Сенсорное развитие в раннем возрасте.
консультация (младшая группа)

Болдырева Татьяна Сергеевна

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_v_rannem_vozraste.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие в раннем возрасте.

Консультация для родителей.

Слово сенсорика от латинского слова «sensus» что означает «восприятие», «способность ощущения». Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

 Сенсорное развитие, во-первых, является базовым фундаментом для умственного развития. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Во-вторых, усвоение сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны — это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, система цветов, система фонем родного языка. Усвоить сенсорный эталон — это не только значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ. И начинается этот процесс с раннего детства. Таким образом, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка и развития всех психических процессов таких как память, мышление, речь, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для многих видов детской деятельности.

Сенсорные ощущения могут быть самыми разнообразными:

- зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;  

- слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать;

- осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей;

- обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира;

- вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.

При этом разные сенсорные ощущения различаются по степени значимости в жизни человека. Доминирующее значение имеют зрительные и слуховые ощущения.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

На втором-третьем году жизни дети могут научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. Ребёнок раннего дошкольного возраста может:

‒ различать как минимум 6 цветов и знать их по названиям. Производить сортировку предметов по цветовому образцу;

 ‒ определять величину согласно трём понятиям: большой, маленький, средний.

 ‒ строить пирамидку из 5–8 колечек;

 ‒ собирать пазлы или разрезные картинки (4–8 частей);

 ‒ определять форму предмета. Отличать объемные фигуры куб, шар;

 ‒ сортировать предметы, имеющие общий признак, например, цвет, форму, размер.

Хочу предложить вашему вниманию методы знакомства детей раннего возраста с наиболее значимыми признаками предметов – цветом, формой, величиной и количеством.

ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТОМ:

В отечественной педагогике принят такой порядок различения цветов – в виде последовательной смены этапов:

-Сравнение предметов по цвету (без называния):

Практическое соотнесение – это сравнение предметов при их непосредственном сближении:  Этот кубик такой? Правильно, такой. Нет, не такой!

Зрительное соотнесение – восприятие цвета на расстоянии: Дай такой кубик! Найди такой же по цвету! Взрослый показывает образец цвета и просит ребенка найти предметы или картинки такого же цвета (образец остается у взрослого). Малыш учится воспринимать цвет не только реальных предметов, но также фигур и картинок.

На этих этапах обучения знанию цветов спектра, взрослый не требует знания названий цвета от ребенка и сам называет цвета после выполнения ребенком задания.

Называние цвета – закрепление представлений о цвете в слове-названии: ребенок не только различает цвета, но и определяет их по названию, а в последующем называет их сам. Взрослый на занятии многократно повторяет названия цветов, побуждая ребенка повторить и запомнить их. Дай красный кубик. А этот кубик какой по цвету? Правильно, синий.

Изучать цвета и закреплять знания о цветах можно несколькими разными способами:

- используя специальные дидактические игрушки и игры, направленные на изучение цветов – цветные пирамидки, цветное лото и др.;

- рассматривая и сравнивая по цвету реальные предметы – игрушки, овощи и фрукты, одежду и др.;

- рассматривая картинки в книжках;

- в процессе занятий продуктивными видами деятельности – рисованием, лепкой, аппликацией;

- предлагая разнообразные обучающие раскраски.

Вот примеры игр, которые помогут знакомить ребенка с цветом:

«Счётные палочки»

Подберите набор счётных палочек двух контрастных цветов и высыпьте их на столе перед малышом. Затем справа положите палочку одного цвета, а слева – палочку другого цвета и предложите ребенку рассортировать палочки по цвету: Давай разложим палочки на две кучки – сюда все такие, а сюда – вот такие!

«Найди колечко»

Для игры нужна деревянная пирамидка с колечками основных цветов (по 2 колечка каждого цвета). Предложите малышу разобрать пирамидку и перемешать разноцветные колечки. Затем покажите одно колечко и попросите найти колечко такого же цвета: Найди такое же по цвету колечко! Помогите малышу сличать цвета – подносить к колечку-образцу поочередно другие колечки, обозначая результаты сравнения словами «такой – не такой»: Такой цвет? Не такой! И это не такой! Вот – такой! Это желтые колечки! (назовите цвет после достижения результата, когда пара найдена) Продолжайте с колечками другого цвета.

«Найди цветок для бабочки»

Для игры нужны вырезанные из картона фигурки цветов и бабочек красного, синего, желтого, зеленого цвета. Разложите цветы на столе или на полу в комнате и предложите малышу помочь бабочкам найти свои цветы: Посади бабочку на такой цветок, чтобы её не было видно, и никто не смог ее поймать (увидеть, найти)! После выполнения ребенком задания подведите итог и назовите цвета: Жёлтая бабочка села на желтый цветок. Синяя бабочка села на синий цветок. И т.д. Все бабочки спрятались. Молодец! Также попросите ребенка найти предмет по названию цвета: Найди красную бабочку. А где синий цветок? Покажи! В дальнейшем можно добавлять фигурки других цветов.

