Консультация для родителей "Что читать старшим дошкольникам"
консультация (старшая группа)

Ачкасова Ольга Борисовна

Не можете определиться какую книгу выбрать для ребёнка? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ  детский сад №42  Приморского района

 города Санкт - Петербург

Консультация для родителей

«Что читать старшим дошкольникам»

Подготовила воспитатель

 2 старшей группы:

Ачкасова О.Б.

                                                              2020

Санкт - Петербург

Консультация для родителей

Что читать старшим дошкольникам

Не можете определиться какую книгу выбрать для ребёнка? Действительно, сейчас книг в магазине очень много, они разнообразные, но нужно обращать внимание на шрифт текста, иллюстрации бумагу и т.д.

- Лучше всего покупать книги с твердой обложкой. Она должна иметь достаточно прочный корешок.  Лучше выбирать книги с прошитыми страницами, так как склеенные листы быстро распадутся.

-Желательно покупать книги больших форматов, от А4 и более. Шрифт и картинки должны быть крупными, чтобы привлечь внимание ребенка. Но перебарщивать с размером тоже не стоит, т.к. ребенок будет не в состоянии разглядеть всю страницу.

 -Бумага должна быть качественная. Качественная бумага выглядит так: чисто белая или слегка бежевая, (но не серая, которая вредит глаза), плотная, желательно не глянцевая. Глянцевая бумага отдает блики и отсвечивает, это не совсем приятно для глазок ребёнка.  Края листов, которые не должны быть острыми, чтобы ребенок смог поранится.

 -Шрифт должен быть крупным с четко пропечатанными буквами. И даже если ребёнок еще не умеет читать, он будет рассматривать текст и выискивать знакомые знаки, слова. Таким образом, он даже может научиться читать. Так что очень важно, чтобы ребенок не испортил зрение, присматриваясь к мелким буквам на серой бумаге.

 -Не обязательно покупать дорогую, толстую книгу. У ребенка должна быть возможность брать эту книгу тогда, когда ему пожелается, смотреть иллюстрации любимых сказок, выискивать знакомые слова. Если книга будет слишком объемной и тяжелой, то ребёнок будет не в состоянии справляться с ней самостоятельно. А вдруг он пожелает найти любимую сказку, а в книге сотни страниц, которые ему предстоит пролистать, прежде чем добраться до нужной. Нужно учитывать то, что книга помимо всего прочего должна быть для ребенка еще и удобной. Самый оптимальный вариант покупать книгу для детей 5-7 лет с двумя- тремя по две сказками.

 -На иллюстрации нужно сосредоточить основное внимание. От картинок будет зависеть, как ребёнок будет воспринимать текст, какими представит героев сказок. Хорошая иллюстрация должна заключать в себе не только содержание текста, но и его дополнение, что позволит углубить внимание ребенка.
Не покупайте книги с компьютерными рисунками. Они неживые, холодны, неприятны к восприятию.


-Цвет не должен быть слишком контрастным, детям лучше воспринимать картинки с нежными полутонами. Старайтесь не выбирать книги, в которых иллюстрация изображена на развороте: ребенку трудно будет следить за сказкой и рассматривать тоже ее будет не вполне удобно, т.к. она состоит из двух половин.
Сильно ярких контрастных картинок лучше избегать. Лучше выберете иллюстрации таких мастеров, как Бориса Диодорова, Ю. Васнецова, Ю. Чижикова. Совсем не обязательно покупать книги с реалистичными иллюстрациями, но и от совсем непонятных для детей авангардистских стоит отказаться.

      Обязательно обратите внимание на выражение лиц персонажей книги: даже самые страшные герои не должны пугать ребенка. Он, глядя на картинки, должен верить, что зло будет побеждено добром.
Итак, мы с вами разобрались, какие книги лучше покупать. Многие скажут, что такие качественные книги не всем по карману. Но, покупая ребенку очередную бесполезную куклу или машинку мало кто задумывается, что книга бы вышла куда дешевле.

Выбирая книги для чтения дошкольнику, ещё следует обратить внимание на следующее моменты.

