Наука наказывать
консультация

Михеева Наталья Николаевна

Можно ли наказывать ребенка? "Нужно! говорят психологи -Это естественная и необходимая часть воспитательного процесса". Но важно знать. Как это делать, чтобы наказание было максимально эффективным и не причинило вреда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

Наука наказывать

За что наказывать будем?

В наказании главное – адекватность. Необходимо учитывать возраст ребенка, масштабы его поступка, а также тот факт, знал ли он, что это делать нельзя. Например, поводов для наказания детей 2,5 -3 лет нет. До тех пор, пока ребенок не осознал себя как личность, не начал говорить о себе «я», он еще не ассоциирует свои поступки с собой, а потому и спрашивать с него за них и не имеет смысла. Можно только объяснять, « что такое хорошо и что такое плохо», больше общаться. Ребенка  в 3 – 4 года не следует наказывать за словесную грубость. В таком возрасте дети часто не понимают значения слов или используют их как игру. Помните, что это малыш и мыслит он совсем другими категориями, чем взрослые.

Наказывать можно после трёх лет и только за нарушение заранее установленных правил.  А это всё то, что вы ранее неоднократно обговаривали с ребенком: не драться, не кидаться игрушками, не отбирать игрушки и т.п. Если есть сомнение, наказывать или нет, то не наказывайте. Разъясняйте.

Нельзя!

  • Наказание не должно вредить здоровью – не физическому, ни психическому.
  • Нельзя бить ребёнка.
  • Нельзя обзывать ребенка. Слово бьёт больнее ремня.
  • Не унижайте ребенка. Можно говорить о его конкретном плохом поступке, но не о том, что плохой он сам.
  • Нельзя наказывать детей трудом, например, уборкой. Ребёнок  всегда будет воспринимать  уборку как наказание, а трудиться лучше в радость.
  • Не наказывайте физической нагрузкой. Это формирует отрицательное отношение к спорту.
  • Нельзя наказывать лишением жизненно важных вещей – прогулок, обеда и т.п.

Как наказывать?

Воспитательный смысл наказания: что – бы ребёнок понял причинно – следственную связь и в будущем мог воспроизвести её ещё до совершения плохого поступка. Поэтому он должен четко знать, что именно и почему привело к наказанию. Для закрепления этой связи выбирайте наказание , логически вытекающее из поступка.

Наказанием может быть ваше огорчение. Если у вас эмоционально близкие отношения, то ребёнка это тронет. Но не путайте огорчение и игнорирование.

Лишение. Если ребенок намеренно ломает, бросает игрушки – заберите их.

«Лишение свободы» в углу или на стульчике подойдет, если ребенок нарушает правила домашнего поведения или безопасности (дерется).

Для детей 5-6 лет подойдет метод, когда они  сами могут придумать себе наказание.

Будьте последовательны

Непоследовательность – одна из грубейших ошибок, которую совершают родители. Например, ребёнок в магазине закатывает истерику. «Что  мы только не делали..» - говорят родители. Однако каждый раз они реагируют на одно и то же поведение ребенка по – разному: то вводят запрет на совместные походы в магазин, то решают удовлетворять все желания, «пока ребёнка не надоест». В результате таких действий скандалы становятся громче, ребёнок – нервозным, а родители  - не авторитет. Будьте последовательны в своих действиях: плохо – это всегда плохо.

Наказание должно быть исполнено

Если вы не разрешили по какой – то причине посмотреть мультик, то будьте тверды в своём решении, даже если вам стало жалко или удобнее включить мультфильм, чем брать ребёнка с собой в магазин. В связи с этим важно давать детям понять, сколько по времени будет длится наказание: день, два. Обобщение вроде: «Никаких больше мультиков» или «Отныне ты останешься без сладкого» неконструктивны. Ведь вы вряд ли действительно так сделаете, а вот авторитет потерять можете.

Когда наказывать не надо?

Если ребенок плохо себя чувствует или болеет;

Перед сном, во время занятий;

Когда ребёнок не справляется со страхом, невнимательностью, подвижностью, любым недостатком, прилагая искренние старания.

Когда сами устали, огорчены или раздражены по каким – то своим причинам. И  наказать хотите лишь потому, что вам плохо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция для родителей "Наказывать или не наказывать?"

В данной статье приведены методы наказания и поощрения, советы психологов из практики....

Лекция для родителей "Наказывать или не наказывать?"

В данной статье приведены методы наказания и поощрения, советы психологов из практики....

Наказывать или не наказывать

С момента своего рождения ребенок общается со взрослыми. Взрослый для него- олицетворение любви и защиты или же власти, требующей полного подчинения. Идеальное представление о родителе – родитель, без...

Наказывать или не наказывать – вот в чем вопрос

Статья о наказаниях - материалы для родителей....

"Наказываем по науке"

В МКДОУ «Детский сад №32 «Малыш» прошло общее родительское собрание, на котором была затронута очень щекотливая тему «Наказываем по науке». Началось родительское собрание с видео ролика, от которого п...

наука наказывать

Можно ли наказывать ребёнка? " Нужно! - говорят психологи. - Это естественная и необходимая часть воспитательного процесса".Но важно знать, КАК это делать, чтобы наказание было максимально э...