Как сформировать правильную речь ребёнка с раннего возраста
консультация по теме
Родители должны понимать свою роль в развитии речи ребёнка раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsipr.docx | 277.51 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК СФОРМИРОВАТЬ ПРАВИЛЬНУЮ РЕЧЬ РЕБЁНКА С РАННЕГО ВОЗРАСТА
- Необходимо разговаривать с ребёнком, как только появились гуление и лепет.
- Наличие тишины при речевом общении с ребёнком (ребёнок должен слышать и себя и взрослого)
- Разговор с ребёнком должен быть эмоциональным и сопровождаться мимикой (уже с первых дней одобрение взрослых является сильным стимулом для детей)
- Отсутствие постоянного шума и громкой музыки вокруг ребёнка (незрелая нервная система ребёнка может дать невротическую реакцию)
- Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, который разговаривает с ним (если ребёнок не видит артикуляторную мимику, то не сможет воспроизвести и звук) Если ребёнок слышит речь, но не видит лица – то наша речь будет только шумом.
- Ребёнок должен получать твёрдую пищу, т.к. мышцы которые участвуют в жевании и глотании, также используются в артикуляции звуков (ребёнок, долго получающий протёртую пищу, будет отставать в овладении правильным звукопроизношением)
- Необходимы игры с мимикой ребёнка, также для развития мышц, участвующих в артикуляции
- Необходимо часто повторять звуки, слоги и слова, у детей сильно развит рефлекс подражания.
- Учим детей дуть, сдувать и надувать, вырабатывая длинный выдох.
- Необходимо ребёнку давать предметы в руки, чтобы он производил с ними разные манипуляции (тогда ребёнок перестанет называть одним словом разные предметы, ребёнок быстрее запоминает названия предметов, которые чаще трогал)
- Не повторять за ребёнком детские слова и дефектные фразы, какие бы смешные они не были (если ребёнок вас рассмешил и вам понравится, он будет этим гордиться и коверкать слова специально) Самое лучшее – спокойно поправит ребёнка.
- Необходимо грамматически правильно разговаривать с ребёнком (ребёнок в освоении речи использует шаблоны вашей речи)
- Необходимо терпеливо слушать рассказы детей, их сказки (дети часто сочиняют и говорят то, что видят, и им просто необходимы слушатели, только так будет развиваться монологовая речь ребёнка)
- Необходимо знать, что ребёнок до 4 лет не владеет шёпотной речью, поэтому на его громкие замечания о других людях, надо реагировать спокойно.
- Только в пять лет ребёнок может думать беззвучно, а до этого периода он может проговаривать свои действия.
- Надо знать, что речь носит социальный характер, т.е. для общения с другими людьми, без общения речь не будет развиваться.
- Необходимо детей знакомить с новыми словами, т.е. пополнять словарный запас детей.
- Нужно читать ребёнку сказки и обсуждать картинки.
- Необходимо обучать ребёнка диалогу, для этого ребёнок должен посещать садик или иметь друзей.
- Взрослый должен стараться получить ответы от ребёнка, даже если он уже знает ответ. Т.е надо провоцировать у детей речевую деятельность.
- Надо оречевлять свои действия, проговаривая свои действия, а не называть то, что мы будем делать. Дети могут говорить только о том, что видят в данный момент.
- Необходимо создавать такие условия, чтобы ребёнок чувствовал необходимость попросить взрослого о чём-то, или ответить ему словами.
- Не требовать от ребёнка повторения сложных слов, это может спровоцировать заикание.
- Следить, чтобы речь взрослого была чёткой и медленной.
- Знать, что если у взрослого есть дефекты речи, они могут повториться у ребёнка.
- Нельзя говорить с ребёнком непрерывно, он устаёт от этого и перестаёт слушать.
- Нельзя давать исчерпывающие ответы ребёнку, надо чтобы он догадался кое о чём сам, а для этого задавайте ему наводящие вопросы.
- Необходимо развивать мелкую моторику рук, т.к. в головном мозге рядом с речевым центром находится двигательная область руки. Тренировка тонких движений пальцев рук окажет большее влияние на развитие активной речи ребенка. Работу можно начинать с 6-7 месяцев. Делать массаж кисти, давать перебирать сначала крупные предметы, затем мелкие. Использовать народные игры с пальчиками.
- Нельзя переучивать леворуких детей, т.к это грозит появлением заикания и речевых нарушений ребёнка.
Итак, в разные периоды развития ребенка перед родителями стоят разные задачи.
На любой стадии развития речи ребенок нуждается во внимании и помощи взрослых.
На самом раннем этапе — главное, в чем должно заключаться участие взрослых, это создание положительного эмоционального фона.
Далее необходимо несколько раз в день по 3—5 минут разговаривать с малышом, соблюдая следующие условия:
ребенок должен видеть лицо говорящего,
говорить должен взрослый четко и не быстро,
говорить, о том, что сейчас привлекло внимание ребенка, что он делает.
Как при обучении ребенка называнию предметов, так и при формировании у него понятий, нужно заботиться о том, чтобы ребенок не был пассивным слушателем, чтобы он имел возможность действовать с предметами; необходимо также добиваться словесных реакций малыша.
Малышам нельзя сразу давать словесные инструкции общего характера, которые подразумевают цепь действий. Сначала нужно давать инструкцию к каждому действию («засучи рукава» — «открой кран» — «возьми мыло» и т. д.) и лишь после упрочнения цепи действий переходить к общей инструкции («вымой руки»).
Необходимо помнить, что по мере того, как ребенок растет и развивается, нужно усложнять то, что мы ему говорим, и по содержанию, и по форме.
По книге Г.А.Волковой
«Методика психолого-педагогического обследования
детей с нарушениями речи»
По книге М.М.Кольцовой
«Ребёнок учится говорить»
д/с № 2456
учитель-логопед Светашова И.Е.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развиваем речь ребёнка в раннем возрасте
В раннем возрасте важно расширять словарь детей за счёт существительных, а позднее-глаголами и прилагательными....
Консультация для родителей: "Как правильно воспитывать ребёнка в раннем возрасте?"
В данном материале родители найдут полезную информацию об особенностях развития в раннем возрасте....
Консультация для родителей «Развиваем речь ребёнка с раннего возраста»
Консультация дляродителей «Развиваем речь ребёнка с раннего возраста"...
Как развивать речь ребёнка в раннем возрасте
игровые приёмы развития речи в раннем возрасте...
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. Период от 1 до 3 лет особенно благоприятный для освоения речи....
Консультация для родителей «Развиваем речь ребёнка с раннего возраста»
Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей.Под её влиянием изменяется характер восприятия ребёнка.Ребёнок, который овладел речью, осознаёт, прежде всего, значение пр...
"Значимость развития речи ребёнка с раннего возраста"
Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. Для формирования правильного прои...