"Смотрим мульфильмы с пользой!"
статья
Мы все родом из детства! А это значит мы большие поклонники мультипликационных фильмов! Представляю вам мастер-класс на тему "Мультипликационные фильмы как инновационная технология коррекции детей с ОВЗ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smotrim_multfilmy_s_polzoy.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Мультипликация – как средство обучения и развития дошкольников!
Смотрим мультфильмы с пользой!
Уважаемы родители!
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками с ОНР относится формирование у них связной монологической речи. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у таких детей обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, лексического, грамматического, а также недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи. Для детей с ОНР характерны низкий уровень развития основных свойств внимания и памяти, низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности (Т. Б. Филичева, С. Н. Шаховская, Л. С Волкова и др.). Наличие вторичных отклонений в ведущих психических процессах (восприятии, внимании, памяти и др.) создает дополнительные затруднения в восприятии учебного материала.
Для облегчения усвоения детьми с речевыми нарушениями учебного материала в своей деятельности я широко использую эффективные способы обучения. Одним из таких способов является мультипликация. На занятиях по автоматизации звуков, по развитию лексико-грамматических средств языка, а так же связной речи я использую старые добрые советские мультфильмы. В ходе просмотра мультфильмов у детей происходит усиление наглядности, намного повышается воспринимаемость учебного материала.
Уважаемые родители! На примере мультфильма по стихотворению С. Я. Маршака «Где обедал, воробей?», я предлагаю вам изучить лексическую тему «Дикие животные», на основе которой вы легко и интересно закрепите у детей звукопроизносительную сторону речи, грамматические навыки, связную речь и многое другое.
1. Зная, что детям нравится мультипликация, пригласите их посмотреть мультфильм по стихотворению С.Я Маршака «Где обедал, воробей?». После просмотра побеседуйте с детьми куда в выходные можно всей семьей сходить отдохнуть? (в парк, в музей, в кинотеатр, в зоопарк и т. д.) Во время беседы формируйте у детей навыки самоконтроля за произношением поставленных учителем-логопедом трудных звуков, таких как [Р], [С], [Ш], [Ж], [Л] и т. д., автоматизируйте звуки в словах, чистоговорках, предложениях, стихах. Придумайте всей семьей веселые чистоговорки. Например:
Са-са-са – это хитрая лиса,
Су-су-су – и живет она в лесу,
Сы-сы-сы – много дела у лисы,
Со-со-со – она крутит колесо и т. д.
(см. музыкальные чистоговорки, автор Железнова)
2. Задавая детям вопросы: О ком мультфильм? Где происходит действие? Кто главный герой? Каких животных дети увидели в мультфильме? К кому залетал пообедать воробей? Были ли звери гостеприимны? У кого обедал? Чем угощался воробей? и т. д., вы побудите их к построению полных развернутых предложений, развитию связной речи. Формируйте у детей при этом четкую, грамотно оформленную речь.
3. Объясните детям значения слов: подкрепиться, погостить, отруби, пир, вольеры, гостеприимный и т. д. Таким образом, вы поспособствуете обогащению и активизации словарного запаса дошкольников по теме «Животные». Во время беседы воспитывайте любовь детей к животным.
4. Расскажите детям о том, что автором стихотворения «Где обедал, воробей?», по которому снят мультфильм, является С. Я. Маршак, его биографию, почитайте другие его произведения, рассмотрите иллюстрации разных художников к книге С. Я. Маршака «Где обедал, воробей?»
В этом случае вы познакомите своих детей с творчеством детского писателя.
5. Предложите детям следующие игры: «Угадай, чей голос?», «Подбери музыкальный инструмент» и т. д. Подберите с ребенком музыкальный инструмент, который бы на слух звучал так, как животные подают голос (ассоциации со звукоподражанием), «Хлопни – топни!». Услышав животное, у которого обедал воробей, предложите детям хлопнуть, у которых не обедал – топнуть. В ходе этих игр у детей развиваются произвольное и слуховое внимание, фонематическое восприятие, навыки выполнения многоступенчатой инструкции, психические процессы и т. д.
6. Предложите семье построить из строительного материала зоопарк (выполнить аппликацию «Зоопарк»), а так же попутешествовать там виртуально. Эта совместное творчество будет подарком для ваших детей.
