КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИРОДНОГО И БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА
картотека

Голубева Ксения Алексеевна

Цели игр: расширять знания детей о мире животных и растений, их жизни; развивать мелкую моторику, зрительную память. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_didak-wps_office.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИРОДНОГО И БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА

Игры и поделки с семенами и листьями

Цели игр: расширять знания детей о мире животных и растений, их жизни; развивать мелкую моторику, зрительную память.

1. «Кто, чем питается?»

Оборудование: «волшебный» мешочек с собранными семенами и плодами растений. Карточки – лото разделены пополам, где слева нарисовано (наклеено) животное или птица.

Ребенок раскладывает карточки – лото, опускает руку в «волшебный» мешочек и наощупь выбирает плод или семена. Отгадывает его название и кладет тому животному или птице, кто ими питается.

2. «Биологический сундучок»

Оборудование: сундучок, где лежит рамка, в которой вырезаны в виде контуров листья деревьев (3 экземпляра каждого вида). Повязка с мягкой ткани, бумага, карандаш.

Ребенок берет «биологический сундучок», достает из него контуры листьев разных деревьев (клен, береза, дуб и т. д.)

Ребенок указательными пальцами правой руки обводит контуры листа, подбирает соответствующие пары, также обводит пальцами, называет их. Потом укладывает их в соответствующую ячейку сундучка, предварительно обследовав ее пальцами.

Выполняется задание с закрытыми глазами.

Ребенок обводит контуры листьев с «биологического сундучка» на бумаге, штрихует, называет, какому дереву принадлежит лист.

3. «Классификация материалов»

Оборудование: перед ребенком 5-6 коробочек, на дне которых – рисунок растения. Например, горох, фасоль, гречка и т. д. на крышке коробки – первая буква названия растения. В мешочке смешанные семена этих растений. Повязка с мягкой ткани и блюдце.

Ребенок работает самостоятельно. Открывает крышку, называет растение, высыпает из мешочка семена на блюдце и находит соответствующее этому растению. Потом, по первой букве названия находит крышечку и закрывает коробочку.

В игре принимает участие двое детей. Один ребенок с завязанными глазами берет семечко и называет, какому растению оно принадлежит. Другой ребенок контролирует правильность выполнения задания.

4. «Разведчики – следопыты»

Двое детей идут прятаться и через каждые 10 шагов оставляют за собой знаки из камешков, шишек или веточек (знаки предварительно нужно выучить). Подождем немного и пойдем на поиски. Найдем их – победа наша! По секрету: двое прячущихся получают задание сделать небольшой круг и спрятаться в условленном месте.

5. «Спрячь предмет»

Незаметно от детей прячется какой-нибудь предмет (шишка или камушек). Все начнут его искать. Кто найдет, тихо садится в сторону, не трогая его и не показывая другим, где увидел находку. Ведущий тихонько спрашивает игроков, где нашли предмет. Победители – первые 2-3 игроков.

6. «Жонглеры»

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

Я катаю мой орех

Чтобы стал круглее всех.

Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

Научился два ореха

Между пальцами держать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать

7. «Геологи»

Мелкие камешки, обернутые в разноцветную фольгу из-под конфет ведущий раскладывает следующим образом: несколько камешков-самоцветов оставляет на месте начала игры, 20 – 25 камешков по одному раскладывает через каждые 5 – 8 шагов по извилистому пути. Затем тропинка раздваивается: одна отходит вправо, другая – влево. На каждой из тропинок камушки (тоже 20 – 25) встречаются все чаще, иногда по два, – через 5 шагов, 3 шага, 1 шаг… У концов тропинок находятся «россыпи самоцветов». Начиная игру, ведущий обращает внимание детей на первый цветной камушек. Ребята идут на поиски, подбирают самоцветы и расходятся группами. Чья группа первой найдет россыпи самоцветов? Сколько камешков соберет каждый?

2. Игры с бобовыми, крупой и солью

Цели: Закрепление знаний о продуктах (крупа, бобовые, учить детей различать крупы по внешнему виду. Развитие мелкой моторики, ловкости, эстетического вкуса и слухового внимания, умения захватывать мелкие предметы, складывать их.

1. «Кто самый ловкий?»

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцем берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще – так набирает целую горсть. Если горошина упадет, ход переходит к следующему. Затем подсчитать итог. (Замечания: можно делать обеими руками)

Дома я одна скучала,

горсть горошинок достала.

Прежде чем игру начать

Надо пальчику сказать:

– Пальчик, пальчик, мой хороший,

Ты прижми к столу горошек,

Покрути и покатай

И другому передай (пальчиковая зарядка – катание гороха по столу)

2. «Выложи дорожку»

Рассыпаем по подносу горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины на стол, выкладывая из них дорожку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.

Я взяла горошка

Выложить дорожку,

Чтобы бегали по ней

Зайчик или кошка.

. Дать ребенку разобрать их.

Я крупу перебираю,

Мамочке помочь хочу.

Я с закрытыми глазами

Рис от гречки отличу.

3. Игры с крышками и пробками

Эти игры дают возможность решать ряд задач и целей:

формирование представлений и умений группировки по цвету, величине, обучение количественному и порядковому счету;

формирование представлений о равенстве и неравенстве,

закрепление знаний о буквах и цифрах;

развитие координации мелких мышц кистей рук, умение регулировать движения

развитие психических процессов: внимания, восприятия, памяти, воображения, навыков терпения, самоконтроля;

развитие глазомера, и фиксации взгляда;

формирование умения видеть нетрадиционные способы использования предметов, трансформировать один предмет в другой, развивать конструкторские навыки

1. «Лыжники»

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на стол резьбой вверх. Это «лыжи». Указательный и средний палец «встают на них», как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый слог любого слова.

