Буклет "Эти волшебные «трудные» звуки.Игры для развития фонематического (речевого )слуха"
консультация

Буклет предлагает т родителям  упражнения для развития фонематического слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_eti_trudnye_zvuki.docx53.88 КБ

Предварительный просмотр:

        Фонематический или речевой слух- это способность улавливать, различать на слух звуки(фонемы) родного языка, понимать смысл различного сочетания звуков-слов, фраз, текстов. Без умения сосредоточиться на звуках речи невозможно общаться.

        Сформированное фонематическое восприятие ребёнка-это залог четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, легкости овладения грамматическим строением языка, гарантия успешного освоения письма и чтения.

Правильно или нет?

Выберите любую картинку,  воспользуйтесь иллюстрациями из детских книг, энциклопедий.

Показывайте ребенку картинку и сами называйте предмет, но хитрите-заменяйте первую букву (лобака, мобака, хобака, собака, фобака). Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит правильный вариант произношения слова.

Одинаковый звук

Предложите ребенку внимательно послушать и угадать ,какой одинаковый звук есть в словах:

-шуба, кошка, мышь;          

  -чай, дочь, мяч;

-борщ, ящик, щавель;            -коза, знак, избы.

Звуки шутят

Читая знакомые произведения, умышленно заменяйте звуки в словах. Например:

-Хвост с узорами, сапоги со шторами.(Русская народная песенка)

-Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин том.(Русская народная песенка)

-Мальчишек радостный народ

 Коньками звучно режет мед. (А. Пушкин)

-На пушистых детках снежною каймой

 Распустились кисти белой бахромой. ( С. Есенин)

-Эй,не стойте слишком близко.

 Я тигренок, а не миска. ( С. Маршак)

-Где обедал воробей? В зоопарке у дверей.(  С.Маршак)

                             

 «Кот и Кит» (Б. Заходер)

Жили-были КОТ и КИТ.

Кот-огромный, просто страшный!

КИТ был маленький, домашний.

КИТ мяукал. КОТ пыхтел.

КИТ купаться не хотел,

Как огня воды боялся.

КОТ  всегда над ним смеялся!

Время так проводит КИТ:

Ночью бродит, днем храпит.

КОТ плывет по океану.

КИТ из блюдца ест сметану.

Ловит КИТ мышей на суше.

КОТ на море бьет баклуши!

КИТ царапался, кусался,

Если ж был неравен спор-

От врагов своих спасался,

Залезая на забор.

Добрый КОТ ни кем не дрался,

От врагов уплыть старался:

Плавниками бьет волну

И уходит в глубину…

КИТ любил залезть повыше.

Ночью песни пел на крыше.

Позовешь его:

-Кис, кис!-Он охотно спрыгнет вниз.

Буква заблудилась

-Закричал охотник: «Ой! Двери гонятся за мной!»

-Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей.

-На виду у детворы крысу красят маляры.

-Старый дедушка Пахом на козе скакал верхом.

-Писем мы не написали: тучку целый день искали.

-Сидит на грядке крепко оранжевая кепка.

-Загремел весенний гном, тучи на небе кругом.

-Лежит лентяй на раскладушке, грызет, похрустывая , пушки.

-Жучка будку не доела, неохота, надоело.

-Я рубашку сшила шишке, я сошью ему штанишки.

-Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

-На поляне весной вырос зуб молодой.

-На болоте нет дорог. Я по кошкам скок да скок.

-Синеет море перед нами, летают майки над волнами.

-Мишка дров не напилил-печку кепками топил.

Хитрые загадки или загадки-

         Все дети  любят отгадывать загадки, особенно те, ответы к которым можно подобрать с помощью рифмы. Предложите малышам отгадать загадки, в которых не стоит доверять рифме.

-Над лесной поляной долго слышался кошмар:

 Ухал, ахал, выл по-волчьи и пугал зверей… (филин).

-К цветку приставишь ухо,а в нем жужжит, поет

 Старательная …(пчела) и собирает мед.

- Хвост веером, на голове корона. Нет птицы краше, чем…(павлин).

-По сосне, как барабан, застучал в лесу…(дятел).

-Кто любит по ветвям носиться? Конечно рыжая…(белка).

Загадки про сказочных героев

-Он пиявок добывал,

 Карабасу продавал,

 Весь пропах болотной тиной,

 Его звали …(Дуремар).

-В Простоквашино он жил

 И с Матроскиным дружил.

 Простоват он был немножко,

 Звали песика…(Шарик).

-Он гулял по лесу смело,

 Но лиса героя съела.

 На прощанье спел бедняжка.

 Его звали …(Колобок)

-Бедных кукол бьет и мучит,

 Ищет он волшебный ключик.

 У него ужасный вид,

 это доктор…(Карабас).

МБДОУ «Детский сад №8 «Огонек»

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=915ce495355ea8e41f6f0eb3b6d235f5&n=33&h=190&w=134

Эти волшебные «трудные» звуки

Игры для развития фонематического (речевого )слуха

Составитель – О.Н.Бельды

Октябрь. 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями»

laquo;Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями» В педагогике фонематическое восприятие и фонематический слух определяется как специальное ...

«Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия через речевые игры»

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и сем...

Буклет "Эти волшебные «трудные» звуки Игры для развития фонематического (речевого) слуха"

Представлены игры и упражнения для развития фонематического слуха...

Развитие фонематического восприятия(слуха) у детей с общим недоразвитием речи старшего и подготовительного возраста.

Проведённые мною исследования показали необходимость осуществления логопедической работы по преодолению недоразвития фонематического восприятия, построенной с учетом индивидуально-типологи...

Волкова Н.А. Трудные звуки. Игры с детьми 5-6 лет.

Картотека речевых игр и упражнений по звуковой культуре речи для детей 5- 6 лет....

Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с задержкой речевого развития)"

Консультация направлена на ознакомление родителей с развитием фонематических процессов у детей с задержкой речевого развития....