Семинар-практикум «Работа с педагогами по подготовке к эффективному проведению родительского собрания»
консультация

Косоротова Мария Владимировна

Семья и детский сад - два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_effekt._rabote_s_roditelyami.docx36.61 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «Детский сад №13 «Аленький цветочек»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

«Работа с педагогами по подготовке к эффективному проведению родительского собрания»

Ответственный:

старший воспитатель

Косоротова М.В

2024 г.

СЕМИНАР

 «Работа с педагогами по подготовке к эффективному проведению родительского собрания»

        Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.

        Задача детского сада – «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка. Необходимо, чтобы д/с и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка.  При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

        Цель педагогов – создать единое пространство развития ребёнка в семье и ДОО, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОО и семьи.

        Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

        Основные задачи взаимодействия с семьей:

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • Объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
  • Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях

Взаимоотношения с родителями целесообразно выстраивать поэтапно:

На первом этапе – «Давайте познакомимся!» - родители знакомятся с д/с, с образовательными программами, с педагогическим коллективом, раскрываются возможности совместной работы.

Второй этап – «Давайте подружимся!». На этом этапе родителям предлагаются активные методы взаимодействия: тренинги, круглые столы, игровые семинары.

        Третий этап называется – «Давайте узнаем вместе». На этом этапе можно говорить о функционировании родительско-педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка (исследовательская, проектная деятельность, совместные экскурсии, посещение выставок, музеев)

Важной составляющей взаимодействия педагогов и семьи является просвещение родителей. В широком значении, основная цель просветительской деятельности – повышение уровня общей культуры и социальной активности населения (Модельный закон «О просветительской деятельности», 2001). В узком  значении, применительно к системе «Родители - дети» целью выступает повышение уровня педагогической культуры родителей (лиц их заменяющих). Просвещение родителей в д/с направлено на ознакомление с достижениями науки и передовым опытом в области воспитания дошкольников. Одна из функций просвещения – информативная. Взаимодействуя с родителями, нельзя не сообщать друг другу о разных фактах из жизни детей и взрослых в д/с и семье, о состоянии ребенка (его самочувствии, настроении), а также о развитии детско-взрослых (в том числе детско-родительских) отношений. Эта информация передается или при непосредственном общении родителей, педагогов, детей (в ходе бесед, консультаций, на собрании)

Презентация «Особенности организации взаимодействия с родителями воспитанников в процессе консультирования»

Или информация передается опосредованно (Как?) В качестве источников информации, получаемой опосредованно д/с и семьей, являются: рукописные журналы, переписка педагогов и родителей в сети Интернет (официальный сайт), стенды для родителей, памятки, буклеты, выставки, медиатека и т.п.

Важная форма взаимодействия д/с и семьи – совместная деятельность педагогов, родителей и детей, которая не только развивает отношения педагогов и родителей, родителей и детей, но и содействует развитию отношений между семьями воспитанников. Совместной деятельностью принято считать деятельность, возникающую при объединении людей для достижения общих целей. Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в системе «Педагоги – родители – дети» является удовлетворение потребностей ребенка, имеющих ведущее значение для его развития:

- потребность в любви, одобрении;

- стремление к овладению телом, освоению психическими функциями, социальными способами взаимодействия с другими людьми;

- потребности к удержанию освоенных действий через их неустанное воспроизведение;

- потребность в ознакомлении с окружающим миром.

Формами такой деятельности являются: акции, вечера музыки и поэзии, семейная гостиная, музыкальные фестивали, клубы, праздники, прогулки и экскурсии, проектная деятельность, семейный театр и др.

