Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
консультация (старшая группа)
В отношениях со взрослыми и сверстниками ребенок постоянно обучается размышлять и мыслить как другой человек. В этот период через отношение со взрослыми интенсивно развивается способность приравнивания к людям, к сказочным и воображаемым персонажам, а также к игрушкам, изображениям и т. п. Одновременно ребенок открывает для себя позитивную и негативную силы обособления, которыми ему предстоит овладеть в более старшем возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskie_osobennosti_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 18.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста .
В старшем дошкольном возрасте дети открывают для себя определенную относительность постоянства предметов, при этом используют большее количество предметов в зависимости от их функционального назначения и испытывают ценностное отношение к окружающему предметному миру.
В отношениях со взрослыми и сверстниками ребенок постоянно обучается размышлять и мыслить как другой человек. В этот период через отношение со взрослыми интенсивно развивается способность приравнивания к людям, к сказочным и воображаемым персонажам, а также к игрушкам, изображениям и т. п. Одновременно ребенок открывает для себя позитивную и негативную силы обособления, которыми ему предстоит овладеть в более старшем возрасте.
По мнению А. С. Спиваковской, ребенок учится принятым формам общения, испытывает при этом потребность в одобрении и любви взрослого, осознает эту потребность и зависимость от нее. У него развивается речевое общение и обобщение при помощи выразительных движений, действий, которые отражают эмоциональное состояние и стремление к построению позитивных отношений.
В возрасте 5-7 лет у детей происходит наиболее активное овладение различными действиями и координацией движения, осуществляется формирование образа тела и возникает ценностное отношение к нему. В этот момент у ребенка появляется интерес к телесной структуре человека, к половым различиям, что, свою очередь, способствует развитию полового распознавания. Еще одна особенность, развивающаяся на 5-7 году жизни – это развитие творческих способностей. В этом возрасте ребенок живет в мире фантазий, сказок, делает успехи в лепке и рисовании. Словарный запас превышает 2000 слов уже к 5 годам. В разговоре появляются абстрактные понятия такие как: любовь, добро, счастье. Дети могут четко называть свое имя, фамилию, возраст и даже адрес проживания. Объем памяти возрастает к концу среднего дошкольного возраста, устойчивость внимания увеличивается и начинает развиваться образное мышление. В возрасте 5-7 лет продолжается стремительное развитие речи, способность к замещению слов, к символическим действиям и использования знаков, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, а также память и воображение. У детей появляется, естественное для этого возраста, онтогенетическое развитие желания к овладению телом, психическим функциям и социальным способам взаимодействия с другими людьми, что, непосредственно, приносит детям радость жизни и чувство переполненности.
В возрасте 3-7 лет самопознание ребенка развивается настолько, что это дает право говорить о детской личности. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает быстро овладевать речью как средством общения. При помощи речи он делится своими впечатлениями, учится рассказывать о событиях, которые так много для него значат. Учится строить отношения с людьми, узнавая при этом, от своих близких людей, что к человеку принято обращаться по имени, приветливо и глядя в глаза. Учится в приятной форме приветствовать взрослых людей, говоря им «Здравствуйте», а не «Привет». Эмоциональной интонацией выражается как окраска слов, которые люди применяют в общении, так и сопровождающие речь, мимика, жесты и позы. Ребенок бессознательно копирует стиль общения, который становится его натурой, перенимая его от родителей и близких людей. Семья, которая обладает речевой культурой и сдерживает свои эмоциональные проявления, формирует у ребенка такой же тип общения, что и у них.
Взаимоотношение с другими людьми (взрослыми и детьми) - сильный и важный источник переживаний ребенка. Чувство уверенности и защищенности он испытывает, если окружающие относятся к нему с лаской, признают его права, а также проявляют к нему внимание. Такое чувство стимулирует нормальное развитие личности ребенка, выработку положительных качеств и доброжелательное отношение к людям. Ребенок, который зависит от любви взрослого, так же и сам испытывает чувство любви к близким людям (к родителям, братьям, сестрам). Характерны для детей старшего дошкольного возраста резкие, но не долгие эмоциональные реакции. В этом возрасте они еще не умеют скрывать свои переживания.
