Играем с пальчиками развиваем речь.
консультация
Консультация для родителей. Играем с пальчиками развиваем речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igraem_s_palchikami_razvivaem_rech.docx | 31.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ Детский сад№227
Консультация для родителей.
«Играем с пальчиками - развиваем речь».
Подготовила: Петухова М.В.
г. Ярославль.
Пальцы помогают говорить
Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно- психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики.
Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной, и ручной.
Начало развитию мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы руки выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов). Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительным, слуховым и обонятельным в сложные интегрированные образы и представления.
Организуя работу с детьми, взрослый должен помнить: им непросто заниматься трудовой деятельностью, и прежде всего доводить начатое дело до конца. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а самостоятельная работа над заданиями укрепляла уверенность в своих силах
Поэтому взрослый должен быть готов помочь своему ребенку.Развитие мелкой моторики находиться в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка.
Желательно ежедневно выполнять какие- либо упражнения по развитию мелкой моторики:
- разминать пальцами пластилин,
- запускать мелкие волчки,
- барабанить всеми пальцами обеих рук по столу,
- кистями рук делать «фонарики»,
- собирать и разбирать пирамидки,
- нанизывать бусины или крупные пуговицы на нитку или проволоку,
- застегивать и расстегивать пуговицы, крючки,
- завязывать и развязывать узлы и т.д.
Внимательно следите, чтобы упражнения выполнялись правильно.
Чередуйте разные виды деятельности. Поощряйте творческую активность ребенка.
Проводите занятия эмоционально, хвалите малыша.
Играем пальчиками и развиваем речь
Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже мистическим. Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилище, создавали все необходимое для жизни…
Одним из показателей и условий хорошего физического и психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или , как принято называть мелкой пальцевой моторики.
Психологи отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе двигательной и ручной.
Движения пальцев рук в ходе развития человеческого общества оказались тесно связаны с речевой функцией. Первой формой общения были жесты, постепенно они стали сочетаться с выкриками. Движения пальцев постоянно совершенствовались, в связи с этим происходило увеличение движений проекции кисти руки в мозге человека. Развитие функций руки и речи шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются движения пальцев рук, когда они достигают достаточной точности, начинается развитие речи.
Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми 6- 7 месяцев. В этот период полезно делать массаж- поглаживание кистей рук от кончиков пальцев к запястью. С 10 месяцев можно давать пирамидки, крупные игрушки и т.д.
Детям младшего дошкольного возраста для развития мелкой моторики можно предложить:
- мозаику,
- наборы колец,
- наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия,
- пальчиковый и настольный театр и т.д.
Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, работоспособность коры головного мозга. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движении, что в дальнейшем облегчает приобретение навыков учебной деятельности.
Выполняя логоритмические упражнения развиваем речь.
Машина
Би-би-би дети ритмично постукивают кулачком одной
Гудит машина. руки о ладонь другой.
Тук-тук-тук- ритмично хлопают руками
Мотор стучит.
-едем, едем, едем, едем,- ритмично потопывают ногами
Он так громко говорит.
Часы
Ходят часики – дети сгибают руки в локтях и
Тик – так ритмично покачивают из стороны
И вот так, и вот так. в сторону(стрелки)
Громко бьют часы кругом: ритмично хлопают руками
-бом- бом-бом, бом- бом- бом.
Дождик
Майский вдруг закапал дождь ритмично щелкают
Кап- кап- кап- кап. пальцами рук
И по лужам ты идешь ритмично притопывают
Так- так- так- так.
Насекомые над лугом
-Жу- жу- жу,- жужжит пчела: дети машут руками,
-Я лечу издалека. как крылышками
-Зу- зу- зу, ритмично «выбрасывают»
Комар пищит. указательные пальцы вперед
-Уф- уф- уф, как паровоз
Шмель пыхтит, ритмично притопывают
Пыльцу привез
Семья
Этот пальчик- дедушка, поочередно сгибаются все
Этот пальчик- бабушка, пальцы в кулак
Этот пальчик- мамочка,
Этот пальчик- папочка,
Этот пальчик- я,
Вот и вся моя семья
Пальчик- мальчик
Пальчик- мальчик, где ты был? поочередное прикосновение
С этим братцем в лес ходил, большого пальца к пальцам руки
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Апельсин
Мы делили апельсин. начиная с мизинца, загибать
Апельсин всего один. все пальцы
Эта долька для кота,
Эта долька для ежа,
Эта долька для чижа,
А для волка - кожура.