Разнообразные формы работы с родителями должны содержать образовательные области:

  • «Познавательное развитие» - интеллектуальное развитие ребенка через подготовку его к конкурсам и совместные дополнительные мероприятия в семье и д/с.
  • «Социально-коммуникативное развитие» - знакомство родителей с трудностями и достижениями детей при организации выставок; индивидуальное консультирование родителей по вопросам общения, круглые столы, участие в конкурсах, совместное чтение детей и родителей произведений х/л и т.п.
  • «Физическое развитие» - знакомство родителей с лучшими достижениям в физической культуре других семей, организация совместных соревнований и т.д., информирование родителей о создании безопасных условий дома через консультации, оформление стендов, стенгазет, плакатов, буклетов; знакомство родителей с эффективными средствами закаливания через открытые показы, индивидуальные консультации, оформление стендов, организацию «Семейных веселых стартов» и т.п.
  • «Художественно-эстетическое развитие» - совместные рисунки и поделки, музыкально-художественная деятельность в семейных праздниках, концертах  и т.д.

Таким образом, внедрение ФГОС ДО позволяет организовать совместную деятельность д/с и семьи и более эффективно использовать традиционные и нетрадиционные формы работы.

Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться следующих принципов взаимодействия:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон, ведь любая прекрасно выстроенная администрацией д/с модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к д/с в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива д/с разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Динамичность

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей.

5. Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

Технология подготовки и проведения родительских собраний

1. Собрание организуется и проводится не реже 1 раза в квартал.

2. Собрание должно начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться.

3. Максимальная продолжительность – 1-1,5часа.

4. В начале учебного года, на первой встрече с родителями, следует определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, получить консультацию). Это выясняется с помощью анкетирования родителей.

5. Как правило собрание состоит из 2-х частей: общей (беседа, разбор конкретной ситуации, планирование, дискуссия, конкурс и т.п.) и индивидуальной (по запросам родителей).

6. Тематика и содержание собрания зависят от возраста детей и особенностей группы.

7. Проведение собрания требует от воспитателей тщательной подготовки, составления сценария собрания, только в этом случае оно пройдет в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей.

8. Основным методом проведения собрания должен стать диалог. Только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения.

9. В процессе собрания следует использовать различные средства коммуникации (вербальные и невербальные). Следует помнить, что впечатление о воспитателе складывается из множества разнообразных его черт. В значительной степени оно зависит от умения человека общаться невербально. Например: интонация и тембр голоса; соблюдение дистанции, разделяющей говорящих; осанка; жесты; выражение лица; зрительный контакт; манеры; стиль; одежды и т.п.

Подготовка к родительскому собранию

1. Выбор темы собрания.

2. Определение целей родительского собрания:

- поиск совместных путей решения возможных проблем воспитания, обучения и развития дошкольников;

- повышение педагогической культуры родителей, расширение их представлений по конкретному вопросу воспитания, обучения и развития ребенка в семье и д/с;

- содействие сплочению родительского коллектива, вовлечению родителей в жизнедеятельность группового сообщества;

- выработка единых требований к воспитанию детей в семье и в д/с.

3. Изучение воспитателями и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.

4. Определение вида, формы, этапов родительского собрания. Способов и приемов совместной работы его участников.

5. Разработка сценария собрания.

6. Распределение обязанностей по подготовке родительского собрания. Привлечение к подготовке собранияродительского комитета группы или отдельных активных родителей.

7. Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (беседы, заполнение анкет, тестов и опросников). Заполнение специально разработанных анкет поможет воспитателю составить более конкретное представление о том вопросе, который предлагается обсудить на родительском собрании.

8. Приглашение родителей и др. участников собрания (заведующего, его заместителя, ст. воспитателя, медсестры, узких специалистов и др.)

9. Подготовка конкурсов и выставок по теме собрания.

10. Аудио-, видеозапись ответов детей по теме собрания.

11. Написание плакатов по теме собрания.

12. Проведение до собрания заседания родительского комитета.

13. Изготовление оригинальных памяток (рекомендаций) родителям с советами на тему собрания.

14. Разработка проекта решения собрания.

15. Оборудование и оформление места проведения собрания (оформление выставки, выпуск стенгазеты, подбор фоновой музыки и т.п.)

16. Успех собрания во многом зависит от среды, или физического и психологического пространства, в котором проходят заседания (свет, отопление, вентиляция, интерьер, мебель). Различное расположение столов и стульев в помещении способствует разнообразным формам взаимодействия участников.

