Родительское собрание в средней группе "Роль игры в развитии детей дошкольного возраста"
методическая разработка (средняя группа)

Светлана Горецкая

Игра для ребенка является самым важным моментом его развития. И в средней группе остаётся ведущим видом деятельности. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей ко всему. Можно сказать, что игра для малыша – машина времени: она даёт ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много лет.   В общем, значение игры и её влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Конечно же, дети должны играть. Они воспитываются в игре, и об этом всегда нужно помнить. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание №3

Тема: «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

Форма проведения: круглый стол.

Возраст: средний дошкольный возраст.

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Формировать понятие родителей о возможности игры как средства для развития   интеллектуально-познавательной деятельности.

2. Обсудить вопрос о достоинствах  и недостатках игрушек.

3. Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с собственным ребенком.

Участники: воспитатели, родители.

Подготовительная работа:

  1. Памятка для родителей: «Виды игрушек» (Приложение 1).
  2. Памятка по игре: «Чему обучается ребенок в игре»  (Приложение 2).
  3. Консультация для родителей: «Роль игры в жизни ребенка» (Приложение 3).

Оборудование:

  1. Ноутбук.
  2. Мяч или мягкая игрушка.
  3. Фишки красного, желтого и синего цвета на каждого родителя.
  4. Рекомендации для родителей «Как играть в игры с родителями».
  5. Карточки для игры.

Ход мероприятия:

1. Вступительная часть.

Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада встрече с Вами за нашим круглым столом. Тема нашей встречи звучит так: «Роль игры в развитии ребёнка» (слайды 1-2).

2. Основная часть.

Эта тема выбрана не случайно, ведь каждый из вас мечтает о том, чтобы ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Сегодня я поговорю с Вами о детских играх, игрушках, о значении их в познании окружающего мира, о их влиянии на развитие наших детей, поговорю с вами о том, во что играют наши дети. Зачем нужна игра ребенку? Какие игры воспитывают и как, а какие игры вредны? Умеют ли дети сорадоваться, сострадать во время игры? Почему об этом я предлагаю вам поговорить? Да потому, что наши современные мальчики и девочки, те, для кого игра - жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. А те игры, в какие играют дети, стали невеселые, агрессивные. Прервалась  цепочка передачи игровой традиции от одного детского поколения другому.

Помните, во что играли вы в своём детстве (ответы родителей). Играет в эти игры кто-нибудь из вас сейчас вместе со своими детьми?

Многие из нас до сих пор помнят свои любимые игрушки, игры. Они сохранили, воспоминая  о  наших  детских играх и забавах, мы «возвращаемся» на много лет назад, в свое детство. Во многих семьях игрушки переходят из поколения в поколение,  эти игрушки имеют определенную ценность - приятные, добрые  детские воспоминания.

А теперь давайте поиграем. На вопросы постарайтесь отвечать максимально честно и откровенно.

Игра с мячом.

 1. В какую игру играли недавно с ребенком?

 2. Если ребенок попросит поиграть с ним, ваши действия.

 3. В какие игры чаще играет ваш ребенок?

 4. При выборе новой игрушки  что учитываете, чем руководствуетесь?

 5. В какие игры вы играли в детстве, рассказываете ли ребенку?

 6. Если сломалась игрушка, как вы поступаете в таких случаях?

 7. Где играет Ваш ребёнок дома. Какие условия созданы?

 8.  Если в семье есть старшие брат или сестра, наблюдаете ли вы, во что играют дети? Организуют ли старшие дети игры?

 9. Какие  игрушки любимые у ребенка?

 10. Кто чаще играет с ребенком: мама или папа?

Игра-задание.

Я предлагаю необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда - жёлтого, никогда - синего.

Вопросы игры:

- Каждый вечер уделяю время на игры с детьми

- Рассказываю о своих играх в детстве

- Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком

- Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры

- Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду

- Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или игрушки

- Часто дарю ребёнку игру, игрушку.

Обобщение:

- Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра - это самое интересное в жизни ребёнка.

Давайте послушаем, что говорят об игре дома ваши дети (зачитываю ответы детей, как дома с ними играют родители).

Известнейший в нашей стране педагог Антон Семёнович Макаренко так и характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таким он во многом будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре» (слайд 3). 