7. Поиграйте в увлекательную игру с детьми «Чудесный мешочек». Во время игры ребенок засовывает руку в мешочек и на ощупь по контуру должен угадать животное. Это интересная игра доставит детям огромное удовольствие.
8. Для развития у детей рифмы предложите им добавить словечко в конце предложения каждой строчки стихотворения. Упражняйте подбирать слова-рифмы в предложениях. Не забывайте учить детей включать в предложения умышленно пропущенные вами предлоги У, В, С, На, К, Из, Для. Например: взрослый начинает предложение, а дети продолжают:
Где обедал воробей?
- Где обедал, воробей?
- В зоопарке, ….(у зверей)
Пообедал я сперва за решеткою....(у льва)
Подкрепился у лисицы, у моржа попил….(водицы)
Ел морковку у слона, с журавлем поел…(пшена)
Погостил у носорога - отрубей поел ….(немного)
Побывал я на пиру у хвостатых…(кенгуру)
Был на праздничном обеде у мохнатого….(медведя)
А зубастый крокодил чуть меня…(не проглотил)
9. Разучите с детьми пальчиковую гимнастику на основе этого стихотворения. Так как детям нравятся «игры с пальчиками», предложите загнуть пальчик на одной, затем на другой руке, называя при этом животное. Затем прочтите его как самостоятельное художественное слово.
10. Поговорите с детьми о том, как животным живется в зоопарке, чем их кормят, кто и как за ними ухаживают, а так же вспомните, чем угощался воробей в каждом вольере. Предложите детям «покормить» животных, закрепите с детьми корм для них. А чтобы игра стала интереснее, разложите с детьми угощение животным в совместно построенном «зоопарке» (муляжи (рисунки) продуктов: мясо, водица, пшено, морковка, отруби, мед и т. д.)
11. Актуальность следующих игр обусловлены опусканием дошкольниками в речи предлогов. Поиграйте в речевые игры «Подбери пару», «Кто что ест?», «Кто за кем охотится?» Продолжайте при этом совершенствовать у детей коммуникативную функцию языка с помощью предлогов. Во время этих игр закрепите предлоги Для, За, обращая внимание на отчетливое их проговаривание ребенком. Например: Мы выберем мясо для льва, мед для медведя, пшено для журавля и т. д. Лиса охотится за зайцем, мышами и т. д. Так же поупражняйте детей составлять предложения из двух слов: медведь – мед - Медведь любит лакомиться медом, лев – мясо и т. д.
12. Поиграйте с детьми в игру «4-ый лишний» следующим образом: называя три слова из одной группы, добавьте четвертое из другой. Ребенок должен сообразить какое слово лишнее и мотивированно объяснить почему. Например: заяц, корова, медведь, волк
Ответ ребенка: Здесь лишняя корова, т. к. она домашнее животное, а остальные – дикие.
13. Для дальнейшей учебы в школе детям необходимо развивать память, внимание. Предложите детям «собрать» книжку-гармошку, поместив животных в определенном порядке, так как они были в мультфильме. Эти навыки пригодятся детям в составлении краткого плана для пересказывания текстов, чтения в дальнейшем стихов и т. д.
14. При просмотре мультфильма в другом варианте целесообразно закрепить у детей фразовую речь, т. е. по цепочке повторить фразу за персонажем, от лица которого ведется повествование. Попробуйте поставить мини-спектакль (игру-драматизацию) по мультфильму. Предложите ребенку роль «воробья». Задавая вопрос «Где обедал, воробей?», вы побуждаете детей к ответу. Таким образом, развивается фраза, а также связная речь детей. (мультфильм «Где обедал, воробей?» от имени персонажа Лисы)
15. Смастерите вместе с детьми маски животных и устройте дома «Воробьиную дискотеку». Дети оценят совместную динамическую деятельность с удовольствием. Можно использовать музыку из передачи «В мире животных»
16. Для развития у детей мелкой моторики, графических навыков используйте мнемотаблицы-раскраски, упражнения на обведение по контуру животных из стихотворения, штриховку и т. д. Закрепите знания, умения и навыки детей в самостоятельной деятельности.
