Методическая разработка «Театральная деятельность как средство художественно-речевого воспитания и развития детей».
методическая разработка
Методическая разработка «Театральная деятельность как средство художественно-речевого воспитания и развития детей».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralnaya_deyatelnost.docx | 18.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 Калининского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
«Театральная деятельность, как средство художественно-речевого воспитания и развития детей».
Составитель: Харламова Ольга Герасимовна
Музыкальный руководитель высшей категории
Санкт-Петербург
2020
Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы. Краски, звуки. А умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать. Делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.
Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний, приобщает ребёнка к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, развивая чувство эмпатии к персонажам. “В процессе этого сопереживания, - как отмечал советский психолог и педагог Б.М. Теплов. (1896 – 1965г.), – создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки просто сообщаемые и усваиваемые”. Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации , умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеет нравственную направленность ( дружба, доброта, честность, смелость и др.)
Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления..
Театральная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это позволяет преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка.
Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Она тесно связана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием, музицированием и.т.д…
Одним из видов театральной деятельности является ритмопластика. Программа по ритмической пластике основана на движениях под музыку. Отсюда следует, что она будет развивать музыкальный слух, двигательные способности, а также психические способности, которые лежат в их основе.
Движение под музыку является для ребёнка одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить свои эмоции, реализовать свою энергию. Поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании.
Музыкально-ритмические движения служат делу познания ребёнком окружающей действительности и в то же время являются средством выражения музыкальных образов, характера музыкальных произведений. Первоначальные творческие проявления у детей в области музыкально-ритмических движений, несмотря на их скромные результаты, являются очень важными, они – начало их будущей творческой деятельности. Творчество способствует развитию памяти, мышления, активности, целеустремлённости, наблюдательности.
Творческая активность детей развивается постепенно, путём целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения, мышления. Она открывает путь к восприятию разнообразнейших музыкальных образов, даёт возможность осуществлять перенос сформированных черт личности на другие области деятельности.
Благодаря органичному сочетанию музыкально- ритмических движений с сюжетом литературных произведений, дети более осознанно передают характер и образное содержание музыки, движения стали более выразительными. Дети научились точнее передавать свои чувства с помощью мимики и пантомимики. На основе запаса движений и игровых образов более активно формируется двигательное творчество.
Развиваются как музыкальные, так и психомоторные способности: память, внимание. Регулируется подвижность нервных процессов. В свою очередь, чтобы правильно передавать характер музыки, характерные черты музыкальных образов, необходимы устойчивые навыки выразительного движения.
Главное, это приобщение к движению под музыку всех детей – не только способных и одарённых в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно обрести чувство уверенности в своих силах путём подбора такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребёнка, его индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы. Ведь, доказано, что занятия детей с задержкой или патологией в развитии, имеют особое значение. Потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов. ( исследования Н.А. Берштейна, И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, методика М. Фильденкрайза.и др.)
Для реализации целей физического развития и психического раскрепощения ребёнка я пользуюсь методикой ритмопластики. Начинаю использовать методику постепенно со второго полугодия в младшей группе наряду с танцами и упражнениями под фортепиано.
Наиболее широко музыкально-ритмические композиции под фонограмму использую в старших группах детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Игровая деятельность как средство развития культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста"
в данном учебно-методическом комплексе Вы сможете ознакомиться с теоретическими основами развития КГН у детей раннего возраста и с проектом по развитию данных навыков у дошкольников...
Методическая разработка Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста
laquo;Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет ...
Методическая разработка. Аппликация – как эффективное средство ускоренного умственного, нравственного, речевого развития детей двух-трех лет
Ранний возраст – период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.В дошкольных учрежд...
Методическая разработка "Игровая деятельность как средство социально-личностного развития детей младшего дошкольного возраста"
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...
Методическая разработка «Театрализованная деятельность, как средство развития речи у детей раннего возраста» Сказка «Курочка Ряба»
Цель моей методической разработки: развитие устной речи у детей посредством театральной деятельности (по русской народной сказке «Курочка Ряба»).Задачи:Образовательные: учить детей внимате...
Методическая разработка «Театрализованная деятельность, как средство развития речи у детей раннего возраста» Сказка «Курочка Ряба»
Развитие устной речи у детей посредством театральной деятельности (по русской народной сказке «Курочка Ряба»)....
Методическая разработка «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей раннего возраста»
Методическая разработка «Театрализованная деятельность как сред...