Методическая разработка «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности и духовного обогащения семьи».
методическая разработка

Караськина Светлана Ивановна

 

Выступление на педсовете

«Семейное чтение как средство 
духовно-нравственного становления личности

и духовного обогащения семьи».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynoe_chtenie_kak_sredstvo.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное автономное  учреждение

«Детский сад № 69»

Выступление на педсовете

«Семейное чтение как средство 
духовно-нравственного становления личности

и духовного обогащения семьи». 

                                                                     

                                                                         

                                                                         Подготовила воспитатель                          

                                                       1 квалификационной                                                                                                     категории

                                                                         Караськина С.И.

                                                                     

Семейное чтение как средство 
духовно-нравственного становления личности и духовного обогащения семьи.

Все писатели, философы,  педагоги обращают внимание на важность  чтения, ценность книг и заложенной в них мудростью.

  • «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» (В. А. Сухомлинский)
  •  «Чтобы воспитывать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение».- А. Чехов.
  • «Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства — это, прежде всего, воспитание. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается личность» - В.А.Сухомлинский

В настоящее время стала очевидной необходимость духовно- нравственного воспитания русского человека, без чего Отечество не только не способно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено.

Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в содержании литературных произведений. Произведения художественной  литературы имеют особое значение в духовно-нравственном воспитании ребенка, в развитии его духовно-нравственных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально- ценностного отношения к окружающему миру.

 Как известно, важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями. Исстари в воспитании подрастающего поколения присутствует литературное слово. Малышам рассказывают сказки, читают стихи, подрастая, дети сами начинают читать. К сожалению, их литературный опыт чаще всего ограничивается лишь рассказами из азбуки и хрестоматии, комиксами, журналами для наклеек, а впоследствии – вялыми и малопродуктивными попытками освоить произведения школьной программы в сокращённом варианте.

Анкетирование.


Главная причина утери любви к книге – изменившаяся социально-культурная среда: повсеместное развитие телевидения, видео и компьютерной техники, резкое усиление их роли в досуге современного человека. Ученые цивилизованных стран бьют тревогу: подрастающее поколение меняет свой менталитет, дети теряют способность к строгому мыслительному процессу, к логическому мышлению, все чаще телевизор, компьютер заменяют им книги. Значение книг в жизни ребенка очень трудно переоценить – ведь в большинстве случаев мировоззрение, жизненные ценности и даже характер ребенка формируются под воздействием сказок, рассказанных и прочитанных ему в глубоком детстве. Книга является мощным инструментом воспитания морали у ребенка, таких качеств, как доброта, сопереживание, умение отличать добро и зло.

Семья – важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются  духовно-нравственные ценности, традиции, обычаи, предания. Вот почему семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а, следовательно, и средство духовно-нравственного воспитания личности.

Cемейное чтение не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта. Очень важно научить ребенка сопереживать, любить, жалеть и прощать – это основная задача духовного воспитания в семье, и помочь в этом могут  добрые, мудрые сказки   (народные и литературные) и детские рассказы,  например, рассказы Носова, Осеевой, Драгунского).

Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности чтение сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений.

Одна из задач педагогов ДОУ – помочь семье в духовно-нравственном становлении  личности ребенка через приобщение к  чтению литературы и формирование  у ребенка читательского вкуса, отношения к книге как к явлению культуры.

На слайде представлены основные формы работы с родителями.

Педагоги должны информировать родителей о том, какие произведения входят в круг детского чтения каждой возрастной группы. В уголке для родителей целесообразно помещать советы и пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Проведение открытых занятий для родителей  воспитанников по литературным произведениям. Совместные досуги родителей и детей на литературные темы.

   Особая роль принадлежит родительским собраниям – наиболее емкой форме педагогического просвещения родителей. Здесь они имеют возможность получить необходимую информацию, обсудить наиболее важные вопросы детского чтения, поделиться опытом чтения книг в семье: показать рисунки, отражающие впечатления ребенка от прочитанного произведения и т.д. Также способствует  формированию любви к книгам   театрализация любимых произведений,  посещение театральных представлений в детском саду и в театрах города.

   Воспитатель должен проводить индивидуальные консультации и беседы с родителями на конкретные, важные для той или иной семьи темы (как приобщить ребенка к слушанию книг, какие литературные места города можно показать детям в выходные дни, как использовать книгу для развития связной речи и т.д.),   полезными бывают также разного рода рекомендации, советы, памятки по поддержанию в детях интереса к чтению.

Предложить  памятку для родителей.

Я передаю слово своей коллеге Наталье Константиновне, которая более подробно освятит формы и методы работы с семьей.

Памятка для родителей

1.Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению, как к удовольствию.

2.Читайте детям вслух с самого раннего возраста.

3.Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным

4.Показывайте, что Вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.

5.Подпишитесь на журналы для ребенка с учетом его интересов и увлечений.

6.Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.

7.Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.д.)

8.В доме должна быть детская библиотечка.

9.Читайте вместе с детьми перед тем, как уснуть.

Подсказки для родителей по совместному чтению книг с детьми

«ДА»

• Как можно чаще читайте своим детям (сказку на ночь или рассказ вечером).

• Читайте вместе со своим ребенком 10 минут каждый день (попеременно по 1 предложению, абзацу, странице).

• Читайте сами, показывая пример своему ребенку.

• Разрешайте ребенку самому выбирать книги для чтения.

• Поощряйте его желание подержать, полистать книгу, «поиграть» с ней.

• Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка дома было много красочных книг.

• Посещайте с ребенком регулярно книжный магазин или библиотеку.

• Дарите ребенку книги.

• Поощряйте ребенка в чтении другим членам семьи, друзьям, знакомым.

• Сделайте чтение приятным времяпрепровождением.

• Всегда хвалите ребенка, если он/она читает.

«НЕТ»

• Не заставляйте читать насильно.

• Не выбирайте книги для ребенка, пока он/она вас об этом не попросит.

• Не заставляйте читать слишком трудные книги.

• Не соревнуйтесь с ТВ в выборе времени для чтения.

• Не проявляйте излишней озабоченности, если вам кажется, что у ребенка не слишком быстрые успехи в чтении.

• Не критикуйте ребенка, если он старается читать. Поощряйте, поддерживайте – и улучшение наступит быстрее.

• Не сравнивайте уровень чтения ребенка с уровнем его братьев, сестер, других детей.

• Не прекращайте чтения детям вслух, как только они научатся читать сами.

• Никогда не отговаривайте ребенка от чтения – читать что-то лучше, чем ничего не читать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конскультация для родителей СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ДУХОВНОГО ОБОГАЩЕНИЯ СЕМЬИ

Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, ...

«СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ДУХОВНОГО ОБОГАЩЕНИЯ СЕМЬИ»

Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и...

Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности и духовного обогащения семьи.

Консультация для родителей. Важная роль в воспитании молодого поколения, формирование у него системы нравственных ценностей и орентиров принадлежит семье. Домашнее чтение - одно из средств духовно-нра...

Роль семейного чтения в духовно-нравственном становлении личности и духовном обогащении семьи

Нам всем необходимо помнить. что родители, как и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями.Домашнее чтение – одно из важнейших средств духовно-нравственн...