17. При подготовке детей к обучению грамоте необходимы упражнения на звуковой анализ и синтез слов, а так же звуко-буквенный анализ. Предложите детям составить слова из букв, такие как Зоопарк, Природа, названия животных и т. д.
Рекомендую уважаемым родителям просмотр следующих мультфильмов, после которых целесообразно закрепить лексические темы:
Лексическая тема | Мультфильмы |
Овощи | Веселый огород |
Фрукты | Молодильные яблоки, Мешок яблок, Яблоко |
Осень | Мышонок и красное солнышко Осенние корабли |
Ягоды | Дудочка и кувшинчик |
Грибы | Под грибом Дудочка и кувшинчик |
Одежда, обувь, головные уборы | Золушка Храбрый портняжка |
Мебель | Три медведя |
Посуда | Федорино горе Три медведя |
Дикие животные | Лесные путешественники. Хвосты. Волк и лиса. Теремок. Маша и медведь. Крошка-енот. Чудесный колокольчик. Крашенный лис. Волчище – серый хвостище. «Где обедал, воробей?» |
Домашние животные | Кошкин дом. У страха глаза велики. Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Котенок. Чудо – мельница. |
Домашние птицы | Гуси-лебеди. Гадкий утенок. |
Перелетные птицы | Серая шейка. Аист. Высокая горка. Дюймовочка. |
Животные холодных стран | Умка. Пингвиненок Лу-Лу. Олешка – белые рожки. Дед Мороз и лето. |
Животные жарких стран | Как черепаха и львенок пели песню. Золотая антилопа. Ракушка. Крем-брюле. Корабль пустыни. |
Зима | Снегурочка. Снеговик – почтовик. Зимняя сказка. Мороз Иванович. Серебряное копытце. |
Подготовка животных к зиме | Зимовье зверей. Зимняя сказка. |
Профессии | Волшебная птица. Каштанка. |
Весна | Снегурочка на масленице. |
Лето | Дед Мороз и лето. Радуга. |
Насекомые | Муха-цокотуха. Как муравей домой спешил. Муравьишка-хвастунишка. Дюймовочка. |
Рыбы | Янтарный замок. Русалочка. |
Цветы | Чудесный колокольчик. Дудочка и кувшинчик. Цветик – семицветик. |
Дом | Приключения домовенка Кузи. Дядя Федор, пес и кот. Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях. |
День защитника отечества | Сказка о солдате. |
Хлеб | Чудо-мельница. Колосок. |
Народные промыслы | Волшебная птица. Летучий корабль. |
Семья | Аленький цветочек. |
Зимующие птицы | Растрепанный воробей. Возвращение блудного попугая. |
Игрушки | Стойкий оловянный солдатик. Необыкновенный матч. Щелкунчик. |
Спорт | Шайбу-шайбу! Необыкновенный матч. Нехочумба. |
Школа | В стране невыученных уроков. Вовка в тридесятом царстве. |
Уважаемые родители!
Откройте своим детям удивительный мир советских мультфильмов! Они удивительно добры, искренни, многогранны! В наше время они незаслуженно забыты!
Учитель-логопед Серкунова К. Р.
6 марта 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Папка передвижка "Как с пользой смотреть мультики"
tit.jpg 1.jpg 2.jpg 3.jpg 4.jpg 5.jpghttp://letitbit.net/download/72399.7db9d5602a4c90e89b5d0f633625/kak_s_pol.zoy_smotret._mul.tiki.rar.html...
Как с пользой смотреть мультфильмы?
Мультфильмы, как и игра, являются своего рода символами, сигналами, вызываюшими в сознании ребёнка определённые реакции.........
Как с пользой смотреть мультфильмы?
Мы, взрослые, порой считаем, что мультфильмы - пустое развлечение, бесполезная трата времени. Часто мы, не задумываясь, запрещаем детям проводить время у телевизора. Однако некоторые из нас,...
как с пользой смотреть мультфильмы?
консультация для родителей...
Материал в уголок логопеда "Как с пользой смотреть мультфильмы"
Как с пользой смотреть мультфильмы, папка передвижка....
Смотрим мультики с пользой
Смотрим мультики с пользой...