Практикум для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе»
статья по художественной литературе (старшая группа) на тему
Практикум для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 54.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе»
Провела: воспитатель старшей
логопедической группы№10
МБДОУ №74
Долгушина Оксана Васильевна
2018 год
Практикум для педагогов
«Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе»
Цель практикума:
Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам реализации образовательной области «Чтение художественной литературы».
Задачи практикума:
1. Систематизировать и расширить знания педагогов об организации работы с детьми
по ознакомлению с художественной литературой»
2. Расширить знания педагогов о современных формах, методах и приёмах приобщения детей к чтению.
3. Активизировать деятельность педагогов. Способствовать приобретению навыков коллективной работы.
Оформление:
-Высказывания о значении чтения книг.
-Выставка методических материалов «Чтение художественной литературы».
-Выставка детской литературы.
Ход мероприятия
Организационный момент.
Приветствие участников, объявление темы – практикума, цели…..
Вводная часть:
- Чтобы вы почувствовали себя свободно и могли активно включиться в работу семинара, разрешите начать нашу встречу с приятных воспоминаний. Каждый из нас когда – то в детстве любил слушать книги, которые читали родные, воспитатели в детском саду. Мы предлагаем вам вспомнить любимую книгу или произведение, которое вы читали или слушали в детстве.
Участники образуют круг, поочерёдно передавая друг другу предмет, называют произведения.
Затем все садятся за столы.
- Вступительное слово.
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.
Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития детей, оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают чтению просмотр телевизионных передач и мультфильмов, компьютерные игры. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит само собой: его надо развивать с раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение.
С.Я.Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке «талант читателя». Кто же вводит дошкольника в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги детских садов. Библиотека и школа — последующий этап формирования читателя.
Книга — источник знаний и размышлений детей на разнообразные темы; материал для бесед, пересказов, игр-драматизаций. Книга - источник обогащения всех сторон речи ребенка.
Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений становятся сюжетами детских игр. Проживая в игре жизнь героев, дети приобретают их духовный и нравственный опыт. Таким образом, путем правильного отбора книг можно оказывать благотворное влияние на нравственное становление личности ребенка, формирование его духовных ценностей!
Воспитатель должен быть компетентен в вопросах детского чтения. Он не только решает задачу приобщения дошкольников к книге, формирования интереса к процессу чтения, но и выступает как пропагандист книги, как консультант по вопросам семейного чтения, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на ребёнка. Дети дошкольного возраста — слушатели, художественное произведение доносит до них взрослый, поэтому овладение педагогом навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Надо раскрыть замысел литературного произведения, вызвать у слушателя эмоциональное отношение к прочитанному. Таким образом, чтение можно считать определяющим фактором в мировоззренческом и нравственном становлении человека.
Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно.
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.
Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка.
Содержание образовательной области "Чтение художественной литературы" направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Интегрированный подход в психолого-педагогической работе по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы»
Как отмечается в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, осуществление интеграции при освоении детьми всех образовательных областей является необходимым условием эффективности реализации программы.
Виды интеграции области «Чтение художественной литературы» с другими областями разделяются по задачам и содержанию психолого-педагогической работы и по средствам организации и оптимизации образовательного процесса и представлены в таблице.
В ходе интеграции происходит взаимосвязанное, комплексное ознакомление детей с определенной темой, привлекаются сведения из различных отраслей знаний, что способствует эмоциональному восприятию детьми художественного произведения, воспитывает эстетические, духовно-нравственные чувств дошкольников, формирует в них эстетический вкус.
Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из наиболее важных и сложных проблем отечественной педагогики и психологии, так как даёт представление не только об общих закономерностях развития ребёнка, но и об особенностях становления личности дошкольника. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Именно речь способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством речи один дошкольник привлекает внимание другого к общей игре, занятию, устанавливает контакт с ним.
Разные ситуации общения требуют развитых коммуникативных и диалогических умений, формирование которых у дошкольников, с одной стороны, обусловлено процессом освоения речи как деятельности, заключающимися в использовании языка для коммуникации. Дошкольный возраст — возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. Немаловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребёнка играет художественная литература.. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и даёт ребёнку прекрасные образы русского литературного языка. Эти образы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. В.Г.Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон». На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеев, Е.А.Флерина, Л.С.Выготский, Л.С.Рубинштейн, А.В.Запорожец, Ф.А.Сохин, А.А.Леонтьев и др.).
Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества — потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка
— особенности этих фольклорных произведений — миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему. Вот что писал о силе слова К.Д.Ушинского: «Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить её ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живёт, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, даёт такие логические понятия и философские воззрения, которых, которых, конечно, не мог бы сообщить ребёнку ни один философ». В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие к «языку — учителю», который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому — то недосягаемо облегчающему методу». Е.И.Тихеева пришла к убеждению о ведущей роли социального фактора в развитии речи ребёнка. Она пишет: «Язык — продукт и орудие общественности. Он возникает из потребности человека в общении с другими людьми. А потому включение ребёнка в социальную среду и забота о планомерном расширении его социальных связей являются одним из основных условий развития его языка». Литературное произведение выступает совершенным образцом связной контекстной речи. На это в своё время обращал внимание К.Д.Ушинский. Он подчёркивал, что в литературном произведении ребёнок встречается с лучшими формами родного языка, выработанными народом и литературой, где каждое выражение есть результат мыслей и чувств многих поколений. Главным источником, откуда черпаются тексты для пересказов, являются народные сказки, произведения писателей — классиков, лучшие произведения современной отечественной и зарубежной литературы для детей.
О.С.Ушаков отмечает, что художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно её воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. По мнению В.В.Гербовой, велико значение художественной литературы для усвоения грамматики родного языка, так как средствами художественного слова ещё до школы, до усвоения грамматических правил ребёнок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книг ребёнок узнаёт много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной лексики. В ряду задач, стоящих перед дошкольной организацией, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.
Словарь — один из компонентов речевого развития ребёнка. Овладение словарём является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребёнком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребёнка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
Своевременное развитие словаря — один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению. Взрослые должны помнить, что потребность ребёнка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, воспитывает ребёнка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова.
В результате общения с книгой к 6 — 7 годам ребёнок обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка. В этот период происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребёнка в результате приобретения ребёнком новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения.
Воспитание в ребёнке читателя, начинается в дошкольном возрасте.
Чтение – условное понятие по отношению к детям дошкольного возраста. Читатель – дошкольник зависим от взрослого в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности.
- Что такое круг детского чтения? (ответы педагогов)
КДЧ – это круг произведений, которые читают (слушают чтение) и воспринимают дети. Эти произведения как специально писались для них, так и перешли от взрослых, были приняты и поняты детьми.
Задание: определить, какие произведения входят в КДЧ.
Педагогам предлагаются произведения разных авторов и жанров. Необходимо распределить их на 4-5 групп.
В КДЧ входят (Гурович Л.М.):
- произведения детского фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, небылицы, перевертыши, сказки);
- произведения русской и зарубежной классики (А.С.Пушкина, К.Д.Ушинского, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, Ф.И.Тютчева, Г.Х.Андерсена, Ш.Перро и др.);
- произведения современной отечественной литературы (В.В.Маяковского, С.Я.Маршака, К.И.Чуковского, С.В.Михалкова, М.М.Пришвина, Е.И.Чарушина, В.В.Бианки, Е.Благининой, З.Александровой и др.).
- произведения народов мира.
Формы работы по приобщению детей к чтению.
Освоение задач О.О. «ЧХЛ» осуществляется в организованных педагогом совместных видах деятельности: развивающих, игровых, проблемно – игровых и творческо-игровых ситуациях на основе художественного текста, литературных развлечениях, театрализованных играх, а также средствами организации предметно – развивающей среды для активизации самостоятельной литературной, художественно – речевой, изобразительной и театрализованной деятельности на основе знакомых фольклорных и литературных текстов. Литературные произведения и их фрагменты включаются в режимные моменты, сопровождают наблюдения за явлениями природы.
1. Методы и приемы ознакомления детей с художественной литературой
- При ознакомлении с художественной литературой используются разнообразные методы литературного развития детей. В программе «Детство» раскрываются методы и приёмы для каждого возраста.
Задание: Подобрать приемы к методам ознакомления детей с художественной литературой. Педагоги работают в группах:
1 группа – словесные,
2 группа – наглядные,
3 группа – практические.
