"Значимость развития речи ребёнка с раннего возраста"
статья (младшая группа)

Леонова Ирина Евгеньевна

Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа,  тем она эффективнее. Для формирования правильного произношения необходимо выполнять специальные упражнения многочисленных мышц лица, языка, губ - артикуляционную гимнастику. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachimost_razvitiya_rechi_rebyonka_s_rannego_vozrasta.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Значимость развития речи ребёнка с раннего возраста.

Подготовила: Леонова И.Е., воспитатель

МБДОУ Детский сад №136, г. Красноярск

Дошкольный период – важный период в становлении личности ребёнка. Без  чистой и правильной речи тяжело социализироваться в обществе. При нормальном развитии  овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к четырём – пяти годам, но иногда  в силу ряда  причин этот процесс  затягивается. Мы часто наблюдаем детей, речь которых  мало понятна окружающим, отдельные звуки не произносятся, попускаются или заменяются другими. Зачастую речевые нарушения влекут за собой задержку в развитии ребёнка.

Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа,  тем она эффективнее. Для формирования правильного произношения необходимо выполнять специальные упражнения многочисленных мышц лица, языка, губ - артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на  укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений  органов, принимающих участие в речи.

Метод воспитания речи путём артикуляционной гимнастики признан великими теоретиками и практиками в логопедии  М.Е. Хватцевым, М.В. Фомичёвой, Л.С. Волковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной  и другими.

У ребёнка органы артикуляции развиты ещё слабо, поэтому следует помочь ему в  подготовке мышц, участвующих в речевом акте. Жевание, сосание, глотание способствует развитию крупных мышц, а для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Этому и призвана помочь артикуляционная гимнастика, которая не только развивает речевой аппарат, но и является эффективным средством профилактики некоторых речевых нарушений.

Её цель – совершенствование движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков  и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.

Правильное и систематическое проведение артикуляционной гимнастики  в дошкольном возрасте  способствует продуцированию  детьми правильных звуков, а впоследствии – усвоению слов сложной слоговой конструкции.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) в коррекции нарушений произношения. Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним относятся:

  1. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.

Как правило, если движения пальцев  развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. Поэтому, тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка. Это способствует улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, и что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры  головного мозга, что в результате стимулирует развитие мышления ребёнка.

  1. Формирование правильного речевого дыхания.  

Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается   тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха  зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает  нормальное голосо-  и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

  1. Развитие фонематического слуха.

Основой для понимания  смысла сказанного является фонематический слух. При слабом развитии  фонематического слуха  ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал, что-то точно, а что-то приблизительно. Данная недостаточность   особенно ярко проявляется в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как сформировать правильную речь ребёнка с раннего возраста

Родители должны понимать свою роль в развитии речи ребёнка раннего возраста....

Развиваем речь ребёнка в раннем возрасте

В раннем возрасте важно расширять словарь детей за счёт существительных, а позднее-глаголами и прилагательными....

Консультация для родителей «Развиваем речь ребёнка с раннего возраста»

Консультация дляродителей «Развиваем речь ребёнка с раннего возраста"...

Как развивать речь ребёнка в раннем возрасте

игровые приёмы развития речи в раннем возрасте...

Консультация для родителей «Развиваем речь ребёнка с раннего возраста»

  Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей.Под её влиянием изменяется характер восприятия ребёнка.Ребёнок, который овладел речью, осознаёт, прежде всего, значение пр...

Опыт работы в группе раннего возраста «Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий». Обобщение опыта.-2020г.

Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможност...

Опыт работы в группе раннего возраста «Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий» 2021г.

Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможност...