Консультации для родителей
консультация

Кочурова Анна Александровна

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

http://bebiklad.ru/wp-content/uploads/%D0%BD%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B81.jpg

 «Почему дети ведут себя плохо?»

К сожалению, очень часто дети ведут себя плохо, не так, как ждут от них родители: капризничают, ругаются, устраивают истерики и даже дерутся. Почему так происходит? Возможно, у них дурной характер? Прежде чем определиться, какую воспитательную методику применить к своему ребенку, необходимо понять вероятную причину его поступка. Что он хочет сказать своим плохим поведением?

1. Он хочет внимания

Если дети хотят внимания, плохое поведение нередко служит верным средством его приобретения. Когда родители разговаривают по телефону, общаются с друзьями, смотрят телевизор или готовят на кухне, дети чувствуют себя обделенными. Они могут крикнуть, закатить истерику или стукнуть брата, чтобы обрести их заинтересованность. Пусть это будет негативное внимание, но зато взрослый посмотрит на них, поговорит и выделит немного времени из своего плотного графика.

— Что делать?

Игнорирование негативного поведения и награждение (пусть даже это будет похвала) хороших поступков является одним из лучших методов борьбы с маленьким хулиганом.

2. Он копирует чужое поведение

Дети учатся себя вести, глядя на других людей. Ребенок примеривает модели чужого поведения, глядя на сверстников в детском саду, просматривая мультики, играя в компьютерные игры и, главное, копируя своих родителей.

— Что делать?

Следите за тем, что ваш дошкольник смотрит по телевизору, в какие игры предпочитает играть, с кем из друзей общается чаще всего. Ну и, конечно, будьте образцом такого поведения, которое вы ожидаете от своего ребенка.

3. Он проверяет границы дозволенного

Когда вы устанавливаете правила, вводите распорядок дня и говорите ребенку, что ему нельзя делать, он обязательно захочет узнать, насколько это серьезно. «Нельзя отбирать игрушки у брата!» – строго произносите вы, а трехлетний малыш обязательно проверит, почему нельзя, всегда ли вы это не разрешаете и что будет за нарушение правила. А вдруг завтра будет можно?

— Что делать?

Важно установить четкие границы и рассказать о последствиях. Если ребенок думает, что есть небольшой шанс необязательного выполнения вашего правила, то возникнет соблазн его нарушить. Дайте понять, что за каждое нарушение его ждет негативное последствие.

4. Ему не хватает умений

Иногда проблемы с поведением связаны с отсутствием навыков. Например, ребенок, который испытывает недостаток социальных умений, может ударить другого малыша. Дети, которые не умеют говорить, могут кусать сверстников или родителей.

— Что делать?

Научите ребенка новым навыкам, которые помогут ему вести себя правильно. Не стоит наказывать или проучивать его, лучше покажите альтернативу плохих поступков, чтобы он смог научиться на своих ошибках.

5. Он хочет независимости

Дети часто нарушают правила и ведут себя вызывающе в попытке отстоять свою независимость. Трехлетние малыши постоянно говорят «Я сам», хотя пока еще не готовы даже к элементарной самостоятельности. Но все равно будут кричать, отказываться от вашей помощи и вести себя неуважительно во много раз чаще, чем обычно.

— Что делать?

Предоставьте малышу свободу с четкими границами дозволенного. Помните, что в эти годы растет его самостоятельность, самооценка и закладываются основы личности.

6. Он не может управлять своими эмоциями

Иногда дети понятия не имеют, что делать со своими чувствами. Они легко могут стать агрессивными, когда злятся. «Почему ты ударил Сережу?» – спрашивает мама у маленького драчуна. Тот в ответ лишь пожимает плечами.

— Что делать?

Дошкольников нужно обязательно учить здоровым способом выражения таких чувств, как печаль, разочарование, тревога и гнев, чтобы предотвратить плохое поведение. А уже семилетний ребенок, научившийся контролировать эмоции, много раз подумает, прежде чем ударить своего соседа по парте.

7. Его потребности не удовлетворяются

Когда маленький ребенок испытывает голод, усталость или недомогание, он использует истерики, чтобы «рассказать» об этом. А как еще донести до мамы, что он устал в детском саду, немного приболел или хочет покушать?

— Что делать?

Например, идите с малышом в магазин только после того, как он поспал после обеда, или возьмите с собой бутерброды для быстрого перекуса. Постоянно интересуйтесь у ребенка, как он себя чувствует, и ищите подсказки, которые могут свидетельствовать об его неудовлетворенных потребностях.

Кстати, те дети, чьи желания хронически не удовлетворялись, могут иметь серьезные проблемы в будущем.

8. Он борется за власть

Борьба за власть и желание контролировать собственное поведение нередко приводят к плохим поступкам – истерикам, негативизму и отказу от деятельности. «Миша, убери комнату», – требует мама, а ребенок демонстративно отворачивается к компьютеру и продолжает играть в очередную стрелялку.

— Что делать?

Один из способов избежать борьбы за власть – предложить ребенку на выбор два варианта. Например, спросите: «Ты когда будешь убираться в комнате: сейчас или подождешь, пока закончится мультфильм?» Предложив выбор, вы даете малышу некоторый контроль над ситуацией и убираете повод для ссоры.

9. Он всегда получает то, чего хочет

Пожалуй, самая распространенная причина плохого поведения – дети ведут себя так, потому что это эффективно и приводит к желаемому результату. К примеру, малыш, поплакав и устроив сцену в магазине, получает заветную машинку. Маленький манипулятор быстро понимает, что громкий рев – отличный способ получить все, что он пожелает.

— Что делать?

Оставляйте без внимания детские капризы и не пытайтесь выполнять любой каприз. Их количество (и стоимость) со временем будет только расти.

10. Ему нужна помощь специалиста

Иногда причинами плохого, а порой и опасного поведения являются самые разные нарушения психического развития. В частности, ребенок с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью может вести себя импульсивно и агрессивно. Ребенок с задержкой развития зачастую хулиганит только потому, что не понимает правил поведения.

— Что делать?

Если вы подозреваете, что у вашего дошкольника есть проблемы со здоровьем или нарушение развития, обязательно обратитесь к педиатру или психологу. Ведь плохое поведение в данном случае – признак гораздо более серьезных проблем.

Получается, что почти любой плохой поступок малыша можно рассматривать как еще один способ найти взаимопонимание со своими родителями. Но если ребенок чувствует, что он в безопасности, его понимают, любят и ценят, то у него пропадает необходимость хулиганить, безобразничать и устраивать сцены.

7 примеров,

как родители поощряют плохое поведение детей

Детям порой свойственны шалости и баловство. Но если для одних такое поведение – это редкость, то есть дети, которые, скорее редко ведут себя хорошо и очень часто балуются, что приносит много беспокойства родителям, которые зачастую сами являются провокаторами детского непослушания. Вот 7 основных причин плохого поведения ребенка/

  1. Невыполненное обещанное наказание

Любому родителю знакома такая ситуация: ребенок сильно балуется. Чтобы прекратить озорство, применяется наказание, к примеру, в виде запрета на просмотр телевизора или прогулки. Однако спустя время гнев сменяется на милость, и об обещанном наказании успешно забывается.

В будущем такое родительское поведение приведет к тому, что ребенок будет полностью игнорировать просьбы родителей, ведь наказания все равно не приводятся в действие.

2. Запугивание

Один из самых нежелательных и безрезультативных способов наказания. Согласно проведенным исследованиям, дети, которым чем-то угрожали за то, что они соврут, лгали значительно чаще.

3. Крик

За счет повышения голоса слова не станут более понятными, а ребенок не начнет незамедлительно выполнять озвученные просьбы. Напротив, можно существенно ухудшить взаимоотношения.

4.Телесные наказания

Детская психика очень чувствительна. Побои, как средство наказания, сильно её «деформируют», что провоцирует со стороны ребенка возникновение следующих проявлений:

  • повышенная раздражительность;
  • замкнутость;
  • агрессия.

Также страдает самооценка, и пропадает доверие к людям. Вероятнее всего, ребенок будет искать пути избегания боли, чем исправления плохого поведения.

5. Непоследовательность

Рассмотрим пример: ребенку до конца дня было запрещено кушать сладкое или смотреть мультфильмы, пока он не поспит. Однако при вспышке детской истерики сладости и мультики используются родителями в качестве средств успокоения. Иными словами, запретное становится доступным. Как результат — ребенок начинает осознавать, что истерика — отличный способ получить желаемое. Родители для ребенка становятся предметом манипуляции.

6. Постоянные оправдания

Не стоит ждать от детей постоянного хорошего поведения. Периодическое баловство с их стороны является нормальным. В особенности, если речь идет о раннем возрасте, когда малышам еще не свойственно контролировать свои эмоции и давать им определения. Также не исключение — старшеклассники, которые могут быть достаточно упрямыми. Однако, если из уст родителей постоянно произносятся фразы: «Он сильно устал», «Она просто хочет кушать» и тому подобные, то это является явным признаком постоянного оправдывания своего чада. Над этим стоит задуматься.

7. Умиление плохому поведению ребенка

Раскачивание на стуле в кафе, беготня по всему магазину, поедание пищи руками с последующим облизыванием пальцев и другие проявления невоспитанного детского поведения могут показаться родителям достаточно «милыми» и вызвать у них только улыбку на лице, желание полюбоваться . Однако у окружающих людей, находящихся в такие моменты поблизости, такое поведение вряд ли вызовет умиление. Чтобы избежать столь «некрасивых привычек», родителям необходимо рассказать ребенку о правилах поведения.

Безусловно, большое значение играет возраст. Еще совсем маленьким детям невозможно или трудно понять, что является плохим и хорошим поведением. Однако они все чувствуют и впитывают на подсознательном уровне. По данной причине целесообразно с младенческих лет приучать детей понимать и прислушиваться к родителям, чем в более позднем возрасте их переучивать.

ИСТОЧНИК:

1. А. С. Бикеева. Семья Особого Назначения, или рецепты позитивного родительствования на каждый день.

2. А. С. Бикеева. Ребёнок + взрослый. Рецепты общения, понимания, прощения.

3. А.С. Бикеева. Взрослый + ребёнок. Что посеешь, то и пожнёшь.

Подготовил:

 педагог-психолог

Кочурова Анна Александровна



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Сенсорное воспитание детей раннего возраста»

Подготовила

Кочурова Анна Александровна,

Педагог-психолог

МАДОУ д\с «Улыбка» п.Малиновский.

Что такое сенсорика и почему так важно её развивать. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Сенсорное воспитание -  это развитие восприятия ребенком, и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.)

Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорного развития. Интеллектуальное развитие осуществляется в процессе игр их самостоятельной деятельности. Сенсорный чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущение в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируется с трудом, а порой невосполнимы.

Каково же значение сенсорного воспитания?

Значение состоит в том, что сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность. Сенсорное воспитание способствует усвоению сенсорных эталонов. Выделяют эталоны: цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый), формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.), величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.), вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный), обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.).

Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.) Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.) Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.).

Сенсорное воспитание влияет на расширение словарного запаса ребёнка.

Сенсорное развитие происходит в самых различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопления представлений об окружающем мире. 

Роль родителей заключается в стимулировании интереса ребёнка к предметам окружающего мира. Сенсорное воспитание может осуществляться не только через предметную, но и через продуктивную деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые, закреплённые в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.

В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух – то есть  различение речевых звуков. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребёнка в школе.

В семье необходимо создать предметно-развивающую среду. Игрушки ребёнка должны быть изготовлены из различных материалов, игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.

Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука.

Шумящие и гремящие игрушки можно изготовить самостоятельно. Необходимо иметь несколько видов мозаики, шнуровки, конструкторы, книги с изображением окружающих предметов, животных.

Уважаемые родители! Для того, чтобы планомерно и систематически осуществлять сенсорное воспитание ребенка в семье, необходимо знать основные принципы построения общения с детьми.

  • Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребенком.
  • Говорите с ребенком - сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои  суждения.
  • Задавайте ребенку как можно больше вопросов.
  • Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.
  • Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение — это всегда немного общение «на вырост».
  • По возможности, много путешествуйте с ребенком.
  • Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребенка «поиграть в соседней комнате».
  • Ходите с ребенком в музеи.
  • Проводите совместные наблюдения и опыты.
  • Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка.
  • Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его замыслов.
  • Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.

Все мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать.

Путь дошкольника очень – ответственный. Поэтому нам надо помнить: все, что происходит в непосредственном окружении малыша, преобразуется в его душе, а Вам родители нужно только развивать способности Вашего ребёнка, ценить его потенциал и помогать ему во всём.

Методические рекомендации для родителей по созданию предметно-развивающей среды в семье.

Для детей 1.5 – 2,5 года.

В этот период для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды:

  1. Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалам  и объектам;
  2. Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую;
  3. Различные движущиеся игрушки;
  4. Игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.;
  5. Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука (Самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы):

- банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, фантиками, песком, скрепками, пуговицами и т.д.

- шуршащие метелки из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т.п.

- погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических бусин, колокольчиков и т.п.

- ожерелья из ягод рябины, скатанных фантиков, пуговиц, косточек, орехов, желудей, каштанов и т.д.

- шуршащие при трении друг о друга еловые шишки, оберточная бумага, шумящие морские раковины, палочки разной толщины из дерева разных пород.

- перевернутые детские формочки, ведра,

- свистки и дудочки из глины и дерева.

  1. Конструкторы и мозаика;
  2. Разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т.д.
  3. Игрушки контрастных размеров, и игрушки различной формы (круглые, кубические),
  4. Емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить-достать, насыпать-высыпать и т.д.
  5. Книги с большими предметными картинками,
  6. Качели, прыгунки, мягкие модули.

Для детей 2,5 – 4 года.

  1. Развивающую среду разумно дополнить следующими предметами:
  2. Разрезные картинки, кубики с картинками;
  3. Парные картинки;
  4. Трехместные матрешки, пирамидки, формы-вкладыши;
  5. Несколько видов мозаики;
  6. Разнообразные некомплектные конструкторы;
  7. Игрушки с разным принципом звукоизвлечения (пианино, бубен, маракасы, гитара, трещотка и др.); и банки разного размера;
  8. Шнуровки, застегивающиеся коврики.
  9. Машинки крупные и средние, куклы разной величины,  мебель;
  10. Игрушечные животные;
  11. Тканевые мячики;
  12. Книги с реальными изображениями животных, окружающих предметов.

Рекомендуемая литература:

  1. Л. И. Павлова, И. В. Маврина: «Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3-4 лет».
  2. Павлова Л.Н. «Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трёх лет». Москва, «Просвещение», 1987 г.
  3. Л А. Венгер, Э.Г. Пилюгина: «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет».
  4. О. П. Рожков, И. В. Дворова: «Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни»,
  5. Е.А. Янушко: «Сенсорное развитие детей раннего возраста: Методическое пособие для воспитателей и родителей/ Под редакцией.»-М.: Мозайка-Синтез, 2010.

Используемая литература.

  1. Жукова О. С. и др. Энциклопедия развития и обучения дошкольника / О. С. Жукова, А. С. Герасимова, В. Г. Кузнецова. — СПб.: Издательский Дом «Нева», 2005. — 352с. — (Серия «Программа развития и обучения дошкольника»).
  2.   Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 6-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 416с.
  3. Янушко.Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года) Методическое пособие для воспитателей и родителей // Библиотека воспитателя «Мозаика – Синтез » - 2010. – С. 34-39.