Метод | Приемы |
Словесный | Чтение произведений. Чтение с продолжением. Вопросы к детям по содержанию произведений Пересказ произведения Заучивание наизусть Выразительное чтение Беседа по произведению, о книге, после чтения Прослушивание грамзаписи |
Практический | Элементы инсценировки. Игры-драматизации Дидактические игры Театрализованные игры Использование разных видов театра Игровая деятельность. Инсценирование. |
Наглядный | Показ иллюстраций, картинок, игрушек Элементы инсценировки Движение пальцами, руками Схемы Алгоритмы Просмотр видеофильмов, диафильмов, видеоматериалов. Оформление выставки |
- Изучив методическую литературу, мы нашли множество самых разнообразных традиционных и нетрадиционных форм, методов и приёмов, которые используются в работе с детьми.
- Традиция ежедневного чтения.
- Оформление книжных уголков в группах детского сада.
- Оформление выставок.
- Творчество отдельных писателей, отдельным жанрам (сказка, юмористический рассказ, энциклопедия и т.д.).
- Выставки книг писателей-художников.
- Азбуки.
- Народная сказка как источник сюжетов для авторской сказки.
- Тематические выставки.
- Народные детские песенки стран мира.
- Произведения, одинаковые по названию, но принадлежащие разным авторам.
- Выставка книг, предназначенных разным возрастным группам читателей.
- Выставки книг и детских журналов, издаваемых в отдельном городе или регионе.
- Выставка произведений, которые были положены в основу мультфильмов, детских фильмов.
- Детские журналы
- Выставка – иллюстрация – выставка с рисунками читателей. Они могут быть: по определенной теме, к произведениям одного автора, по конкретной книге. Ее отличие от выставки - витрины в том, что рядом с рисунками размещаются цитаты из книг, к которым сделаны иллюстрации, стихи (если выставка тематическая).
- Выставка – викторина. Вместе с литературой и оформлением, готовятся вопросы викторины, ответы на которые можно найти в материалах выставки. Вопросы могут быть составлены как ко всей выставке в целом, так и отдельно к каждому разделу.
- Очень интересными являются выставки детских рисунков и поделок ,сделанных по мотивам прочитанных произведений.
- Создание "Книжкиной больницы" в группах поможет привить детям бережное отношение к книге.
- Следующая форма работы - создание детьми книг-самоделок с детскими рисунками, стихами, загадками, сказками и историями. Одно дело - прочитать книгу, и совсем другое - сделать ее самому. Можно составлять книги по произведениям детских писателей, но есть и такие, которые дети придумывали сами.
- Неделя детской книги (книги-юбиляры, авторы-юбиляры, «Наши любимые сказки и т.д.)
- Еще одной формой приобщения детей к книгам может быть празднование именин произведения. Для этого в ДОУ создаётся специальный календарь "Книжкины именины". В нем представлены писатели или книги, которые отмечают свой юбилей.
- Еще одной формой приобщения детей к книгам является посещение занятий в городской детской библиотеке.
- Использование проектного метода (Знакомство с писателями, изготовление книг и другое).
- Макеты по любимым сказкам.
- Вечера загадок, сказок.
- Просмотр мультфильмов и сказок по художественным произведениям.
- Литературные викторины и интеллектуальные марафоны по художественным произведениям.
- Сюжетные игры: «Театр», «Концерт», где дети читают стихи, произведения устного народного фольклора
- Театрализованная деятельность (пальчиковый, настольный, кукольный театр, игры – драматизации).
- Конкурсы
- НОД по знакомству с художественной литературой, образовательные ситуации.
2. Как продолжить работу по прочитанному произведению?
Нередко дети стремятся не только рассказывать произведения, но и придумывать продолжение любимой истории, новых приключений знакомых героев. Стремление к творческому рассказыванию необходимо поддерживать и помогать детям освоить некоторые приёмы фантазирования и сочинительства. Лучше всего для этого использовать народные сказки, которые, по меткому выражению Дж. Родари, являются прекрасным «строительным материалом» для детских историй. Раскроем некоторые приёмы развития детского речевого творчества на основе народных сказок (Акулова, Гурович «О.О. «Чтение художественной литературы»).
- Метод «Сказка + слово».
Детям называют 5 слов — названий героев, предметов определенной сказки. Дошкольники узнают ее и кратко рассказывают содержание вместе с воспитателем. Затем педагог называет шестое слово (предмет или героя), не имеющее отношения к сказке, и предлагает сочинить историю (новую сказку), придумывая ему соответствующее назначение, характеристики, которые можно совершать при помощи данного предмета, характер и возможные действия героя.
