Роль семьи в успешной адаптации ребенка к школе
консультация (подготовительная группа)

Еременко Евгения Владимировна

Роль семьи в успешной адаптации ребенка к школе

Успешность обучения ребенка в школе, комфортное его существование среди детей  во многом зависит от того, насколько успешно прошла адаптация ребенка к школьной жизни. Роль взрослых в этот период имеет очень большое значение. Понимание и психоэмоциональную поддержку родителей невозможно переоценить. Практика свидетельствует, что период адаптации к школе у детей происходит по-разному: одни дети без особых проблем включаются в школьную жизнь, другие сталкиваются с достаточно стойкими трудностями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_semi_v_uspeshnoy_adaptatsii_rebenka_k_shkole.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в успешной адаптации ребенка к школе

Успешность обучения ребенка в школе, комфортное его существование среди детей  во многом зависит от того, насколько успешно прошла адаптация ребенка к школьной жизни. Роль взрослых в этот период имеет очень большое значение. Понимание и психоэмоциональную поддержку родителей невозможно переоценить. Практика свидетельствует, что период адаптации к школе у детей происходит по-разному: одни дети без особых проблем включаются в школьную жизнь, другие сталкиваются с достаточно стойкими трудностями. Как правило, трудности приспособления к школе можно разделить на две большие группы: 1) связанные с учебным процессом и 2) связанные с усвоением правил и норм школьной жизни. Разным детям требуется различное время для того, чтобы освоиться в школе. В целом дети осваиваются со школьными порядками в течение месяца, для некоторых детей это время составляет 3-4 месяца, а некоторые не могут полностью освоиться и в течение года. В начале второго класса все дети чувствуют себя уверенно в качестве учеников. Последовательность освоения детьми школьной жизни происходит в несколько этапов. В самом начале очень важно положительное отношение ребенка к поступлению в школу. И здесь многое зависит от родителей: подготовка, сборы в школу, выбор одежды, ранца, портфеля или рюкзачка, цвета тетрадей, создание праздничной обстановки и т.д.
Далее следует период освоения предметного окружения: окружающей обстановки и «орудий труда». Для детей важны предметы обстановки: мебель, полы и стены, доска, место учительницы. Большое внимание они уделяют «мелочам» (с точки зрения взрослого) — тем вещам и вещичкам, которыми пользуется школьник. Надо предоставить ребенку возможность со вкусом и любованием рассматривать, трогать, пытаться использовать все эти карандашики, ластики, линеечки и другие школьные принадлежности. Если даже ребенок много пользовался такими вещами до школы, неплохо использовать ситуацию для повышения значимости именно школьного обучения. Можно показать ребенку, что это именно его вещи для его труда, помочь содержать их в порядке, договориться, что никто не будет их брать. Этим более или менее наглядно очерчивается «территория» для школьных дел, детям всегда важно иметь наглядный образ действительности, это составляет «чувственный базис» для более отвлеченных вещей (знание и соблюдение правил, ответственность).
При выборе школьных атрибутов родителям важно учесть, что «роскошный» пенал труднее освоить, в нем слишком много предметов, картинок, которые рассеивают внимание, переключают его с назначения предметов на их внешний вид, сюжет картинки или что-то еще. Вместе с вещами в сознание ребенка входят правила, по которым идет жизнь в школе: это мой класс, в нем проходят уроки, из него можно выйти и поиграть в коридоре после разрешения учительницы, которое она дает после звонка. В классе есть парты и окна, есть парта для меня, а еще бывает лестница и столовая, туалет, гардероб, зал, кабинет для уроков музыки и много-много всего.
В начале школьного обучения ребенку необходимо проявлять самостоятельность самому отвечать за себя и свои действия. Поэтому родителям не стоит торопить детей, когда они одеваются или раздеваются, собираются и идут в школу, выполняют первые домашние задания. Родителям нужно помочь им освоить все эти процессы, некоторые из которых постепенно станут автоматическими. После того, как ребенок научился  собирать портфель осмысленно: отдавая себе отчет в том, что для какого урока нужно, этот процесс можно ускорить, но важно дать возможность ребенку все освоить в своем темпе. Только после освоения предметного мира можно ожидать освоения абстракций — правил, по которым следует действовать, и отвлеченных понятий в познавательной сфере и в сфере отношений.
По многочисленным исследованиям, второклассники — это идеальные школьники. Они учатся всерьез и с полной самоотдачей. Позднее появляются элементы самооценки, усиливается внимание к другим людям. К концу 3-го — в 5-м классе разгораются дружба и влюбленность в учителей и приятелей. Таким образом, ребенок как бы проходит путь от эмоционально насыщенного отношения к освоению предметного мира школы и школьных дел усвоению ролей и «правил игры» школьной жизни и далее — вновь к эмоционально насыщенным отношениям со сверстниками и взрослыми. Сложности в период адаптации возникают у детей получивших подготовку в условиях, сильно отличающихся от школьных. Для детей бывает проблемой переключение от известных им способов общения, к тем, которые предлагаются сейчас. Если ребенок получил начальные школьные навыки в условиях, приближенных к детской игре, проблемой может быть осознание обстановки как неигровой и учебного труда как особого вида деятельности. Очень часто детям трудно умерить свою потребность в движении. Игры с правилами на переменах в школьном коридоре дают возможность подвигаться и в то же время организованы таким образом и так используют пространство, что вероятность получить травму заметно снижается.                                      