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«детский сад «Улыбка» п.Малиновский.

Консультация для родителей:

«Детские страхи:

причины и последствия»

Подготовила:

Педагог-психолог

 Кочурова Анна Александровна

Нелегко найти человека, который никогда бы не испытывал страха. Обеспокоенность, тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психологической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль.

Эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего характера и подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности.

Несмотря на общую негативную окраску, страх выполняет в психической жизни ребенка важные функции:

- Страх – это своеобразное средство познания окружающей действительности, что приводит к более критическому и избирательному отношению к ней и, таким образом, может выполнять определенную обучающую роль в процессе формирования личности;

- Как реакция на угрозу страх позволяет предупредить встречу с ней, играя защитную адаптивную роль в системе психической саморегуляции.

Причинами страха могут быть события, условия и ситуации, являющиеся началом опасности. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект, которые иногда с ним не связаны и расцениваются как беспредметные. Может вызываться страданием, если в детстве сформировались связи между этими чувствами.

Возрастные страхи, то есть страхи, характерные для определенного возрастного периода, отражают исторический путь развития самосознания человека. Вначале ребенок боится остаться один, без поддержки близких, боится посторонних, неизвестных человек. В период с 2 до 3 лет ребенок боится боли, высоты, гигантских животных. После 3 лет он боится темноты, воображаемых существ. Страх темноты совпадает по времени с развитием воображения ребенка. Иногда ребенок не может отделить реальность от вымысла, переполненная страхом перед Бабой Ягой и Кощеем как символами зла и жестокости. С 6-7 лет дети могут бояться огня, пожара, катастроф. Самым распространенным страхом после 7 лет исследователи считают страх смерти: дети сами боятся умереть или потерять родителей.

Такие детские страхи довольно распространены. Их источник – взрослые, окружающие ребенка, которые непроизвольно «заражают» ребенка страхом, тем, что слишком настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадешь», «Не бери – обожжешься», «Не гладь – укусит». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги и переживает страх.

В проблеме профилактики детских страхов важны следующие моменты:

- Детей ни в коем случае нельзя пугать – ни дядей, ни волком, ни лесом – стремясь воспитать его послушными. Ребенку согласно его психического развития следует указывать на реальную опасность, но никогда не запугивать придуманными коллизиями.

- Взрослые никогда не должны стыдить ребенка за страх, который он испытывает. Насмешки над боязливостью ребенка можно расценивать как жестокость.

- Ребенка никогда не следует оставлять одного в незнакомом для него окружении, в ситуации, когда возможны различные неожиданности.

Эффективные методы и приемы предупреждения и преодоления детских страхов:

1. Повышение общего уровня эмоциональных переживаний ребенка (достижения комфортности в общении, в ожидании новой игры, максимальное развертывание критериев оценки и похвалы). При этом большое внимание уделяется в детском коллективе атмосфере принятия, безопасности, чтобы ребенок чувствовал, что его ценят несмотря на успехи.

2. Метод последовательной десенсибилизации, суть которого заключается в том, что ребенка помещают в ситуации, связанные с моментами, которые вызывают у него тревогу и страх.

3. Метод «реагирования» страха, тревоги, напряжения, которая осуществляется с помощью игры-драматизации, где дети с помощью кукол изображают ситуацию, связанную со страхом.

4. Манипулирование предметом страха (приемы «рисование страхов», «рассказы о страхах») в ходе этой работы ситуации и предметы страха изображаются карикатурно.

5. Эмоциональное переключение, «эмоциональные качели» (ребенку предлагают изобразить смелого и труса, доброго и злого и тому подобное.

6. Сказкотерапия (в игре ребенок становится смелым героем сказки или мультфильма, предоставляет любимому герою роль защитника).

Чего боятся наши дети

Это зависит от возраста ребенка.

В год малыши боятся окружающей среды, посторонних людей, отдаление от матери.

От 1 до 3 лет – темноты, ребенку страшно оставаться одному, бывают также другие страхи.

От 3 до 5 лет у детей встречается страх одиночества, темноты, замкнутого пространства, сказочных персонажей (как правило, в этом возрасте они ассоциируются с реальными людьми).

От 5 до 7 лет преобладают страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т. п., боязнь родительского наказания, животных, боязнь страшных снов, потери родителей, боязнь заразиться какой-либо болезнью.

Советы родителям по снижению уровня страхов или тревоги у детей:

Помните, что детские страхи – это серьезная проблема и не надо воспринимать их только как «возрастные» трудности.

Не иронизируйте, ребенок поймет, что защиты ждать не от кого, и окончательно закроется.

Направляйте и контролируйте просмотр детских мультфильмов, старайтесь, чтобы дети смотрели передачи с положительными героями, ориентированные на добро, тепло.

Стремитесь к тому, чтобы в семье была спокойная, доброжелательная атмосфера, избегайте ссор, конфликтов, особенно в присутствии детей.

Не запугивайте ребенка: «Не будешь спать – позову волка» и тому подобное.

Больше поощряйте, хвалите, одобряйте и морально поддерживайте ребенка.

Рисуйте с ребенком страх и все то, чего он боится. Тему смерти лучше исключить. Можно предложить уничтожить рисунок: порвать или сжечь.

Не ждите быстрого результата, страх не исчезнет сразу.

Посмейтесь вместе с ребенком. Этот способ предполагает наличие бурной фантазии у родителей. Если ваш ребенок боится, например, грозы, постарайтесь придумать какую-нибудь историю (обязательно страшную) из собственного детства о том, что вы и сами точно так же боялись грозы, а потом перестали. Пусть сын или дочь посмеется с вас. Ведь одновременно они смеются и над своим страхом, а значит, уже почти победили его. Важно, чтобы малышу было понятно: «У мамы или папы были такие же страхи, а потом они прошли, следовательно, это пройдет и у меня».

Играйте по ролям. Игры по ролям хороши тем, что позволяют моделировать практически любую ситуацию, которая вызывает у ребенка тревогу, и решить ее ненавязчиво в игре, формируя таким образом в сознании ребенка опыт преодоления своего страха.

Несколько игр и упражнений на преодоление страха и повышение уверенности в себе:

«Качели»

Участвуют как ребенок, так и взрослый. Ребенок садится в позу «зародыша», поднимает колени и наклоняет к ним голову. Ступни прижать к полу, руками обхватить колени, глаза закрыть. Взрослый становится позади ребенка, кладет руки на плечи сидящему и медленно покачивает его. Выполняется 2-3 минуты.

«Художники – натуралисты»

Большой лист белой бумаги, старые обои, положить на газету. Перед участниками тарелочки с красками. Позвольте себе и ребенку рисовать пальчиками, кулачками, ладошками, локтями, ногами, носками. Сюжет рисунка может быть разный: «Падают листочки», «Следы невиданных зверей», «Сказочная страна» и т.д.

«Дизайнеры»

Тюбики губной помады (старые). Каждому участнику разрешается подойти к любому участнику и «раскрасить» его лицо, руки, ноги.

«Жмурки»

Водящему завязываются глаза – остальные произносят звуки: «ку-ку», «ля-ля», «а вот и я». Поймав участника ведущий отгадывает кто это, не снимая повязку.

Подготовила:

педагог-психолог Кочурова А.А



Предварительный просмотр:

Терапевтические сказки

А всем ли полезна сказкотерапия? Да, сказкотерапия полезна всем.  Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Не надо только считать ее спасением от всех бед. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет. Конечно, у сказкотерапии есть специальные условия при работе с детьми: ребенок должен чётко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. Навык такого различения, обычно, появляется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, конечно, в каждом конкретном случае важно учитывать индивидуальные особенности психического развития ребенка.

Терапевтические сказки  это не только сказочные истории сами по себе, но и терапия, коррекция поведенческих моделей  ребёнка. При прочтении сказки обсуждаются, взрослый задаёт вопросы «Как герой мог поступить еще в этой ситуации?», «Что можно исправить?», «Что сделал герой не так?» и т.п. Терапевтические сказки помогают решать насущные проблемы с детским поведением: капризы, непослушание, агрессия, страхи, упрямство, замкнутость, эгоизм, гиперактивность. Кроме того, они помогают прививать ребёнку необходимые черты характера, полезные навыки: самостоятельность, коммуникабельность, целеустремленность, ответственность. В сказках главный герой сталкивается с той же проблемой, что на данный момент может присутствовать и у Вашего ребёнка. Сказочный герой,  преодолевая  разные  препятствия, решает свою проблему, а ребёнок ассоциирует себя с этим героем, ему хочется быть во всём похожим на него.

Как читать  терапевтические сказки

 Вы находите сказку на волнующую Вас тему и вместе с ребёнком читаете эту сказку. По ходу чтения предлагаете ему ответить на вопросы (они в сказках выделены курсивом), обсуждаете с ним прочитанное. Задавать вопросы по сюжету очень важно, поскольку это побуждает ребёнка глубоко вникнуть в сюжет терапевтической сказки. Если проблема, поднятая в сказке, актуальна для ребёнка, он будет очень внимательно слушать её, запомнит надолго и будет с интересом её обсуждать. По мере необходимости или по просьбе самого ребёнка можно снова и снова возвращаться к нужной сказке. Если Вам или ребёнку не нравится поворот сюжета, предложенный в наших сказках, то попробуйте совместно с ним придумать устраивающий Вас вариант поведения героя. Важно, чтобы проблема решалась в сказке, это приведёт к решению проблемы в жизни. Для большего эффекта, Вы  можете устроить минитеатр и разыграть значимые для вас сказочные моменты. Главное, чтобы ребёнок усвоил позитивное поведение и знал, как его проблема решается.

Подготовила:

Педагог-психолог Кочурова А.А



Предварительный просмотр:

ДЛЯ ДЕТЕЙ 35 ЛЕТ.

Будь правдив!

Проблема: ребёнок постоянно витает в облаках, много фантазирует, не отличает выдумку от реальности. В сказке рассказывается о бычке, который стремился приукрасить действительность, но окружающим это совсем не нравилось. И бычок понял, что не всегда его фантазии уместны.

Бычку Мите очень нравилось рисовать. Он рисовал цветы, горы, поля, речку, облака. Красивые картины у него получались. А один раз он предложил курочке:

– Давай, я тебя нарисую. Как ты цыплят высиживаешь. Курица была не против, чтобы Митя её нарисовал. Бычок принялся рисовать курочку. Портрет получался очень похожий, курочке бы понравилось. Но бычок зачемто взял и сделал курочку синей в белый цветочек. Он думал, что так курочка будет выглядеть наряднее. Курочка как глянула на портрет, так и за квохтала: – Что это за безобразие! Кого ты нарисовал? Это не я! Почему курочке не понравился её портрет? Она не узнала саму себя? А Митя убежал скорее к лесу и там стал рисовать зайчика. Заяц замер на пенёчке и сидел, не двигаясь, чтобы рисунок получился хорошим. Митя решил, что зайцу нужна хорошая защита от волков и пририсовал ему рожки и слоновьи ноги.– Ойёй!– испугался зайчик.– Что это за страшилище ты нарисовал? Я таких и не видел! Вот ужас!

ВОПРОСЫ род:

 Почему зайчику стало страшно, когда он посмотрел на рисунок?

Что ему не понравилось?

А Бычок Митя уже поскакал к реке. Там у самого берега лежал крокодил.– Дядя крокодил, а хотите, я вас нарисую?– спросил его бычок – Конечно, хочу!– ответил крокодил и разинул зубастую пасть, чтобы выглядеть на рисунке пострашнее. А Митя решил, что незачем крокодилу быть страшным и нарисовал  его  совсем  маленьким. Митя не стал рисовать страшные зубы. Его крокодил получился улыбающимся. А ещё Митя добавил крокодилу в лапу сачок и игрушечную уточку. И такой милый крокодильчик получился у Мити! А крокодил, как увидел свой портрет, как завизжал покрокодильи жутким голосом. Хотел он сцапать бычка и проглотить, да тот вовремя ноги унёс.

ВОПРОСЫ род:

Почему бычку Мите пришлось убегать от крокодила?

Чем крокодил был недоволен?

Как крокодилу хотелось выглядеть на рисунке?  

Почему Митя нарисовал крокодила добрым, улыбающимся?

Нужно ли было спросить крокодила, хочет ли он такой портрет?

– Что ты грустишь?– спросила бычка улитка, сидящая на грибе.– Да вот, я стараюсь тут рисую, а никому не нравится...– Дайка посмотреть,– улитка глянула на нарисованные портреты, а потом сказала:– А ты попробуй ещё раз. Нарисуй меня. Только постарайся рисовать меня такой, какая я есть. Ничего не выдумывай.– Хорошо, постараюсь,– и Митя стал рисовать улитку, грибочки,  дерево, под которым росли грибы, и сидела улитка. Он нарисовал всё так, как было на самом деле.– Вот видишь, как хорошо у тебя получилось. Мне очень нравится! Понял Митя свою ошибку и поскакал извиняться перед курочкой, зайчиком и крокодилом. Пообещал, что нарисует их по-настоящему.

ВОПРОСЫ род: Кто помог бычку Мите понять его ошибки?

Что посоветовала ему улитка?

Что бы ты посоветовал  бычкухудожнику?

Как ты думаешь, понравятся ли новые портреты курочке, зайчику, крокодилу?

Верни чужое!

Проблема: Ребёнок без спроса берёт чужие вещи. Как помочь ему осознать, что он делает неправильно? Возможно, ему поможет история про воронёнка Стасю. Малыш понял свою ошибку и постарался исправиться.

На  высокой  берёзе  в большом гнезде жил воронёнок  Стася. Он очень хотел  поскорее  стать большим  и  старался  во всём подражать взрослым. Он видел, что папа и мама (не только его, но и  галчонка Ромы, и лисёнка Тимы, и медвежонка Бори) каждый год строят для своей семьи новое жильё. Приметил, как взрослые постоянно добывают корм себе и своим детям. Как защищают свою территорию и своих родных от врагов. Стася знал, что взрослые очень сильные, и он тоже стал тренировать свои крылья и ноги каждое утро. Воронёнок уже попробовал построить на кусте смородины своё собственное гнездо. Оно у него вышло совсем небольшим, но довольно крепким. Ещё Стася научился шумно хлопать крыльями и громко кричать, распугивая всех мелких птиц в округе.

ВОПРОСЫ род:

Что решил делать воронёнок Стася, чтобы поскорее стать большим?

Теперь воронёнок думал о том, как стать настоящим добытчиком. Он решил слетать к дому старого деда, что жил  на  краю  деревни, и чтонибудь там присмотреть. Стася уселся на заборе и стал наблюдать за дедом. Тот сидел на веранде и пил чай. И ел бутерброды с сыром. Вдруг в доме зазвонил телефон, и дедуся, кряхтя и держась за спину, потихоньку пошёл в дом.– Вот она, удача!– обрадовался воронёнок и, подлетев к столу, ухватил мешочек с большииим куском сыра.– Стой! Воришка, стой!– закричал дед, появляясь на крыльце, но воронёнок был уже далеко.

ВОПРОСЫ род:

Для чего воронёнку понадобился сыр?

Где он его решил раздобыть?

Почему дедушка назвал воронёнка воришкой?