На первых этапах детям потребуется наглядность: комплект сюжетных картинок (иллюстраций), на которых изображен главный герой в какой-либо ситуации, и вырезанные фигурки разных литературных и мультяшных героев. Задача детей — выбрать подходящего героя и придумать историю или ее фрагмент. Сначала можно ограничиться диалогами героев, которые рассказывают о себе и своих приключениях, затем главный герой «просит оказать ему помощь», а в заключение герои пускаются в новое путешествие, не похожее на уже знакомое.
- Метод «Салат из сказок».
Дж. Родари предлагал вспомнить двух-трех героев разных сказок и объединить их в одну: их приключения будут переплетаться и приведут к новому сюжету. Эти герои могут быть названы взрослым или выбраны ребенком в ходе переворачивания карточек с изображениями героев из сказок и прозаических текстов.
- Разыгрывание сказок, стихов с помощью пальцев.
- Инсценирование произведения или его части в лицах (взрослый – автор, дети – герои).
- Игра «Меняем сюжет».
Например: сказка «Снегурочка». Предлагается изменить в сказке любую деталь.
- Представьте, что сказка будет называться «Деревяночка». Будет ли героиня бояться солнца? А чего она будет бояться больше всего?
Начинается пересказ новой сказки.
- Рисование мультика.
Например: нарисуй рисунки к рассказу «Четыре желания». Затем пересказывает.
- Рассказать по схемам.
- Картинки с последующим сюжетом.
- перепутать картинки – иллюстрации (что не правильно, ставят в нужной последовательности и пересказывают).
- поставить одну картинку, найти, что было до и после.
- Придумывание названия произведению.
- Придумывание другого конца произведению (особенно с плохим концом: «Айога», «Лиса и журавль», «Кукушка»).
- Письмо герою.
- Рассказывание по цепочке.
- Обыгрывание произведений.
- Придумывание загадки о герое.
- Рисование иллюстраций к придуманным сказкам.
- Фантазирование.
Добавляется другой герой, или герой меняется, или изменяется элементсюжета.
- Игра «Заколдованные дети».
Мимикой изображают по тексту.
- Найди пазл, картинку.
Во время чтения, рассказывания, дети находят детали пазла, картинку и т.д.
III. 3. Методы и приемов ознакомления детей со сказками
Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, - познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать…Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.
Л.Б. Фесюкова в книге «Воспитание сказкой» предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ (Г. Альтшуллер, М. Шустсрман и др.).
Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.
Творческие методы работы со сказками, формами малого фольклора (Памятка).
- Знакомые герои в новых обстоятельствах.
- Коллаж из сказок.
- Сказка от смешного стишка.
- Сказка от считалки.
- Сказка от загадки.
- Спасательные ситуации в сказках.
- Сказки от странных историй.
- Сказки от просто стишков.
- Сказки от потешек, кричалок и других форм малого фольклора.
- Сказки о чудищах.
- Сказка продолжается.
- Изменение ситуации в знакомых сказках.
- Перевирание сказки.
- Сказка, но по-новому.
- Сериал в сказке.
- Решение противоречий в сказке.
- Моделирование сказок.
- Сказки с новым концом.
- Сказка с середины.
- Частица «не» и новая сказка.
- Из сказки убежали все глаголы (существительные).
- Сказка от пословицы.
Моделирование сказок (обучение дошкольников прятать знакомых сказочных героев в обычные геометрические фигуры).
Три одинаковых по величине и цвету кружка означают сказку «Три поросенка»
Задание для педагогов:
- три одинаковых по цвету, но разные по величине кружка:
Сказка «Три медведя»
Сказка «Волк и семеро козлят»
Сказка «Гуси-лебеди»
Сказка «Репка»
КОЛЛАЖ ИЗ СКАЗОК
Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, важно только не забыть о главных, первоначальных героях - и получится «Коллаж из сказок». А детям дошкольного возраста лучше преподносить этот метод в игровой ситуации. Примерно так.
У вас в доме наверняка есть толстая книжка со сказками. Вот что однажды приключилось с этой книжкой. В ней перепутались все страницы. Первой была сказка «Царевна-лягушка». Только собрался Иван-царевич в путь за Василисой Прекрасной в царство Кащея Бессмертного, как попал в совершенно другую сказку. Нет у царевича его верных помощников: зайца, медведя, утки. Как теперь освободить Василису Прекрасную? Делать нечего: пошел Иван-царевич по страницам других сказок. Не успел перешагнуть страницу, как… Как же ему помогли герои других сказок?
