Для чего нужно использовать регионально-национальный компонент в работе с детьми дошкольного возраста.
статья (младшая группа)

Лысенко Анна Юрьевна

Дошкольный возраст - наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции, которые проявляются на уровне идеалов – любви к малой родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.1 КБ

Предварительный просмотр:

Для чего нужно использовать регионально-национальный компонент в работе с детьми дошкольного возраста.

Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми родного края, той общественной среды, в которой они живут. Поэтому сегодня мы говорим о внедрение в образовательный процесс дошкольников национально – регионального компонента

Национально-региональный компонент составляют нормы, отражающие специфику этнокультурных традиций и социокультурной среды регион. Они связаны с изучением родного языка, истории, культуры, природы родного края.

Дошкольный возраст - наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции, которые проявляются на уровне идеалов – любви к малой родине.

В поисках эффективных путей приобщения старших дошкольников к народной культуре, педагоги детского сада “Антошка” г. Братска ведут поиск наиболее эффективных форм и методов работы, позволяющих познакомить детей с образом жизни, самобытной культурой, уникальной историей, традициями коренных жителей, природой, самой культурой.

Чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознанные гуманные чувства к представителям живой и неживой природы, необходимо разработать доступную познавательным возможностям детей систему занятий, игр, упражнений.

На основе базовой программы “Детство”, созданной кафедрой дошкольной педагогики и психологии Санкт – Петербургского университета, в структуру которой легко вписывается региональный компонент, мы разработали серию занятий, проектов.

При отборе содержания к занятиям мы руководствовались ведущими принципами краеведения и системности:

С учетом принципа краеведения были отобраны наиболее доступные детям дошкольного возраста материалы (традиции, обряды, игры, представители живой и неживой природы, с их морфологическими особенностями приспособления к среде обитания)

С учетом принципа системности построено содержание занятий.

Обозначили новые подходы в организации познавательного процесса: дифференцированный отбор практического материала и адаптация его в соответствии с возрастными особенностями детей, личностно – ориентированное обучение, вариативное моделирование разнообразных форм обучения, обеспечивающее его эффективность.

Наряду с игровыми методами, в обучении используем ряд методов и приемов, стимулирующих познавательную, исследовательскую и социальную активность детей:

  • концентрический метод обучения (по спирали) с соблюдением дидактического принципа от простого к сложному;
  • метод “оживления” теоретического материала – сказок, мифов, легенд и преданий посредством театрализованных постановок;
  • эвристический (частично поисковый) метод;
  • метод моделирования, реконструкции, позволяющий вводить в обучение дошкольников элементы проектной деятельности.

Наиболее интересные для детей и эффективные в плане усвоения материала, являются комплексные познавательные занятия. Эти занятия включают в себя:

Чтение специальной и художественной литературы (мифы, легенды, сказки, сказания)

Использование иллюстрированного материала (альбомов, открыток, иллюстраций, коллажей, картин местных художников, отображавших красоту сибирских лесов, быт и праздники коренных жителей Сибири и т.д.)

Использование фольклора (элементы национальных танцев, попевки, песенки, хороводы, заклички, этюды)

Ручной труд (роспись предметов, поделки из природного материала, фигурное вырезывание, изготовление атрибутов к играм и элементы костюмов, конструирование макетов)

Народные спортивные игры (в том числе, носящие соревновательный характер), динамические паузы, физкультминутки.

Экскурсии в музеи города, встречи с коренными жителями города Братска и Братского района

Усвоение теоретических знаний осуществляется детьми на уровне терминов и понятий (Сибирь, тайга, буряты, чукчи, эвенки и т.д.), которые закрепляются в результате эмоционального проживания в игровой деятельности.

Практические навыки приобретаются в процессе творческого труда: изготовление рисунков, пано, предметов в технике аппликация из меха, оригами, кукол, макетов и т.д.

Социализация детей осуществляется в коммуникативных ситуациях с участием родителей (игры, конкурсы, экскурсии, праздники, выпуск стенгазеты и пр.).

Изучая традиции, жизнь и быт сибирских народов, дети усваивают нравственные нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к коренным жителям нашего региона, к природе родного края, к тому что окружает ребенка и близко ему со дня рождения, учатся сохранять и приумножать богатство родной земли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представлена разработка учебно-методического материала экологической направленности "Волшебница вода". Материал адресован педагогам дошкольных учреждений и используется для работы с детьми дошкольного возраста (с нарушениями зрения) вне занятий.

ПОНЕДЕЛЬНИКОсновные задачи: познавательные мотивы, интересы об окружающей среде, о значении воды в нашей жизни; самостоятельность мышления, умение делать выводы.УТРО Цель: поднять ...

Консультация на тему: "Национально - региональный компонент в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста"

      В последние годы большое внимание руководством нашей страны и республики, общественностью уделяется развитию физической культуры и спорта, как основы сохранения и укреплени...

Какие современные педагогические технологии я использую в работе с детьми дошкольного возраста.

Педагогическая технология - это целостный научно - обоснованный проект определённой педагогической системы от её теоретического замысла до реализации в образовательной практике. Педагогическая техноло...

Статья Для чего нужно использовать регионально-национальный компонент в работе с детьми дошкольного возраста.

Статья Для чего нужно использовать регионально-национальный компонент в работе с детьми дошкольного возраста....