Особые проблемы в адаптации к школьной жизни возникают у леворуких детей. Практика показывает, что адаптация к школе у леворуких детей может проходить кардинально различно: от очень трудной адаптации, влекущей за собой хронические, затяжные проблемы до безболезненного включения в школьную жизнь, достижения блестящих успехов в учебе и других сферах жизни. Педагогу необходимо обратить внимание на то, чтобы локоть не задевал соседа по парте, попытаться найти прописи для леворуких. Дети, у которых ведущая рука — левая, несмотря на свою многочисленность, оказываются в некоторых отношениях в положении «меньшинств». Они нередко вынуждены учиться писать так, как им неудобно, терпеть принуждение взрослых или сами себя учить.                                                                   Общая проблема в период адаптации к школе — усталость детей как естественное следствие изменений в организации жизни. Дети могут реагировать как снижением активности, так и ее увеличением. В любом случае родителям стоит поберечь ребенка от переизбытка впечатлений (сюда можно отнести и частые походы в театры, гости), в то время как дополнительные прогулки или выезды за город, любимые занятия, игры, внимание родителей очень нужны начинающему школьнику.
В период адаптации к школе, родителям необходимо обратить внимание на то, что наряду с эмоциональным подъемом и радостным ожиданием перемен дети испытывают чувства напряжения и растерянности от обилия новых впечатлений. От родителей требуется понимание и признание естественного права ребенка на разнообразные чувства, даже если они не такие, как у всех. Это признание чувств ребенка никак не отменяет необходимости привыкания к школе и выполнения школьных требований.
Временные трудности — это во многом трудности субъективные, связанные с особенностями восприятия и реагирования конкретного ребенка на общую для всех ситуацию. По мере освоения школьных требований временные сложности «сходят на нет».
Существуют также объективные трудности, они обычно носят стойкий характер, так как связаны с существенными индивидуальными особенностями развития, и со временем сами не исчезают. Эти трудности адаптации детей требуют более тщательного внимания со стороны родителей и педагогов.
Стойкие проблемы школьной адаптации вызывают ряд затруднений у детей. Как правило, они связаны с несовершенствами познавательных способностей, стойкими нарушениями внимания, работоспособности, памяти, недостаточным развитием мыслительных способностей и речи. Эти проблемы могут быть связаны с органическими нарушениями, поэтому следует обратиться к специалистам.
Часть стойких трудностей с учебой помогут решить учителя-логопеды. Это могут быть несовершенства речевого аппарата, недостаточное различение звуков речи, недостатки пространственного восприятия, когда дети легко путают направление линий (вертикаль с горизонталью) или без пересчета ошибочно воспринимают количество — им все равно, две палочки или три. И тогда дети делают характерные ошибки при чтении и на письме: путают глухие и звонкие согласные, буквы с «хвостиками» вверх и вниз, хронически не ставят точки и не пишут заглавные буквы, пропускают буквы, обозначающие гласные звуки, иногда даже пишут слова в предложении слитно, некоторые затрудняются найти нужную строчку в тетради. Иногда эти ошибки проходят сами собой, в других случаях они остаются с ребенком, несмотря на все усилия взрослых.
Нередко эту проблему может разрешить только специальная логопедическая работа. Основная работа ребенка в начальной школе — освоить чтение и письмо, это базовые навыки, необходимые для дальнейшего обучения. Кроме того, ребенку этого возраста просто необходимо ощущение успеха, реальные усилия должны подкрепляться реальными достижениями, одобрением учителя, родителей, и обычно детям это удается. В случае же «логопедических» проблем усилия детьми прилагаются, а успеха не наблюдается. Для продвижения в учебе ребенку нужна специально подобранная система упражнений, учитывающая его особенности.
Помимо перечисленных затруднений, обусловленных особенностями развития познавательных способностей, возможны проблемы личностного развития, проблемы в общении, приводящие к трудностям в обучении. Для этих детей характерны следующие проявления: они не могут установить рабочие отношения с учителем, не выполняют его требования; на уроках производят впечатление невнимательных, занятых своими мыслями. Даже при очень хорошей академической подготовке они не в состоянии в полном объеме выполнять учебную нагрузку. Низкая самостоятельность в бытовых вопросах контрастирует с высоким интеллектом; богатый словарный запас сочетается с довольно слабыми моторными, графическими навыками. Для некоторых детей характерно значительно опережающее (относительно возраста) развитие мыслительных способностей при запаздывании коммуникативных способностей. Эти особенности свидетельствуют о дисбалансе в развитии ребенка.
Такому ребенку самому трудно в школе, и с ним трудно учителям и одноклассникам. Эти дети непонятны для педагогов, так как проблема лежит за пределами собственно школьных, учебных вопросов и относится к сфере эмоционально-социального развития. Сочетание высокой одаренности и беспомощности дает низкие возможности адаптации. Со временем дети приспосабливаются жить в школе, а иногда, школа, педагоги, одноклассники приспосабливаются к ним. Для реальной помощи такому ребенку необходима специальная работа психолога.
Таким образом, дети входят в школьную жизнь по-разному, с большей или меньшей легкостью. В школе проявляются те трудности, которые имеет ребенок в своем познавательном или личностном развитии. При благоприятной адаптации ребенка к школе его развитие активно продвигается вперед. При наличии проблем развитие скорее замедляется или даже приостанавливается до тех пор, пока ребенок не справится с проблемой сам или с помощью взрослых. Именно поэтому сотрудничество педагога и родителей столь важно для ребенка в период адаптации ребенка к школе. Дети и подростки отличаются тем, что в большинстве случаев бывает достаточно очень небольшой помощи, чтобы ребенок стал более счастливым.