СКАЗКА ОТ СЧИТАЛКИ
Считалка лаконична, как правило, рифма ее легка. И главное, сюжет близок и понятен детям дошкольного возраста. А механизм перехода от считалки к сочинительству примерно тот же - мы разучиваем наизусть считалку, обыгрываем ее несколько раз в подвижных играх, а затем предлагаем загадочное начало, идущее от ее содержания, к примеру:
Считалка
Чижик в клетке сидел,
Чижик громко песню пел,
Гу-гу-гу, чу-чу-чу,
Я на волю полечу.
Начало: Один раз бабушка, покормив чижика, забыла закрыть клетку…
СКАЗКИ ОТ ПОТЕШЕК, КРИЧАЛОК И ДРУГИХ ФОРМ МАЛОГО ФОЛЬКЛОРА
Кроме потешек и кричалок, в качестве отправного пункта можно использовать дразнилки, страшилки, фольклорные перепутаницы:
Потешка.
- Что ж ты, Еж, такой колючий?
- Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!
Начало: В одном лесу жил еж, у которого весной почему-то пропали все иголки. Оглянулся он…
Потешка.
В лесу одна смешная птица
Весь день поет: «Ку-ку! Ку-ку!»
Никак не может научиться
Петь, как петух: «Ку-ка-ре-ку!»
Начало: Однажды летом встретились кукушка и петух и начали разговаривать каждый на своем языке…
Задание: Педагогам предлагается составить сказку от считалки, от загадки, от стишка, от потешки, от пословицы.
III. 4. Как можно использовать пословицы и поговорки в работе с детьми?
- "Узнай пословицу по рисунку"
На слайде представлены картинки: заяц, осел, лиса, собака. Рядом расположены тексты с пропущенными словами и буквами:
г_ло__н (голоден), как...(собака),
х_тёр (хитёр) как...(лиса), _
пр_м (упрям), как...(осёл),
т_у_л_в (труслив), как...(заяц),
_р_б_ (храбр), как...(лев).
- Подбери пословицу к произведению»
На слайде представлены названия произведений. На столах карточки с пословицами.Задание: Педагогам необходимо подобрать пословицы к произведениям.
III. 5. Как играть с иллюстрациями и картинами
- "Угадай картину по фрагменту"
Картина закрывается большим по размеру листом бумаги, в котором сделана прорезь в виде круга. Передвигая лист бумаги с прорезью по картине, угадать ее название и автора.
- Оживление картины (пересказ произведения по набору картинок)
Воспитатель: Что есть на картинке? Кто хочет быть птичкой, подсолнухом, курочкой, петушком, забором и т.д.
После того, как роли будут распределены, картина «оживает».
III. 6. Дидактические игры.
Игра: «Четвёртый лишний»
Необходимо по набору картинок (слов), определить из какого они произведения и какая из них лишняя.
- По произведениям Чуковского К.И.
- Комар, паук, таракан, пчела («Муха-цокотуха»)
- Гиппопотам, Бармалей и крокодил, зайчиха с зайчонком, акула Каракула («Айболит»).
- Крокодилы, Слон, Айболит, свинья («Телефон»).
Игра «Чей предмет?» или «Волшебные предметы и их хозяева».
Определить, какому персонажу принадлежит предмет (ОО «ЧХЛ», стр. 113).
Игра «Чьи это слова?»
Взрослый зачитывает слова героев. Детям необходимо отгадать, кто так говорил
Игра «Узнай произведение по предметам»
Предлагается внимательно рассмотреть предметы в каждом столбике, определить из какой они сказки
Игра «Бюро Находок»
Определите, из каких произведений Н. Носова потерялись предметы (ведущий показывает вещи).
- Шляпа – “Живая шляпа”.
- Нитки, иголки, ткань – “Заплатка”
- Лопата, песок – “На горке”
- Репка – «Про репку»
- Книга «Три поросёнка»
Игра « Расшифруйте имена сказочных героев».
Вставить в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.
БРМЛЙ ЦКТХ МЙДДР ФДР ЙБЛТ ТРКНЩ КРКДЛ КРКЛ
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил,)
Подведение итога
Наше время – время достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но, говоря словами М. Горького, одним из всех чудес, созданным человеком, наиболее сложным и великим является книга. Книгу называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в прошлое, настоящее и будущее.
А закончить мне хочется словами К.Г. Паустовского:
«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной новой страницы из книги!»
С. Михалков. «Как бы жили мы без книг?»
Ей открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она на многих
Самых разных языках.
И она в любые страны
Через все века пройдет,
Как великие романы
«Тихий Дон» и «Дон Кихот»!
Слава нашей книге детской!
Переплывшей все моря!
И особенно советской -
Начиная с Букваря!
С. Михалков. «Как бы жили мы без книг?»
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали 6 ничего!
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До веселых повестей?..
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А ее на полке нет!
Нет твоей любимой книжки -
«Чипполино», например,
И сбежали, как мальчишки,
Робинзон и Гулливер.
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
От бесстрашного Гавроша
До Тимура и до Кроша -
Сколько их, друзей ребят,
Тех, что нам добра хотят!
Книге смелой книге честной,
Пусть немного в ней страниц,
В целом мире, как известно,
Нет и не было границ.
Ей открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она на многих
Самых разных языках.
И она в любые страны
Через все века пройдет,
Как великие романы
«Тихий Дон» и «Дон Кихот»!
Слава нашей книге детской!
Переплывшей все моря!
И особенно советской -
Начиная с Букваря!
Анализ мероприятия с педагогами
«Современные подходы к организации работы с детьми
по ознакомлению с художественной литературой»
1. Считаете ли Вы тему мероприятия актуальной?
Да Нет
2. Считаете ли Вы эффективным проведение данного мероприятия в предложенной форме?
Да Нет
3. Отметьте Ваше состояние после проведённого мероприятия:
Интерес Удовлетворение Равнодушие
4. Что из предложенного материала было для Вас наиболее интересным?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Анкета для родителей
«Воспитание у ребёнка интереса и любви к книге»
1. Есть ли у Вас дома детская библиотека? (Да, нет.)
2. В вашей детской библиотечке преобладают познавательные книги, сказки, стихи? ( нужное подчеркнуть)
3. Часто ли Вы покупаете ребёнку книги? (часто, редко)
4. Чем Вы руководствуетесь при покупке книги ребёнку (нужное отметьте): - просматриваю содержание; - учитываю возраст ребёнка; - выбираю книгу по иллюстрациям; - покупаю рекламируемые книги; - покупаю только те книги, которые рекомендуют в ДОУ; - покупаю случайно.
5. Как часто Вы читаете ребёнку книги: - ежедневно перед сном; - два — три раза в неделю; - один раз в месяц.
6. По чьей инициативе Вы читаете книги? - по просьбе ребёнка; - по своей инициативе.
7. Как Вы узнаёте, внимательно ли слушал ребёнок художественное произведение: - спрашиваю, что нового он узнал из прочитанной книги; - обсуждаю поступки героев; - предлагаю пересказать содержание.
8. Есть ли у ребёнка любимые художественные произведения? (Да, нет, затрудняюсь ответить.)
9. Есть ли у ребёнка любимые поэты и писатели? (Да, нет, затрудняюсь ответить.)
10.Знаете ли вы, на каких сказочных героев хотел бы быть похожим ваш ребёнок? (Да, нет.)
11.Рассказывает ли Ваш ребёнок о художественных произведениях, с которыми он познакомился в детском саду? (Да, нет.)
12.Какова, по Вашему мнению, роль книги в развитии ребёнка? (Напишите.)
5. Ваши предложения и пожелания
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе
Проблемы приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе...
"Кружок по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе "Юные книголюбы"
Дошкольный возраст — это тот период, когда восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста может стать главным увлечением не только одаренных дошкольников, но и всех остальных д...
«Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе» (Педагогические чтения «Дошкольное образование ХХIвека: взгляд современного педагога»)
Сообщение из личного опыта работы....
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе через музыкальную деятельность для детей подготовительной группы» Тема: «Со сказкой по дорогам музыки»
Конспект написан для музыкальных руководителей детских садов, также может быть использован в работе педагогов дополнительного образования. Через музыкальную деятельность на занятии дети приобщаются к ...
Проект «Книга-лучший друг» для детей старшей, подготовительной группы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе
Проект «Книга-лучший друг» для детей старшей, подготовительной группы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе...
Проект «Книга-лучший друг» для детей младшей группы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе
В дошкольном возрасте дети делают первые шаги в мир художественной литературы и проводниками для детей становятся воспитатели и родители. Родители в большинстве не читают своим детям художественную ли...