Не потеряла свою актуальность игра и в наши дни.

Игра для ребенка является самым важным моментом его развития. И в средней группе остаётся ведущим видом деятельности. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей ко всему. Можно сказать, что игра для малыша – машина времени: она даёт ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много лет.  

Речь, конечно, идёт не о компьютерных играх.

В общем, значение игры и её влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Конечно же, дети должны играть. Они воспитываются в игре, и об этом всегда нужно помнить (слайд 4).

Но сталкивались вы с тем, что у ребёнка имеются разные игрушки, а он не играет с ними (мнения родителей) (слайд 5).

Иногда взрослые расстраиваются, даже сердятся на ребенка за то, что игрушки не используются, не подозревая, что он просто не умеет во всё это играть. Сами по себе игрушки ничего не для ребенка не будут значить, если он не знает, как и во что с ними играть. Я советую вам обыгрывать игрушки вместе с ребёнком, подсказывая и показывая действия с ними (слайд 6). Очень важно, чтобы ваш ребёнок играл, но важно и то, с чем и во что он играет. Какая же она – современная игрушка? И какой она должна быть?

         

Игрушка для ребёнка должна быть источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества.

Давайте рассмотрим примеры таких игр и игрушек (играем в детском саду).

Например, театральные игрушки - куклы би-ба-бо, пальчиковый театр и настольный театр (слайд 7).

- Нужны ли эти игрушки детям? (ответы родителей).

- Эти игрушки развивают речь, воображение, приучают ребенка брать на себя роль.

Музыкальные игрушки? Что могут развивать у ребенка музыкальные игрушки? (слайд 8). Музыкальные игрушки способствуют развитию речевого дыхания, слуха.

Дидактические игры – специально разрабатываемые для детей. Дидактических игр для дошкольника огромное множество (слайд 9).

Строительные игры – с кубиками, специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками (слайд 10).

Подвижные игры - разнообразные по замыслу, правилам, характеру выполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения (слайд 11).

Сюжетно-ролевые игры – игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых (слайд 12). Сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность. В наше время существуют огромное множество игрушек для сюжетно-ролевых игр. Между тем игрушка полезная ставит перед собой благородную воспитательную задачу – учить добру и красоте, мудрости и состраданию. Поэтому в дошкольном возрасте лучше не покупать куклу Барби (слайд 13). Ведь Барби – модель женщины. Через Барби транслируется потребительский образ жизни – бесконечные наряды, развлечения. Кукла в этом возрасте должна акцентировать внимание ребёнка не на «красоте», а в первую очередь на чувствах заботы.

Но есть игрушки, которые несут гнев, тревогу, беспокойство. Это так называемые «вредные игрушки». Как вы думаете, о чём идёт речь? (ответы родителей) (слайд 14).

Ваше отношение к игрушкам-монстрам (человек-паук, робот-трансформер, бэтмэн, куклы монстр хай? (ответы родителей).

Эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни к более слабым, программируют поведение ребенка, ведь часто эти игрушки родом из таких же агрессивных мультфильмов. Нужно стараться ограничить общение ребенка с такими игрушками.

Конечно, не все современные игрушки играют отрицательную роль в жизни ребенка. В наши дни существуют и такие игрушки, которые отвечают правилам современной педагогике. Это развивающие игрушки, всевозможные конструкторы, наборы для творчества, сюжетно-образные игрушки, игры-головоломки и т.д.

Правильная современная игрушка - многофункциональна. Ее можно использовать несколькими способами, причем в самых разных играх. Классический пример - мяч. Его можно и бросать, и катать, он может стать кукольным арбузом или сказочным колобком.

Правильная современная игрушка должна быть сделана из экологически чистого материала (ткань, дерево, металл, кожа). Совсем обойтись без пластмассовых игрушек вряд ли получится, но стоит стремиться к тому, чтобы их процент был как можно ниже.

Помните: правильно подобранная игрушка позволит ребенку придумывать различные сюжеты для игр, а значит, и чаще будет востребована и не запылится на полке!

Для того, чтобы дети учились общаться и ладить друг с другом, чтобы у них формировались социальные навыки, они должны играть в старые классические игры. Для девочек это, прежде всего, игры с обычными меховыми зверюшками и куклами, игры, способствующие формированию материнских навыков:

«дочки-матери», «школа», «больница», и т. д.  Для мальчиков - машинки и конструкторы, когда они что-то строят совместно.

