Консультация "Жить и воспитываться в семье"
консультация
Семья - естественная среда обитания ребенка. Именно здесь закладываются предпосылки развития физически и духовно здорового человека. К тому же семья для ребенка - это и своего рода убежище, обеспечивающее его выживание. Вот почему одним из важнейших прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье, предусмотренное п.2 ст.54 СК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhit_i_vospityvatsya_v_seme.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
ЖИТЬ И ВОСПИТЫВАТЬСЯ В СЕМЬЕ.
Семья - естественная среда обитания ребенка. Именно здесь закладываются предпосылки развития физически и духовно здорового человека. К тому же семья для ребенка - это и своего рода убежище, обеспечивающее его выживание. Вот почему одним из важнейших прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье, предусмотренное п.2 ст.54 СК.
Это право является одним из важнейших прав ребенка, поскольку воспитание в семье имеет чрезвычайно важное значение для его физического и нравственного становления. В процессе воспитания ребенка принимают участие, как правило, все взрослые члены семьи, однако ответственность за воспитание детей возлагается на его родителей. Именно родители прежде всего помогают ребенку стать полноценным членом общества, воспитывают в нем нравственные принципы, передают жизненный опыт, оказывают воздействие на формирование его характера, влияют на уровень его образования и на все его последующее развитие. В соответствии со статьей 38 Конституции РФ «забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей».
Ребенок вправе жить вместе со своими родителями. При отсутствии на то установленных законом оснований ни один государственный орган не вправе разлучить ребенка с родителями. Так, ребенок может быть передан на воспитание другим лицам или помещен в детское учреждение против воли родителей лишь в тех случаях, когда последние лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, поскольку суд пришел к выводу, что оставление ребенка у родителей опасно для него
Местом жительства детей в возрасте до 14 лет является место жительства их родителей (ст. 20 ГК РФ). При раздельном проживании родителей они сами определяют, с кем из них будет проживать ребенок, а в случае спора это решает суд исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения (п. 3 ст. 65 СК РФ). Несовершеннолетние, достигшие четырнадцати лет, могут выбрать место своего жительства с согласия их родителей. Регистрация по месту жительства детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста и проживающих вместе с родителями, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении несовершеннолетних.
Ребенок также имеет право сохранять связь с обоими родителями в случае разлучения с одним из них (или с обоими). Дети и родители имеют право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну с целью воссоединения или поддержания личных отношений между собой.
Постоянная связь с близкими родственниками, которыми кроме родителей являются дедушки и бабушки (со стороны матери и отца), родные братья и сестры, — очень важный фактор для полноценного развития ребенка. Данное право несовершеннолетних детей остается неизменным в случаях расторжения брака родителей, признания его недействительным или раздельного их проживания.
Дети, оставшиеся по каким-либо причинам без родительского попечения, утратившие возможность жить в своей собственной семье, передаются на попечение органов опеки и попечительства, которые определяют их последующую судьбу. При устройстве таких детей СК РФ исходит из приоритета семейного воспитания детей (ст. 1 СК РФ). Только в случаях, когда устроить ребенка в семью невозможно, предусмотрено помещение его на воспитание и содержание в соответствующее детское учреждение (ст. 123 СК РФ). Несовершеннолетний гражданин РФ имеет право покидать место жительства и выезжать из Российской Федерации, но, как правило, совместно хотя бы с одним из родителей. Если же несовершеннолетний выезжает из России без сопровождения родителей, то он должен иметь при себе нотариально оформленное согласие родителей на выезд из страны. В случае, если один из родителей заявит о своем несогласии на выезд несовершеннолетнего ребенка из Российской Федерации, вопрос о возможности его выезда из Российской Федерации разрешается в судебном порядке.
Законом охраняется также право на взаимное общение ребенка и дедушки, бабушки и других близких родственников. В соответствии законодательством РФ, если родители (либо один из них) препятствуют общению ребенка с кем-либо из близких родственников, последние вправе обратиться в орган опеки и попечительства. Если принятое этим органом решение не выполняется, следует обратиться в суд.
Право ребенка жить и воспитываться в семье кроме изложенного права на семейное воспитание и совместное проживание с родителями также включает в себя такие права ребенка: право знать своих родителей; право на заботу родителей; право на воспитание своими родителями; право на обеспечение его интересов и всестороннее развитие; право на уважение его человеческого достоинства.
Право ребенка знать, насколько это возможно, своих родителей и право на их заботу вытекает из требований ст. 7 Конвенции о правах ребенка и обусловлено тем, что возникновение взаимных прав и обязанностей родителей и детей основывается на происхождении детей от данных родителей. Оно неразрывно связано с правом детей на совместное проживание с родителями, создающим наиболее благоприятные условия для проявления родителями всесторонней заботы о ребенке, его надлежащего воспитания и всестороннего физического и духовного развития.
Создание родителями в семье условий, обеспечивающих достоинство ребенка, то есть осознание ребенком своих человеческих прав, своей моральной ценности и уважение их в себе, его уверенность в себе, активное участие в жизни общества, а также всестороннее обеспечение его интересов, является необходимым фактором воспитания ребенка.
