Дети и телевизор
статья
В период карантина актуалены вопросы: "Почему детям вредно смотреть телевизор и пользоваться гаджетами? С какого возраста можно разрешать сидеть перед экраном, как
долго и что именно смотреть?». Попробуем на них ответить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_i_televizor.docx | 122.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа с родителями на тему «Ребенок и телевизор»
Многие родители задаются вопросом: «Почему детям вредно смотреть телевизор, пользоваться гаджетами? С какого возраста можно разрешать сидеть перед экраном, как долго и что именно смотреть?».
Любой детский врач вам скажет, что до трех лет ребенку вообще нежелательно показывать электронные устройства. Педиатры против просмотра телевизора, потому что это занятие портит зрение и искривляет позвоночник. Некоторые невропатологи скажут о том, что экран перевозбуждает нервную систему малыша яркими картинками, которые часто меняются. Свет, излучаемый экраном, подавляет выработку гормона мелатонина. Это приводит к смещению циркадных ритмов человека, сбивает цикл сна и бодрствования, что чревато плохим сном, потерей аппетита и синдромом гиперактивности ребенка. Однако потеря зрения, искривление позвоночника и перевозбуждение, это далеко не самое плохое, что может случиться с ребенком после систематического просмотра электронных устройств.
Вред психическому здоровью.
Психологи предупреждают, что большое количество времени, проведенное ребенком у телевизора, планшета или смартфона, способствует психическим расстройствам. У детей могут возникнуть депрессии, неврозы, повышенная тревожность, отсутствие привязанности к родителям.
Увеличение детской агрессивности
Современные мультфильмы, компьютерные игры учат жестокости, прививают ребенку агрессию, смешивают женские и мужские роли, обесценивают добрые и светлые чувства и все это они делают под маской интересного сюжета и смешных моментов. Поэтому даже взрослый человек после просмотра таких картин, улыбается и искренне уверен, что мультфильм хороший, в то время как тонкая манипуляция подсознанием ребенка уже проведена. Для таких манипуляций существует множество техник, над которыми трудятся лучшие психологи мира. Одна из них, к примеру, когда мультфильм в целом хороший и добрый, но в сюжете показывают сцены, где ребенок потешается над отцом, смеется над его неуклюжестью или неряшливостью. Все это выглядит смешно и мило, но что хотят донести до детей создатели такого мультфильма? Что отец – не авторитет, что над ним можно смеяться, а раз так, то и слушать его не обязательно. Что мужчина вовсе не глава семьи, а человек, который постоянно все забывает и не может принять решение самостоятельно и т.д.. Компьютерные герои не чувствуют боли и страданий, им не надо сопереживать и сочувствовать. Огромное количество игр провоцирует детскую жестокость, уменьшает чувствительность к насилию. Когда на экране кровь течет рекой, начинает казаться, что это нормально. Такое отношение многие дети переносят в реальную жизнь. Остальные каналы, кроме детских вовсе не предназначены для ребенка. Даже музыкальные или новостные каналы, которые у большинства семей включены фоном.
Современные клипы больше похожи на порнографию, а новости на непрерывный поток негативной информации. Даже если ребенок просто играет в комнате, где работают такие каналы, то он все равно впитывает каждое слово, опять - таки, на подсознательном уровне.
Зависимость
Ему уже не интересны игры со сверстниками, конструктор или рисование. Любая игра не может обеспечить его восприятие такими яркими красками, как телевизор и гаджеты.
Замечательное свойство технологий: они мгновенно дают возможность делать и получать что-то новое в виртуальном мире. От этого очень трудно отказаться, особенно детям. Ведь это так здорово — получить результат, которого ты захочешь, одним нажатием пальца на дисплей. Малыши моментально привыкают к этому. В отличие от взрослых, они не умеют сдерживать свои импульсы и контролировать желания. Телевизоры, планшеты и смартфоны не учат детей самоконтролю, а, наоборот – дают возможность не ограничивать себя в своих желаниях. Это вызывает зависимость, схожую с наркотической.
Умение общаться
В раннем детстве новые нейроны образуются быстрее, если ребенок постоянно общается с родителями, слышит их голос. Благодаря этому в головном мозге устанавливаются связи, которые в будущем помогают налаживать эмоциональные контакты с другими людьми. Когда родители заполняют время ребенка телевизором и гаджетами, живое общение вытесняется виртуальным. Ребенок лишен возможности задуматься о последствиях своих слов и действий, развить эмоциональный интеллект, навыки коммуникации. Это приводит к социальной тревожности. Такие дети, не знают, с чего начать разговор, как поддержать беседу, вести себя в обществе других людей. Часто это вызывает страх, неуверенность в себе, нервозность, отсутствие привязанности к родителям.
Детские истерики
Эл. устройства очень быстро превращаются в любимую игрушку ребенка, с которой он не желает расставаться. Когда же вы забираете ее у него, неизбежны взрывы и истерики. Малыш не может смириться с этим, и всячески демонстрирует свою ярость. Поэтому подумайте хорошо, давая в руки ребенка гаджет: стоит ли временная передышка последующих за ней истерик?
