагает послушать музыку о том,как летают воробышки, как движется автомобиль.Предварительное ознакомление с музыкой даёт детям возможность передать музыкальные образы в своих движениях.В младшей группе можно давать слушание инструментальной музыки как программной,так и непрограммной.Например,знакомство с инструментальной музыкой можно начать с очень хороших пьес или отдельных музыкальных фрагментов,таких, которые имитируют игру на трубе,на барабане ( А.Гедике "Барабан и труба") Детям средней и старших групп даются пьесы более сложные по содержанию,по характеру,гармонии и большие по объёму.Например, "Болезнь куклы" П.Чайковского, "Весёлый крестьянин" Р.Шумана," Птички " Э.Грига,из непрограммной музыки - "Мелодию" А.Рубинштейна,из танцевальной музыки- вальсы,экосезы Ф.Шуберта,Л.Бетховена," Польки" М.Глинки. Выбор музыкального материала определяется теми задачами,которые ставит перед собой педагог.В отдельных случаях,преимущественно в младшей гркппе,может быть использован зрительно-наглядный материал: книжки, картинки, игрушки.Но постоянно показывая готовый образ,мы мешаем развитию творческого воображения ребёнка. В старших группах хорошо проводить концерты,посвящённые творчеству П.И.Чайковского, Н.Римского-Корсакова,Л.Бетховена.Перед слушанием произведений показать портрет композитора,рассказать о некоторых,наиболее ярких моментах его жизни. Нравятся детям и концерты-загадки, например "Угадай,на каком инструменте играю".В старших группах после прослушивания музыки можно предложить детям определить характер музыкального произведения,его частей,средств музыкальной выразительности ( сила звука,высота).
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"От умения слушать музыку к умению слушать друг друга"
Консультация предназначена как для педагогов ДОУ, так и для родителей...

Учимся слушать музыку. Авторское стихотворение "Музыка рождается в тиши"
Одна из важнейших задач, которую мы, музыкальные руководители и учителя музыки, ставим перед собой, это задача - научить ребёнка вслушиваться в звучащую музыку в тишине, не отвлекаясь, вос...

Консультация «Научите ребенка слушать музыку» Рекомендации к выбору репертуара классической музыки для слушания детьми дома.
Очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если сам ребенок не проявляет к ней особого интереса. Это не совсем верно. Ребенку необходимо слушать музыку....

Сборник методических рекомендаций по ознакомлению малыша с музыкой «Слушаем музыку вместе с малышом» (для родителей детей от 0 до 3 лет)
Данный сборник рекомендован для родителей (законных представителей). В сборнике представлен материалы: с какого возраста знакомить малышей с музыкой, какой музыкой, какая музыка подходит лучше малышу....

«Научите ребенка слушать музыку» Рекомендации к выбору репертуара классической музыки для слушания детьми дома
Очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если сам ребенок не проявляет к ней особого интереса. Это не совсем верно. Ребенку необходимо слушать музыку....