Если вы хотите купить своему ребенку новую игрушку, руководствуйтесь 4-мя правилами. Игрушка должна быть:

1. Безопасной.

2. Эстетичной на вид.

3. Соответствовать возрасту.

4. Многофункциональной (чем больше действий ребёнок сможет выполнять с игрушкой, тем лучше).

У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которая поругает и накажет, пожалеет и утешит, именно она поможет преодолеть страх, одиночество. Когда родители куда-то уйдут, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой.

Трудно представить, что подобное отношение ребёнок может к роботу-трансформеру, ревущей машине. Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора.

Так какие игрушки нужны детям?

Игрушки, копирующие предметы реальной жизни: кукольное семейство (семья игрушек, кукольный домик, мебель, посуда и т.д.). Игрушки, помогающие «выплеснуть» агрессию: солдатики, мячи, дикие животные, резиновые игрушки, молотки и т. д.

Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения: кубики, матрёшки, пирамидки, настольные игры, разрезные картинки и открытки, краски, пластилин, мозаика.

Когда у ребёнка много одинаковых игрушек (кукол, машинок, отличающихся только по размеру) – это ограничивает его интерес, а значит и развитие. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо спросить малыша, для каких игр понадобится новая игрушка. Не следует покупать специально игрушки для мальчиков и девочек. Всем одинаково нужны куклы, машинки, механические игрушки и конструктор.

В раннем возрасте определяются характер, интересы и склонности ребёнка. Один любит возиться с машинками, а другой что-то мастерит из кубиков, и просит купить больше строительного материала – не препятствуйте целенаправленному увлечению, купите. Важно, так же чтобы интерес к игрушке не угасал, чтобы он подольше «исследовал» её, находил в ней новые достоинства. Этому, несомненно, мешает то, что ему на глаза одновременно попадается слишком много игрушек. Немного поиграл с одной, внимание привлекла другая. В результате получается, что, не исчерпав своих возможностей, игрушки надоедают ребенку. Игрушка развивает игру лишь при наличии детского опыта, а у дошкольника он ещё мал и ребенок ищет сотрудничества со взрослыми и старшими детьми. Помогайте ребенку освоить назначение игрушки, формируйте у него умение играть.

В последнее время воспитатели и психологи отмечают снижение уровня ролевых игр у дошкольников. Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и разнообразны. Это, по-видимому, связано с тем, что дети всё более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. В результате, несмотря на обилие прекрасных игрушек, у них отсутствует материал для игры. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают возводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов. Нельзя допускать, чтобы дети выбирали игры с отрицательным содержанием, поскольку переживания, связанные с игрой, не проходят бесследно.

В условиях детского сада я стараюсь с вашей помощью создать среду для полноценных игр, но нельзя не отметить и важность совместных игр детей и родителей. Многие скажут, что не хватает времени. Я попытаюсь переубедить вас в этом.

Мы часто слышим от своих детей: «Поиграй со мной!». Но, уважаемые родители, положа руку на сердце, часто ли вы соглашаетесь на такое предложение ребенка! А сколько радости, неподдельного восторга мы видим, когда всё-таки смогли отодвинуть домашние дела и забыть про усталость! Помните, что такие простые, но такие желаемые для детей слова: «давай поиграем» - дорого стоят, потому что игра в жизни дошкольника – это не только удовольствие и радость для ребенка. Игра развивает память, мышление, речь, воображение, координацию движений, мелкую моторику рук, то есть те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни ребенка. В игре ребенок приобретает новые знания, умения и навыки. В игре могут развиваться те способности детей, о которых подчас не подозревали даже ни сам ребенок, ни его родители. Взрослые должны научиться умело организовывать игры детей. Играя с ребенком, помните, что подавлять инициативу ребенка нельзя. Играйте с ним на равных. Играя, следите за своей речью: ровный, спокойный тон равного партнёра по игре вселяет уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть (слайд 15).

