Консультация для родителей Сказки читаем – речь развиваем
консультация (средняя группа)
«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа».
Алексей Николаевич Толстой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей Сказки читаем – речь развиваем | 582.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказки читаем – речь развиваем
«Сказка – великая духовная культура
народа, которую мы собираем по
крохам, и через сказку раскрывается
перед нами тысячелетняя
история народа».
Алексей Николаевич Толстой
Разве можно себе представить детство любого малыша без сказок?! Эти простые и короткие истории никогда не выйдут из моды, и причина здесь не только в том, что ребенок охотно верит в чудо и стремится искать в этих сюжетах развлекательный момент, но и в удивительной и разноаспектной воспитательной роли сказки. Как бы ни менялся окружающий нас мир, магия волшебства, простой и емкий язык этих литературных произведений, заложенная в них мудрость – остаются важными составляющими развития и становления личности дошкольников.
Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.
Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказка - интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний.
К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует взрослому.
А сказка является отличным средством устранить все эти проблемы. Сам процесс игры в сказку тесно связано со всеми разделами программы, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Игра в сказку - способствует активизации разных сторон речи детей:
Словаря;
Грамматического строя;
Диалогической и монологической речи;
Совершенствованию звуковой стороны речи.
Организовать работу по развитию словесного творчества детей, обучать составлению репродуктивно - творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и их драматизации. Создать благоприятную психологическую атмосферу. Обеспечению рациональных условий пространства и времени, а так же по использованию игровых методов, направленных на развитие связной речи с учётом таких характеристик личности, как активность, самостоятельность, произвольность, эмоциональная устойчивость, творчество.
Сказка в себе несет решение следующих задач:
Образовательная: Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища; развивать умение поддерживать непринуждённую беседу.
- Воспитательная: воспитывать дружеские взаимо-отношения между детьми; привычку играть, заниматься сообща; стремление радовать близких поступками. Формировать умение оценивать свою работу, воспитывать привычку работать старательно. Формировать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам.
- Развивающая: развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки.
Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта (по плану), придумывать концовки к незнакомым сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенному воспитателем. Развивать умение изображать мимикой и жестами состояние героев сказки.
В систему развития связной речи разделила на 4 этапа:
I Этап. "Рассказывание";
II Этап. "Пересказывание";
III Этап. "Играем в сказку";
IV Этап. "Сочинялки".
На каждом из этапов работы по развитию связной монологической речи особое внимание уделяю обучению пересказыванию, поскольку этот вид деятельности является основополагающим для овладения детьми навыками самостоятельного рассказывания.
Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста.
Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с метафорой.
Работа со сказкой строится следующим образом:
1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение,
т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.
2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях.
Как заинтересовать ребенка сказкой.
Англичане говорят, что чтению не учатся, а чтением заражаются. Ребенок должен видеть своих родителей читающими. Это первое и главное условие для того, чтобы ваше чадо стало Читателем.
Некоторые родители, стараясь приобщить ребенка к чтению, сталкиваются с проблемой удержания детского внимания, неумением заинтересовать малыша сюжетом произведения. В результате они оставляют это занятие, и детские книжки пылятся на полках. Не сдавайтесь!
Выбирая книжку для чтения, привлекайте к этому занятию ребенка. Обратите внимание на красивую обложку.
Попробуйте оставлять интересные, красочные книги везде, где ребенок мог бы их увидеть. Дарите книги малышу в качестве подарка. И, конечно, сведите к минимому время, проводимое ребенком перед телевизором. Сейчас существует достаточное количество интересных и качественных мультфильмов, но они не заменят книгу.
Читайте с выражением, меняйте интонацию, так ребенку будет легче представить себе героев.
Чтобы дошкольник не терял интереса, упрощайте текст. Показывайте иллюстрации. Побуждайте ребенка рассказывать о том, что он видит, делать умозаключения.
Когда читаете, уберите из поля зрения игрушки и предметы, которые отвлекают чадо. И главное, не отвлекайтесь сами.
Ответственно отнеситесь к выбору сказки для чтения. Сказка обязательно должна соответствовать возрасту ребенка, иначе он не поймет содержание и ему станет скучно. При подборе сказки, посоветуйтесь с воспитателями вашей возрастной группы.
Читать можно везде: и в детской поликлинике, дожидаясь своей очереди, и в машине, застрявшей в пробке. Поэтому не ленитесь взять с собой детскую книжку. Конечно, днем читать можно и очень нужно, но это не будет так таинственно, волшебно, как перед сном. Хорошо, если ежедневное чтение вслух войдет в привычку и станет традицией в вашей семье!
И помните китайскую пословицу: «Один родитель ценнее тысячи учителей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Сказки читаем — речь развиваем!»
Народная сказка – одно из произведения искусства слова, которые слышит ребенок в раннем детстве. Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера. Она помогает разобраться в таких сложных вопросах, к...
Консультация для родителей "Сказки читаем - речь развиваем!".
Сказки помогают детям разобраться в таких сложных вопросах, как взаимоотношения людей, помогают оценить их поступки, вызывают либо сочувствие, либо осуждение....
Консультация для родителей «Сказки читаем — речь развиваем!»
Уважаемые родители! Народная сказка – одно из произведения искусства слова, которые слышит ребенок в раннем детстве.Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера. Она помогает разобраться в таких ...
консультация для родителей " Сказки читаем - речь развиваем"
Польза чтения сказок для развития речи малыша...
Консультация для родителей "Сказки читаем - речь развиваем"
Консультация для родителей "Сказки читаем - речь развиваем"...
Консультация для родителей "Сказки читаем-речь развиваем"
Данный материал поможет понять родителям всю важность сказок в развитии речи ребенка.Читая сказки детям, мы способствуем формированию эмоциональной, образной, красивой связной речи. Простые рекомендац...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Сказку читаем - речь развиваем
Сказка - зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений. В.А.Сухомлинский....