Консультация родителям "Сказка" в рамках проекта "Мир полон сказок и чудес"
консультация (младшая, средняя, старшая группа)

Церкович Марина Владимировна

Рассказывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем читать книжки, тем раньше он начнет говорить и правильно выражаться. Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_v_zhizni_rebenka.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

СКАЗКА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

В наше время моральные ценности во многих семьях стали более материальны, они довлеют над духовными. Родители не часто покупают книги, считая достаточным наличие компьютера или планшета у ребёнка, не ходят с ним в библиотеку. Им порой кажется более удобным посмотреть сокращённый фильм по произведению в интернете или купить видеокассету сомнительного качества. Исчезла из семейного воспитания удивительно важная и ценная традиция семейного чтения, которая не только развивала ребёнка, его речь, но и позволяла каждому члену семьи высказаться по содержанию прочитанного, определить ценности, близкие этой семье, особенностям её уклада. Современные дети погружены в искусственный визуальный мир телевидения, компьютеров и видео. Непосредственно же рассказанная сказка стимулирует внутренний взор. Но самое главное состоит в том, что сказка притягивает к себе лишь потому, что доставляет удовольствие, как ребенку, так и родителю.

В сказке заложены морально-нравственные ценности, она развивает навыки общения, любознательность, воображение, формирует представление об объектах окружающего мира.

Сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром.

В художественно-эстетическом развитии сказка стимулирует ребенка к творческой деятельности.

В физическом развитии игровые сказочные моменты, народные игры способствуют правильному формированию опорно-двигательной системы организма.

В речевом развитии сказка обогащает словарь ребёнка, знакомит его с разными культурами, традициями.

Сказка корректирует мышление, внимание, память, воображение, мимику лица и жесты.

Затрагивая эмоциональную жизнь ребенка, сказка дает утешение, облегчение, она предоставляет ребенку словесные картинки и символы, которые могут быть использованы им для понимания и выражения своих чувств. Она выдвигает героев, моделирует ситуации, над которыми можно подумать и оценить их. Она предлагает детям творческое проникновение в эмоциональные аспекты человеческого поведения, развивает способность к зрительному воображению, что особенно полезно, так как у малышей часто не получается увидеть пути выхода из эмоционального тупика.

Сказка - это в первую очередь особая среда: через сказку ребенок совершенствуется в овладении языком. Образность и ритмичность сказки помогают малышу сосредоточить внимание на происходящих в ней событиях. Структура сказочного текста, построенная на повторах, помогает запоминанию.

Естественно, слушать сказку можно лишь в том случае, если в работу включается переживание и воображение. Но развитие памяти, внимания, речи и воображения всего лишь «побочные» следствия взаимодействия сказки и ребенка. То есть, это развитие возможно лишь потому, что сказка близка ребенку по мироощущению и помогает ему решить фундаментальную психологическую задачу адаптации к реальности. Сказка помогает ему обрести эмоциональный комфорт и примириться с окружающим его непонятным и часто пугающим миром.

С точки зрения психоанализа, сказки – это матрицы типичных психологических проблем детей. Сказка устроена так, что ребенок легко отождествляется с кем-то из ее персонажей и через воображаемые приключения приобретает опыт разрешения конфликтов. Именно поэтому она обладает своеобразным психотерапевтическим эффектом. Но учит сказка не в лоб, как басня. Мораль не свойственна сказке. Ее советы скрыты, часто не однозначны, предлагаемые решения многослойны – т. е. сказка, ко всему прочему, еще и учит ребенка выбирать.

Именно сказка приобщает ребенка к миру искусства: учит понимать и любить художественное слово, видеть прекрасное в живописных полотнах, слушать музыку.

Сказка помогает формировать речь ребенка, его эмоциональную жизнь, воспитывает умение удивляться разнообразию мира, развивает воображение и фантазию. Мудрость, заложенная в сказках, воспитывает у детей уважительное отношение к окружающим людям.

Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как приятное, доступное детям занятие. С помощью сказок можно воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его формирующейся личности. Постарайтесь понять эмоциональную проблему вашего малыша (страх, одиночество, неуверенность, грубость и другие черты). Задумайтесь, почему он тревожен, агрессивен, капризен – и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребенку его существенную проблему. Придумайте фантастическое существо, пусть оно по сказочному сюжету преодолевает все трудности. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации.

Рассказывая малышу сказку, обязательно придумайте хороший финал. Сочиняйте только те сказки, которые близки и понятны именно вашему ребенку.

Рассказывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем читать книжки, тем раньше он начнет говорить и правильно выражаться. Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал. Лучше всего читать сказку перед сном, когда ребенок спокоен, находится в хорошем настроении и готов внимательно слушать. Читать нужно эмоционально. По окончанию можно обсудить сказку: что понравилось, а что нет. Попросить ребенка описать героев. Сказкой можно снять тревогу у ребенка. Также можно поставить эмоциональную речь, сделать ее красивой и образной. Словарный запас расширяется, диалог строится правильно, связная логическая речь развивается. Рассказывайте сказку интересно, как бы чувствуя, что это другой мир. Читайте с хорошей дикцией и интонацией, тогда ребенок научится четко выговаривать звуки. В современном мире значение сказки в воспитании детей переходит на задний план. У ребенка есть мультики по телевизору, игры на планшете, зачем ему сказки? Мультфильмы интересно смотреть, но они не развивают воображение, ведь действия представлены на экране. Если вы хотите, чтобы ребенок развивался творчески, необходимо предоставлять ему простор для фантазирования. Сказка может не только воспитывать, но и корректировать поведение, во многих случаях снимать сложные психологические проблемы и стрессы, тревожащие неокрепшую психику ребенка. Для этого можно выбирать подходящие сюжеты уже существующих сказок и разбирать их в ролевых играх или театральных постановках. Отличным коррекционным моментом станет игра «Придумай по-другому», в которой ребенку предлагается создать новый финал любимой сказки. Обратите внимание, какие сюжетные ходы выбирает малыш, стремится ли он сделать финал истории счастливым, с какими персонажами ассоциирует себя и своих близких. Особое внимание следует обратить, если ребенок устойчиво отдает предпочтение несчастливым концовкам, уделяет повышенное внимание отрицательным персонажам.

Но самая главная мораль – что есть зло, а что добро. В наших сказках именно это и выражено. В результате ребенок сравнивает себя с хорошим персонажем и знает, что зло наказуемо. Для младших дошкольников подойдут простые короткие сказки о животных – «Лиса и журавль», «Волк и семеро козлят», «Кот и лиса», «Курочка Ряба» и т. п. При анализе персонажей, малыш 3-4 лет скорее всего будет оперировать емкими и общим и категориями – «хороший» - «плохой», «злой» - «добрый», старайтесь постепенно в ходе тематических бесед расширить взгляд ребенка на личность человека, научить различать дурные, ошибочные поступки положительных персонажей и попытки стать «хорошими» отрицательных героев. Дети любят волшебные сказки и сказки о животных. Кот, петух, заяц, волк, лиса, медведь из жизни перешли в сказку. Все фантастическое в мире сказки тесно связано с реальностью и не уводит детей от нее. а служит раскрытию жизненной правды. Дошкольники узнают об образе жизни животных, об их повадках. Результаты исследований показывают, что первичные представления о многих животных, особенностях их поведения, формируются именно под влиянием сказки. В старшем дошкольном возрасте стоит отдать предпочтение волшебным сказкам, а также познакомить ребенка с литературными авторскими сказками. Незнайка и Буратино, Черная курица и Гарри Поттер – сделайте набор этих персонажей максимально разнообразным и многоплановым, это позволит развить у малыша любовь к литературе, обогатит его сенсорный и культурный опыт, даст импульс для творческого развития. Сказочные образы долго живут в сознании детей. Сказка учит мечтать, усиливает мыслительную деятельность, обогащает внутренний мир ребенка, дети тянутся к ней. В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающим первоначальный смысл сказки, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки. Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления ребенка. Сказка учит ребенка думать, оценивать поступки героев, тренирует внимание, память, развивает речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Добрый лес, весенний лес, Полон сказок и чудес...” (Экскурсия в весенний лес)

Цель: - Познакомить с весенними явлениями в жизни природы;- расширять представление детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно;- закреплять знания о деревьях. Учит...

Комплексное занятие по экологии "Здравствуй лес,зимний лес, полон сказок и чудес"

                                   КОНСПЕКТ      Комплексного занятия по...

Конспект спортивного праздника «Зимний лес полон сказок и чудес» для детей средней группы

_ обогащать и расширять знания детей о зиме, используя средства физической культуры,- сформировать привычку к здоровому образу жизни, научить детей заботиться о своём здоровье. Развивать ум...

"Зимний лес полон сказок и чудес"

Спортивный праздник для среднего дошкольного возраста...

Лес полон сказок и чудес

Интегрированное НОД в подготовительной группе...

«Вот стоит волшебный лес, полон сказок и чудес!»

Конспект интегрированной НОД по ФЭМП...

«Чудо-звери, чудо-лес полон сказок и чудес»

Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта. Воспитание у детей любви и заботливого отношения к природе....