Трудности в учебе
Исследования подтверждают, что дети, чрезмерно увлекающиеся девайсами, хуже учатся. У них ухудшается внимание, память, воображение, фантазия, они не могут сосредоточиться, постоянно отвлекаются. Страдает свободный мыслительный процесс, который подменяется готовыми ответами виртуальной реальности. Ребенок не испытывает необходимости самому осмысливать события реальной жизни. От этого страдает скорость развития сенсомоторных и визуально − двигательных навыков, без которых невозможно обучение. Наконец, просто пропадает желание учиться, самому добывать знания.
Требования ВОЗ к организации телепросмотра для детей:
Младенцы и ранний возраст — 0-3 года - ЗАПРЕТ
Дошкольный возраст (3-7 лет) — до 30 минут в день
Младший школьный возраст (7-10 лет) — 30-50 минут в день
Старшие школьные возраста (11 — 18 лет) — 1-3 часа в день
Игорь Азнаурян Академик РАМТН, руководитель клинического объединения центров охраны зрения детей и подростков «Ясный взор»:
«Общая продолжительность просмотра телевизионных программ для детей старше 2 лет не должна превышать 30 мин. в день;
дети от 3 до 7 лет могут смотреть телевизор не более 40-50 минут в день;
с 7 до 13- не более 2 часов в день (при этом непрерывная нагрузка должна быть не более 1,5 часов).
Телевизор нужно смотреть только в положении сидя;
в вечернее время - с включенным дополнительным освещением в комнате, ни в коем случае не в темноте. Иначе создается большая разница между освещенностью экрана и общей освещенностью в комнате, что является неблагоприятным условием для работы зрительной системы и приводит к зрительному утомлению, а это влияет и на общее состояние ребенка.
Расстояние до экрана телевизора не должно быть меньше трех метров. Размер экрана 21 дюйм и более.
При увеличении размера экрана должно пропорционально увеличиваться и расстояние до него. Тип телевизора практически не влияет на переносимость зрительных нагрузок. При просмотре телевизора основным вредным фактором для глаз является длительная зрительная нагрузка.
При просмотре телепередач на большом проекционном экране решающее значение имеет размер экрана и то расстояние, с которого ребенок смотрит на него. Если это расстояние превышает 4-5 м, то время просмотра можно увеличить до 2-2,5 часов в день. Если размер проекционного телевизора небольшой и расстояние до него меньше трех метров, то принципиальной разницы между ним и обычным экраном нет…»
Не забывайте, что ребенок такой же полноправный член семьи, поэтому если Вы ограничиваете телевизионные просмотры или вовсе их запрещаете, то это правило должно распространяться на всех домочадцев. Ребенку легче подражать своим родителям. Также следует обсуждать с ребенком правила и запреты, объяснять и мотивировать их, выслушивать его точку зрения и предоставлять свои аргументы: воспринимайте его серьезно.
Напоследок хочется еще отметить, что важно задаваться вопросом, что можно предложить взамен, как вместе провести это драгоценное время. Не позволяйте телевизору украсть ребенка у вас — вернуть уже будет невозможно. Откажитесь от его просмотра хотя в периоды отпуска или совместных поездок: непременно нужно устраивать такие перерывы, в которые члены семьи смогут уделить больше внимания друг другу, полностью выбросив из жизни «телик».
Рекомендовано к прочтению:
Детская психология. В.С. Мухина.− М.: Апрель Пресс: ЭКСМО ПРЕСС, 2008
Разумова Т. Компьютерный яд. // Наука и жизнь. - № 6. - 2002
Социальные отношения Ф.И. Шарков. − М.: Перспектива, 2003
Хоперская О. Осторожно, компьютер! // Природа и человек. Свет. - № 8. - 2000
Ковальская О. И. Компьютер и здоровье школьника// Биология, 2007
Райнер П. Застывший взгляд// Evidentis, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Досуг для взрослых и детей "Вместо телевизора"
ДосумаСпособствовать развитию чувств единения семьи, чувства сплочения, умения общаться со взрослыми и сверстниками; желанию сделать близким и дорогим людям приятное....
Консультация для родителей "Дети и телевизор"
Консультация для родителей на тему "Дети и телевизор"...
Консультация для родителей "Дети и телевизор".
Яркая и динамичная картинка в телевизоре привлекает внимание ребенка. В два-два с половиной года вы уже можете услышать от своего чада требовательное "Хочу мультик! " - хотя в большинстве случаев не а...
Дети и телевизор
Рассказать родителям о влиянии телевизора на психическое состояние ребёнка, о последствиях, которые возникают при избыточном времяпровождении детей у телевизора. Дать рекомендации о том, что и сколько...
Дети и телевизор
Небольшая статья о пользе и вреде телевизора для детей....
Дети и телевизор
Консультация для родителей "Дети и телевизор".С какого возраста и как смотреть телевизор? Нужен ли он дошкольнику? Всегда ли телевизор - зло? Все это и многое другое можно прочитать в стат...