"Использование природного и бросового материала в экологическом воспитании детей"
учебно-методический материал по теме

Рогожина Елена Владимировна

Мир природы - нежный и яркий,хрупкий и необыкновенно красивый.Каждая веточка,каждый листок таят в себе непередаваемое очарование.Достаточно только увидеть какая тайна кроется в них и подарить миру чудо...

Использование же бросового материала(бытового мусора) приучает ребёнка к бережливости,он никогда не сломает игрушку,сделанную своими руками,в дальнейшем станет уважать и труд других людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      





         Консультация для педагогов.


«Использование  природного и бросового
материала в экологическом воспитании детей».



 












                                         Москва  


 Не секрет, что ведущая роль в становлении личности ребенка, в формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере: Именно через нее и следует воздействовать. Ребенок-дошкольник живет в конкретной природной социальной и культурной среде.
Способность ребенка одушевлять своей фантазией неодушевленный мир позволяет
ему "очеловечивать все сущее".
Способы вовлечения дошкольников в процесс восприятия и продуктивного творчества разнообразны. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы придадут занятиям динамичность, интригующую загадочность.
Ребенок - ученик и часть природы и, наблюдая за ее проявлениями, учится творчеству.
Каждая веточка, каждый листок таят в себе непередаваемое очарование. Но не только это  характеризует живую  природу; из материалов, которые она нам дарит, можно сделать чудеса своими руками. Достаточно только увидеть, какая тайна кроется в каждом листочке, и подарить миру чудо.
Мир природы - нежный и яркий, хрупкий и необыкновенно красивый.
Можно (и нужно, наверное) всю работу распределить по временам года. Вместе с зимой учимся делать забавные игрушки на ёлку (шишки‚ рулончики от туалетной бумаги, пуговицы и т.д.) Весна - красна  откроет секреты трав шелковых и украшений из плодов. Лето научит правильно засушивать листья и травы. Щедрая осень покажет, как из семян выкладывать мозаику, делать поделки из шишек, листьев, каштанов, сухих цветов, мха, ракушек.
Бросовый материал дает детям чувство независимости от "взрослых", т.к., его – можно использовать по своему усмотрению, а главное - этот материал всегда можно найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение. Использование бытового мусора приучает ребенка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старания, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей.
Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить…
Поделки из бросового материала могут иметь разное назначение: для игр детей, для украшения интерьера группы, для украшения ёлки, для выставок, но,  все они должны быть безопасными для детей, не токсичными и  не вызывать аллергий).
Если работа планируется с детьми в группе, необходимо учитывать возрастные особенности детей:
- правильно распределять время работы в сочетании с кратковременным
отдыхом;
На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о
природе, накапливает представления о  разных формах жизни, т. е. у него
формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются
элементы экологической культуры. Но происходит это только при условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Экология в прямом смысле слова  это знания о доме; Изменится ли к лучшему деятельность человека на планете, если у него не будет необходимых знаний о себе и о своем Доме, для того чтобы его жизнь в нем была мирной, здоровой, гармоничной и созидательной. Конечно, нет! Без этих знаний ничего не изменится. Если не будет этой любви как основы, сколько бы знаний человек ни приобрел, они не станут созидательными. Поэтому истинная экология как наука должна быть знанием с большой буквы, пронизанным любовью и гуманизмом. Экологическое образование и воспитание, которые формируют экологическое сознание человека -  требуют разработки системы экологического воспитания, прежде всего в детском саду.
Работая с детьми старшей группы по экологическому воспитанию, мы решаем такие задачи:

1. Усвоение системы знаний, о природе, ее компонентах и взаимосвязях между ними;

2.  Формирование представлений об универсальной ценности природы;

З.  Воспитание потребности в общении с природой;

4.  Привитие трудовых природоведческих навыков;

5. Развитие экологического сознания;

6. Эстетическое воспитание.
-Решение этих задач направлено на достижение основной цели – экологического воспитания, т.е.; бережного, осознанного; ценностно-ориентированного отношения к миру, в позитивном настрое на жизнь.
- Познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности; возможностей для экспериментирования с природным материалом; наблюдениями за живой и неживой природой);
-Эколого - эстетического развития ребенка (привлечение внимания к
окружающим природным - объектам, развитие умения видеть красоту
окружающего мира, разнообразие красок и форм);
- Оздоровления ребенка (озеленение территории детского сада, создание условий
для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
- Формирование нравственных качеств ребенка (создание условий для
каждодневного ухода за живыми объектами и общение с ними);
- Формирование экологически грамотного поведения (развитие навыков ›
рационального природопользования; уход за животными  и растениями);