В средней школе адаптация определяется, прежде всего, наличием или отсутствием интереса к освоению основных навыков учебного труда и базовых знаний. Но если коммуникации со сверстниками не являются бурной зоной эмоционального развития, вряд ли школьная адаптация может считаться благополучной. Если подросток фиксирован на учебе, подобно младшему школьнику, есть все основания поразмышлять, что он будет делать в жизни со всеми этими знаниями, сможет ли он реализовать их в совместной деятельности с другими людьми, найти человека, с которым сможет, и захочет разделить свои переживания, с кем будет строить семью.
Старшеклассники вновь обращают активное внимание на учебу — это путь к той жизни, которую они хотят построить, в ней важную часть занимают профессиональное образование и деятельность. Здесь основной критерий адаптации — способность представить себе будущую взрослую жизнь.
Родителям и педагогам необходимо разграничить временные и стойкие проблемы при адаптации ребенка к школе.
Некоторым детям, боязливым и с трудностями пространственной ориентации, помогает освоиться «экскурсия по школе», которую они проводят для своей мамы. Многие дети часами играют в школу с игрушками или с другими детьми и такие игры необходимо поощрять.
Сложность адаптационного периода состоит в том, что дети не слушают учителя и не относят к себе лично те указания, которые учитель делает для всего класса. Чаще всего эти особенности детей оказываются довольно стабильными и только ярче проявляются с течением времени. Некоторые дети не могут освоить обычную позу внимания и поведение, показывающее, что ребенок внимательно слушает, им легче сосредоточиться, когда они что-то крутят в руках, двигают руками-ногами, а один мальчик в нашем опыте резко поворачивал голову в сторону от взрослого и мог долго удерживать эту позу. Родителям и педагогам необходимо понаблюдать и определить, какое именно поведение ребенка дома и в школе означает его внимательность, и позволить ему так себя вести, если это приемлемо и не отвлекает других детей от работы. Дети чаще всего что-нибудь закрашивают, обводят ручкой или карандашом, грызут ластик, ломают карандаши, однако, родителям бывает нелегко пойти даже на то, чтобы дать ребенку запас листков для чирканья.
Дети с высоким или низким темпом нуждаются в особом подходе. Стоит приложить усилия, чтобы ребенок мог работать в обычном темпе и оговорить особенность темпа действий с педагогом.
Особого внимания родителей и педагогов требуют дети с разнообразными нарушениями внимания.Иногда педагогам рекомендуется пригласить на урок маму, чтобы она, как близкий ребенку взрослый, провела наблюдение: как учитель ее ребенка привлекает внимание детей, какие существуют «сигналы» для привлечения внимания к словам педагога, для начала работы в тетради, для окончания фрагмента работы — у всех педагогов они разные. Дети и педагог учатся понимать сигналы друг друга, но некоторым детям это сделать труднее, чем другим. Полезно дома тренировать ребенка отзываться на словесные и несловесные обращения педагога. Однако именно те родители, которые обращаются с этими проблемами, меньше других настроены на то, чтобы помогать ребенку приспосабливаться к конкретным условиям, конкретному учителю, они склонны к абстрактным рассуждениям, в то время как в начальной школе очень большое значение в мышлении детей имеют наглядные образы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Статья написана на основе опыта работы, рассматриваются и описываются методы и приемы развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития....

Преемственность между ДОУ и школой в решении задач успешной адаптации ребенка в школе

Психологи сравнивают поступление ребёнка в школу с революцией  в сознании. Всё меняется для малыша: его окружение, режим д...

"Преемственность в дошкольном и школьном образовании как залог успешной адаптации ребенка к школе."

О преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования много говорят в последнее время.. Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким у...

Роль общения в успешной адаптации ребенка в детском саду.

Успешное и безболезненное привыкание ребенка к детскому саду зависит от многих причин. Умение общаться - один из факторов успешной адаптации  малыша в ДОУ....

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

Одним из важнейших условий адаптации ребенка в детском саду является мотивация ребенка ходить в детский сад и степень готовности к этому родители. Зачастую родители беспокоятся больше, чем сам ребенок...

Консультация для родителей" Роль семьи в успешной адаптации к школьной среде".

Консультация для родителей " Роль семьи в успешной адаптации  к школьной среде"....