Консультация для педагогов и родителей Психологические особенности детей 1.5 - 3 лет.
консультация
Рассмотрены психологические особенности детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_i_roditeley_psihologicheskie_osobennosti_detey_1.5_-_3_let.docx | 115.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей и педагогов
«Психологические особенности детей
1,5 – 3 лет».
Цель: расширить представления педагогов и родителей о психологических особенностях возраста.
Дети 1, 5 – 3 лет относятся к раннему возрасту. Раннее детство – очень короткий период в жизни человека. Но этот период имеет непреходящее значение.
Именно в первые три года жизни дети научаются тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребенка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.
Основной вид деятельности этих детей – манипулирование предметами. Т.е. ребенок вначале изучает предмет, узнает его назначение, а затем начинает употреблять эти предметы для других целей. Поэтому, чтобы предметна деятельность носила развивающий характер, нужно ребенку осваивать разнообразные действия с одним и тем же предметом, а значит, предметно-развивающая среда не должна быть перегружена игрушками, но должна быть разнообразно. Игры со сверстниками не привлекают этих детей, они предпочитают самостоятельные игры.
На этой основе развивается игровая и продуктивная деятельность ребенка, т.е. лепка, рисование, конструирование.
Происходит активное формирование речи:
— к 1,5 годам ребенок должен владеть 30-40 словами;
— к 2 годам – 300-400. Основными вопросами детей в этом возрасте должны быть вопросы «Кто?», «Что?», ребенок начинает употреблять не только существительные, но и прилагательные, наречия, глаголы, местоимения. Формируется фразовая речь;
— к 2,5 годам ребенок осваивает 1000 слов, основные вопросы, интересующие ребенка «Где?», «Когда?», «Куда?», «Откуда?».
В этом возрасте задержка речевого развития должна насторожить – это может говорить о ЗПР или о развивающееся глухоте.
Также в этом возрасте нужно стимулировать высказывания детей. Существует одна психологическая сказка о мальчике, который заговорил в 5 лет. Родители ребенка сбились с ног, водили ребенка по врачам, экстрасенсам, но все безуспешно. Однажды, когда вся семья села за стол, ребенок отчетливо сказал: «Мне нечем есть». Когда родители опомнились от счастья и спросили ребенка, почему он все это время молчал, он ответил: «А зачем было говорить? Вы и так все за меня говорили».
Развитие познавательных процессов ребенка раннего возраста идет быстрыми темпами: стремительно развиваются внимание, память, восприятие, мышление и т. д. Главной функцией данного возраста является восприятие, поэтому наибольших успехов ребенок достигнет не в области памяти или мышления, а в области восприятия. И именно его надо развивать в первую очередь.
Восприятие ребенка этого возраста непроизвольное. Он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Задача взрослого – правильно называть признаки и действия предмета, постоянно озвучивать их, а затем и спрашивать о них у ребенка. Детям этого возраста полезны самообучающие игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки.
В этом возрасте важно знакомить детей с цветом и формой. В возрасте 2-3 лет малыш способен различать:
— 5 форм (круг, квадрат, овал, треугольник и прямоугольник),
— 8 цветов (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый, фиолетовый, оранжевый).
Важно приучать ребенка к книгам, больше читать сказок и стихов.
Основной способ познания ребенком окружающего мира – метод проб и ошибок, поэтому дети этого возраста любят разбирать игрушки. Чаще всего, это нормальная познавательная активность ребенка, а не его капризы.
Внимание и память ребенка раннего возраста непроизвольные. Т.е. привлекают и запоминаются только яркие предметы, издающие звуки, картинки и т.д.
Поведение ребенка также непроизвольное, дети не могут сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий.
Эти дети очень восприимчивы к эмоциональным состоянием окружающих и подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один ребенок начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будут рядом с ним. Проявления положительных и отрицательных эмоций зависит от физического комфорта.
Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка – это системность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.
Дети в этом возрасте искренние, открытые, честные. Они не умеют скрывать свои симпатии и антипатии. Чувства детей неустойчивы и противоречивы, настроение подвержено частой смене.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Психологические особенности детей 5-6 лет"
Это консультация для родителей,в которой подробно описываются психические особенности детей 5-6 лет....
Консультация для родителей. "Психологические особенности детей 6-7 лет"
Данный материал предназначен для родителей детей подготовитетельной к школе группе (6-7 лет.)...
Консультация для родителей - Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста.
Вашему малышу уже 4 года. Много это или мало? Маленький он у вас или уже большой? Как к нему относиться, чему учить, что требовать? Конечно, у родителей, которые беспокоятся за своего ребенка, возника...
Консультация для родителей "Психологические особенности детей 4-5 лет".
Вашему малышу уже 4 года. Много это или мало? Маленький он у вас или уже большой? Как к нему относиться, чему учить, что требовать? Конечно, у родителей, которые беспокоятся за своего ребенка, возника...
Консультация для педагогов и родителей "Возрастные особенности детей 6 - 7 лет"
На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально - личностном развитии детей - дошкольников, о которых необходимо знать педагогам ...
Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности детей 6–7 лет»
Возрастные особенности 6-7 лет....
Консультация для педагогов и родителей: "Возрастные особенности детей 3-4 лет по ФГОС ДО"
Возрастные особенности детей 3-4 лет по ФГОС ДОВ возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не тольк...