Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста
методическая разработка

Бордовская Елена Николаевна

Театрализованная деятельность  является интересным и эффективным способом развития у детей речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Театрализованная деятельность

как средство развития речи детей дошкольного возраста

С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому важно создать атмосферу для свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей. В этом немаловажную роль принадлежит театрализованной деятельности.  

С помощью театрализованных игр можно решить многие задачи: развитие личности ребенка, развитие психических процессов, развитие познавательных способностей. Но одной из важных задач - это развитие речи. Почему? В процессе работы над выразительностью реплик персонажей активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, интонационная выразительность; ребенок вынужден грамотно изъяснятся; улучшается монологическая и диалогическая речь, ее грамматический строй.

В современном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

И задача взрослых сделать так, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Театрализованная деятельность является самым эффективным способом воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми, мы многому можем научить ребенка, да и сами научиться у них.

Театрализация сказок очень увлекает детей. Дети быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. В процессе такой игры речь становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы, поговорки из сценария.

Сначала ребенок наблюдает за театрализованной постановкой взрослого, а после переходит к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры к игре в небольшой группе (3-5 чел.), исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого "типичного" образа в игре-драматизации.

Успешная работа по развитию творчества и речи возможна только в результате активной скоординированной работы педагогов и родителей ребенка.  Для этого необходимо создать благоприятную атмосферу в семье:

  • родитель должны осознавать необходимость содействия педагогам ДОУ в осуществлении задач, связанных с развитием связной речи, формирования у детей базового объема знаний и навыков в области художественно-эстетической деятельности.
  • уделять серьезное внимание подбору литературных произведений. Произведения должны быть понятны детям, с динамичными событиями, с яркими выразительными персонажами. Например, сказки, они понятны и интересны детям, их легко обыгрывать, т.к. они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций. Герои сказок вступают в определенные взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства.
  • с раннего возраста нужно учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. В этом помогут потешки, частушки, подпевки, шутки, стихотворения, построенные на диалоге. Речь взрослого должна быть интонационно выразительной. Одни и те же слова при последующих повторениях можно произносить, меняя интонацию, силу голоса и темп произношения.
  • воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности. С этой целью создавать специальные ситуации, в которых персонажи кукольного театра, образные игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки. Например, зайка пришел знакомиться с ребенком, читает ему стихи и т. д. Детям нравится показ инсценировок знакомых им стихотворений. Когда ребенок достаточно хорошо знает произведение и может его воспроизвести, его можно привлечь к разыгрыванию сюжета.

В домашних условиях можно применить разные виды театра: настольный, пальчиковый, драматизация с помощью фланелеграфа/ковролина. Использование элементов костюмов (шапочки, фартучки, хвостики) и атрибутов (репка, лопата, конура Жучки) вызывает у малышей большой интерес и желание поиграть в сказку «Репка».

Детям доставит большее удовольствие, если театр (персонажи, элементы декорации, реквизит, элементы костюма) будет создан совместно с родителями.

Речевые игры и упражнения для всей семьи

Звери 

Цель: формировать у детей навыки звукоподражания.

Материал: игрушки/картинки по произведению.

Взрослый читает стихотворение о разных животных, а ребенок, берет соответствующую игрушку/картинку и изображает, как это животное разговаривает.

 

Все пушистые цыплятки,

Любопытные ребятки.

Мама спросит: «Где же вы?»

Цыплята скажут: «Пи-пи-пи!»

Курочка-хохлатушка по двору гуляла,

Деток созывала: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко!»

Ходит по двору петух,

Аж захватывает дух.

Как увидит он зерно,

Закричит: «Ку-ка-ре-ку!»

Вышел котик погулять,

Решил цыпленка напугать.

Стал подкрадываться сразу

И мяукнул громко: «Мяу!»

Ловко прыгает лягушка,

У ней толстенькое брюшко,

Выпученные глаза,

Говорит она: «Ква-ква!»

 

Игра с пальчиками

Цель: приобщать детей к театрализованной деятельности; учить их сочетать слова с движениями.

Материал: куклы пальчикового театра с изображением девочек и мальчиков.

Ребенку надеваются на пальцы образы. Взрослый берет руку ребенка и играет с его пальчиками, приговаривая:

Пальчик-мальчик,

Где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песню пел.

Этот пальчик — дедка,

Этот пальчик — бабка,

Этот пальчик — папенька,

Этот пальчик — маменька,

Этот — наш малыш,

Зовут его ... (называет имя ребенка).