Существуют различные типы игр: малоподвижные, дидактические, логические, математические, настольно-печатные, речевые, сюжетно-ролевые. Поэтому поиграть с ребенком вы, уважаемые родители, можете везде: на прогулке, дома, в гостях и даже по дороге в детский сад. Главное, не отказывать ребенку, всегда иметь в своей памяти варианты игр, в которые можно поиграть в той или иной ситуации. Старайтесь привлекать к своим играм и ваших друзей, соседей, незнакомых детей, гуляющих вместе с вами в парке или на детской площадке. В играх, особенно коллективных, формируются и качества личности детей. Они учатся учитывать интересы своих товарищей, сдерживать свои желания, у них развивается чувство ответственности, воспитывается воля и характер.

Примеры игр:

Домино. Даже если кроха не умеет считать, он вполне может играть в детское домино. На фишках вместо точек нарисованы разные картинки, которые быстро помогут понять смысл игры. Шкатулку с таким домино легко взять с собою  на пикник и в дорогу.

Кот в мешке. Игра на догадку: красивые красочные изделия из картона (животные и фрукты), кладут в мешок. Игроки должны узнать их с завязанными глазами, а затем найти им место на игровой доске, игра похожа на классическое лото. Для малышей можно просто использовать знакомые им предметы, настоящие фрукты, фенечки из бисера, кубики, небольшие игрушки. Сложив это в мешок, можно устроить игру очень похожую на старинную забаву фанты.

Детские карты. Такая игра тренирует зрительную память и способность сконцентрироваться, из 12 пар картинок нужно найти два одинаковых изображения. Или поставить игрокам задачу запомнить, как лежали карты, и потом отыскать загаданную среди других в перевернутом состоянии.

Чудесное путешествие. Такая настольная игра позволяет совершить чудесный

поход в сказочную страну. Игроки бросают кубик и делают ходы по карте, натыкаясь на разнообразные задания: назвать три фрукта, рассказать стихи, угадать цвет на картинке, попрыгать или отыскать нужный предмет.  Эта игра хороша тем, что играющие не будут постоянно сидеть за столом, а станут совмещать спокойные моменты с подвижной игрой.

Рекомендации для родителей «Как играть с детьми в игры».

3. Заключительная часть.

Собрание подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу за круглым столом. Думаю, что теперь каждый из вас сможет ответить на вопрос нашего собрания: Роль игры в жизни ребёнка». И в заключении хочу вам сказать:  «Давайте же будем играть со своими детьми как можно чаще. Открывайте мир вместе с ребенком!»

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение 1.

Памятка для родителей: «Виды игрушек».

1. Игрушки, отображающие реальную жизнь - куклы, фигурки животных, мебель, предметы обихода, коляски и т.д.

2. Технические игрушки- различные виды транспорта, различные виды конструктора.

3. Игрушки - забавы. Смешные фигурки зверей, животных, человечков. Например, зайчик, играющий на барабане, или скачущий петушок.

4. Спортивно-моторные игрушки: мячи, кегли, кольцебросы, каталки различные, обручи, скакалки, велосипеды.

5. Дидактические игрушки - разноцветные вкладыши, кубики с прорезями, пирамидки, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др.

6. Музыкальные игрушки - погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.

7. Театральные игрушки - куклы би – ба – бо, пальчиковый театр, настольный театр.

8. Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения: карандаши, краски, пластилин, различные наборы для ручного труда, нитки, цветная бумага, клей и т. д.

Приложение 2.

Памятка по игре: «Чему обучается ребёнок в игре?»

1. Эмоционально вживаться, врастать в сложный социальный мир взрослых.

2. Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные.

3. Осознавать своё реальное место среди других людей.

4. Сделать для себя открытие: желания и стремления других людей не всегда совпадают с моими.

5. Уважать себя и верить в себя.

6. Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами.

7. Свободно выражать свои чувства.

8. Говорить с самим собой, интуитивно познавать себя.

9. Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство.

10. Делать выбор.

Приложение 3.

Консультация для родителей  «Роль игры в жизни ребенка»        

     Большинство современных родителей знают, что у детей раннего и дошкольного возраста ведущей деятельностью является – игровая деятельность. Поэтому они ожидают, что дети будут занимать игрой себя сами. И искренне недоумевают, когда этого не происходит. На нетерпеливый возглас: «Не мешай! Иди, поиграй!» – маленький ребенок продолжает вертеться около, отвлекать родителей от дела и капризничать.