- Экологизация  различных видов деятельности ребенка (условия для
самостоятельных игр с  природным  материалом, использование природного материала на занятиях и т.д.).
- Развитие творчества, воображения, мышления, внимания;
-  Самовоспитание средствами природы

Опыт работы показал, что воспитание положительного отношения к природе должно основываться на взаимосвязи между полученными знаниями и практической деятельностью. Чувство любви к природе и соответствующее ему поведение развиваются постепенно от положительно-эмоционального отношения к сознательно-целенаправленной деятельности, имеющей общественную значимость.
Работа с природным  и бросовым материалом
Поистине волшебным является мир природы. Зимой и летом, весной и осенью не перестает она удивлять нас и очаровывать. Природа была вдохновителем искусства, источником великих творений во все времена существования человечества. В лучших произведениях литературы и живописи отражены картины природы.
Красота природы способствует творческому вдохновению, вызывает у человека положительные эмоции, воспитывает вкус и чувства; Ф. М. Достоевский писал, что "красота спасет мир" и это утверждение имеет первостепенное, "экологическое" значение. Н. К. Рерих добавил к данной фразе одно слово: "Осознание красоты спасет мир".
Роль природы  в  развитии  личностных качеств  выражается в воспитании  доброты, предостерегающей от бессмысленного зла и хищнического отношения к природе.
Эстетические. переживания,. вызванные общением с природой,- воспитывают любовь к Родине, прививают вкус к прекрасному.
Природа просто своим присутствием воспитывает в человеке чувство доброты, порядочности, гуманистическое отношение ко всему окружающему миру. Познание
законов гармонии и красоты природы помогает человеку осознать ее как
непреходящую, истинную ценность.

- Подумывать тематику предстоящей поделки с учетом имеющихся навыков и умений;

-  Процесс труда должен вызывать у детей только положительные эмоции;

-  Дети должны быть уверены в  помощи педагога, если  у них  возникают какие - либо трудности с выполнением работы;

Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии, например, проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо, чтобы эту предварительную роботу выполнил взрослый. Природный и бросовый  материал интересны  в  работе, помогут развивать творческое мастерство, сенсомоторные реакции, что является немаловажным при подготовке детей к школе.

Из шишек, камушков, листьев можно научить детей выкладывать буквы, цифры. Приобщение дошкольников и миру прекрасного, знакомство с произведениями - искусства обогатит развивающую среду и поможет воспитать разностороннюю творческую личность. Не зря бытует мнение, что "от поделки до произведения искусства один шаг".

Поделки из яичной скорлупы.


Новый природный материал, который вполне доступен для поделок, яичная скорлупа. Когда съедают яйцо, то скорлупу от него обычно выбрасывают, но ведь из нее можно смастерить немало оригинальных игрушек и даже настоящих украшений для дома;

Многие полагают, что такая вещь, как яичная скорлупа, больше ни для чего не пригодна, разве только как  удобрение для  огородов и дачных грядок.
Но, оказывается, природная необычность этого материала может стать основой интересной поделки своими руками.

В зависимости, что вы будете выполнять, скорлупа берется цельная или толченая.

Отсюда меняется и техника работы с ней...

Только надо учитывать, что скорлупа - материал, при работе с которым требуется внимательность, потому , что он довольно острый и при небрежности  может повредить пальцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование бросового материала в экологическом воспитании дошкольников

Эта презентация о том, какие работы из бросового материала выполняются  в нашем детском саду....

Самообразование: «Использование природного и бросового материала в детском художественном творчестве»

Использование природного и бросового материала в детском художественном творчестве...

СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ТОНКИХ ДВИЖЕНИЙ РУК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИРОДНОГО И БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА.

Обоснование разработки системы упражнений на развитие мелкой моторики и тонких движений с использованием природного и бросового материала. Развитие мелкой моторики и тонких движений является тол...

Презентация "Использование природного и бросового материала при пересказе"

Пересказ - один из ведущих методов в системе формирования связной речи.Благодаря занятиям по пересказу обогащается и активизируется лексика; развивается связная речь, внимание, образное мышление, памя...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИРОДНОГО И БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА

Цели игр: расширять знания детей о мире животных и растений, их жизни; развивать мелкую моторику, зрительную память....