картотека игр на развитие мелкой маторики для детей раннего возраста
картотека (младшая группа)

Назарова Юлия Юрьевна

игры на развитие у детей мелкой моторики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста

Волшебная шкатулка

Цель: развивать мелкую моторику, навыки классификацирования

Оборудование: шкатулка, мелкие предметы или игрушки.

Ход игры: Сложите различные предметы небольшого размера в шкатулку и предложите ребенку вместе разобрать вещи и разложить их по разным коробкам.

Поскольку для игры вы используете мелкие предметы, следите, чтобы ребенок не проглотил их.

Волшебные шнурки

Цель: развивать мелкую моторику и усидчивость ребенка, изучить форму предметов, совершенствовать цветовое восприятие.

Оборудование: цветные шнурки различной длины.

Ход игры: Покажите ребенку, как из цветных шнурков или тесемок можно выкладывать контуры различных фигур и предметов.

Создайте с ребенком целую картину на столе или диване.

Угости кукол

Цель: развивать мелкую моторику

Оборудование: крупные бусины трех цветов.

Ход игры: Сложите в коробку бусинки трех цветов. Придумайте с ребенком угощение для кукол, например, конфетки, ягодки. Предложите разложить их по трем тарелочкам. Учите ребенка перекладывать по одной бусинке. Покажите ему, как брать бусины тремя пальцами. Выбирайте для игры крупные бусины и обязательно следите за тем, чтобы ребенок не проглотил их.

Опять мимо!

Цель: развивать мелкую моторику и координацию движений

Оборудование: крупа, емкость с широким и узким горлышком.

Ход игры: После того, как ребенок научился пересыпать крупу в посуду с широким горлом, усложните задачу, предоставив в распоряжение ребенка емкость с зауженным верхом. Пусть малыш пытается пересыпать крупу в маленькие пластиковые баночки, бутылки. С закрученными крышками они превратятся в отличные погремушки. Обращайте внимание ребенка на степень наполнения: «Эта баночка наполнена наполовину, а в этой бутылке почти не осталось пустого места».

«Раз фасоль, два фасоль...»

Цель: развивать мелкую моторику, обучать счету

Оборудование: сухая фасоль, пластиковая бутылка.

Ход игры: Берите фасолинки по одной и опускайте их в бутылку. При этом считайте: «Одна фасолина, две фасолины» ит. д.

Крутится?

Цель: знакомить со свойствами предметов, развивать мелкую моторику

Оборудование: пластиковые бутылки и банки с отвинчивающимися крышками.

Ход игры: Пока вы хозяйничаете на кухне, можно занять ребенка этой нехитрой игрой. Покажите малышу, как откручиваются и закручиваются крышки на банках и бутылках. Попросите повторить ваши действия.

Входит и выходит

Цель: знакомить со свойствами предметов, развивать мелкую моторику

Оборудование: банки с отвинчивающимися крышками, маленькая мягкая игрушка.

Ход игры: Покажите ребенку, как открывать и закрывать банку, как внутрь банки можно помещать игрушку. Предложите ему самому закрыть игрушку в «домике». Если есть несколько банок разного размера, то попросите малыша проверить, какой домик подойдет для игрушки, а какой нет.

Учимся пересыпать

Цель: развивать мелкую моторику

Оборудование: любая крупа, две емкости с широким горлышком.

Ход игры: Высыпав крупу в одну из емкостей, покажите ребенку, как можно руками пересыпать ее в пустую посуду. Научите малыша пересыпать крупу полной горстью, щепоткой, пропускать сквозь пальцы. Научите его делать движения рукой, как будто он солит.

Бусы

Цель: развивать мелкую моторику, соотносящие движения пальцев рук

Оборудование: крупные бусины или пуговицы.

Ход игры: Весьма увлекательное занятие даже для взрослых! Наверняка у вас накопилась куча всевозможных бусинок. Если нет, то их можно купить. Сейчас в продаже есть бусины разных размеров из разных материалов: цветной пластмассы, дерева, металла. Есть даже специальные наборы для детей. Иголку в таком возрасте ребенку давать, пожалуй, рановато, поэтому, хорошо, если в этих бусинах большие отверстия. Дайте ребенку толстую нитку и позвольте вволю пофантазировать. А может быть, вы хотите навести порядок в своих пуговицах? Проще простого. Дайте всю это пеструю кучу ребенку, и пускай он соберет из них бусы. Или отсортирует разные кучки по цвету или по количеству дырочек в пуговках. Обязательно следите за тем, чтобы ребенок не проглотил бусины или пуговицы.

Мастерим бусы

Цель: развивать мелкую моторику, соотносящие движения пальцев рук

Оборудование: макаронные изделия с крупным просветом, шнурок, большая деревянная игла с широким ушком.

Ход игры: Покажите ребенку, как можно нанизывать макароны на иглу с продетым в нее шнурком. Пусть малыш попробует сделать это сам. Шнурок с макаронами можно связать, сделав подобие бус, и одеть на куклу.

Сортируем макароны

Цель: развивать мелкую моторику, навыки классификацирования

Оборудование: макаронные изделия разной формы.

Ход игры: Покажите ребенку, какие бывают макароны: ракушки, спираль, бантики, рожки и т.д. Смешайте их. Попросите ребенка разобрать макароны.