     Очень часто это происходит потому, что дети просто не умеют играть. Действительно, именно через игру малыши познают мир, осваивают простейшие бытовые навыки, проигрывают житейские ситуации, пробуют себя в новых ролях. Игра не только обучает, но и позволяет маленькому ребенку в доступной форме разобраться со многими психологическими и житейскими проблемами, которые постоянно встают у него на пути. Поэтому родители в ненавязчивой форме могут использовать игру как обучающее или коррекционное средство.

     Однако многие дети в силу возраста или индивидуальных особенностей не способны самостоятельно перенести действие или событие в игру. Им требуется помощь. И главным помощником, конечно, будут мама и папа.

     Особенно важна совместная игра для детей младшего дошкольного возраста, то есть малышей 3-4 лет. Они пока не отличаются необходимой наблюдательностью, достаточным запасом знаний, умений и навыков, не обладают необходимым самоконтролем для самостоятельной организации игры. Зато именно в играх дети набирают новые слова, учатся думать и использовать накопленный житейский опыт, по-настоящему чувствуют и проживают эмоции: смеются, боятся, злятся, радуются – и с удовольствием используют разные игрушки или предметы, развивая манипулятивные навыки.

     Поэтому, дорогие родители, очень важно, чтобы вы играли вместе со своими детьми. Игра детей не возникает стихийно, она складывается под руководством взрослого и в совместной деятельности с ним. В будущем, когда они усвоят навык игры, то смогут делать это сами. В организации игр главными вопросами являются два: во что играть и как. Переносите в игру все, что окружает маленького ребенка. Можно поиграть в магазин, парикмахерскую, освоить профессию повара или сходить понарошку в гости.

     А вот как играть, многие родители не знают. В этом вам помогут следующие рекомендации.

1. Играя с ребенком, опуститесь рядом с ним, чтобы вы были с ним на одном уровне. Тем самым вы показываете, что в игре вы на равных.

2. Подберите для игры яркие красивые игрушки. Их не должно быть слишком много, иначе детское внимание будет рассеиваться. Учитывайте размер игрушек. Слишком большие или слишком маленькие будут неудобны маленькому ребенку.

3. Покупая новую игрушку, обязательно покажите, как ребенку в нее играть. Не умея в нее играть, малыш быстро утратит к подарку интерес.

4. Постепенно сокращайте свое участие в игре. Давайте ребенку возможность проявить свою активность.

5. Озвучивайте все ваши действия. Игра не должна проходить в тишине. Новые звуки, слова, жесты стимулируют ребенка к активной речи.

6. Подберите «правильное» время для игры. Малыш не должен хотеть спать или есть, быть чем-то расстроенным. Лучше всего выделить специальное время в режиме дня именно для игр.

7. Повторяйте игры. Ребенок может не сразу полюбить игру или запомнить правила. А когда игра уже хорошо усвоена, начинайте фантазировать. Можно поменять героев игры или предметы, а можно изменить последовательность. Тем самым поднадоевшая игра вновь станет интересной ребенку.

    Игра это естественный способ обучения социальным навыкам: соблюдение правил, ожидание своей очереди, переживание неудачи – все это пригодиться ребенку в будущем. Многие настольные игры позволяют организовать досуг для нескольких детей и даже взрослых, что позволяет играть семьями и больше общаться с детьми. И хотя надписи на коробках обычно указывают, что игра предназначена для детей старше трех лет, они могут заинтересовать и младших детишек, не препятствуйте их знакомству с игрой

     Если же, напротив, игра слишком сложна для вашего ребенка, не волнуйтесь. Все дети творческие личности и могут изобретать свои собственные способы использования изображения или элементов игры. Они будут сравнивать их, разглядывать красочные узоры на картах, играть фишками и бросать кубик. Вам остается только следить, чтобы мелкие детали не были оторваны и проглочены юными непоседами.

Игры для детей 3-5 лет.

Домино.  Даже если кроха не умеет считать, он вполне может играть в детское домино. На фишках вместо точек нарисованы разные картинки, которые быстро помогут понять смысл игры. Шкатулку с таким домино легко взять с собою на пикник и в дорогу.

 Предмет.  Эта игра хороша тем, что играющие не будут постоянно сидеть за столом, а станут совмещать спокойные моменты с подвижной игрой.