 

Мама потерялась

 

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий "дикие животные" и "домашние животные".

Материал: резиновый театр/картинки с изображением животных

Корова ищет (телёнка). Вот телёнок.

Свинья ищет (поросёнка).

Собака ищет (щенка).

Кошка ищет (котёнка).

Коза ищет (козлёнка).

Овца ищет (ягнёнка).

Лисица ищет (лисёнка).

Зайчиха ищет (зайчонка).

Волчица ищет (волчонка).

Ежиха ищет (ежонка).

Медведица ищет (медвежонка).

Белка ищет (бельчонка

 

 

Федорино горе

Цель: развитие внимания, слуховой памяти, умения согласовывать существительные в родительном падеже множественного числа.

Читаем отрывок из стихотворения "Федорино горе". Затем просим ребёнка припомнить, какая посуда убежала от Федоры, и чего у неё теперь нет.

 

Вся посуда разбежалась!

У Федоры не осталось

Ни бидона, ни бутылок,

Ни беззубых, грязных (вилок).

Нет покинутых сироток –

Чёрных, гнутых (сковородок).

Нет запачканных грязнуль –

Битых, ломанных (кастрюль).

Не видали близко люди

И осколков грязных (блюдец,

Убежавших от букашек

Много дней немытых (чашек,

Скрывшихся от тараканов

Мутных, треснувших (стаканов).

Как Федора ни смотрела,

Не нашла нигде (тарелок).

Скрылся от Федоры ножик,

Нет больших столовых (ложек)

 

Расскажи стихи руками

 

Цель: побуждать детей к импровизации.

Взрослый читает стихотворение, ребенок имитирует движения по тексту:

 

Кот играет на баяне,

Киска — та на барабане,

Ну, а Зайка на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать,

                                                       Будем вместе мы играть.                        (Л.П.Савина.)

               Веселый Старичок-Лесовичок                  Д.Хармс

ЦЕЛЬ: пользоваться разными интонациями.

 

Взрослый: Жил в лесу старичок маленького роста

                   И смеялся старичок чрезвычайно просто:

Старичок-Лесовичок: Ха-ха-ха да хе-хе-хе,

                                      Хи-хи-хи да бух-бух-бух!

                                       Бу-бу-буда бе-бе-бе

                                       Динь-динь-динь да трюх-трюх!

Взрослый: Раз, увидя паука, страшно испугался,

                    Но, схватившись за бока, громко рассмеялся:

Старичок-Лесовичок: Хи-хи-хи да ха-ха-ха,

                                      Хо-хо-хода гуль-гуль-гуль!

                                      Го-го-го да буль-буль-буль.'

Взрослый: А увидя стрекозу, страшно рассердился,

                   Но от смеха на траву так и повалился:

Старичок-Лесовичок: Гы-гы-гы да гу-гу-гу,

                                      Го-ro-ro да бах-бах-бах!

                                      Ой, ребята, не могу!

                                      Ой, ребята, ах-ах-ах!

Весенние голоса

Цель: Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса.

Взрослый читает текст, а ребенок изображает голосом звуки. Можно использовать различные шумы.

«Пригрело солнце (поют высокий звук у-у-у)

С пригорка побежал весёлый ручеёк (болтают языком, подражая весёлому «бульканью»).

До краёв наполнил большую глубокую лужу

(«бульканье» низкими звуками).

Перелился через край («бульканье» волной: вверх-вниз).

И дальше побежал («бульканье»)

Выбрались из-под коры жучки (ж-ж-ж)

И букашки (з-з-з)

Расправили крылышки (крш-крш- с повышением)

И полетели куда-то (тр-тр-тр – шёпотом).

Лес наполнился птичьими голосами (имитация голосов птиц).

Вот и пришла весна!»

 

Скороговорки. Чистоговорки.

Цель: Совершенствовать чистоту произношения.

Горячи кирпичи! Соскачи-ка с печи,

Испеки-ка в печи,из муки калачи!»                

Тары- бары, растабары, Варвары куры стары!

Сеня вёз воз сена.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста.

В этой статье я описываю как театрализованная деятельность влияет на развитие речи детей и описываю некоторые виды театра, так же кратко описаны мои наблюдения и результаты работы с детьми в своей гру...

Презентация опыт работы по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

"Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста

Театрализированная деятельность - один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя....

Консультация для педагогов. Тема «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

          Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мими...

Мастер – класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер – класс  «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста...