" Играем с пальчиками- развиваем речь"
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа) на тему

Сообщение из опыта работы по развитию мелкой моторики и связной речи у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_spalchikami-razvivaem_rech_detey.odt22.35 КБ

Предварительный просмотр:

 УВ. Коллеги! Практика нашей  работы - показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики, тем больший положительный эффект она оказывает  на формирование детской речи, профилактику и коррекцию речевых нарушений.

Проанализировав свою работу с детьми нашей группы,  мы столкнулись со  скованностью кистей и пальцев  рук у детей и  слабым  словарным  запасом ; бедной  диалогической  речью и  плохо поставленным  звукопроизношением .

Стало понятно, что работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, только тогда может быть, достигнут наибольший эффект. Работа закипела.

 В группе создали  адекватную возрастным особенностям предметно – развивающую среду, используя разнообразный материал:

- различные коробочки для собирания в них пуговиц, камешков.

- мозаика (мелкая и крупная);

- бусы и пуговицы разной величины;

- различные виды застежек: молнии, пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка;

- пособия для шнуровки;

- наборы веревочек разной длины и ширины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек;

- наборы пластмассовых  палочек;

- разнообразные мелкие игрушки;

- массажные мячи;

  Перечисленный материал стали  использовать  в    разнообразных формах   работы  с детьми:

  • рисование на крупе;
  •  индивидуальная работа с пристёжками,

шнуровками;

  • работа с трафаретами, печатками, шаблонами, раскрасками;
  • выкладывание мозаики, из палочек, пуговиц, геометрических фигур .

 крупой, бросовым материалом

  • работа в изо уголке (рисование, лепка, ручной труд, используя различный материал)
  • работа с конструктором различного типа.
  • пальчиковая гимнастика и игры

Выполнение всех заданий сопровождается речью педагога и ребёнка, тем самым ребёнок пополняет свой словарный запас, учится связно говорить, выражать свои мысли. Утром, придя на работу, я стараюсь приготовить каждому ребёнку такие задания, которые ему будут наиболее интересны. Например, девочки с удовольствием занимаются с клубочками и ниточками, любят рисовать на крупе и сортировать её,  любят играть с бумажными куклами - одевать их,  раскрашивать им одежду, играть с фантиками, бусинками.

 У мальчиков, другие интересы- они любят делать постройки из конструктора, больше всего их интересует мелкий конструктор, из которого можно сделать разные конструкции, раскрашивают различные виды транспорта в раскрасках, знакомясь с новыми видами транспорта, узнавая новую военную технику и спецтехнику. Мальчики нашей  группы с интересом выкладывают из палочек, геометрических фигур, работают с разрезными картинками, играют с мелкими игрушками, любят заниматься с ключиками, винтиками, шурупами .

Занимаясь на первый взгляд простыми, но очень важными делами, дети не только развивают свои пальчики, пополняют словарный запас, но и получают новую информацию об окружающих предметах: материале, из которого они сделаны, его свойствах и качествах, назначении, как можно использовать и т.д., развивают память и внимание, логическое мышление и фантазию, т.е. развивают свой интеллект, у детей появляется первый жизненный опыт.

Серьезное внимание   уделяем театрализованным играм (пальчиковый театр, театр  рукавичек). Они выступают эффективным средством речевого развития детей. Используем  театральные приемы на занятиях по развитию речи. Главный принцип интегративность, в соответствии с которым театрализованная деятельность включается в целостный педагогический процесс..

Требования предъявляю к речевому материалу, чтобы он был доступен детям не только в смысловом, но в произносительном и эмоциональном плане. Именно в театрализованной игре создаются условия для непосредственного предметно –практического сотрудничества. Смастерили  ширму для кукольного театра. Создали  с участием родителей для проведения самостоятельно – игровой деятельности игрушки пальчикового театра, театра рукавичек , («Теремок», «Репка», «Колобок»,  побуждаем детей играть с куклами.

  Но   наиболее продуктивным в решении поставленной задачи являются пальчиковые игры, которые дают наиболее значимый эффект .

На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Поэтому пальчиковые игры очень важны для ребенка.

 Составили и подобрали  картотеку   пальчиковых игр, в сочетании с тематикой комплексно – тематического планирования.

Перед игрой мы с детьми обсуждаем ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготовить малышей к правильному выполнению упражнений, но и создает необходимый эмоциональный настрой.

Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла. Все упражнения выполняю вместе с детьми в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Все упражнения выполняю вместе с детьми и демонстрирую собственную увлеченность игрой. При выполнении упражнений вовлекаю, по возможности, все пальцы руки. Слежу за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Добиваюсь, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

 Игры очень увлекательны и способствуют взаимопониманию между детьми и взрослыми.

Таких игр мы проводим  очень много ,потому что они

обладают рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, становится более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на развитие слухового восприятия.

Работая, убедились в том, что только работа в системе дает положительный результат.

Поэтому эту работу проводим не эпизодически, а ежедневно:

- в виде физкультминуток во время НОД,- в индивидуальной работе в утренние и вечерние часы,

- во время "Утреннего сбора" (групповая деятельность),

- в самостоятельной деятельности детей.

Мы стараемся  сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, ежедневной, интересной и разнообразной.

Благодаря таким играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредоточиваться.

Родители – активные помощники в организации образовательного процесса. Нельзя добиться хороших результатов в решении задач развития речи, если они не решаются совместно с семьей.

Информируем  родителей о состоянии речи их детей. Широко использую информацию в родительских уголках, в папках - передвижках: «Как развивать речь ребенка», «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», «Зависимость развития речи от использования пальчиковых игр», «Как и при каких условиях формируется речь детей третьего, четвертого  года жизни», книжку – раздвижку «Пальчиковые игры», которые обновляются по мере изучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Играем с пальчиками - развиваем речь"

Ученые сходятся во мнении, что развитие речи ребенка напрямую зависит от развиия мелкой моторики пальцев рук. Начинать эту работу следует родителям с самого рождения: сначала легкий массаж, потом игры...

консультация для родителей : "играем с пальчиками-развиваем речь".

большой положительный эффект в формировании детской речи-играет развитие мелкой моторики рук....

Конспект организованной образовательной деятельности 2-3 лет "Играем с пальчиками развиваем речь"

Развитие речи, закрепление пройденного материала в младшей группе...

Буклет "Играм с пальчиками-развиваем речь"

В буклете представлены игры с пальчиками, с кубиками, с пуговицами, с кольцами, с палочками....

Мастер класс с родителями "Играем с пальчиками - развиваем речь!" с использованием ЭОР

Задачи:vСоздание атмосферы эмоционального комфортаvОбучение родителей играм и упражнениям, помогающим развивать устную речь ребенкаvАктивизация речевого общения в семье.Наша речь имеет неврологические...

«Играем в пальчики – развиваем речь»

Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Это, прежде всего, определяется расположением в головном мозге моторной речевой зоны, которая пра...