игры и игровые приемы для развития речи детей
консультация

Крайнова Е.В.

 Представленные игры и игровые приемы помогут родителям в работе с  детьми, имеющие  нарушения в речевом развитии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры для развития речи.

Обогащение и расширение словаря.

  1. «Подбери дейстивие» - взрослый называет  объект, ребенок называет действия, которые  этот объект может делать. (Кошка – мяукает, лакает, царапается и тд.)
  2. «Подбери признак» взрослй называет предмет или объект, ребенок назывет признаки этого предмета. (солнце какое – яркое, теплое, круглое и тд.)
  3. «Скажи наоборот»  - взрослый   - «тепло», ребенок – «холодно» и др.
  4. «Назови части предмета (дом – крыша, стены потолок и тд.)  тела (птицы, животного – лапы, хвост и тд.
  5. «Назови семью». Папа  - заяц, мама – зайчиха, детеныш – зайченок, детеныши – зайчата.
  6. «Кто что делает?». Знание профессий, какую работу выполняют, какие орудия труда для этого используют. (повар готовит еду, он  чистит, режет  продукты, печет, жарит и дт.).
  7. «Назови одним словом» - взрослый называет предметы, ребенок обобщает их. (огурец, помидор, редис, картофель – это овощи).  И, наоборот, взрослый называет обобщенное понятие, ребенок предметы или объекты подходящие к обобщению. (назови животных, которых знаешь, - кошка, собака, корова и тд.).
  8. «О чем можно сказать? Летний – (дождь, день), весенняя – (погода, трава), солнечное – (утро, небо), теплая (одежда, погода, встреча)

Развитие лексико-грамматических категорий.

  1. «Один – много». Взрослый называет один предмет, ребенок – много. (Дом- дома, книга-книги и тд.).( Была одна кошка – пришли еще, как мы скажем когда их много – стало много кошек. Была кошка и не стало, как скажем – нет кошки. было много кошек, и их не стало, как мы скажем – нет кошек.)
  2. «Назови ласково» - взрослый называет предмет – ребенок называет его в уменьшительно-ласкательном значении. (стол –столик, рука – ручка, карандаш – карандашек).
  3. «Мой, моя, мои, мое». Взрослый называет предмет или показывает картинку, ребенок подбирает местоимение. (апельсин – мой апельсин, груша – моя груша, яблоко – мое яблоко.)
  4. «Сосчитай». Считаем предметы. Один мяч, два мяча, три мяча, четыре мяча, пять мячей).
  5. «Два, две». О чем можно сказать две? (две игрушки, две ложки, две руки, две конфеты). Про что можно сказать два? (два пальца, два апельсина, два стола)
  6. «Какой, какая, какие, какое?». Варенье из вишни, какое? – (вишневое). Шапка и шерсти, какая? - - (шерстяная), ложка из металла,  какая? – (металическая).
  7. «А вчера?» , «А завтра?» Взрослый называет действия, произходящие сегодня – (Оля поливает цветы), ребенок называет действия, которые происходили вчера и будут происходить завтра, (Оля поливала цветы, Оля будет поливать цветы).
  8. «Что делает, что делают?» взрослый называет действие, выполняемое одним предметом или объектом, ребенок называет действия, выполняемое несколькими объектами или предметами. (стул стоит – стулья стоят, машина едет – машины едут).
  9. «Чей, чье, чьи». Хвост лисы, чей? – (лисий хвост). Пальто мамы, чье? – (мамино пальто).
  10. «Большой – маленький». Острый клюв – (остренький клювик), большой стул – (маленький стульчик), пушистая белка – (пушистенькая белочка).
  11. «Подбери слова-родственники». Снег – (снежинка, снегурочка, снежный). Весна – (весенний, веснушки).
  12. «Какой, какая, какое». Про что можно сказать деревянный? – (стул, стол, ящик). Деревянная – (игрушка, вешалка, ложка).

Развитие связной речи.

  1. «Опиши предмет, объкт» -  Взрослый задает вопросы, ребенок отвечает на них: (что, кто это? Какой он? Для чего нужен? Что с ним делают? Что может делать? Где живет? Чем питается? И тд. Ребенок отвечает полным ответом. (это мяч. Он круглый, разноцветный-(назвать цвета), резиновый, он нужен для игр. Его подбрасывают, пинают, кидают, забивают голы и тд. Это птица - грач. Она черная, большая. У нее есть крылья, туловище, хвост, клюв. Крылья нужны, чтобы летать, клюв, чтобы клевать пищу. Грач питается насекомыми (червяками, букашками и тд.). Живет на дереве, вьет гнезда, выводит в гнезде птенцов и тд.)
  2. «Опиши картинку». Взрослый показывает картинку, задает вопросы. (Что, кто на картине? Что делает? Какой он, она?).  Ребенок отвечает полным ответом  (на картине девочка, она маленькая, в красном платье, у нее в руках совочек, она играет в песочнице, стороит замок из песка, чтобы играть своей куклой и тд.)
  3. «Составь рассказ по сюжетным картинкам» взрослый показывает 3-4сюжетных картинки. Ребенок должен расположить их по порядку, по сюжетной линии и составить небольшой рассказ по вопросам, как в игре «Опиши картинку». со временем ребенок самостоятельно раскладывает картинки и самостоятельно составляет рассказ.
  4. Чтение сказок, рассказов, стихов с последующим обсуждением и пересказом. Сначала отвечаем на вопросы: кто главный герой, о ком рассказывается , как зовут, что делают, какие поступки совершают и тд. Вопросы должны быть последовательны, соответствовать сюжетной линии. Со временем ребенок самостоятельно воспроизводит сюжетную линию и пересказывает рассказ. Научится перессказывать поможет научиться отраженный рассказ. Взрослый начинает фразу: «Жили-были дед…, ребенок заканчивает: «…да баба,  взрослый: «И была у них …, ребенок: «курочка ряба» и тд.
  5. Рассказ о событиях из собственной жизни, чем занимались в садике, как провел выходные у бабушки и тд.
  6. Перессказ мультфильма, кинофильма. Рассказ после посещения музея, театра, цирка и тд.

Желаем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...

Консультация для родителей "Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома"

Для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи. Развитию грамотной речи способствуют словесные игры...

Доклад на тему: «Использование игровых приемов для развития речи детей дошкольного возраста»

Доклад на тему: «Использование игровых приемов для развития речи детей дошкольного возраста»...

Игры и игровые приемы для развития речи

Разминать тесто, пластилин, глинуРазвитие силы рук. Очень полезно использовать пластичные материалы. Когда малыш разминает тесто, пластилин или глину, происходит самомассаж ладоней и пальцев, раз...