Кот в мешке.  Игра на догадку: красивые красочные изделия из картона (животные и фрукты), кладут в мешок. Игроки должны узнать их с завязанными глазами, а затем найти им место на игровой доске, игра похожа на классическое лото. Для малышей можно просто использовать знакомые им предметы, настоящие фрукты, фенечки из бисера, кубики, небольшие игрушки. Сложив это в мешок можно устроить игру очень похожую на старинную забаву фанты.

 Детские карты. Такая игра тренирует зрительную память и способность сконцентрироваться, из 12 пар картинок нужно найти два одинаковых изображения. Или поставить игрокам задачу запомнить, как лежали карты и потом отыскать загаданную среди других в перевернутом состоянии.

Чудесное путешествие. Такая настольная игра позволяет совершить чудесный поход в сказочную страну. Игроки бросают кубик и делают ходы по карте, натыкаясь на разнообразные задания: назвать три фрукта, рассказать стихи, угадать цвет на картинке, попрыгать или отыскать в комнате нужный предмет. Эта игра хороша тем, что играющие не будут постоянно сидеть за столом, а станут совмещать спокойные моменты с подвижной игрой.

     Все мы хотя бы однажды наблюдали за тем, как играют дети и наверняка задумывались о том, почему ребенок так увлечен игрой, почему через игру и игровые взаимоотношения он воспринимает и познает все вокруг с такой быстротой и естественностью. Поговорим о сущности и важности детской игры.

     В игре все понарошку, в ней не вырабатывается полезный продукт, не используются настоящие взрослые предметы, результат игрового действия не приводит к реальным событиям. Но воображаемая игровая ситуация для малыша является наилучшей и, пожалуй, единственной возможностью преодолеть свою ограниченность, конечность и несовершенство.

     Именно в игре разрешается противоречие между потребностью ребенка войти в мир взрослых, действовать, как они, и невозможностью реального осуществления этой потребности.

     В игре ребенок чувственно приобщается к бесконечности, путешествует на ковре самолете, ракете, созидает и побеждает все. Он не подвластен времени и пространству. Он ощущает себя воплощением творчества и свободы, проживает в игре то, что реально предстоит ему через много лет. При этом ребенок не осознает этого и не ставит именно таких целей.

     С раннего возраста дети нуждаются в овладении различными предметами, а по мере взросления в познании человеческих отношений и социальных функций человека.            

     Дети разного возраста играют по-разному. Но везде, на каждом этапе становления и развития игры, очень важно влияние и участие в игре взрослого, как помощника, доброго наставника, вдохновителя игрового действия.    

     В раннем детстве игровая деятельность только зарождается и важна тем, что помогает ребенку осваивать мир многообразных предметов.

     Роль взрослого особенно значима именно на начальном этапе становления игры, когда и само действие ребенка с предметом-игрушкой, и его повторение, а главное осмысление зависит от общения со взрослым. Малыши действуют с игрушкой подражательно, повторяя не только сами движения, но и речевые высказывания мамы, папы или бабушки.

     Ребенок получает огромную радость, что с помощью взрослого открыл способ, как действовать с игрушкой.

     Часто родители полагают, что игра так естественна для ребенка, что нет необходимости обучать ей детей, она возникает и развивается сама, нужно только обеспечить ребенка достаточным количеством необходимых ему игрушек. Тогда откуда берутся дети, играющие в одни и те же примитивные скучные игры, хотя при этом их детская напоминает игрушечный отдел "Детского мира". Ответ прост и лежит на поверхности. Все, что вдыхает в детскую игру жизнь, дает ему общение с взрослым.

     Если мама не будет играть вместе с малышом с раннего детства, он не только не научится самостоятельно придумывать и воплощать игру в дошкольном возрасте, он не научиться быть активным и творческим исследователем мира и членом общества.  

     Ребенок овладел предметами, научился применять их в игре. Теперь игра становиться основной деятельностью, в которой ребенок многократно отражает и переживает все свои отношения с миром и свои знания о нем. И здесь опять незаменим взрослый, который передает ребенку знания о событиях и явлениях окружающего, о человеческих взаимоотношениях, нравственных нормах семейной и общественной жизни.

     Узнав и осмыслив определенную область взрослой жизни, дети начинают играть в это. Чтобы игра была насыщенной и динамичной ребенку необходимы новые знания и впечатления, которые дает общение с взрослыми.    

