Буклет "Развитие речи детей в семье"
консультация

Благоприятная языковая среда в семье - условие развития речи детей. Чем больше ребёнок общается с близкими людьми и родителями, тем интенсивнее и качественнее происходит его речевое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_razvitie_rechi_detey_v_seme.docx162.05 КБ

Предварительный просмотр:

Благоприятная языковая среда в семье - условие развития речи детей. Чем больше ребёнок общается с близкими людьми и родителями, тем интенсивнее и качественнее происходит его речевое развитие.

Какие условия необходимо создать в семье для развития речи ребёнка?

1. В общении с ребёнком следите за своей речью.

2. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности.

3. Не злоупотребляйте уменьшительно - ласкательными суффиксами.

4. Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка.

5. Не смейтесь над речью малыша.

6. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.

7. Раз в месяц записывайте речь ребёнка на магнитофон. Такие записи не только помогут в работе над речью, но и со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

8. Развивать у ребенка слуховое внимание, тренировать артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук. Это ведет к развитию речи ребенка.

9. Объяснить ребенку непонятные слова, встречающиеся в книжках.

Способность ребенка легко подражать речи взрослых благоприятствует формированию звуковой стороны речи: он учится правильно произносить звуки, внятно и отчетливо воспроизводить слова и фразы, говорить достаточно громко, интонационно выразительно, правильно пользоваться темпом. 

Обогащение словаря, расширение кругозора, развитие грамматически правильной фразовой и связной речи – вот задачи, которые родители могут и должны решать ежедневно. Для этого ничего не нужно организовывать специально. Стоит только настроиться на ежедневную работу и просто посмотреть вокруг себя.

Играя с малышом, можно поупражнять его в правильности согласования имён существительных с разными частями речи. Скажите: "Сейчас к нам в гости приедут игрушки, а ты скажешь, кто приехал". Возьмите куклу и спросите: " Кто к нам приехал в гости?" Ребёнок должен дать полный ответ: "К нам в гости приехала кукла (кошка, собака)".

Называя количество предметов, ребёнок употребляет слова "один", "много". Во время уборки игрушек необходимо обратить внимание ребёнка на то, куда "разбежались" игрушки:  кубики лежат на полу; зайчик спрятался за шкаф; машина заехала под стол и. т. д. Взрослый говорит: "Давай всё расставим по местам: кубики сложи в коробку; зайчика посади между куклой и медведем; машину поставь на полку". Затем спрашивает: "Что ты убрал? Куда поставил (положил)?".

 

Как знакомить дошкольника с окружающим миром?

Гуляя, например, в парке, объясните ребёнку,  из каких частей состоит дерево (ствол, корни, ветки, листья). Научите его узнавать наиболее распространённые породы деревьев (берёзу, липу и т. д.).

Когда вы приходите из магазина с покупками, не торопитесь выкладывать их на стол. Сделайте это вместе с сыном или дочерью. Вынув из сумки продукт, задайте малышу вопросы: " Что это?"; " Какой он по цвету, по форме, по размеру?"; "Что можно приготовить из этого продукта?"; " Как назвать одним словом?". После возвращения малыша с прогулки можно спросить: кого/что он видел на улице? С кем играл? Какие игрушки были у Миши/Маши? Добивайтесь, чтобы ребёнок давал полные, развёрнутые, подробные ответы.

И нельзя забывать, что большую роль в обогащении духовного мира ребенка играет литература. Книга является кладовой для развития речи, мышления, воображения,  чувств. Ребенка необходимо привлекать к обсуждению прочитанного, анализировать поступки героев, просить пересказать, так как именно во время пересказа идет прямой контакт с ребенком. Чтение, рассказывание сказок, стихов должны стать семейной традицией.

Игры дома

  1. «Игры на кухне»
  • «Помогаю маме». Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
  • «Волшебные палочки». Дайте малышу счетные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.
  • На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка. «Давайте искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.
  • «Угощаю». "Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга". Ребенок называет "вкусное" слово и "кладет" вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не "съедите". Можно поиграть в "сладкие», "кислые", "соленые", "горькие" слова.
  • Можно поиграть с целью развития грамматического строя речи. «Приготовим сок».  «Из яблок -сок....(яблочный); из груш -....(грушевый); из слив -....(сливовый); из вишни -....(вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. д.»
  1. «По дороге из детского сада (в детский сад)»
  • "Я заметил". "Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем - какие они. Вот почтовый ящик - он синий. Я заметил кошку - она пушистая". Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
  •  "Волшебные очки". "Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр." 
  1. «В свободную минутку»

Игра на обогащение словаря ребенка.

  • "Доскажи словечко". Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей...... (чирикает). Сова летает, а заяц..... (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади.... (жеребенок) и т.п.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 44 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Развитие речи дошкольника в семье

"Навык правильной речи,

как все добрые  навыки,

 приобретается в семье".

(Е. И. Тихеева)

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2296622/705f7e71-b780-404d-b527-d0bb5765b04a/s1200?webp=false

Санкт-Петербург

2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей в семье

Консультация для родителей...

Игры и игровые упражнения, направленных на развитие речи детей в семье

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка, и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико.К сожалению, современная семья переживает кризис, и поэтому многие дети испыт...

Рекомендации по созданию благоприятных условий для развития правильной речи детей в семье. Этапы развития детской речи в Онтогенезе

Очень часто я вижу родителей и педагогов, воспитателей, которые не знают, в каком возрасте появляется какой звук. Мы часто видим мам, желающих слышать звук Р у трехлетнего ребенка. И главное, что она ...

Развитие связной речи детей в семье

Этот материал предназначен для педагогов и родителей, который поможет развивать речь в домашних условиях....

родителькое собрание "Развитие речи детей. Роль семьи в развитии речи ребенка"

Предлагаю конспект родителького собрания по теме "Речевое развитие детей". Родители остались довольными: "Любовь Анатольевна! Вы всегда придумаете что-нибудь интересное для нас. Выдумщица!" на собрани...

Консультация для родителей на тему: «Развитие связной речи детей в семье» Для детей от 6 до 7 лет

Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе....

Консультация для родителей в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет. Тема: «Развитие речи детей в семье и детском саду»

Консультация для родителей в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет. Тема: «Развитие речи детей в семье и детском саду»...