Например: для групповой работы, общении в парах оживленных дискуссий, индивидуальных презентаций и ролевых игр стулья лучше расставить «подковой».

        Для работы в малых группах, состав которых периодически меняется, лучше расставить столы веером на некотором расстоянии друг от друга. В таком случае ведущий может перемещаться от одной группы к другой, помогая участникам и поощряя их.

        А общение в круге способствует возникновению чувства команды и единства. Такое размещение очень удобно для проведения группового диалога, рефлексии и разнообразных игр.

Виды родительских собраний

        Основная задача родительского собрания – поиск совместных путей решения всевозможных проблем воспитания, обучения и развития дошкольников. Собрание условно можно разделитьна:

- организационные – оставляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей;

- установочные (инструктивные) – родителей знакомят с изменениями в нормативно-правовой базе, образовательном процессе ДОУ;

- знакомящие с аналитическими материалами из жизни ДОУ – о результатах пед. диагностики, о заболеваемости и посещаемости, медицинском осмотре и др. (без упоминания имен и фамилий детей и родителей);

- консультативные – обсуждаются те или иные групповые мероприятия, требующие совета, поддержки, одобрения родителей;

- собрания, созываемые по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации;

- совместные с воспитанниками и родителями;

- связанные с оказанием помощи отдельным семьям и детям;

- тематические – посвящены обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов образования воспитанников данной группы;

- собрания-диспуты – нацелены на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов;

- собрания-практикумынаправлены на освоение родителями конкретных методов и приемов семейного воспитания, оказания помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию;

- отчетные (итоговые) – имеют цель – показать ВОП как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизнедеятельности группы;

- информационно-просветительские (по плану всеобуча родителей) – являются формой педагогического просвещения членов родительского коллектива; посвященные рассмотрению проблем, связанных с воспитанием, обучением и развитие детей.

Организационные формыродительских собраний

- Классическое (традиционное);

- Педагогическая мастерская;

- Организационно-деятельностная, деловая, ролевая игра;

- Конференция;

- Консилиум;

- Диспут;

- Диалог;

- Размышление;

- Дискуссия;

- Практикум;

- Тренинг;

- Презентация опыта;

- Круглый стол;

- Вечер-встреча;

- КВН;

- Конкурс;

- Праздник и др.

Методы взаимодействия с родителями

  • Лекция;
  • Групповая дискуссия, повышающая психолого-педагогическую грамотность родителей, позволяющая выявить индивидуальные приемы воспитания (по мере развертывания дискуссии в нее можно включать элементы проигрывния ситуаций);
  • Видеокоррекция – просмотр видеозаписи проблемных ситуаций с участием родителя и ребенка, родителя и педагога, педагога и ребенка, анализ увиденного и поиск решения;
  • Игра (ролевая, психологическая), с помощью которой можно моделировать и воспроизводить проблемные ситуации, выявленные в ходе дискуссии;
  • Исследование;
  • Социально-педагогический тренинг;
  • Совместные действия– выполнениезаданий педагогами и родителями с дальнейшим самоанализом;
  • Конструктивный спор помогает сравнивать различные точки зрения на воспитание детей, учит выслушивать мнение других участников встречи, выбирать наиболее эффективные  и рациональные подходы к решению проблем на основе сотрудничества;
  • Вербальная дискуссия воспитывает культуру диалога в семье и обществе, вырабатывает умение аргументировать свои доводы, учитывать аргументы оппонента, в том числе и собственного ребенка.

Формы пропаганды знаний среди родителей

Индивидуальные:

- изучение опыта семейного воспитания (посещение семей);

- инд. беседы, консультации;

Коллективные:

- групповые и общие родительские собрания;

- коллективные консультации;

- лекции (лектории);

- субботники (совместная практическая деятельность сотрудников ДОУ с родителями)

Наглядные:

- выставки, фотомонтажи;

- показы детских работ;

- дни открытых дверей;

- педагогические информационные стенды;

- библиотека для родителей;

- папки-передвижки с материалами по различным вопросам семейного воспитания.