     Таким образом, игра - активизирует познавательную активность ребенка, развивает его мышление и интеллект.

     Но чем старше ребенок, тем обширнее его собственный жизненный опыт, творческие способности, самостоятельность. Ребенок старшего возраста использует роли и образы, чтобы очень точно копировать отношения, возникающие в семье, на улице, в детском саду, на работе.

     Теперь игра несет серьезную нравственную нагрузку, она помогает ребенку созревать, как личности, члену общества, гражданину.

     И связанно это не только с содержанием детских игр, но еще и с коллективными отношениями.

     Только в игре с партнерами (взрослыми и детьми) ребенок может научиться сотрудничеству, взаимопомощи, сострадательности. Согласитесь, на эти качества теперь дефицит, но они не утратили своей ценности в обществе. Что, как не особое внимание взрослых к проявлению гуманных, а не эгоистичных отношений ребенка в игре, может помочь воспитанию высоко духовной личности уже с дошкольной поры.

     В игре есть и некий дисциплинирующий, организующий момент - это ее правила. Любая игра существует с помощью них, развивается и поддерживается ими. Есть игры, в которых правила заранее известны и неизменны, игры, где правила придумываются игроками. Есть также игры, где правила связаны с ролевым поведением. Так в играх в "семью" мама будет воспитывать заботиться, а дети слушаться или не слушаться, принимать заботы или помогать. Нарушение правил ведет к распаду игры, к конфликтам между партнерами. Понимать и выполнять правила может научить ребенка только взрослый.

     Именно наличие в игре правил помогает воспитывать и развивать у ребенка сдержанность, ответственность, последовательность в поступках.

     Современный ребенок страдает от недостатка игровой деятельности, прежде всего потому, что изменилось общественное родительское отношение к игре. Стремление родителей к раннему обучению, ограниченность общения с ребенком в повседневной жизни, отсутствие навыков игрового общения с ребенком на разных этапах его развития приводит к тому, что прекрасный и удивительный мир игры становиться неким волшебным островом, куда в бушующем океане современности удается попасть немногим большим и маленьким счастливцам.

     Дорогие родители, пожалуйста, помните: одна из главных детских потребностей – это общение с родителями. Если его не хватает, то развитие ребенка искажается.

Интересных вам совместных игр!



Предварительный просмотр:

        ПРИЛОЖЕНИЯ.        

Приложение 1.

Памятка для родителей: «Виды игрушек».

1. Игрушки, отображающие реальную жизнь - куклы, фигурки животных,

мебель, предметы обихода, коляски и т.д.

2. Технические игрушки - различные виды транспорта, различные виды

конструктора.

3. Игрушки - забавы. Смешные фигурки зверей, животных, человечков.

Например, зайчик, играющий на барабане, или скачущий петушок.

4. Спортивно-моторные игрушки: мячи, кегли, кольцебросы, каталки

различные, обручи, скакалки, велосипеды.

5. Дидактические игрушки - разноцветные вкладыши, кубики с прорезями,

пирамидки, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др.

6. Музыкальные игрушки - погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки,

изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.

7. Театральные игрушки - куклы би – ба – бо, пальчиковый театр, настольный

театр.

8. Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения: карандаши,

краски, пластилин, различные наборы для ручного труда, нитки, цветная

бумага, клей и т. д.

Приложение 2.

Памятка по игре: «Чему обучается ребенок в игре?»

  1. Эмоционально вживаться, врастать в сложный социальный мир взрослых.

  1. Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные.

  1.   Осознавать свое реальное место среди других людей.

  1. Сделать для себя открытие: желания и стремления других людей не всегда совпадают с моими.

  1. Уважать себя и верить в себя.

  1. Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами.

  1. Свободно выражать свои чувства.

  1. Говорить с самим собой, интуитивно познавать себя.

  1. Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство.

  1. Делать выбор.

Приложение 3.

Консультация для родителей «Роль игры в жизни ребенка».

Большинство современных родителей знают, что у детей раннего и

дошкольного возраста ведущей деятельностью является игровая. Поэтому

они ожидают, что дети будут занимать игрой себя сами. И искренне

недоумевают, когда этого не происходит. На нетерпеливый возглас: «Не

мешай! Иди, поиграй!» – маленький ребенок продолжает вертеться около,

отвлекать родителей от дела и капризничать.

