Консультация для родителей и педагогов по ИЗО, для детей второй группы раннего возраста
консультация (младшая группа)

Павлова Елена Евгеньевна

Задачи, методы и приемы в изобразительной деятельности для детей второй группы раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pro_risovanie_u_malyshey.odt21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи занятий по рисованию во второй группе раннего возраста.

  • научить приёмам изображения прямолинейных и кругообразных форм простых объектов, передавая их цвет и форму;
  • воспитывать способность внимательно слушать рекомендации педагога, воспринимать наглядную демонстрацию и соблюдать необходимую последовательность действий;
  • пробуждать интерес к рисованию, воспитывать эстетический вкус;
  • обучать техникам передачи свойств предметов в графическом образе;
  • учить правильно держать карандаш между тремя пальцами, оперировать кистью:
  • аккуратному набору краски;
  • снятию лишней краски о краешек стаканчика;
  • промыванию кисти;
  • правильному направлению движения кисти (мазки накладываются в одном направлении, встречного движения нет, кисть необходимо вести по ворсу);
  • знакомить с основными цветами, развивать чувство цветопередачи;
  • развивать пространственное мышление, дать понимание грамотного композиционного размещения с центра листа;
  • развивать технические навыки прорисовки прямых и пересекающихся горизонтальных и вертикальных линий, изображения предметов геометрических форм;
  • обучать умению различать и самостоятельно определять форму предмета;
  • познакомить с конструктивным принципом построения предмета из нескольких частей геометрической формы.

Методы и техники рисования

Детей необходимо обучать пониманию отличительных свойств и возможностей карандаша и кисти, чтобы в будущем они могли самостоятельно выбрать оптимальный вариант создания изображения. На практике, к сожалению, отдаётся явное предпочтение одному инструменту или материалу, поэтому дети теряют интерес к рисованию, а работы становятся менее выразительными. Для того чтобы дети успешно овладели разнообразными техниками и приёмами рисования, важно уделять достаточное внимание проработке навыков владения кистью и карандашом в равной мере, подчёркивая при этом различие между ними, иначе у малышей не появится правильного понимания особенностей работы с этими инструментами.

Проблема: закрашивая изображение красками, дети часто водят кистью как карандашом, не отрывая её от бумаги, отчего часто выходят за контур, а закрашенная поверхность покрывается пятнами.

Классические техники

  • Рисование цветными карандашами — твёрдый инструмент позволяет совершать разнонаправленные движения противоположного характера (туда обратно), кроме того, прекрасно справляется с подчёркиванием контуров объекта. Изменения в силе нажима создаёт разную интенсивность цвета, для закрашивания всей поверхности необходимо совершать многочисленные однообразные движения. Инструмент обладает высокой сопротивляемостью, поэтому эффективен в целях укрепления мускулатуры руки и подготовки её к письму. На протяжении всего учебного года дети работают с коробочками, заполненными карандашами шести цветов. Простой карандаш появляется в арсенале материалов для рисования только в старшей группе, когда детей обучают создавать набросок. Правила работы с карандашом, которым следует обучать детей:
  • Использованный карандаш класть обратно в коробку, а не перекладывать в другую руку, иначе ребёнку сложно будет придерживать рисунок. Часто малыши кладут использованные карандаши на стол, они скатываются, падают на пол, что отвлекает самого ребёнка и окружающих детей.
  • Не разрешать смачивать карандаш для получения более яркого оттенка (дети часто берут карандаш в рот), следует приучать закрашивать рисунок в режиме равномерного нажима, а для повышения интенсивности цвета дважды проходить по нужному месту.
  • Использовать разные виды штриховки, совершая движения в одном направлении, не отрывая карандаш от бумаги. Очень важно сохранять правильное расположение руки для того, не закрывать рукой рисунок и контролировать прорисовку линии.
  • Формат бумаги для карандашного рисунка должен быть небольшим, поскольку малыши быстро утомляются от многократного повторения однообразных движений.
  • Рисование кистью — мягкий инструмент, который не требует сильного нажима, в процессе работы детская рука расслаблена, поэтому малыши не испытывают сильного утомления. В отличие от рисования карандашом, линия в акварельном варианте исполнения теряет чёткость, становится более размытой, характер движения слабовыраженный. Знакомство с миром красок стоит начать с гуаши. Гуашь обладает перекрывающими способностями, её можно накладывать цвет на цвет. Во второй младшей группе малышам предлагают два цвета в начале учебного года, постепенно пополняя диапазон цветовой палитры до четырёх-шести. Инструменты: круглые кисти среднего размера (10–14 номера). Для тонирования большого пространства (небо, земля, снежный покров и т. д.) подойдёт кисть с плоским ворсом.
  • Рисование фломастерами — прекрасный материал для младшего школьного возраста, обладает яркостью цвета, при этом рисовать ими легче, чем карандашами. Когда рука достаточно окрепнет, можно переходить к более активному использованию карандашей.