Приглашение родителей на собрание

        Родителей следует приглашать на собрание дважды: первый раз – за 2 недели до его проведения, чтобы они могли заблаговременно спланировать свое участие в собрании, и второй раз – не позднее чем за 4-5 дней, с целью подтверждения информации и дате и времени проведения собрания.

        Особое значение имеет форма приглашения родителей на собрание:

- коллективное приглашение (в виде красочного, интересного объявления), в котором указана тема и форма собрания, место и время проведения. Цель встречи формулируется таким образом, чтобы родители поняли значимость и важность этого события;

- индивидуальные приглашения каждой семье в виде открытки с рисунком, аппликацией детей;

- приглашение по телефону.

        В приглашении обязательно должны быть указаны вопросы, которые буду рассматриваться на родительском собрании.

Перед собранием

1. Предложите родителям снять верхнюю одежду, чтобы они чувствовали себя комфортно.

2. Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.

3. Специально отведите время для общения родителей между собой.

4. Старайтесь делать краткие сообщения. Научитесь время от времени разряжать напряженную обстановку доброй шуткой.

5. Обращайтесь к родителям только по имени и отчеству. Чтобы не ошибиться, положите перед собой список с их именами.

6. Помните «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, продолжить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

7. Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.

8. Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов).

9. Дайте понять родителям, что в вопросах обучения и воспитания детей вы не прокурор, а их единомышленник.

10. В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.

11. Доведите до родителей мысль, что «неуспевающий» ребёнок не означает «плохой человек».

Чего не стоит делать на собрании

  • Обсуждать отсутствующих родителей за их неявку на собрание.
  • Сравнивать успехи отдельных воспитанников, с упоминанием их фамилий.
  • Давать негативную оценку вей группе.
  • Переоценивать значение отдельных разделов программы.
  • Использовать для общения с родителями назидательный тон.

Подведение итогов родительского собрания

        В конце родительского собрания необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, сообщить когда состоится следующее собрание. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, для этого заранее подготовьте необходимые опросные листы или анкеты.

        Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он всегда и во всем должен помогать своему ребенку.

        Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена при необходимости до администрации ДОУ и коллег-педагогов

        Предметом анализа для воспитателей могут также стать:

  • Причины отсутствия некоторых родителей;
  • Причины, по которым некоторые родители остались на личную беседу;
  • Вопросы родителей на собрании, их участие в обсуждении вопросов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов "Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания в форме семинара-практикума (в соответствии с внедрением ФГОС ДО)"

«Родительские собрания – это действенная форма общения воспитателей с родителями. Именно на собраниях у воспитателя есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методам...

Родительское собрание в форме семинара-практикума в подготовительной к школе группе «Подготовка к обучению грамоте» (с использованием ИКТ)

Семинар-практикум поможет родителям познакомиться с практическими методами и  приёмами подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....

Семинар-практикум "Профилактика эмоционального выгорания педагога, как необходимое условие эффективной профессиональной деятельности в рамках ФГОС"

Семинар-практикум "Профилактика эмоционального выгорания педагога, как необходимое условие эффективной профессиональной деятельности в рамках ФГОС" был проведён для воспитателей, специалисто...

Буклет "Эффективное проведение родительского собрания в ДОУ"

Данная разработка буклета может быть полезной и значимой в педагоической практике по подготовке к проведению родительского собрания....

Консультация для молодых педагогов на тему: «Секреты успешного проведения родительского собрания»

Работа с родителями всегда считалось одной из самых трудных работ в педагогической деятельности воспитателя. С первого дня, как ребенок переступил порог детского образовательного учреждения, педагоги ...

Конспект семинара-практикума для работы с педагогами на основе использования проектной методики - метафорические карты на тему «Тараканы в голове»

Актуальность темы эмоционального выгорания педагогов в ДОУ не снижается со временем, а скорее наоборот, возрастает. С каждым годом появляются новые методы профилактической работы педагога - психолога ...