Стася прилетел в родительское гнездо и гордый за свою находку, стал поджидать маму и папу.– Мама, папа! Смотрите, что я принёс!– закричал Стася, едва завидев родителей.– Хороший кусочек,– одобрил воронотец,– но где ты его взял? Стася торопливо начал рассказывать, как он уловил момент и утащил сыр прямо со стола у грозного человека.– Тактактак – сурово произнёс отец,– получается, что ты этот сыр украл? Да ещё и у старого больного дедушки?– Айяяй, сынок, ну разве так можно?– покачала головой мама.– Разве можно брать чужое?– А так все делают!– закричал воронёнок, растерянно хлопая глазами.– Вон дядя медведь у пчёл мёд ворует, а тётя лиса чужих кур таскает, а сорока вообще крадёт всё, что плохо лежит!– Даааа, сынок, чтото не на тех ты равняешься,–опять покачала головой мама. Дядю медведя за воровство 11

вон как сильно пчёлы искусали – ходит, всё стонет теперь, аж лес гудит! А лиса  Лизавета в капкан угодила, еле вырвалась! А то бы из неё воротник на шубу сделали. Вот хромает теперь, на трёх лапах скачет. Ну, а про сороку и говоритьто нечего. Вот сколько у неё перьев в хвосте осталось, ты  знаешь? Тото же! А по весне  её  гнездо  мальчишки разорили, чтобы всё украденное вернуть – и осталась сорока одна без своих ребятишек... Вот мы с папой разве чтонибудь чужое берём? А? Вот ты сходи у белочки спроси, как она еду для семьи добывает. Или к дяде лосю в гости загляни. За муравьишками понаблюдай или за пчёлками. Ты, Стася, присмотрись получше и поймёшь, что хорошо живётся тем, кто честен, кто никого не обманывает, ни у кого ничего без спроса не берёт. Летилети, сынок! Посмотри воочию, как звери живут. А вечером нам расскажешь, кто как себе еду добывает. Почему мама и папа не похвалили Стасю за принесённый  домой  сыр?  Почему  воронёнок  Стася взял кусок сыра, не спросив разрешения у дедушки? Почему нельзя брать чужие вещи без спроса? Облетел  Стася  пол  леса  и  не встретил  никого, кто ныне воровством промышляет. Белочка грибы, ягоды  да  орехи  собирает, на зиму запасы  готовит. Ёжик за мелкими насекомыми охотится, иногда грибы поест или лесные яблочки. Пчёлы, ясно дело, нектар цветочный собирают, им и питаются. Лоси, олени траву кушают, да листву молодых деревьев. Медведю летом раздолье – ягод разных сладких полно, жёлудей много. Орехи, корни, клубни и стебли трав –всё это дядя Миша любит. А мёдом он больше не балуется –плохое это дело. Вернулся воронёнок домой:– Всё понял я. Воровать – это плохо. Где лежит мешочек с сыром? Давайте я его назад дедушке отнесу. Вышел утром дед Василий на веранду и очень удивился: на столе в пакетике сыр украденный лежит, а рядом корзинка из веток сплетённая, будто гнездо стоит. А в нём ягода земляника горкой насыпана. Вот чудеса!

ВОПРОСЫ род:

Понял ли воронёнок Стася, что брать чужое без спроса – это плохо?

Как воронёнок решил исправить свою ошибку?

А как ты думаешь, что нужно делать теперь воронёнку, чтобы стать настоящим добытчиком?



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Значение игры для развития ребёнка»

Подготовила:

Педагог-психолог

МАДОУ «Улыбка» п.Малиновский

Кочурова А.А.

Большинство современных родителей знают, что у детей раннего и дошкольного возраста ведущей деятельностью является – игровая деятельность. Поэтому они ожидают, что дети будут занимать игрой себя сами. И искренне недоумевают, когда этого не происходит. На нетерпеливый возглас: «Не мешай! Иди, поиграй!» – маленький ребенок продолжает вертеться около, отвлекать родителей от дела и капризничать.

Очень часто это происходит потому, что дети просто не умеют играть. Действительно, именно через игру малыши познают мир, осваивают простейшие бытовые навыки, проигрывают житейские ситуации, пробуют себя в новых ролях. Игра не только обучает, но и позволяет маленькому ребенку в доступной форме разобраться со многими психологическими и житейскими проблемами, которые постоянно встают у него на пути. Поэтому родители в ненавязчивой форме могут использовать игру как обучающее или коррекционное средство.

Однако многие дети в силу возраста или индивидуальных особенностей не способны самостоятельно перенести действие или событие в игру. Им требуется помощь. И главным помощником, конечно, будут мама и папа.

Особенно важна совместная игра для детей младшего дошкольного возраста, то есть малышей 3-4 лет. Они пока не отличаются необходимой наблюдательностью, достаточным запасом знаний, умений и навыков, не обладают необходимым самоконтролем для самостоятельной организации игры. Зато именно в играх дети набирают новые слова, учатся думать и использовать накопленный житейский опыт, по-настоящему чувствуют и проживают эмоции: смеются, боятся, злятся, радуются – и с удовольствием используют разные игрушки или предметы, развивая манипулятивные навыки.

Поэтому, дорогие родители, очень важно, чтобы вы играли вместе со своими детьми. Игра детей не возникает стихийно, она складывается под руководством взрослого и в совместной деятельности с ним. В будущем, когда они усвоят навык игры, то смогут делать это сами. В организации игр главными вопросами являются два: во что играть и как. Переносите в игру все, что окружает маленького ребенка. Можно поиграть в магазин, парикмахерскую, освоить профессию повара или сходить понарошку в гости.

А вот как играть, многие родители не знают. В этом вам помогут следующие рекомендации.

1. Играя с ребенком, опуститесь рядом с ним, чтобы вы были с ним на одном уровне. Тем самым вы показываете, что в игре вы на равных.

2. Подберите для игры яркие красивые игрушки. Их не должно быть слишком много, иначе детское внимание будет рассеиваться. Учитывайте размер игрушек. Слишком большие или слишком маленькие будут неудобны маленькому ребенку.

3. Покупая новую игрушку, обязательно покажите, как ребенку в нее играть. Не умея в нее играть, малыш быстро утратит к подарку интерес.

4. Постепенно сокращайте свое участие в игре. Давайте ребенку возможность проявить свою активность.

5. Озвучивайте все ваши действия. Игра не должна проходить в тишине. Новые звуки, слова, жесты стимулируют ребенка к активной речи.

6. Подберите «правильное» время для игры. Малыш не должен хотеть спать или есть, быть чем-то расстроенным. Лучше всего выделить специальное время в режиме дня именно для игр.

7. Повторяйте игры. Ребенок может не сразу полюбить игру или запомнить правила. А когда игра уже хорошо усвоена, начинайте фантазировать. Можно поменять героев игры или предметы, а можно изменить последовательность. Тем самым поднадоевшая игра вновь станет интересной ребенку.

Игра это естественный способ обучения социальным навыкам: соблюдение правил, ожидание своей очереди, переживание неудачи – все это пригодиться ребенку в будущем.

Многие настольные игры позволяют организовать досуг для нескольких детей и даже взрослых, что позволяет играть семьями и больше общаться с детьми. И хотя надписи на коробках обычно указывают, что игра предназначена для детей старше трех лет, они могут заинтересовать и младших детишек, не препятствуйте их знакомству с игрой

Если же, напротив, игра слишком сложна для вашего ребенка, не волнуйтесь. Все дети творческие личности и могут изобретать свои собственные способы использования изображения или элементов игры. Они будут сравнивать их, разглядывать красочные узоры на картах, играть фишками и бросать кубик. Вам остается только следить, чтобы мелкие детали не были оторваны и проглочены юными непоседами.

Игры для детей.

Домино. Даже если кроха не умеет считать, он вполне может играть в детское домино. На фишках вместо точек нарисованы разные картинки, которые быстро помогут понять смысл игры. Шкатулку с таким домино легко взять с собою на пикник и в дорогу.

Предмет. Эта игра хороша тем, что играющие не будут постоянно сидеть за столом, а станут совмещать спокойные моменты с подвижной игрой.

Кот в мешке. Игра на догадку: красивые красочные изделия из картона (животные и фрукты), кладут в мешок. Игроки должны узнать их с завязанными глазами, а затем найти им место на игровой доске, игра похожа на классическое лото. Для малышей можно просто использовать знакомые им предметы, настоящие фрукты, фенечки из бисера, кубики, небольшие игрушки. Сложив это в мешок можно устроить игру очень похожую на старинную забаву фанты.

Детские карты. Такая игра тренирует зрительную память и способность сконцентрироваться, из 12 пар картинок нужно найти два одинаковых изображения. Или поставить игрокам задачу запомнить, как лежали карты и потом отыскать загаданную среди других в перевернутом состоянии.

Чудесное путешествие. Такая настольная игра позволяет совершить чудесный поход в сказочную страну. Игроки бросают кубик и делают ходы по карте, натыкаясь на разнообразные задания: назвать три фрукта, рассказать стихи, угадать цвет на картинке, попрыгать или отыскать в комнате нужный предмет. Эта игра хороша тем, что играющие не будут постоянно сидеть за столом, а станут совмещать спокойные моменты с подвижной игрой.

Все мы хотя бы однажды наблюдали за тем, как играют дети и наверняка задумывались о том, почему ребенок так увлечен игрой, почему через игру и игровые взаимоотношения он воспринимает и познает все вокруг с такой быстротой и естественностью. Поговорим о сущности и важности детской игры.

В игре все понарошку, в ней не вырабатывается полезный продукт, не используются настоящие взрослые предметы, результат игрового действия не приводит к реальным событиям. Но воображаемая игровая ситуация для малыша является наилучшей и, пожалуй, единственной возможностью преодолеть свою ограниченность, конечность и несовершенство.

Именно в игре разрешается противоречие между потребностью ребенка войти в мир взрослых, действовать, как они, и невозможностью реального осуществления этой потребности.

В игре ребенок чувственно приобщается к бесконечности, путешествует на ковре самолете, ракете, созидает и побеждает все. Он не подвластен времени и пространству. Он ощущает себя воплощением творчества и свободы, проживает в игре то, что реально предстоит ему через много лет. При этом ребенок не осознает этого и не ставит именно таких целей.

С раннего возраста дети нуждаются в овладении различными предметами, а по мере взросления в познании человеческих отношений и социальных функций человека.

Дети разного возраста играют по-разному. Но везде, на каждом этапе становления и развития игры, очень важно влияние и участие в игре взрослого, как помощника, доброго наставника, вдохновителя игрового действия.

В раннем детстве игровая деятельность только зарождается и важна тем, что помогает ребенку осваивать мир многообразных предметов.

Роль взрослого особенно значима именно на начальном этапе становления игры, когда и само действие ребенка с предметом-игрушкой, и его повторение, а главное осмысление зависит от общения со взрослым. Малыши действуют с игрушкой подражательно, повторяя не только сами движения, но и речевые высказывания мамы, папы или бабушки.

Ребенок получает огромную радость, что с помощью взрослого открыл способ, как действовать с игрушкой.

Часто родители полагают, что игра так естественна для ребенка, что нет необходимости обучать ей детей, она возникает и развивается сама, нужно только обеспечить ребенка достаточным количеством необходимых ему игрушек. Тогда откуда берутся дети, играющие в одни и те же примитивные скучные игры, хотя при этом их детская напоминает игрушечный отдел "Детского мира". Ответ прост и лежит на поверхности. Все, что вдыхает в детскую игру жизнь, дает ему общение с взрослым.

Если мама не будет играть вместе с малышом с раннего детства, он не только не научится самостоятельно придумывать и воплощать игру в дошкольном возрасте, он не научиться быть активным и творческим исследователем мира и членом общества.

Ребенок овладел предметами, научился применять их в игре. Теперь игра становиться основной деятельностью, в которой ребенок многократно отражает и переживает все свои отношения с миром и свои знания о нем. И здесь опять незаменим взрослый, который передает ребенку знания о событиях и явлениях окружающего, о человеческих взаимоотношениях, нравственных нормах семейной и общественной жизни.

Узнав и осмыслив определенную область взрослой жизни, дети начинают играть в это. Чтобы игра была насыщенной и динамичной ребенку необходимы новые знания и впечатления, которые дает общение с взрослыми.

Таким образом, игра - активизирует познавательную активность ребенка, развивает его мышление и интеллект.

Но чем старше ребенок, тем обширнее его собственный жизненный опыт, творческие способности, самостоятельность. Ребенок старшего возраста использует роли и образы, чтобы очень точно копировать отношения, возникающие в семье, на улице, в детском саду, на работе.

Теперь игра несет серьезную нравственную нагрузку, она помогает ребенку созревать, как личности, члену общества, гражданину.

И связанно это не только с содержанием детских игр, но еще и с коллективными отношениями.

Только в игре с партнерами (взрослыми и детьми) ребенок может научиться сотрудничеству, взаимопомощи, сострадательности. Согласитесь, на эти качества теперь дефицит, но они не утратили своей ценности в обществе. Что, как не особое внимание взрослых к проявлению гуманных, а не эгоистичных отношений ребенка в игре, может помочь воспитанию высоко духовной личности уже с дошкольной поры.

В игре есть и некий дисциплинирующий, организующий момент - это ее правила. Любая игра существует с помощью них, развивается и поддерживается ими. Есть игры, в которых правила заранее известны и неизменны, игры, где правила придумываются игроками. Есть также игры, где правила связаны с ролевым поведением. Так в играх в "семью" мама будет воспитывать заботиться, а дети слушаться или не слушаться, принимать заботы или помогать. Нарушение правил ведет к распаду игры, к конфликтам между партнерами. Понимать и выполнять правила может научить ребенка только взрослый.

Именно наличие в игре правил помогает воспитывать и развивать у ребенка сдержанность, ответственность, последовательность в поступках.

Современный ребенок страдает от недостатка игровой деятельности, прежде всего потому, что изменилось общественное родительское отношение к игре. Стремление родителей к раннему обучению, ограниченность общения с ребенком в повседневной жизни, отсутствие навыков игрового общения с ребенком на разных этапах его развития приводит к тому, что прекрасный и удивительный мир игры становиться неким волшебным островом, куда в бушующем океане современности удается попасть немногим большим и маленьким счастливцам.

Дорогие родители, пожалуйста, помните: одна из главных детских потребностей – это общение с родителями. Если его не хватает, то развитие ребенка искажается.

Интересных вам совместных игр.

Источники:

  1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М., 2008.
  2. Мухина В.С. Детская психология. – М., 2009.
  3. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей, под ред. А. В. Запорожца. М. : Просвещение, 1976


Предварительный просмотр:

Психологические консультации взрослым и детям. 

«Песочная терапия»

 Подготовила:

Педагог-психолог

МАОУ «Улыбка» п.Малиновский

Кочурова А.А.

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство не пропала.

Простейший ящик от стола –

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Возьмем в игру...

Подобно Богу

Мы создадим свой Мир Чудес,

Пройдя Познания Дорогу.

 

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимания воспитателя, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не отвлекались и не мешали остальным детям. Помочь детям с различными психологическим проблемами может терапия песком.

Песочная терапия – это интересный, творческий и весьма результативный метод арт-терапии, направленный на избавление от эмоционального напряжения, страхов, комплексов  с помощью игры в песок. Песочная терапия одинаково подходит и взрослым, и детям! Занятия с песком стимулируют развитие правого полушария головного мозга и развивают творческие способности.