Если понадобится помощь, то помогите ребенку справиться с заданием.

Поезд из катушек

Цель: развивать мелкую моторику, цветовое  восприятие

Оборудование: катушки с цветными нитками, мягкая проволока.

Ход игры: Покажите ребенку, как можно нанизывать катушки на проволоку. При этом называйте цвет каждой катушки. Когда работа будет закончена, завяжите концы проволоки узлом и предложите малышу покатать поезд.

Узоры

Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений

Оборудование: бумага, фломастеры.

Ход игры: Нарисуйте на листе бумаге, а лучше распечатайте красивые витые узоры. Дайте малышу фломастеры и попросите обвести их. Чтобы игра была более долговечной, заламинируйте лист с узором и используйте фломастеры, которые легко будет стереть тряпочкой после того, как ребенок порисует.

Лабиринт для карандаша

Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений

Оборудование: лист бумаги, ручка.

Ход игры: Нарисуйте на листе бумаги запутанную дорожку. Дайте ребенку карандаш и попросите его «пройти» по нарисованной дорожке, оставляя свой след. Лист бумаги с дорожкой тоже можно заламинировать, как для предыдущей игры.

Лабиринт для пальчика

Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений

Оборудование: лист плотной бумаги, цветная бумага, цветные карандаши или фломастеры, клей, различная крупа.

Ход игры: Нарисуйте на листе бумаги запутанную дорожку. Попросите малыша добраться от начала лабиринта до «домика», ведя при этом пальчиком по дорожке. Для развития тактильных ощущений можно приклеить на дорожку разные виды круп или украсить ее бумагой разной фактуры. В более сложном варианте создайте на листе сюжетную картину. Например, пальчик из домика «ходит» к колодцу за водой, в лес за грибами и ягодами, на речку. По пути он встречает разных животных. Домик, лес, животных и прочее можно нарисовать или сделать в технике аппликации (причем не обязательно из бумаги — возьмите кусочки ткани разной фактуры). На дорожки приклейте разную крупу. Играть в такую игру можно долго, постоянно дополняя ее какими-нибудь деталями.

Попробуй расстегни

Цель: развивать мелкую моторику, навыки самостоятельности

Оборудование: одежда, застегивающаяся на пуговицы (куртка, кофта).

Ход игры: Покажите ребенку, как надо застегивать и расстегивать пуговицы.

После того, как малыш научился это делать, переходите к вещам с более мелкими пуговицами. Затем просите кроху застегивать и расстегивать пуговицы на его одежде.

Узоры из пуговиц

Цель: развивать мелкую моторику, творческие способности  ребенка

Оборудование: разноцветные пуговицы разных размеров.

Ход игры: Выложите с ребенком дорожку из крупных пуговиц, называя их цвет и форму. Вскоре ребенок запомнит, что пуговицы бывают, например, круглые — то есть научится классифицировать предметы по одному признаку. В дальнейшем в игре задействуются пуговицы разных размеров. При этом не забывайте сравнивать их. Из пуговиц можно выкладывать узоры, цветочки, домики.

Найди клад

Цель: развивать мелкую моторику, активизировать поисковые навыки

Оборудование: любая крупа или макароны, маленькая яркая игрушка.

Ход игры: В ведерке или кастрюле засыпьте игрушку крупой и попросите малыша откопать «клад» (игрушку). Можно прятать одновременно 2 или 3 игрушки.

В час по чайной ложке

Цель: развивать мелкую моторику, помогает освоить понятия «пустой», «полный»

Оборудование: два стакана, чайная и столовая ложки.

Ход игры: Налейте воду в стакан. Покажите ребенку, как можно переливать воду ложками из одного стакана в другой. Разрешите ему поиграть самостоятельно.

Первый аквариум

Цель: развивать мелкую моторику, навыки классификации по размеру

Оборудование: 3 маленькие и 3 большие рыбки, вырезанные из картона, лист голубой бумаги, карандаши, клей.

Ход игры:  Предложите малышу сделать домик для маленьких рыбок — аквариум. Положите на стол лист бумаги и нарисуйте на нем водоросли. Поясняйте ребенку, что вы делаете. Рассказывайте, как живут рыбки в своих домиках. А теперь попросите малыша найти маленьких рыбок, для того чтобы заселить их в аквариум. Пусть кроха самостоятельно отберет рыбок и разместит их на листе. Рыбок можно приклеить, показывая, как это делается.

Поместите аквариум на видное место и периодически обновляйте его содержимое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой маторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования.

Развитие мелкой маторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику  рисования....

Картотека пальчиковых игр для развития мелкой моторики у детей раннего возраста.

В последнее время мы часто сталкиваемся с проблемой задержки речевого развития у детей. В своей работе с детьми раннего возраста я большое внимание уделяю развитию мелкой моторики малышей. Помимо разл...

Картотека "Игры и упражнения на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста".

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста....

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...

Пособие для родителей : «Развитие мелкой маторики для детей раннего возраста».

Информация для родителей и воспитателей по развитию мелкой маторики детей раннего возраста....

Картотека игр по развитию мелкой моторика для детей раннего возраста

В картотеке собраны игры для развития мелкой моторики имеющиеся в группе для детей с 1г. до 2 лет....