До 8 лет дети легко возбудимы, их чувства очень быстро меняются, грусть меняется на радость, спокойное состояние приходит на смену раздражению. Дети дошкольного возраста переживают то, что связано с настоящим моментом. Так, например, они радуются тому, что научились строить из кубиков замок или помогли бабушке убрать со стола. Умеют сочувствовать человеку, у которого неприятности.
По мнению В. С. Мухиной, в старшем дошкольном возрасте ребенок, который стремится к реализации своего «Я», в общении с другим человеком широко и естественно пользуется приравниванием и обособлением. В желании продемонстрировать свою смелость, свою самостоятельность, ребенок обособляется, преследуя при этом цель настоять на своем: «Я буду так делать!», «Я так сказал!». Чувства, которые возникают у ребенка к другим людям, перемещаются и на персонажей художественных произведений (сказок, рассказов). Он соболезнует несчастью Красной шапочки так же, как реальному несчастью. Может постоянно слушать одну и ту же историю. Его чувства к персонажам от этого не ослабевают, а только становятся еще сильнее. Взаимоотношения с другими людьми – главный, но не единственный источник чувств ребенка. Это мы видим, когда наблюдаем за ним в обычных формах проявления его чувств и поведения. Сожаление, радость, гнев, удивление, нежность и другие чувства могут возникать у ребенка по отношению к игрушкам, предметам, животным, растениям и даже явлениям природы. Ребенок сопереживает сломанному дереву или цветку, зайчику, который попал под дождь, камню, который лежит у дороги. Идентификация в форме сочувствия – самая характерная для ребенка форма сравнения другого человека (персонажа) с собой и себя с другими.
Если ребенку не хватает любви, его покидает чувство уверенности в себе, ощущает себя покинутым и никому не нужным. Холодное отношение родных к ребенку, развивает у него чувство холодности по отношению и к другим людям. И связанный с этим страх - состояние сильной тревоги, беспокойства душевного смятения. Ребенок чувствует себя одиноким, если взрослые не проявляют к нему поддержку в незнакомой для него ситуации. В старшем дошкольном возрасте ребенок узнает внешние различия женщин и мужчин в одежде и даже в манере поведения. Понимание своего «Я», конечно, включает и понимание собственной половой принадлежности, что в норме становится устойчивым у ребенка в 5-6 лет. На основе восприятия самого себя как девочки или мальчика ребенок начинает выбирать себе игровые роли. Непосредственно, дети часто группируются в играх на основании пола.
В старшем дошкольном возрасте можно наблюдать открытую доброжелательную любовь к детям своего пола и эмоционально окрашенную, затаенную любовь к противоположному полу. Это определяет развитие самосознания с учетом полового распознавания. В реальном общении и в играх дети осваивают как социальные роли, которые связанны с половой идентификацией взрослых, так и способы общения мальчиков и девочек (мужчин и женщин). Возможность осваивать примеры социальных норм поведения, происходит в результате общения со взрослыми и сверстниками. В некоторых жизненных ситуациях ребенок встречается с необходимостью подстраивать свое поведение под моральные нормы и требования. По мнению М. И. Лисиной, за время дошкольного детства ребенок проходит огромный путь в познании социального пространства с его структурой нормативного поведения в межличностных отношениях с детьми и взрослыми. Он осваивает правила адекватного взаимодействия с людьми и в подходящих для себя условиях может действовать согласно с этими правилами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста; на что обратить внимание при подготовке ребенка к школе.
Консультация для родителей по вопросу подготовки дошкольников 6-7 лет к школе....
Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)
Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)Старший дошкольный возраст (6-ти – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и являе...
Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
В данной консультации для родителей описываются психологические особенности детей старшего дошкольного возраста и о готовности ребенка к школьному обучению...
Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)
Советыф родителям будущих первоклашек с учетом возростных особенностей...
возрастные и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
В чем особенности детей старшего дошкольного возраста...
"Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста".
Возраст 5 – 6 лет можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% всех черт личности реб...
Статья "Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)"
Статья знакомит с особенностями развития психических процессов (внимание. память, мышление) у ребенка на пороге школы., а так же очвещены вопрсы, связанные с психологической готовностью выпускника ДОУ...