Мы едем на лыжах,

Мы мчимся с горы,

Мы любим забавы

Холодной зимы

Можно двумя руками одновременно.

2. «Штампики»

Нам понадобятся бумага для рисования и краски. Ребенок берет пробку, обмакивает ее в краску, а затем применяет как штамп, оставляющий отпечатки на бумаге. Такую бумагу со штампами можно использовать для изготовления поздравительных открыток, обертки для подарков, фантиков для сладостей.

4. Игры с бусами

Цели: развивать концентрацию внимания, координацию движений, умение сосредотачиваться, захватывать мелкие предметы, согласовывать работу правой и левой руки, развивать глазомер.

1. «Волшебные бусы»

На леску нанизываем по 3 бусины четырех цветов. Ребенок перебирает бусины и на каждую бусину называет месяц года по порядку. Обращается внимание на смену времен года (белый, зеленый, красный, желтый)

2. Бусы из старых газет

Старые газеты порвать, замочить в небольшом количестве воды и миксером превратить в однородную массу. Добавить крахмальный клей. Из густой кашицы скатать бусины, нанизать на зубочистку и сушить. Готовые раскрасить.

Из кусочков фломастеров

Фломастеры режут на кусочки – кольца (разной длинны). Подбирают по размеру и цвету.

3. Бусы из желудей 4. Из пуговиц

Зайка желуди собрал, Для подружки-барсучихи,

Их на нитку нанизал. Всеми признанной портнихи,

Очень маме угодил, – Зайка пуговиц собрал

Он ей бусы подарил. Их на нитку нанизал,

Понесет подарок свой

Барсучихе дорогой.

5. «Чудесные превращения»

Из бус или пуговиц предложить детям выложить: неваляшку, бабочку, снеговика и т. д.

5 Комбинированные игры и поделки

Цель:

Развитие творческого мышления, навыков преобразующей деятельности, умения преобразовывать предметы.

Развитие смекалки, использование предметов не по их прямому назначению, преобразование одного предмета в другой, умелость рук.

Развитие художественного восприятия, начала художественного вкуса.

Содействие переживанию радости от встречи с прекрасным.

Побудить детей фантазировать.

Показать, как можно из подручных материалов сделать привлекательную поделку.

Увидеть возможности преобразования предметов (видеть нетрадиционные способы использования предметов).

Выработать стремление к творчеству, преобразованию знакомых предметов, умение и желание работать в коллективе, стремление выполнить свою часть работы наилучшим образом.

Совершенствовать умение эстетически преобразовывать предмет

Развивать наглядно-образное мышление, настойчивость и упорство к преодолению трудностей, к овладению более сложными предметами, умению доводить до конца начатое дело.

Расширять кругозор детей, закрепить представления о предметах – помощниках на кухне; показать некоторые профессиональные действия с ними.

Закрепить представления о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов.

Закрепить родовые и видовые понятия.

1. «Кораблик»

Скорлупка ореха,

Из палочки – мачта

Плыви, мой кораблик,

Ты сделан удачно.

Поделка выполняется из скорлупы грецкого ореха, пластилина, спичек, бумажного паруса.

2. «Черепаха»

Черепаха из скорлупки

Движется вторые сутки.

Шаг назад и шаг вперед,

Может, ослик подвезет.

До реки бы ей добраться,

В теплой речке искупаться.

Поделка выполняется из скорлупы грецкого ореха (туловище, желудя (голова, пластилина и спичек – ножек.

у, развивает глазомер.

3 «Защитник»

Дуб растет в лесу могучий, Зайка с ними посидит,

Ветер желуди сбивает, Человечка смастерит.

Их зайчонок собирает: Будет другом человечек

Гладкие, блестящие, И от волка защитит.

В дело подходящие.

Поделка выполняется из желудей и спичек.

4 «Утенок»

Сделанную из пластилина утку, обкладываем разными видами круп и семян

Семечек белых от тыквы взяла,

Утка похожа да только бела –

Лен и пшено я беру –

И утенок уже настоящий.

Встретит он братьев своих,

К нам с юга весною летящих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА

данная презентация позволяет показать всю пользу природного материала при ее использовании при развитии мелкой моторики...

"Использование природного и бросового материала в экологическом воспитании детей"

Мир природы - нежный и яркий,хрупкий и необыкновенно красивый.Каждая веточка,каждый листок таят в себе непередаваемое очарование.Достаточно только увидеть какая тайна кроется в них и подарить миру чуд...

Самообразование: «Использование природного и бросового материала в детском художественном творчестве»

Использование природного и бросового материала в детском художественном творчестве...

Комплекс игр и игровых упражнений с использованием природного материала.

Игры и игровых упражнений для коррекции мелкой моторики с использованием еловых  шишек...

СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ТОНКИХ ДВИЖЕНИЙ РУК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИРОДНОГО И БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА.

Обоснование разработки системы упражнений на развитие мелкой моторики и тонких движений с использованием природного и бросового материала. Развитие мелкой моторики и тонких движений является тол...

Презентация "Использование природного и бросового материала при пересказе"

Пересказ - один из ведущих методов в системе формирования связной речи.Благодаря занятиям по пересказу обогащается и активизируется лексика; развивается связная речь, внимание, образное мышление, памя...