Песочная терапия – особая форма терапии, возникшая в рамках аналитической психологии. Это способ общения с самим собой и окружающим миром; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.

Создавая то, о чем говорит внутренний голос, он привносит во внешнюю действительность отношения с самим собой и позволяет бессознательному быть видимым.

Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей: в песочнице летом во дворе или где-нибудь на побережье. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс. Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.

Негативные эмоции - серьезная проблема для современных детей, поэтому своевременная помощь психолога здесь необходима и значима. Если не помочь ребенку с ними справиться, негативные эмоции не исчезнут с его взрослением, а будут накапливаться, уходить в глубины подсознания. Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

Песочная терапия – одна из психотехник, применяемых в МАДОУ «Улыбка». В своей работе я реализую  Проект «Добрый волшебник» песочная терапия в коррекции и развитии эмоционально-волевой и социальной сфер детей-дошкольников», использую песочную терапию для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного возраста, для развития и коррекции эмоциональной сферы обеспечения гармонизации психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительного влияния на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения у дошкольников в условиях нашего ДОУ, так как детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение, необыкновенно приятный на ощупь песок, дает возможность расслабиться, снять стрессы, внутреннее напряжение, уходят проблемы.

В своей работе я применяю в нашем ДОУ интегративную песочную терапию — занятия проходят с применением различных методик арт-терапии, сказкотерапии и игровой терапии. На занятиях по песочной терапии  используются игры с песком, песочная анимация, рисование песком (метод Sand-art).  Использую не только обычный песок, для проигрывания сказок и рисования песком, но и не обычный – кинетический песок.  Используются фигурки реальные и мифологические, созданные человеком и природой, привлекательные и ужасные. В песочной терапии детям даётся возможность создать на песке картину, которая отражает его внутреннее состояние.

В зависимости от сложности темы, оговаривается предварительный результат и количество прохождения песочных сессий для реальной помощи, метод песочной терапии предполагает обычно от 5 до 10 сессий. Иногда бывают и исключения, когда достаточно 2 или 3 сессий.

Песочная терапия ориентирована на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы. Её акцент – на естественном проявлении мыслей, чувств и настроений, принятие человека таким, какой он есть, вместе со свойственными ему способами самоисцеления и гармонизации. 

Использование песочной терапии в работе с детьми решает следующий спектр проблем: межличностные и внутриличностные конфликты; возрастные кризисы и серьёзные травмы; проблемы посттравматического периода потери; постстрессовые, невротические и психосоматические расстройства; различные формы нарушений поведения, в том числе агрессия и апатия, повышенная тревожность, страхи и нарушение сна; сложности, связанные с изменениями в семейной и социальной ситуациях и т.д.

С помощью песочницы можно выяснить и проработать те проблемы, которые на первый взгляд не очевидны и не заметны. Все проблемы заключены в нашем подсознании, а оно проявляется через образы и ощущения. Сознание – это логика, а логика ищет ответы на поверхностном уровне, кардинально не изменяя сути проблемы. Именно в песочнице происходит соединение мира подсознания с сознанием, которое позволяет справиться с ситуацией, волнующей и препятствующей полноценной жизни.

Песочная терапия полезна, детям:

  • плохой сон, ночные кошмары;
  • плохо развита мелкая моторика;
  • истерики, непослушание, капризы;
  • логоневроз (заикание), задержки развития речи, а также другие речевые проблемы;
  • застенчивость, неуверенность в себе;
  • агрессия, тревожность;
  • нет взаимопонимания с родителями;
  • расстройства невротического характера;
  • недержание мочи или кала (энурез, энкопрез);
  • психосоматические заболевания;
  • страх перед школой, садиком;
  • частая плаксивость (без повода);
  • ребенок пережил сильный стресс.

Даже взрослым людям часто бывает трудно выразить то, что происходит у них внутри, а еще труднее это сделать ребенку. Играя с песком, малышу проще показать то, что происходит с ним: как он относится к окружающим или что его беспокоит больше всего, почему он не хочет ходить в школу или дружить со сверстниками. На занятиях по песочной терапии маленький клиент может показать, что его тревожит, и для этого ему не нужно подбирать слова и что-то объяснять. Выражает свои внутренние переживания ребенок через символический язык. При помощи игры ребенок взаимодействует со своим внутренним миром. Таким образом, на самых первых занятиях песочница служит для психологической диагностики, то есть помогает психологу понять, что происходит с ребёнком в данный момент, каков его характер, перенёс ли он какие-то психотравмы, что он любит, а что не любит, каковы его отношения со значимыми людьми.

Разыгрывание в песочнице конкретных жизненных ситуаций позволяет детям изменить отношения к трудностям и найти правильные для себя решения, выстроить новые взаимоотношения с самим собой и окружающим миром. Преобразуя ситуацию в песочнице, дети получают опыт самостоятельного разрешения трудностей внутреннего и внешнего плана. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений они переносят в реальность, что приводит к процессу оздоровления.

Ребенок воспринимает мир непосредственно через игру, движение, ощущения и образы. Песочная терапия позволяет совместить все это в одном процессе: пока ребенок строит что-то на песке, у него задействованы мелкая моторика, сенсорика, воображение, восприятие, ребенок активно использует ролевую игру, фантазирует, развивает речевые навыки.

В игре всегда очень просто подружиться. Точно так же и на занятиях по песочной терапии психолог очень быстро находит контакт с ребёнком (что не всегда достижимо на обычной консультации, где ребенок может испугаться, застесняться, вести себя закрыто или агрессивно). Игра с песком очень интересна, а значит, ребёнок будет посещать занятия с удовольствием.

Когда установлено доверие между маленьким клиентом и психологом, когда есть вся необходимая диагностическая информация, в полную силу начинает работать непосредственно сама терапия (therapia – лат.лечение). Образы, игровые сценарии ребёнка, символы и слова, которые он использует в игре с песком, отражают ту картину мира, в которой ребёнок живет. Не секрет, что картина мира у всех разная. И очень важно осуществлять всю психологическую коррекцию именно на «территории» смыслового поля ребёнка, не навязывая ему ничего извне, ведь детская психика очень нежная.  

Ценность песочной терапии в том, что решение проблемы происходит именно в рамках индивидуального понимания мира каждого конкретного малыша, в соответствии с его возрастом, характером и другими особенностями. На песке в игровой форме происходит отреагирование различных эмоций - обиды, страхов, злости, тревоги, напряжения. Решая проблемы на песке в символическом виде, ребенок по-настоящему разрешает свои внутренние конфликты. Главным помощником в эти моменты для ребенка является специалист, который поможет ребенку прийти к гармонии с собой и окружающим миром, а так же гармонизирует психоэмоциональное состояние ребенка.

Многие родители знают, как важно развивать мелкую моторику малыша, но не всегда это делается систематически, ведь всё чаще дети играют со смартфонами и планшетами, чем с обычными игрушками. Еще один важный терапевтический фактор песочной терапии состоит в развитии важных отделов центральной нервной системы посредством развития мелкой моторики и сенсорики, а также релаксации от взаимодействия с песком.

Итак, основные механизмы песочной терапии:

  • Психодиагностика с помощью песочницы;
  • Быстрое установление доверия к психологу со стороны ребенка с помощью игры;
  • Интерес и удовольствие от занятий;
  • Развитие важных отделов центральной нервной системы посредством развития мелкой моторики;
  • Эффект релаксации от взаимодействия с песком;
  • Отыгрывание внутренних проблем в смысловом поле ребенка.

Результаты.

Необходимо помнить, что полученные результаты индивидуальны и зависят от целей, поставленных в начале коррекционного курса.

  • Улучшится общее эмоциональное состояние ребенка;
  • Уйдут страхи, негативные эмоции, переживания;
  • Развитие воображения, творческого потенциала;
  • Развитие мышления, речи, памяти, внимания, мелкой моторики;
  • Развитие самооценки и уверенности в себе;
  • Адаптация в новой среде (детский сад, школа);
  • Улучшение взаимоотношений с родителями и сверстниками;
  • Формирование положительных черт характера.