  1. Интереснее всего для любого человека информация, о нем самом или о подобном. Поэтому основным принципом выбора книг для дошкольников будет тема «О детях». Далее — книги о природе, животных, приключениях и т,д.
  2. Книга, которую читает взрослый ребенку, должна нравиться ему самому. Если вам не нравится — лучше не берите, это будет чувствоваться в вашем чтении и не вызовет должного отклика у ребенка. Поэтому сделаем вывод: постарайтесь заранее прочитать то, что собираетесь читать ребенку. Вспомните книги, которые читали в детстве вам, спросите у своих родителей, опросите знакомых, что они читают своим детям.
  3. Каждый ребенок является индивидуальностью. Значит, интересы ребенка могут отличаться от ваших. Не нужно насильно пичкать ребенка тем, что он отвергает. Например, ваш ребенок категорически не хочет слушать вашу любимую книгу Волкова «Волшебник Изумрудного города». После нескольких попыток отложите чтение этой книги на следующий раз. Ищите то, что понравится, предлагайте разные варианты, и вы обязательно найдете то, что будет по вкусу ребенку, или же ждите, пока он «дорастет» до предложенной книги. Да, это бывает утомительно, но без этого не обойтись.
  4. Что интересно одному ребенку, может совершенно не нравиться другому. Не равняйтесь на других, выбирайте то, что с удовольствием воспринимает ваш ребенок.
  5. Выберите правильное время для чтения. Не читайте насильно. Если ребенок хочет поиграть, побегать, предоставьте ему такую возможность, а для чтения подойдет и вечернее время, и послеобеденное. Главное, чтобы ваше чтение не становилось наказанием, насилием, неприятным занятием.
  6. Читая книгу, важно успеть остановиться до того момента, когда ребенок заскучает. Лучше чуть меньше, но регулярно (каждый день по 10-15 минут),
  7. Для дошкольника очень важно перечитывание. Не отказывайтесь перечитать любимую книгу в 5-10-й раз. Даже взрослый человек при перечитывании художественного произведения каждый раз замечает новые смысловые нюансы, особенности. Для дошкольника перечитывание создает ситуацию комфортности. Ребёнок, когда ему читают первый раз, пытается понять произведение; во время перечитывания этой книги второй раз, он пытается запомнить фразы и предложения , используемые в тексте, и ,лишь, когда запомнит текст начинает использовать слова и выражения этого текста, пересказывая это произведение кому-либо. Можно сказать, что ребенок, требующий неоднократного перечитывания, с литературоведческой точки зрения ведет себя как «правильный» читатель. Только такое поведение дает возможность проникнуть в сущность произведения.
  8. Нет жесткого разграничения в чтении младшим дошкольникам и старшим. Если в опыте ребенка не было книг для младших, вы можете со старшими детьми спокойно начинать знакомство с них. Те, у кого дома есть несколько детей разного возраста, наверное, замечали, как старшие с удовольствием слушают произведения для младших, активно их воспринимают, обсуждают, проговаривают, создавая тем самым очень благоприятную ситуацию примера и повторения, помогая тем самым младшим лучше понять их содержание,

Что читать детям среднего и старшего дошкольного возраста (5-7 лет) ?

В чтение для детей 5-7-летнего возраста вводится литература разных эпох, начиная с XIX века. Конечно, XIX век отстоит от нашего времени довольно далеко, поэтому некоторые понятия уже устарели и требуют пояснений. Например, в сказках А. С. Пушкина встречаются такие слова, как «кичка», «столбовая дворянка», «прясть», «вареная полба», «оброк». Без словаря не обойтись. Но и лишать своих детей таких произведений нельзя. Не стоит бояться, что, послушав эти произведения в дошкольном возрасте, ребенок не захочет их читать в школе. Опыт показывает, что знакомый сюжет только облегчает понимание и дает возможность наслаждаться художественным словом. Тогда и привычные слова «Пушкин — гениальный поэт» становятся более понятными ребенку.

В литературе XX века проблемы нравственного воспитания поднимались часто. При этом писатели выбирали различные жанровые формы, чтобы показать свое отношение к происходящему — рассказ, стихотворение, сказку. Однако общее направление оставалось единым — воспитать доброго, отзывчивого, ответственного человека.

— Е, Д. Пермяк: рассказы «Пичугин мост», «Смородинка», «Чужая калитка», «Как Маша стала большой» и др.

— С. А. Баруздин: рассказы о детях («Светлана», «Человеки»), рассказы о животных («Смелый поросенок», «Котенкина мама», «Слоновья память», «Хитрый симпатяга», «Рави и Шаши»), «Сказки о трамвае».

Часто воспитательная направленность проявлялась в юмористической ситуации. При этом нравственное начало нисколько не ослаблялось, а наоборот, усиливалось.

— В, Ю. Драгунский: рассказы: «Он живой и светится», «Друг детства», «Что я люблю», «Англичанин Павля», «3аколдованная буква» (сборник «Денискины рассказы»).

— Н, Н. Носов: рассказы «Фантазеры», «Телефон», «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Ступеньки», «3аплатка», «Милиционер», «На горке», сказка «Бобик в гостях у Барбоса».