Цветы
Наши алые цветки пальцы постепенно
Распускают лепестки. «раскрываются» в цветок
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки закрываются
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.
Мы писали
Мы писали, мы писали,
А теперь все дружно встали, встать
Ножками потопали, потопать
Ручками похлопали, похлопать
Затем пальчики сожмем. сжимать и разжимать
Сядем и писать начнем. Пальцы
Динамические упражнения для развития мелкой моторики
Комплекс № 1
-поочередное прикосновение большим пальцем к указательному, среднему, безымянному и мизинцу.
-то же самое другой рукой.
- то же самое двумя руками одновременно.
Комплекс № 2
- пальцы правой руки «здороваются» по очереди с пальцами левой руки.
- поочередное сгибание пальцев правой ( левой ) руки, начиная с мизинца.
- сжать в кулак правую ( левую ) руку, поочередно разгибать пальцы , начиная с большого.
Комплекс № 3
-« Молоточки»
Руки сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх под прямым углом – это «молоточки», которые заколачивают гвозди .
Движения сопровождаются словами:
Тук да тук, тук да тук,
Раздается звонкий стук.
Молоточки стучат,
Строят домик для бельчат.
Вот какой хороший дом.
Как мы славно заживем.
Комплекс № 4
-« Прятки»
Последовательное соединение пальцев с большим пальчиком, с удерживанием и проговариванием потешки:
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Раз, два, три, четыре, пять,
Ловко прячемся опять.
Комплекс № 5
- « Детки»
Поднять кисть правой ( левой) руки вверх, широко раздвинув пальцы. Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.
Движения сопровождаются словами:
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем пальчики считать-
Крепкие дружные,
Все такие нужные…
Статические упражнения для развития мелкой моторики
1.Жук
Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны – «усы». Жук шевелит « усами».
2. Коза рогатая
Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными. «Коза – забодает, забодает».
3 .Очки
Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук.
Это «очки».
4. Крыша домика
Создать угол-«крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится «крыша» домика.
5. Шарик
Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу, ладошками образовать «шарик».
6. Цветок
Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть, нижние части ладоней прижать друг к другу. «Цветок» закрывается и раскрывается.
7. Бабочка
Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Движениями рук имитировать полет бабочки.
8. Птичка пьет водичку
Поставить руку локтем на стол. Пальцы сложить в виде клюва. Ритмично наклонять кисть руки вверх – вниз. «Птичка» пьет водичку.
9. Лодочка
Ладонь руки – вверх, сложить пальцы «лодочкой». Плавно двигать кисть руки влево – вправо.
10. Веселый оркестр
Имитировать игру на разных музыкальных инструментах.
11.Человечек
Средний и указательный пальчик на стол, остальные сжаты в кулак. Пальчики шевелятся – «человечек» гуляет.
Пальчиковые игры с предметами
«Котята»
Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук, учить подражать движениям.
Материал: маленькие резиновые игрушки – пищалки.
Ход: раздать детям игрушки и предложить сжать их в кулачке. Действия сопровождать стихотворением:
Ты, котенок, не пищи,
Лучше маму поищи.
«Найди игрушку!»
Цель :развивать хватательные движения, мелкую моторику.
Материал : миска, разные виды круп или песок, мелкие игрушки.
Ход : насыпать в миску крупу или песок, спрятать в нее игрушку и предложить детям ее найти.
Объяснить, что надо действовать аккуратно, чтобы не рассыпать.
«Где шарик?»
Цель: развивать соотносящие движения рук, развивать моторику.
Материал: мелкие шарики.
Ход: раздать детям шарики и предложить спрятать их в ладонях. Перемещать шарик из ладошки в ладошку.
«Бумажные снежки»
Цель: развивать силу рук, мелкую моторику.
Материал: листы бумаги.
Ход: раздать детям листы бумаги и предложить смять их в «снежки».
« Веселый шнурок»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.
Материал: шнурки или ленточки.
Ход: предложить наматывать шнурок на пальчик.
Движения сопровождаются словами:
Вверх шнурок, вниз шнурок,
И еще разок.
Вот какой у нас узорчик,
Вот какой у нас заборчик!
«Веселые прищепки»
Цель: развивать силу рук, мелкую моторику.
Материал: прищепки.
Ход: перед началом игры прикрепить прищепки в разных местах группы. Предложите малышам собрать веселые прищепки, которые разбежались по всей группе.