Показания к курсу занятий:

Кинетический песок из Швеции выглядит как мокрый, но не прилипает к пальцам, он пластичен и легко формуется.

Основная цель коррекции - снятие психоэмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности, создание положительного эмоционального настроя. Для реализации поставленной цели используются различные игры и упражнения с кинетическим песком: «Песочный дождик», «Следы на дорожке», «Волшебный холмик», «Воротца и заборчики», «Найди и назови», превращает коррекционно-развивающее занятие в интересную и увлекательную игру, на протяжении которой дети эмоционально раскрепощаясь, активно и свободно выражают свои эмоции и настроение в  постройках из песка.

Использование данного терапевтического средства как кинетический песок способствует коррекции асоциального поведения у дошкольников, снятию симптомов тревожности, гиперреактивности, замкнутости, формированию умения выражать чувства, повышению самооценки и формированию уверенности в себе. Кинетический песок развивает мелкую моторику рук, благоприятно влияет на тактильные ощущения, а также успокаивает и расслабляет мышцы рук. Правильно подобранные игры и упражнения с песком способствуют снятию психоэмоционального напряжения, а также развитию межполушарного взаимодействия.

Kinetic Sand – песок, являющийся чем-то средним между пластилином и песком из песочницы. Из него можно лепить различные фигуры либо вырезать их при помощи формочек, а затем он одним движением руки превратится обратно в рассыпчатую песчаную массу. Кинетический песок на 98% состоит из натурального песка, а на 2% из полимера, но эти 2% имеют огромное значение. Песок не застывает и не вызывает аллергических реакций. Он не рассыпается на мелкие крупинки и не оставляет жирных следов как пластилин. Волшебная текстура массы настолько приятна на ощупь и невероятна по эффектам, что завораживает детей и взрослых не менее чем строительство замков из песка на морском побережье. Дети остаются довольны от интересной игры, а взрослые не переживают за испачканную мебель, комнату и руки ребенка.

Р.S. Ребенок не просто играет в песок, а придерживается определенной программы занятий, которую индивидуально для каждого ребенка разрабатывает детский психолог с учетом запроса родителей и интереса ребенка.

На занятиях по песочной терапии Вашему ребенку никогда не будет скучно и он всегда с желанием будет заниматься, что отлично скажется на результате. Занятия по песочной терапии при необходимости могут дополнительно включать в себя различные виды арт-терапии, сказкотерапии.

При разработке занятий будут учтены все особенности развития ребенка, а не просто подобрана готовая программа. Родители не останутся без внимания. Я всегда с готовностью отвечу на все вопросы родителей и расскажут как проходят занятия.

Домашнее задание. При необходимости, для достижения наиболее эффективной работы, специалисты дают домашние задания для детей и родителей, что улучшает и ускоряет процесс коррекции.

Быстрый результат. На занятиях Вы получите результаты быстрее, чем при работе другими методами.

Используемая литература:

  1. Тарарина Е. В.  "Песочная терапия. Практический старт /Вариант, 2018 г.
  2. Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитии дошкольников/ Сфера, 2021 г.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ТОНКОСТИ

ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ:

(Консультация для родителей)

Многие родители осознают, что крики, шлепки и битье разрушают САМООЦЕНКУ, вызывают ЗЛОСТЬ и разрушают ОТНОШЕНИЯ с ребенком, однако не во всех ситуациях удается совладать с эмоциями и проявлять родительскую мудрость.

Ребенку нужно дать понять, что он поступил неправильно, но сделать это так, чтобы

НЕ травмировать его психику и

НЕ вызвать обратную реакцию.

Настоящими альтернативами наказанию являются те, которые ПОМОГАЮТ  ребенку расти и обучаться здоровым путем.

АЛЬТЕРНАТИВА №1.

Обеспечивайте безопасность и среду, дружелюбную по отношению к ребенку.  Глупо оставлять в зоне доступа маленького ребенка дорогие вещи,  когда их можно просто  убрать до той поры,  пока ребенок не научится обращаться с ними  бережно.

АЛЬТЕРНАТИВА №2

Предупреждайте нежелательное поведение, вовремя реагируйте на потребности ребенка.

Если текущие потребности удовлетворены, ребенок готов переходить на следующую стадию в обучении.

АЛЬТЕРНАТИВА №3

Сделайте для себя карточки-напоминалки.

Например: “Поддержи мечту ребенка“, “Ребенок в игре – это юный исследователь, познающий мир

АЛЬТЕРНАТИВА №4

Учитесь сотрудничать и договариваться.

Когда это только возможно, находите решения “выигрыш – выигрыш“, которые удовлетворяют потребности и интересы каждого.

АЛЬТЕРНАТИВА №5

Говорите с ребенком о его чувствах. Он должен знать, что вы понимаете его и заботитесь о нем, и что он никогда не будет отвергнут. Например: “Меня это тоже пугало, когда я была маленькой“.

АЛЬТЕРНАТИВА №6

Внушайте вашему ребенку веру в то, что вы его любите и что он ценен. Так называемое “плохое“ поведение часто является попыткой ребенка

выразить его потребность  в любви и внимании  тем способом,  который ему  в данный момент  доступен.

АЛЬТЕРНАТИВА №7

Удовлетворяйте лежащие в основе поведения потребности. Такие вопросы как:  “Ты злишься, потому что я сегодня долго разговаривала по телефону? Хочешь, пойдем, прогуляемся вместе?“ –  помогут ребенку почувствовать,  что его любят и понимают.

АЛЬТЕРНАТИВА №8

Применяйте “Золотое Правило“.

Подумайте, как бы вы хотели, чтобы обращались с вами в подобной ситуации. Поставьте себя на место ребенка и объективно оцените, какое наказание вы смогли бы вынести без последстви1.

АЛЬТЕРНАТИВА №9

Смещайте фокус своего внимания с ситуации, которая оказалась слишком стрессовой для ребенка, для того чтобы справиться с ней в данный момент:

Давай сделаем перерыв. \

Что бы ты хотел сейчас поделать?“.

АЛЬТЕРНАТИВА №10

Проявляйте сочувствие и сопереживайте вашему ребенку. Даже если поведение ребенка кажется неразумным, лежащие в основе чувства и потребности реальны для ребенка.  Выражение в ключе

Ты выглядишь расстроенным“ – хороший способ показать  ребенку,  что вы на  его стороне.

Также не забывайте, что эмоционально сильным для ребенка является прикосновение и  контакт глаз.

АЛЬТЕРНАТИВА №11

Следите за тем, чтобы вы и ваш ребенок получали в течение дня достаточное количество питательной пищи, чтобы уровень сахара в крови оставался высоким. Зачастую,  небольшой перекус – это лучшее решение.

АЛЬТЕРНАТИВА №12

Дышите!

Когда мы испытываем стресс, мы нуждаемся в большем количестве кислорода. Это заставляет нас дышать часто и поверхностно. Даже небольшое количество глубоких вдохов поможет нам успокоиться и думать более ясно.

АЛЬТЕРНАТИВА №13

Ромашковый чай оказывает хороший расслабляющий эффект как на взрослых, так и на детей.

Предложи ребенку кружку ароматного напитка с печеньем, это поможет ему успокоиться и наладить с вами контакт.

Помните, что плохое поведение зачастую вызвано неудовлетворенными потребностями ребенка.

Он сталкивается с равнодушием родителей и пытается добиться желаемого самостоятельно, что нередко приводит к неприятностям.

Научитесь общаться с ребенком,  покажите ему свою любовь, будьте для него другом и сообщником, и тогда его поведение, вероятней всего, изменится к лучшему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...