«Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе».
материал
Показать родителям, что воспитание любви к художественной литературе-одна из основ формирования жизнерадостного, отзывчивого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_detey_doshkolnogo_vozrasta_k_hudozhestvennoy_literature.docx | 25.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект мастер-класса для родителей на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе».
Цель:
Показать родителям, что воспитание интереса и любви к художественной литературе - одна из основ формирования жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, способного к творческой деятельности.
Задачи:
1. Показать важность работы по приобщению детей к художественной литературе.
2. Приобщение дошкольников к художественной литературе, чтению.
3. Развивать эмоциональные связи с ребенком, позитивное общение, умение находить общие интересы и занятия.
4. Поделиться с родителями методами использовании художественной литературы, словесных игр в жизни ребёнка.
5. Способствовать желанию родителей применять полученные знания на практике в домашних условиях
6.Укрепление связи семьи и детского сада
7.Способствовать зарождению традиций семейного чтения
Планируемые результаты: родители будут чаще читать художественные произведения дома детям.
Участники: родители
Форма проведения: мастер-класса
Ход мастер-класса:
Добрый день, уважаемые родители, рада вас видеть на нашем мастер
классе. Тема нашего мастер-класса «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе».
Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорим о том, как помочь нашим детям полюбить художественную литературу, вызвать у них интерес к чтению художественной литературе, сделать их грамотными читателями.
1. Теоретическая часть мастер- класса.
В современном мире книги уступают место телевизору, Интернету, компьютерным играм, мобильному телефону. В результате у детей стал пропадать интерес к книге. Не все дети хотят слушать художественные произведения, предпочитают телевизор и компьютер.
Взрослые в растерянности: ребенок отказывается читать! В чем причина такого поведения? Как изменить ситуацию?
Наше время – время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим М. Горький считал книгу. В книге заключен огромный духовный мир человечества.
До недавнего времени считали, что дети учатся читать в школе. Сегодня мы знаем, что запас знаний, который необходим для того, чтобы выучиться читать, ребенок получает до школы. "Годы чудес" - так называют исследователи первые пять лет жизни ребенка. Прежде чем начать читать, он должен достаточно овладеть языковыми навыками, умением слушать и говорить. Читатель в ребенке начинается раньше, чем он научится читать. Ребенок-слушатель – это уже читатель. Четырёхлетний ребёнок не просто слушатель, а слушатель активный: симпатизирующий, сочувствующий, удивляющийся, радующийся, негодующий Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий.
«Как Вы думаете, зачем надо читать, любить книгу?»
Благодаря чтению развивается память, внимание, мышление, воображение, смысловое восприятие. С помощью чтения повышается грамотность, развивается речь и увеличивается словарный запас. Но самое главное, на основе чтения формируется внутренний мир ребенка, так как художественная литература влияет на нравственное развитие ребенка. Она знакомит его с такими проявлениями человеческой натуры, как дружба, ненависть, предательство, обман, трусость, благородство, готовит ребенка к реальной жизни. А ведь процесс воспитания ох как труден, и тут приходит к нам на помощь книга.
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных.
Например, сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость - в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т.д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).
В сказке о репке говорится о том, что стоит начать дело, и оно обязательно даст свои плоды. Это сказка о трудолюбии, но ещё и о взаимовыручке и силе единства. С любой работой можно справится сообща, причём помочь могут не только большие, но и даже такие маленькие, как мышка.
А знаете ли вы, что в древнем варианте этой сказки события разворачиваются несколько по- иному: «… Позвала жучка кошку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Утомились, пошли спать. А ночью пришла мышка и погрызла всю репку!». И тогда уже смысл сказки в том, что всякое дело нужно доводить до конца.
Приобщая ребенка к литературе, необходимо рассчитывать на кропотливую, долговременную работу, которая в будущем обязательно даст свои плоды. Общение ребенка с художественным текстом должно быть ежедневным. Читать можете не только Вы, уважаемые родители, но и старшие ваши дети, бабушки и дедушки. Согласитесь, совместное чтение – это прекрасная возможность с пользой дела провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться, обсудить возникшие проблемы и т.д. А для этого хорошо иметь домашнюю библиотеку, в которой подобран материал для чтения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Создавая домашнюю библиотеку, надо помнить, что в круг чтения даже самых маленьких могут войти издания, казалось бы, совсем не предназначенные для них. Это могут быть и альбомы по искусству, и отдельные иллюстрированные издания. Даже рассматривая картинки в такой книге, ребенок осваивает общение с ней. Движимый простым любопытством, он в результате получает толчок к познанию содержания этого чудесного предмета, таящего в себе столько интересного.