Нетрадиционные техники

  • Ладошковая — основой изображения или коллажа являются отпечатки детских ладошек, малыши просто обмакивают ладошку в широкие блюдца с краской или краску на ладошку наносит взрослый.
  • Вертикальный тычок жёсткой полусухой кистью. Техника создаёт выразительный эффект объёмности, пушистости поверхности изображения.
  • Рисование мыльными пузырями — мыльные пузыри выдуваются через трубочку, затем пена прикладывается к альбомному листу, оставляя цветной след.
  • Штампирование — изображение предметов или явлений природы с помощью нанесения оттиска на бумаге, используя штамп (ватные диски, разрезанный пополам картофель, детали конструктора, листья, готовые деревянные фигурки, кусочек поролона и т. д.).
  • Рисование свечой — на листе белой бумаги прорисовываются контуры простого рисунка или узора, например, снежинки. Затем лист полностью закрашивается акварельными красками.
  • Монотипия — с маленькими детьми практикуется способ переноса изображения с одной половины листа на другую или с основы (целлофан, пластиковая поверхность) на лист бумаги.
  • Набрызг — эффект разлетевшихся капель, который получается с помощью стряхивания краски на бумагу с широкой жёсткой кисти или щётки.
  • Рисунок мятой бумагой — изображение создаётся путём пропечатывания бумажным шариком.
  • Кляксография — создание случайных форм способом выдувания капелек краски через трубочку. Результат выдувания становится основой художественного образа.
  • Пуантилизм (точечное изображение) — рисование точечными мазками с помощью пальцев, штампиков, ватных палочек.
  • Граттаж (в переводе с французского языка означает скрести, царапать) – контуры изображения процарапываются на поверхности, загрунтованной восковыми мелками или гуашью. Детям можно предложить новую игру «цап-царапку».

Приёмы рисования

  • Линия — основа контурного рисунка, очерчивающего форму предмета.
  • Штриховка — наиболее простой и эффективный способ цветопередачи и прорисовки фактуры предмета. Штрих — это не только самый популярный и доступный способ изображения предмета, но и прекрасный тренажёр для развития мелкой моторики и координации движений. Виды штриховки:
  • горизонтальная — самый сложный вид движения слева направо, рука располагается внизу линии, необходимо развивать навык закрепления руки и зрительный контроль;
  • вертикальная — вверх-вниз, рука движется сбоку линии;
  • диагональная — по косой.
  • Точка, ритмический мазок, примакивание в технике рисования красками. Приёмы работы с кистью: концом кисти и всей поверхностью кисти, важно обучать постепенному переходу от рисования концом к движению всем ворсом для прорисовки утолщённых линий. Положение кисти по отношению к поверхности листа бумаги зависит от толщины линии:
  • тонкие линии рисуются концом кисти в вертикальном положении;
  • широкие линии получаются при наклонном положении кисти.

Коллективные композиции из многих элементов создаются с помощью совместных усилий. В процессе коллективного творчества дети развивают способности пространственного мышления, навыки согласованных действий, а также личностные качества взаимопонимания и сотрудничества.

Активное применение классических и альтернативных способов рисования на занятиях в детском саду поможет ребёнку овладеть методами творческой самореализации, введёт в радостный мир изобразительного искусства, разовьёт интерес к исследовательской деятельности, пополнит словарный багаж. Сочетание классических приёмов обучения, построенных на привычном копировании и подражании, и приёмов нетрадиционных техник создаёт благоприятные условия для развития самостоятельности, инициативности, воображения, способствует раскрытию индивидуальности каждого ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие культурно-гигиенических навыков у детей второй группы раннего возраста группы!"

К числу основных условий успешного формирования культурно – гигиенических навыков относятся:рационально организованная обстановка,четкий режим дня,руководство взрослых....

Консультация для родителей "Развитие культурно-гигиенических навыков у детей второй группы раннего возраста группы!"

Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культурного поведения....

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей второй группы раннего возраста»

Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст благоприятен для совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Ус...

Консультация для родителей «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей второй группы раннего возраста»

Важность интегрирования пальчиковых игр и упражнений в речевую деятельность детей, совершенствование мелкой моторики детей второй группы раннего возраста через пальчиковые игры....

Консультация для родителей "Для чего нужны пальчиковые игры во второй группе раннего возраста?"

Консультация для родителей«Для чего нужны пальчиковые игры во второй группе раннего возраста?»Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени движений пальцев рук.Это...

Консультация для родителей «Пальчиковые игры – эффективный способ развития речи» второй группы раннего возраста

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».                  В. А. СухомлинскийИсследования ученых доказали, что уровень развития детс...