Право ребенка жить и воспитываться в семье признано не только международными документами, но и правовыми документами России. Это право является неотъемлемым на всех уровнях – от бытового до нормативно-законодательного.
Семейный кодекс РФ, принятый государственной думой 8 декабря 1995 года, параллельно с Уголовным кодексом (принятым в 1996году, введен в действие с 1 января 1997года) рассматривают вопросы попечительства, усыновления (удочерения), воспитания детей и уклонение родителей или лиц заменяющих их от своих обязанностей.
Так как каждый ребенок имеет право на воспитание в семье, то при отсутствии родителей он может быть взят на воспитание в приемную семью. (ст. 54, 153, 154, 155, 156, 157 Уголовный кодекс РФ): «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье…право на их (родителей) заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями… при отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения… право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органами опеки и попечительства…» (ст. 54). Это нормальное явление , так как есть семьи, в которых нет родных детей, а приемные дети могут получить столько любви, ласки, заботы и понимания от приемных папы и мамы. Ведь не зря говорят, что не тот человек настоящий отец или мать, кто дал жизнь ребенку, а тот, кто его воспитал.
Но есть такие люди, которые добившись усыновления (удочерения) ребенка, не исполняют обязанности по его воспитанию: «Не исполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которого возложены эти обязанности… наказывается…»
Закон остается на страже интересов детей, воспитывающихся как в родной, так и в приемной семьях (ст. 154, 156 Уголовного кодекса РФ, ст. 153, 154, 155 Семейного кодекса РФ)
Дети – это будущее общества, а обществу далеко не безразлично то, каким будет молодое поколение.
«Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий совершенное родителем наказывается ..» (ст151 п.2 Уголовный кодекс РФ)
«Подмена ребенка совершенная из корыстных или иных низменных побуждений наказывается…»(ст.153 Уголовный кодекс РФ )
«Незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей передачей их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи, совершенные неоднократно или из корыстных побуждений, наказываются…»(ст. 154 Уголовный кодекс РФ )
Статья 155 Уголовного кодекса РФ запрещает Разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя
Закон пытается уменьшить страдания ребенка, обеспечив воспитание ребенка матерью или отцом, но не лишая возможности обоих родителей общаться с ребенком, помогать ему и быть в курсе всех проблем ребенка:
«Ребенок имеет право на общение с обоими родителями. Расторжение брака родителей не влияет на права ребенка…» (ст.55 Семейный кодекс РФ)
«Ребенок имеет право на получение содержание от своих родителей в порядке и в размерах, которые установлены разделом V настоящего кодекса» (ст.60 п.1 Семейный кодекс РФ)
«…обязанность родителей по содержанию детей, определяются законодательством государства… по требованию истца к алиментным обязательствам и к другим отношениям между родителями и детьми может быть применено законодательство государства, на территории которого постоянно проживает ребенок.» (ст.163 Семейный кодекс РФ)
Но, родители лишенные родительских прав теряют все права, в том числе «…право на получение от него содержания (статья 87 настоящего кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.» (ст. 71 п.1) в тоже время «лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка» (ст.71 п.2)
Таким образом, закон стоит на страже интересов родителей и детей, стремится сделать все возможное для решения всех проблем и вопросов, связанных с правом ребенка жить и воспитываться в семье.
Необходимо делать все возможное для предотвращения отделения детей от их семей, будь оно вызвано чрезвычайными ситуациями или произведено в их собственных интересах, необходимо принять меры, обеспечивающие семейную заботу в рамках другой семьи или помещение ребенка в соответствующее учреждение, чтобы он по возможности продолжал развиваться и становиться достойным гражданином Российской Федерации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Права ребенка. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Право ребенка на имя, отчество и фамилию."
Конспект занятия. Подготовительная группа...
Конспект занятия по правовому воспитанию "Право ребёнка жить и воспитываться в семье ".
Познакомить детей с правом иметь семью, с правом на любовь и заботу родителей. Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о своих близки...
Конспект занятия по правовому воспитатнию «Право ребёнка жить и воспитываться в семье»
Познакомить воспитанников с понятием семья; закрепить представление о родственных связях, о благополучной дружной семье; формировать заботливое, уважительное отношение к близким, родным людям....
Конспект занятия по формированию правового сознания "Право ребенка жить и воспитываться в семье"
Дать детям первоначальное понятие о возникновении семьи...
Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье
Глава 11. ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙСтатья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).2. Каждый ребенок име...
Методическая разработка НОД по правовому воспитанию в подготовительной к школе группе. " Право ребенка жить и воспитываться в семье ".
Предварительная работа : - Чтение детям отрывков из книги Гектора Мало " Без семьи "....
“Выражение лица – это то, что воспитывается в семье”
По лицу ребенка можно определить, когда родители сердятся или конфликтуют. Маленький ребенок не понимает, почему родители ругаются. Но обстановка напряжения, недовольства и с...