Выделите дома специальное место для чтения и хранения детских книг. Не прекращайте чтение вслух тогда, когда ваш ребёнок научится читать, читать ему ещё трудно, глаза от напряжения устают, усталость провоцирует скуку. Предоставьте ребёнку возможность самому выбирать книги. Не спешите расставаться с не раз прочитанной книгой: сделайте иллюстрации, нарисуйте вместе с ребёнком полюбившихся персонажей, «оживите» героев книг, вылепив из пластилина, склеив из бумаги и картона.
Уважаемые родители, прививая интерес к чтению, Вы, являетесь главным примером для ребенка. И если вы отдаете предпочтение не книге, а телевизору или компьютеру, то дети практически не увидят вас с книгой в руках.
Мы уверены, Вы согласитесь, что успешнее всего литературное воспитание будет происходить на фоне радости, удовольствия, игры.
Мы, и детском саду, используем различные методы и приёмы при ознакомлении детей с художественной литературой. После чтения произведения проводим беседы, по его содержанию, учим пересказывать текст или отрывки из него. Дети прослушивают аудиозаписи литературных произведений, учатся выразительно читать стихи, участвуют в инсценировка, играх-драматизация, рассматривают рисунки художников-иллюстраторов, выполняют творческие работы (рисование, лепка), дидактические игры («Один начинает- другой продолжает», «Отгадай мою сказку», «Откуда я?», «Разрезные картинки», изготовление книжек - малышек.
2. Практическая часть.
А теперь давайте превратимся в детей и поиграем с вами в те игры, которые предлагаем вашим детям в процессе ознакомления с литературой в разных видах деятельности.
Дети любят загадки. Попробуйте отгадать.
Загадки
Друг за друга по цепочке
Ухватились все так прочно!
Но ещё помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)
Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка)
Угадайте, о ком, о чём идёт речь в этой сказке-загадке:
1. «Всю жизнь боялась кошек. Вот и в этот раз пришла: мурлычет, скребётся, мол, помоги. А чем я, маленькая, серенькая могу помочь кошке? Но вижу, не обманывает. Выбежала в поле, смотрю, действительно моя помощь нужна…»
«Узнай сказку по её отрывку»:
1. Летела стрела и попала в болото, А в этом болоте поймал её кто-то. Кто, простившись с зелёной кожей, Сделался мигом красивой, пригожей?
2. Красна девица грустна – Приближается весна. Ей на солнце тяжко – Слёзы льёт бедняжка.
Вспомните название сказки.
- О многодетной маме. («Волк и семеро козлят».)
- О ветеринаре. («Доктор Айболит».)
- Об общежитии для зверей. («Теремок».)
- О хлебобулочном изделии. («Колобок».)
- О деревянном мальчике. («Буратино».)
- О трудолюбивой девочке. («Золушка».)
«Помоги друзьям найти друг друга»
Герои наших любимых сказок потеряли друг друга. Давайте поможем сказочным персонажам найти друг друга.
-Добрая Белоснежка и … (Семь гномов).
-Смешной Вини – пух и … (Пяточок).
-Добрый Малыш и … (Карлсон).
-Доверчивый Буратино и … (Мальвина).
«Салат из сказок»
Послушайте, какие сказки запутались.
1) «... Сидит Волк у проруби и приговаривает: «По щучьему велению, по моему хотению, ловись, рыбка, большая и маленькая»”. Потяжелел хвост, стал Волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал Волк бабку, бабка – внучку, внучка – Жучку...».
(«Лисичка – сестричка и Серый волк», «По щучьему велению», «Репка»)
2) «... Покатился Колобок по дорожке и видит: стоит перед ним избушка на курьих ножках. А перед избушкой сидит Иванушка, золотыми яблочками играет. Постучал Колобок и спрашивает: «Тук, тук, тук! Кто в тереме живёт?». «Я – Мышка- норушка, я – Лягушка-квакушка ...».
(«Колобок», «Гуси – лебеди», «Теремок»)
Путаница»
(Внимательно слушайте отрывок из сказки и исправляйте,
что в нём неправильно).
