Артикуляционная гимнастика
материал

Петелина Анна Андреевна

Занимаемся с ребенком дома

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikulyatsionnaya-gimnastika.doc86.99 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика

   

Для правильного звукопроизношения необхо димо, чтобы артикуляционный аппарат ребен ка — язык, губы, челюсти — работал пра вильно и четко. В формировании и развитии движений органов артикуляционного аппарата важную роль играет артикуляционная гимнас тика, которая состоит из упражнений для трени ровки подвижности и переключаемости опреде ленных положений языка и губ, необходимых для произнесения требуемого звука.

   Подобранные логопедом упражнения реко мендуется выполнять сначала медленно, обяза тельно стоя перед зеркалом, со временем перехо дя к более быстрому темпу. Каждое упражнение выполняется 6—8 раз по 10 секунд. Для пущей наглядности поначалу не стесняйтесь делать их вместе с ребенком, старательно все объясняя и показывая. Вскоре ребенок научится выполнять движение самостоятельно и без зеркала. Упраж нения, которые ребенок выполняет без затрудне ний, можно либо опустить, либо возвращаться к ним пару раз в неделю.

   В том случае, если все-таки какое-то движе ние никак не получается, следует оказывать по мощь. Например, для удержания широкого язы ка за верхними зубами (для произнесения звука ш) можно использовать плоскую узкую ручку чайной ложки, для выработки вибрации кончи ка языка (для звука р) — палец ребенка (разуме ется, чистый).

Упражнения для губ

  Трубочка

Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой (зубы тоже должны быть сомкнуты). Если у ребенка не получается это упражнение, пусть попробует дотянуться губами до конфеты и взять ее губами.

  Улыбка

Удерживать сильно растянутые губы в улыб ке. Зубы не видны.

  Бублик

Губы округлить (шепотом произнеся звук о) и немного вытянуть вперед. Упражнение дела ется без напряжения, одними губами. Рот приоткрыт, нижняя челюсть не должна вы двигаться вперед.

  Заборчик

Улыбнуться без напряжения, обнажая пере дние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произ носить звук и.)

Упражнения для языка

  Лопаточка

Открыть рот и положить широкий расслаб ленный язык на нижнюю губу. Занести «ло патку» в рот и опустить за нижние зубы, ста раясь не напрягать язык.

  Чашечка

Широко открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. При поднять края языка, не касаясь верхних зу бов.

  Иголочка

Открыть рот и выдвинуть далеко вперед узкий язык.

 

Наказать непослушный язычок

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его гу бами, произносить звуки «пя-пя-пя...». Удер живать широкий расслабленный язык в спо койном положении при открытом рте под счет от одного до десяти. Похлопывать язык губа ми надо несколько раз на одном выдохе, без задержек.

   Горка

Открыть рот. Кончик языка упереть в нижние зубы, а сам язык приподнять вверх.

   Трубочка

Открыть рот и немного высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуты вверх. По дуть в получившуюся «трубочку».

   Лошадка

Открыть рот и поцокать языком. Цокать мед ленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Нижняя челюсть и губы не двигаются, рабо тает только язык. Кончик языка надо подни мать прямо, не поворачивая, и цокать за вер хними зубами.

   Грибок

Улыбнуться, обнажив зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко его открыть. (Язык — это тон кая «шляпка гриба», а растянутая подъязыч ная связка — его «ножка».)

   Гармошка

Улыбнуться и приоткрыть рот, язык присо сать к небу (как при цокании, но с большой задержкой). Не отрывая язык от неба, откры вать и закрывать рот, растягивая подъязыч ную связку, причем надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. Следить, чтобы при от крывании рта губы были неподвижны.

  Часики

Приоткрыть рот, растянуть губы в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуть ся к уголкам рта. Взрослый приговаривает: «Тик-так, тик-так...» При движении язык не прикасается к губам и зубам.

  Змейка

Широко открыть рот. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать обратно в рот. За тем выдвинуть, двигая им из стороны в сторо ну, и снова убрать.

  Качели      

Открыть рот, как при звуке о. Языком тянуться к носу («Раз!») и подбородку («Два!»).

  Чистим зубки

Губы сомкнуты, языком совершаются круго вые движения языка между губами и зубами. Рот приоткрыть в улыбке, «почистить» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх. Ниж няя челюсть и губы неподвижны. Движущий ся из стороны в сторону кончик языка должен  находиться у десен, а не скользить по верхней кромке зубов. Движущийся снизу вверх кон чик языка должен быть широким и начинать движение от корней нижних зубов.

 

 Маляр

Открыть рот. Широким кончиком языка, как кисточкой, водить по небу вперед-назад, не от рываясь. Нижняя челюсть не двигается.

 

Вкусное варенье

Слегка приоткрыть рот, широким передним краем языка «слизать варенье» с верхней губы сверху вниз, но не из стороны в сторону, и спрятать язык. Губы и нижняя челюсть не двигаются (можно придерживать ее пальцем).

  Оближем губки

Приоткрыть рот и медленно, не отрывая язы ка, облизать сначала верхнюю, затем ниж нюю губу по кругу.

Дыхательные упражнения

   Для произнесения свистящих и шипящих звуков необходимо научить ребенка сильному длительному выдоху. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способству ют специальные упражнения.

   Загнать мяч в ворота

1. Вытянуть губы вперед трубочкой и плав но дуть на ватный или поролоновый шарик (диаметром 2—3 см), лежащий на столе перед ребенком, загоняя его между двумя кубиками или любыми другими подходящими предме тами (это «футбольные ворота»).

2. То же, но дуть следует резкой, отрывис той струей. Загонять шарик надо на одном вы дохе, не прерывая воздушную струю.

   Обращайте внимание, чтобы не надувались щеки. При необходимости их можно слегка придерживать пальцами.

  Загнать мяч подальше

1. Улыбнуться, положить широкий пере дний край языка на нижнюю губу («Лопаточ ка») и плавно, со звуком ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

2. То же, но дуть следует резкой, отрывис той струей. Загонять шарик надо на одном вы дохе, не прерывая воздушную струю.

Обращайте внимание, чтобы не надувались щеки. Следить, чтобы ребенок произносил звук ф, а не х, т. е., чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

  Фокус

Улыбнуться, приоткрыв рот, положить широ кий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты к верх ней губе, а посередине языка была щель-жело бок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Необходимо следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...