Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети интернет «Такие разные звуки» 5-6 лет
методическая разработка (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o.m._takie_raznye_zvuki.docx | 12.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети интернет
«Такие разные звуки» 5-6 лет
Дьячкова О.А. музыкальный руководитель СП «Детский сад №17» ГБОУ СОШ «Образовательный центр» им. Е.М. Зеленова п.г.т. Новосемейкино Самарской области
Наш маршрут посвящён знакомству с шумами, музыкальными и неречевыми звуками. Откуда берутся звуки и почему они такие разные? Пусть наши дети активно познают окружающий их звучащий мир и наслаждаются им.
Шаг 1 Знакомство со звуками. Звуки-шумы.
Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной...
Как прекрасно слышать Звук:
Шум дождя и сердца стук! (Андрей Усачев)
На свете много разных звуков, мы всегда что-нибудь слышим: шорохи, скрип двери, стук молотка, визжание тормозов, шуршание бумаги, бой часов. Это Звуки-шумы.
https://wav-library.net/industrial производственные шумы
http://download-sounds.ru/bytovye/ бытовые шумы
Чтобы познакомиться со звуками-шумами, нужно только хорошенько прислушаться ко всему, что происходит вокруг. Все что движется вокруг нас, издает звуки, шумы.
Подвигайтесь вместе с ребёнком, хлопая, топая и прыгая, желательно громко
https://www.youtube.com/watch?v=84U7Xp22qIk
Спросите ребёнка:
●Что мы сейчас делали? (Топали, хлопали, шумели).
●Как можно назвать такие звуки? (Шумы). Совершенно верно.
Предложите ребёнку поиграть.
Игра «Отгадай шумы» (ребёнок закрывают глаза, мама издает шумы - шум мятой бумаги, стук карандаша, шум пакет, шум двери, хлопок. )
Шумовые звуки - это немузыкальные звуки, к ним относятся и голоса природы. Что сейчас вы слышите?
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=12193667145020997667
Все эти звуки природы – ШУМОВЫЕ.
Шум может быть приятен или неприятен, в зависимости от нашего настроения. Иногда мы говорим "шум дождя", а иногда - "музыка дождя" Правда красиво звучит?
Но шумы нельзя превратить в ноты, хотя многие музыкальные инструменты научились ПОДРАЖАТЬ им.
Предложите ребёнку поиграть в онлайн-игру "Звуковой калейдоскоп" Определи: природой или человеком создан звук?
https://learningapps.org/4023170
Шаг 2 Как рождается звук?
Для начала нам нужно выяснить, почему всё звучит?
Проведите с детьми опыт «Почему всё звучит?»
Ход опыта: рассматриваем металлическую или деревянную линейку и выясняем, есть ли у неё «голос» (если линейку не трогать, то она не издаёт звуков). Затем один конец линейки плотно прижимают к столу, за свободный конец дёргаем – возникает звук. Выясняем, что в это время происходит с линейкой (она дрожит, колеблется). Это дрожание или колебание называется вибрацией. Рукой останавливаем дрожание и уточняем, продолжается ли звук (он прекращается)
А теперь посмотрите, как такой же опыт проводят Фиксики
https://www.youtube.com/watch?v=Uk_pyEkgIMI
Так же, как и линейка, дрожит (или вибрирует) струна на гитаре или другом инструменте. Так рождается звук.
https://www.youtube.com/watch?v=mfArNffIG3Y
Шаг 3 Звук, шум и музыка
Прочитайте стихотворение Е. Королевой о разных звуках.
Все на свете дети знают
Звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клекот,
Самолета громкий рокот.
Гул машины во дворе
Лай собаки в конуре
Стук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
Это звуки… (пусть ребёнок сам назовёт) шумовые.
Только есть еще другие:
Не шуршание, не стуки -
Музыкальные есть звуки
Звуки, исполняемые на музыкальных инструментах, называются МУЗЫКАЛЬНЫМИ.
Поиграйте! Онлайн-игра "Отнеси звуки к шумовым или музыкальным"
https://learningapps.org/4165972
К музыкальным звукам относится и пение человека. Полпевайте!
https://ru357.iplayer.info/song/25286109/Hikitiny_-_VSE_KOZLYATA_LYUBYAT_PET_Skazka_o_pesenke/
Спойте русскую народную попевку «Скок, скок, поскок» и выясните, получится ли она, если её просто постучать кубиками. (Нет)
Спросите: как назвать то, что получится? (Стук, шум)
А если мы услышим это на музыкальном инструменте, то мы услышим музыкальный звук.
А кубиками можно подыграть. Получится очень интересно, если играть пульс – равномерные, одинаковые удары или ритмический рисунок. Объясните, что Ритмический рисунок - в музыке – это последовательность длительностей звуков, на одной высоте. Ритмический рисунок является одним из компонентов мелодии.
Поиграйте с ребёнком на кубиках сначала пульс, а потом ритмический рисунок.
Попросите посчитать, сколько на картинке музыкальных звуков, а сколько шумовых?
http://www.muz-urok.ru/zvuki_muzikalnyi_shumy.htm
Уверены, что ваш ребёнок знает очень много музыкальных инструментов.
Предложите ему вспомнить и назвать их.
А сейчас игра «Угадай инструмент»
https://www.youtube.com/watch?v=DRJBlkuyvpE
После игры обсудите с ребёнком, на каких инструментах получится только пульс или ритм, а на каких можно играть музыку?
Шаг 4 Бывает ли ритмическим целый оркестр?
Если собрать много ребят и дать им в руки шумовые инструменты, то получится целый оркестр. Главное играть вместе и слаженно.
Но сначала отгадайте загадки про русские народные шумовые инструменты
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/05/25/zagadki-ob-instrumentah-ansamblya-lozhkarey
Рассмотрите с ребёнком картинки с различными русскими народными шумовыми инструментами
http://www.luchiksveta.ru/en_muzika.php
Все музыканты играют по нотам, для музыкантов ритмического оркестра расписаны ритмические партитуры, вы можете нарисовать их сами, но сначала посмотрите
картинки с ритмическими формулами для дошкольников
Игровое задание «Нарисуй кружочками» . Рисуем (или делаем аппликацию) вместе с ребёнком ритмоформулу для мелодии «Во поле берёза стояла». Заострите внимание на том, что длинные звуки - большие кружочки, а короткие – маленькие.
А сейчас можно сыграть по собственной нотной записи (ложки, погремушки, кубики, трещотки….)
Предлагается онлайн- игра «Маленькой Ёлочке». Учимся играть с использованием ритмоформул
https://detskieradosti.ru/stuff/53-1-0-822
Предложите ребёнку сыграть по уже готовой ритмической партитуре
https://www.youtube.com/watch?v=2eW1FslHlVI Ритмическая игра «Музыкальный магазин»
А сейчас послушайте игру музыкантов ансамбля ложкарей «Перестуки». Звучит русская народная мелодия «Смоленский гусачок»
https://www.youtube.com/watch?v=gT655PhpXhM
Шаг 5 Звучащие жесты
Спросите, что такое «Жест»? Или пусть покажет «жест»
А знаете, что наше тело – это музыкальный инструмент и жесты могут быть ЗВУЧАЩИМИ.
Попросите показать, какие.
Верно, основные звучащие жесты – это
хлопки (показываю разновидности)
притопы,
шлепки,
щелчки
Предложите звучащими жестами сыграть дразнилку
Речевая игра-дразнилка «Ванька – пырка, растопырок»
Ванька – пырка – растопырок хлопок, 2 хлопка по груди, 3 шлепка по коленям
На рубашке 8 дырок поочерёдные шлепки по бёдрам, притоп
На штанах страшна прореха повторить ритмоформулу жестами
Всё у Ванюшки для смеха,
У всей деревне на смеху повторить ритмоформулу жестами
Рвана шуба на меху.
Спросите, что такое прореха? (дырка) Да, так говорили в старину. Понятно, правда?
А сейчас, берите палочки или ложки. Их нужно взять за черпаки, чтобы можно было стучать палочками. И поиграем
https://www.youtube.com/watch?v=tW9TsvxciJE «Скачут, скачут лошадки»
Шаг 6 Семейный шумовой оркестр.
Конечно, в каких-то семьях есть профессиональные музыканты или музыканты любители. Они, естественно, умеют играть на инструментах мелодию.
Но если в семье таких нет, ритмические партии могут играть все. Ведь каждый в душе – музыкант.
Можно взять в руки, всё, что звучит. Можно изготовить инструменты своими руками
https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fsadvokrug.ru%2Fmuzykalnye-instrumenty-svoimi-rukami
Распределите инструменты. У кого-то будут бубны (или что-то вместо них), у кого-то деревянные ложки (или металлические), кто-то возьмёт колокольчики (можно погремушки)
Ритмическая игра «Добрый мастер»
https://www.youtube.com/watch?v=yOPDUOR_yx4
Шаг 7 Интересно? Продолжайте!
Если дети интересуются этой темой, изучайте её самостоятельно.
Послушайте аудиоэнциклопедию с Чевойстиком и профессором Кузей
https://www.youtube.com/watch?v=tkcsf_Vmo4Q
Поиграйте в игры
https://detskieradosti.ru/stuff/21-1-0-1352 онлайн- игра Репетиция оркестра
Посмотрите мультики
https://www.youtube.com/watch?v=6xhjY6f94QE
А, главное, разговаривайте с ребенком на интересующие их темы, играйте вместе с ним и продолжайте открывать вместе музыкальный мир!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет “Музыкальная гостиная”
Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет “Музыкальная гостиная”...
Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет “Почему предметы падают на землю?”
Данный образовательный маршрут позволит родителям легко и доступно рассказать ребенку о природе силы тяготения....
Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет “Цветы - таинственное создание природы”
Уважаемые родители!Очень часто перед родителями встает вопрос, чем в свободное время занять ребенка с пользой для него, заинтересовать его? Вашему вниманию предлагается образовательный маршрут, с помо...
Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет “Путешествие в мир насекомых”
Уважаемые родители!Насекомые привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны. Наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жи...
Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет «Почему летают птицы?»
Дети очень любят животных и птиц, смотрят про них передачи, играют с ними. Во время прогулки на площадке детского сада всегда много голубей, и мы с детьми частенько за ними наблюдаем...
Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет
Образовательный маршрутдля совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет “ Чудо – бабочки. Удивительное рядом.”...
Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет «Такая разная вода»
Уважаемые родители! Начиная примерно 5 лет, мален...