Развитие мелкой моторики рук
Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребенка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры.
Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.
Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.
Многие упражнения можно выполнять дома
*«Волшебная ложка»
Поставить на стол две чашки: слева - чашку с крупой, а справа - пустую. Двигая рукой ребенка, покажите ему, как надо брать крупу ложкой.
Задача: аккуратно пересыпать всю крупу.
*«Бумажные снежки»
Дайте ребенку лист бумаги и попросите ее скомкать (только объясните, что комкать можно ненужную бумагу). А теперь можно поиграть в «снежки».
*«Собери палочки»
Рассыпьте перед ребенком счетные палочки.
Задача малышу: собрать все палочки по одной обратно в коробку.
*«Праздничный салют»
Попросите ребенка разорвать листочки бумаги на маленькие кусочки.
Затем взять кусочки и подбросить вверх, вот и «салют». А потом все собрать.
Массаж и самомассаж рук
Массаж является несложным, но весьма эффективным методом развития моторики рук. Массаж пальчиков очень полезен маленькому ребенку. Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами: мизинец - с сердцем, безымянный - с печенью, средний - с кишечником и позвоночником, указательный - с желудком, большой - с головным мозгом.
Упражнения, которые можно самостоятельно выполнять дома:
*Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начиная с мизинца. Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание каждому суставчику.
* Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя легкие нажатия
на них. Помассируйте ладони малыша круговыми движениями указательного пальца.
*Массаж всей руки. Осторожно помассируйте руку ребенка путем поглаживающих и растирающих движений ладони от кисти к плечу.
Упражнения, которые малыш может выполнять самостоятельно
*Предложите ребенку покатать карандаш между ладоней или по столу. ( Карандаши можно брать с ребристой или ровной поверхностью). Учите катать карандаш по столу сначала одной рукой, потом другой и вместе обеими руками.
* Предложите ребенку покатать шарики ладонью по столу
(вперед - назад, в стороны, по кругу). Можно предложить покатать шарики между ладоней.
* Предложите ребенку покатать грецкий орех по ладони правой руки, затем по тыльной стороне кисти левой руки.
Статические и динамические упражнения для развития мелкой моторики
Статические упражнения
«Очки»
Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки. Приставить колечки друг к другу, поднести к глазам.
«Бинокль»
Большой палец каждой руки вместе с остальными образует кольцо.
Поднесите к глазам и посмотрите в «бинокль».
«Зайчик»
Указательный и средний пальцы подняты вверх и разведены в стороны, остальные прижаты к ладони. Пошевелить указательным и средним пальцами - «зайчик» шевелит ушками.
По аналогии можно самостоятельно придумывать фигуры других животных или разные предметы.
Динамические упражнения
«Человечек»
Топ- топ - топают ножки,
Человечек идет по дорожке.
Поставить средний и указательный пальцы на стол или на пол - «человечек» гуляет.
«Семья»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
Поочередно загибать пальцы в кулак или разгибать их, сопровождая стихотворением. По аналогии можно обыгрывать и другие стихотворения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Играем с пальчиками - развиваем речь"
Ученые сходятся во мнении, что развитие речи ребенка напрямую зависит от развиия мелкой моторики пальцев рук. Начинать эту работу следует родителям с самого рождения: сначала легкий массаж, потом игры...
" Играем с пальчиками- развиваем речь"
Сообщение из опыта работы по развитию мелкой моторики и связной речи у дошкольников....
консультация для родителей : "играем с пальчиками-развиваем речь".
большой положительный эффект в формировании детской речи-играет развитие мелкой моторики рук....
Семинар-практикум для родителей младшей группы "Играем с пальчиками - развиваем речь"
Практикум с родителями по развитию мелкой моторики....
Конспект организованной образовательной деятельности 2-3 лет "Играем с пальчиками развиваем речь"
Развитие речи, закрепление пройденного материала в младшей группе...
Буклет "Играм с пальчиками-развиваем речь"
В буклете представлены игры с пальчиками, с кубиками, с пуговицами, с кольцами, с палочками....
Мастер класс с родителями "Играем с пальчиками - развиваем речь!" с использованием ЭОР
Задачи:vСоздание атмосферы эмоционального комфортаvОбучение родителей играм и упражнениям, помогающим развивать устную речь ребенкаvАктивизация речевого общения в семье.Наша речь имеет неврологические...