 Очень часто это происходит потому, что дети просто не умеют играть.

Действительно, именно через игру малыши познают мир, осваивают

простейшие бытовые навыки, проигрывают житейские ситуации, пробуют

себя в новых ролях. Игра не только обучает, но и позволяет маленькому

ребенку в доступной форме разобраться со многими психологическими и

житейскими проблемами, которые постоянно встают у него на пути. Поэтому

родители в ненавязчивой форме могут использовать игру как обучающее или

коррекционное средство.

 Однако многие дети в силу возраста или индивидуальных особенностей не

способны самостоятельно перенести действие или событие в игру. Им

требуется помощь. И главным помощником, конечно, будут мама и папа.

 Особенно важна совместная игра для детей дошкольного возраста. Они

пока не отличаются необходимой наблюдательностью, достаточным запасом

знаний, умений и навыков, не обладают необходимым самоконтролем для

самостоятельной организации игры. Зато именно в играх дети набирают

новые слова, учатся думать и использовать накопленный житейский опыт,

по-настоящему чувствуют и проживают эмоции: смеются, боятся, злятся,

радуются – и с удовольствием используют разные игрушки или предметы,

развивая навыки манипуляции, говоря научным языком.

 Поэтому, дорогие родители, очень важно, чтобы вы играли вместе со

своими детьми. Игра детей не возникает стихийно, она складывается под

руководством взрослого и в совместной деятельности с ним. В будущем,

когда они усвоят навык игры, то смогут делать это сами. В организации игр

главными вопросами являются два: во что играть и как. Переносите в игру

все, что окружает маленького ребенка. Можно поиграть в магазин,

парикмахерскую, освоить профессию повара или сходить понарошку в гости.

А вот как играть, многие родители не знают.

 В этом вам помогут следующие рекомендации.

1. Играя с ребенком, опуститесь рядом с ним, чтобы вы были с ним на одном

уровне. Тем самым вы показываете, что в игре вы на равных.

2. Подберите для игры яркие красивые игрушки. Их не должно быть

слишком много, иначе детское внимание будет рассеиваться. Учитывайте

размер игрушек. Слишком большие или слишком маленькие будут неудобны

маленькому ребенку.

3. Покупая новую игрушку, обязательно покажите, как ребенку в нее играть.

Не умея в нее играть, малыш быстро утратит к подарку интерес.

4. Постепенно сокращайте свое участие в игре. Давайте ребенку возможность

проявить свою активность.

5. Озвучивайте все ваши действия. Игра не должна проходить в тишине.

Новые звуки, слова, жесты стимулируют ребенка к активной речи.

6. Подберите «правильное» время для игры. Малыш не должен хотеть спать

или есть, быть чем-то расстроенным. Лучше всего выделить специальное

время в режиме дня именно для игр.

7. Повторяйте игры. Ребенок может не сразу полюбить игру или запомнить

правила. А когда игра уже хорошо усвоена, начинайте фантазировать. Можно

поменять героев игры или предметы, а можно изменить последовательность.

Тем самым поднадоевшая игра вновь станет интересной ребенку.

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в средней группе «Организация безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»

ЦелиПовышать педагогическую компе­тентность родителей по проблемам: обеспечения безопасности жизнедея­тельности, повышения ответственности за создание условий для безопасной жизни ребенка; обучения де...

Родительское собрание на тему :«Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

В младшей группе проведено собрание в нетрадиционной форме за круглым столом. ТЕМА: родительского собрания «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»В собрании обсуждается вопрос...

презентация к родительскому собранию "Ручной труд как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

«Воспитание творчества – разнообразное и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимает участие ум, характер, чувства, эти стороны личности мы должны воспитывать у ребенк...

Конспект родительского собрания в 1 младшей группе «Речевое развитие детей дошкольного возраста»

Конспект родительского собрания в 1 младшей группе «Речевое развитие детей дошкольного возраста»...

Итоговое родительское собрание "Лего- конструирование - как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

Итоговое родительское собрание "Лего- конструирование - как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"...

Родительское собрание на тему: « Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста»

Родительское собрание на тему:« Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста»...

родительское собрание на тему:"Роль игры в развитии детей дошкольного возраста"

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:...