Среди познавательной литературы наибольшей популярностью пользуются, конечно жe, природоведческие сказки и рассказы. Здесь можно вспомнить много замечательных авторов. Вспомним некоторые имена.

— В. Бианки: сказки «Лис и мышонок», «Мышонок Пик», «Сова», «Чей нос лучше», «Первая охота», «Лесные домишки», «Теремок».

— Е. Чарушин: рассказы «Медвежата», «Олешки», «Томкины сны», цикл рассказов «Никитка и его друзья», «Про зверей», «Про охоту», «Про меня самого». Кстати, Е. И. Чарушин является художником-иллюстратором ко многим природоведческим книгам, в том числе и к своим,

— Н. Сладков: сказки «Зимнее лето», «Зимние долги», «Загадочный зверь», «Судили-рядили».

— Э. Шим: сказки «Кто копыто потерял?». «Лебедь, рак и щука» и др.

— Н. Павлова, сказки «Зимняя пирушка», «Живая бусинка», «Большое чудо».

— С. Сахарнов. сказки «Почему щука в море не живет», «Как пескарь учился хвостом вперед плавать» и др.

— Е. Пермяк: сказки «Хитрый коврик», «Мелкие калоши», «Пропавшие нитки».

— Природоведческие рассказы Г. Скребицкого, Г. Снегирева, В. Чаплиной, О. Перовской помогают почувствовать себя реальным участником описываемых событий.

В чтении дошкольников одно из главных мест принадлежит сказке. И познавательной, и художественной. Многие из этих произведений вам так или иначе знакомы, чаще всего благодаря мультфильмам. Чтение книги, которая уже получила воплощение на экране, помогает лучше ее понять, найти отличия и попытаться понять, чем они вызваны.

— А. Толстой: «Приключения Буратино, или Золотой ключик».

— А. Волков: «Волшебник Изумрудного города».

— Т. Александрова: «Кузька в новом доме», «Кузька в лесу», «Кузька у Бабы-яги», «Сундучок с книжками» (восемь сказок для самых маленьких).

— Б.Заходер: «Серая звездочка», «Русачок», «Отшельник и роза», «История гусеницы», «Почему рыбы молчат», «Ма-Тари-Кари».

— В. Катаев: «Цветик – семицветик». «Дудочка и кувшинчик».

— Г, Остер: «38 попугаев», «Котенок по имени Гав», «Попался, который кусался».

— Э. Успенский: «Вниз по волшебной реке», «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот».

— С. Козлов: «Трям! Здравствуйте!», «Я на солнышке лежу», «Ежик в тумане».

— Г. Цыферов. «Паровозик из Ромашково».

Уважаемые родители!

      Познакомившись с данным рекомендательным списком, пересмотрите свою библиотеку. Что у вас есть? Что стоит взять в детской библиотеке? В детскую библиотеку взрослых тоже записывают, так что не пугайтесь. Опросите своих знакомых, что из книг есть у них. Ваши усилия не пропадут даром — вашему ребенку обязательно, что-то понравится. Красиво оформленная книга всегда была одним из самых популярных подарков. Купить ее в наше время несложно — книжные магазины предлагают большой выбор литературы на любой вкус, а заказ книг по Интернету позволяет получить нужное издание, не выходя из дома. Но, чтобы купленная книга действительно стала лучшим подарком, а не просто украшением комнаты, выбирая ее, забудьте о формальном подходе. Особенно это важно, если речь идет о выборе книг для ребенка. Ведь от того, какие книжки будут окружать малыша, во многом зависит его дальнейшее развитие.

Использованы материалы сайта http://dou15zeya.ru/?page_id=920


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация "Принципы обучения грамоте старших дошкольников с ЗПР"

Учитывая большую вариативность проявлений самой ЗПР ЦОГ, а также особенностей нарушений формирования звукопроизносительных умений, сложно, а порой и невозможно, создать универсальную программу обучени...

Консультация для воспитателей "Ознакомление старших дошкольников с творческими профессиями"

Консультация помогает воспитателм поэтапно ознакомить детей с творческими профессиями....

Консультация для воспитателей: "Ознакомление старших дошкольников с творческими профессиями"

Материал для воспитателей детских садов. Поможет педагогу поэтапно познакомить детей с творческими профессиями....

Что читать старшим дошкольникам

Рекомендации для педагогов и родителей, какие произведения лучше читать детям посещающим речевую группу....

Консультация для родителей «О пользе чтения книг или что и как читать старшим дошкольникам»

Консультация для родителей «О пользе чтения книг  или что и как читать старшим дошкольникам»...