Жили-были дедушка да бабушка. Была у них дочка (внучка) Машенька. Собрались раз подружки в лес на прогулку (по грибы да по ягоды). Пришли звать с собой и Машеньку. — Дедушка, бабушка, — говорит Машенька, — отпустите меня в лес с подружками! Дедушка с бабушкой отвечают: — Иди, только смотри от клубочка не отставай, куда клубочек покатится, туда и иди (подружек не отставай), не то заблудишься. Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька — деревце за деревце, кустик за кустик — и ушла далеко-далеко от подружек. Стала она прыгать (аукаться), стала их звать, а подружки не слышат, не отзываются. Ходила, ходила Машенька по лесу — совсем заблудилась. Пришла она в саму глушь, в саму чащу. Видит — стоит теремок (избушка). Постучала Машенька в дверь — а от туда дерни за верёвочку , дитя моё, дверь и откроется (не отвечают). Толкнула она дверь — дверь и закрылась (открылась). Вошла Машенька в избушку и думает: «Кто же здесь живет?..». А в той избушке жил большущий волк (медведь). Только его тогда дома не было: он по лесу ходил. Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался. — Ага, — говорит, — теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь репку тащить (печку топить), будешь кашу варить, меня кашей кормить. Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему: — Медведь, медведь, отпусти меня в отпуск (на денек) в деревню: я бабушке да дедушке ковер (гостинцев) снесу. Нет,— говорит медведь, — ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам отнесу. А Машеньке того и надо! Напекла она блинов (пирожков), достала большой-пребольшой короб и говорит медведю: — Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: рюкзак (короб) по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду! — Ладно, — отвечает медведь, — давай короб! Машенька говорит: — Выйди на крылечко, посмотри, не идет ли дождик! Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе скатерть (блюдо) с пирожками поставила. Вернулся медведь, видит — короб готов. Взвалил его на спину и пошел в деревню. Шел-шел, устал и говорит: — Сяду на пенек, Съем пирожок! А Машенька из короба:
Как выскочу Как выпрыгну Пойдут клочки По закоулочки
— Вижу, вижу! Не садись на пенек, Не ешь пирожок! Неси бабушке, Неси дедушке! — Ишь какая ушастая (глазастая), — говорит медведь, — все видит! Поднял он короб и пошел дальше. Шел-шел, шел-шел, остановился, сел и говорит: — Сяду на пенек, Съем пирожок! А Машенька из короба опять: не ешь, а то козлёночком будешь. Неси бабушке, Неси дедушке! Удивился медведь: — Вот какая хитрая! (если слово неправильное, то хлопнуть в ладоши и назвать правильно)
Вместе расскажем-разыграем сказку «Колобок»
(Встаём в круг, договариваемся какие движения должны выполнять герои, когда о них идёт речь). Ведущий (или все вместе) рассказывает сказку, все выполняют соответствующие движения.
Сейчас мы поиграем с вами в игру «Раз, два, три – сказочный герой замри».
Пока играет музыка, вы двигаетесь медленно, плавно, а когда зазвучат слова «Раз, два, три – сказочный герой замри», то вы замираете и придумываете, каким героем вы будет. Если я до Вас дотронусь, то расскажите мне, пожалуйста, о своем герое сказки (можно говорить словами героя).
«Угадайка сказку» Ведущий загадывает какого-то сказочного героя, а другие должны отгадать кого он загадал. Можно задавать односложные вопросы, чтобы можно было дать ответ: «да» или «нет». Можно ограничить число вопросов (5 или10).
«Четвёртый лишний»
Каждой команде родителей (из 5-6 чел.) предлагаются иллюстрации к сказкам. Команда должна исключить лишнюю сказку и обосновать свой выбор. В конце этой игры из выбранных иллюстраций можно составить сказку, разложив иллюстрации в нужной последовательности (игра «Составь сказку»)
Мы показали вам какие игровые приёмы вы сами можете применять по отношению к своим детям после прочтения художественной литературы.
Наслаждайтесь чтением сами, цитируйте строки прочитанных книг, делитесь впечатлениями и эмоциями в процессе чтения (смейтесь, удивляйтесь, играйте). Нет ничего эффективнее, чем воспитание своим примером.
Хотите, чтобы малыш подружился с книгой, научился читать? Только не заставляйте его! Лучше вовлеките в необычную игру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе
Проблемы приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе...
"Кружок по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе "Юные книголюбы"
Дошкольный возраст — это тот период, когда восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста может стать главным увлечением не только одаренных дошкольников, но и всех остальных д...
Практикум для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе»
Практикум для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе»...
"Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе "
АннотацияПредлагаю вашему вниманью статью для родителей по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе.Материал представлен в формате рекомендаций, цветной. Воспитатели детских с...
«Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе» (Педагогические чтения «Дошкольное образование ХХIвека: взгляд современного педагога»)
Сообщение из личного опыта работы....
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе через музыкальную деятельность для детей подготовительной группы» Тема: «Со сказкой по дорогам музыки»
Конспект написан для музыкальных руководителей детских садов, также может быть использован в работе педагогов дополнительного образования. Через музыкальную деятельность на занятии дети приобщаются к ...
Проект «Книга-лучший друг» для детей старшей, подготовительной группы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе
Проект «Книга-лучший друг» для детей старшей, подготовительной группы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе...