игры и игровые приемы для развития речи детей
консультация
Представленные игры и игровые приемы помогут родителям в работе с детьми, имеющие нарушения в речевом развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_igrovye_priemy_dlya_rechevogo_razvitiya_detey_4-7_let.docx | 16.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для развития речи.
Обогащение и расширение словаря.
- «Подбери дейстивие» - взрослый называет объект, ребенок называет действия, которые этот объект может делать. (Кошка – мяукает, лакает, царапается и тд.)
- «Подбери признак» взрослй называет предмет или объект, ребенок назывет признаки этого предмета. (солнце какое – яркое, теплое, круглое и тд.)
- «Скажи наоборот» - взрослый - «тепло», ребенок – «холодно» и др.
- «Назови части предмета (дом – крыша, стены потолок и тд.) тела (птицы, животного – лапы, хвост и тд.
- «Назови семью». Папа - заяц, мама – зайчиха, детеныш – зайченок, детеныши – зайчата.
- «Кто что делает?». Знание профессий, какую работу выполняют, какие орудия труда для этого используют. (повар готовит еду, он чистит, режет продукты, печет, жарит и дт.).
- «Назови одним словом» - взрослый называет предметы, ребенок обобщает их. (огурец, помидор, редис, картофель – это овощи). И, наоборот, взрослый называет обобщенное понятие, ребенок предметы или объекты подходящие к обобщению. (назови животных, которых знаешь, - кошка, собака, корова и тд.).
- «О чем можно сказать? Летний – (дождь, день), весенняя – (погода, трава), солнечное – (утро, небо), теплая (одежда, погода, встреча)
Развитие лексико-грамматических категорий.
- «Один – много». Взрослый называет один предмет, ребенок – много. (Дом- дома, книга-книги и тд.).( Была одна кошка – пришли еще, как мы скажем когда их много – стало много кошек. Была кошка и не стало, как скажем – нет кошки. было много кошек, и их не стало, как мы скажем – нет кошек.)
- «Назови ласково» - взрослый называет предмет – ребенок называет его в уменьшительно-ласкательном значении. (стол –столик, рука – ручка, карандаш – карандашек).
- «Мой, моя, мои, мое». Взрослый называет предмет или показывает картинку, ребенок подбирает местоимение. (апельсин – мой апельсин, груша – моя груша, яблоко – мое яблоко.)
- «Сосчитай». Считаем предметы. Один мяч, два мяча, три мяча, четыре мяча, пять мячей).
- «Два, две». О чем можно сказать две? (две игрушки, две ложки, две руки, две конфеты). Про что можно сказать два? (два пальца, два апельсина, два стола)
- «Какой, какая, какие, какое?». Варенье из вишни, какое? – (вишневое). Шапка и шерсти, какая? - - (шерстяная), ложка из металла, какая? – (металическая).
- «А вчера?» , «А завтра?» Взрослый называет действия, произходящие сегодня – (Оля поливает цветы), ребенок называет действия, которые происходили вчера и будут происходить завтра, (Оля поливала цветы, Оля будет поливать цветы).
- «Что делает, что делают?» взрослый называет действие, выполняемое одним предметом или объектом, ребенок называет действия, выполняемое несколькими объектами или предметами. (стул стоит – стулья стоят, машина едет – машины едут).
- «Чей, чье, чьи». Хвост лисы, чей? – (лисий хвост). Пальто мамы, чье? – (мамино пальто).
- «Большой – маленький». Острый клюв – (остренький клювик), большой стул – (маленький стульчик), пушистая белка – (пушистенькая белочка).
- «Подбери слова-родственники». Снег – (снежинка, снегурочка, снежный). Весна – (весенний, веснушки).
- «Какой, какая, какое». Про что можно сказать деревянный? – (стул, стол, ящик). Деревянная – (игрушка, вешалка, ложка).
Развитие связной речи.
- «Опиши предмет, объкт» - Взрослый задает вопросы, ребенок отвечает на них: (что, кто это? Какой он? Для чего нужен? Что с ним делают? Что может делать? Где живет? Чем питается? И тд. Ребенок отвечает полным ответом. (это мяч. Он круглый, разноцветный-(назвать цвета), резиновый, он нужен для игр. Его подбрасывают, пинают, кидают, забивают голы и тд. Это птица - грач. Она черная, большая. У нее есть крылья, туловище, хвост, клюв. Крылья нужны, чтобы летать, клюв, чтобы клевать пищу. Грач питается насекомыми (червяками, букашками и тд.). Живет на дереве, вьет гнезда, выводит в гнезде птенцов и тд.)
- «Опиши картинку». Взрослый показывает картинку, задает вопросы. (Что, кто на картине? Что делает? Какой он, она?). Ребенок отвечает полным ответом (на картине девочка, она маленькая, в красном платье, у нее в руках совочек, она играет в песочнице, стороит замок из песка, чтобы играть своей куклой и тд.)
- «Составь рассказ по сюжетным картинкам» взрослый показывает 3-4сюжетных картинки. Ребенок должен расположить их по порядку, по сюжетной линии и составить небольшой рассказ по вопросам, как в игре «Опиши картинку». со временем ребенок самостоятельно раскладывает картинки и самостоятельно составляет рассказ.
- Чтение сказок, рассказов, стихов с последующим обсуждением и пересказом. Сначала отвечаем на вопросы: кто главный герой, о ком рассказывается , как зовут, что делают, какие поступки совершают и тд. Вопросы должны быть последовательны, соответствовать сюжетной линии. Со временем ребенок самостоятельно воспроизводит сюжетную линию и пересказывает рассказ. Научится перессказывать поможет научиться отраженный рассказ. Взрослый начинает фразу: «Жили-были дед…, ребенок заканчивает: «…да баба, взрослый: «И была у них …, ребенок: «курочка ряба» и тд.
- Рассказ о событиях из собственной жизни, чем занимались в садике, как провел выходные у бабушки и тд.
- Перессказ мультфильма, кинофильма. Рассказ после посещения музея, театра, цирка и тд.
Желаем успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...
Консультация для родителей "Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома"
Для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи. Развитию грамотной речи способствуют словесные игры...
Консультация для родителей "«Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
консультация по развитию речи...
Памятка для родителей «Роль семьи в развитии речи детей младшего дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Ведущая роль в воспитании и развитии ребенка, принадлежит семье....
Доклад на тему: «Использование игровых приемов для развития речи детей дошкольного возраста»
Доклад на тему: «Использование игровых приемов для развития речи детей дошкольного возраста»...
Игры и игровые приемы для развития речи
Разминать тесто, пластилин, глинуРазвитие силы рук. Очень полезно использовать пластичные материалы. Когда малыш разминает тесто, пластилин или глину, происходит самомассаж ладоней и пальцев, раз...
Консультация «Игры и игровые приемы в развитии словаря детей»
Консультация «Игры и игровые приемы в развитии словаря детей»...