«Сортировка по цвету»

Перемешайте разноцветные картинки и предложите ребенку разложить их по цветам: Посмотри, разноцветные картинки перемешались. Давай разложим картинки по цветам. Сюда все красные картинки, сюда все желтые картинки, сюда все синие картинки, а сюда все зеленые картинки. Картинки можно раскладывать как на кучки, так и рядами. Количество цветов и картинок каждого цвета в игре можно уменьшать и увеличивать в зависимости от возраста и возможностей ребенка.

«Четвёртый лишний»

Разложите перед малышом 4 разных изображения на карточках, 3 из которых одинакового цвета, а одно – другого цвета. Попросите ребенка найти лишнюю карточку и убрать ее. Если речевые возможности малыша позволяют, попросите объяснить, почему он выполнил задание именно так. В конце игры обязательно подведите итог: Правильно, здесь все синие картинки. А это – желтая картинка. Желтая картинка лишняя. Продолжайте игру с другими четверками картинок.

ЗНАКОМСТВО С ФОРМОЙ

Знакомство с формами должно происходить постепенно, изучение начинается с более простых и распространенных форм, в дальнейшем добавляются более сложные и менее распространенные формы. Сначала мы знакомим ребенка с кругом, затем с квадратом и треугольником. Далее можно добавить прямоугольник и овал. Следующий этап – изучение таких форм, как трапеция, полукруг, многоугольник, звезда. Изучение новых форм должно происходить только после того, как усвоен предыдущий этап. С детьми раннего возраста изучаются плоские геометрические фигуры, из объемных геометрических тел можно предложить для изучения шар и куб.

Обучение формам ребенка раннего возраста предполагает постепенное усложнение ( так же как и при знакомстве с цветом)- практическое действие, зрительное восприятие формы, запоминание форм и их названия.

Изучать геометрические формы – воспринимать и различать формы, запоминать их внешний вид и названия, а также закреплять знания о формах, можно несколькими разными способами:

- используя специальные дидактические игрушки, в основе которых заложен принцип ориентировки на форму – практическое знакомство с формой;

- рассматривая, изучая эталоны форм – плоские геометрические фигуры и объемные тела;

- используя специальные дидактические настольные игры (например, «Геометрическое лото») и пособия, обучающие книжки с заданиями и наклейками, направленные на изучение формы (в настоящее время таких игр и книг достаточно в продаже);

- рисуя вместе с ребенком простые изображения форм, выкладывая и создавая их из разных предметов и материалов (счетных палочек, пластилина и др.);

- в процессе занятий продуктивными видами деятельности – рисованием, лепкой, аппликацией.

Например:

«Рамки- вкладыши», коробки с крышками…

«Знакомство с геометрическими фигурами»

В этой игре используются разноцветные большие и маленькие фигурки. Сначала покажите малышу круг, предложите обвести фигурку по контуру пальчиком, нарисовать круг указательным пальчиком в воздухе или на столе. Затем познакомьте ребенка с квадратом, предложите обвести его пальчиком, нарисовать в воздухе или на столе. Посмотри, это кружок. Он круглый, с ровными краями. А это квадрат. Смотри, у него есть уголки – дотронься до них! А теперь давай нарисуем круг пальчиком в воздухе – вот так! Теперь нарисуем квадрат. В ходе дальнейшего знакомства с геометрическими фигурами, таким же образом познакомьте ребенка с остальными формами – треугольником, прямоугольником, овалом, трапецией.

«Найди фигурку»

Перемешайте на столе перед малышом разные фигурки. Попросите найти заданную фигурку: Все фигурки перемешались. Найди треугольник. А теперь дай мне прямоугольник. И т.д. Игру можно усложнить – для этого перемешайте между собой большее количество фигурок и попросите малыша найти все заданные фигурки: Найди все круги. Теперь собери все овалы.

 И т.д.

ЗНАКОМСТВО С ВЕЛИЧИНОЙ

 этапы изучения величины:

- Практическое соотнесение – это сравнение предметов при их непосредственном сближении (приложении, наложении друг на друга): Правильно, такой. Нет, не такой! Таким способом можно сравнивать небольшие по величине предметы и игрушки и их детали. Чтобы ребенок практическим путем выделил форму предметов, используются подходящие предметы – кастрюли разной величины с крышками, большие и маленькие пакеты и т.п., специальные игрушки – вкладыши, пирамидки, матрешки. Действуя с такими игрушками, малыш начинает понимать, что от умения определять величину зависит результат его игры.

- Зрительное соотнесение – восприятие величины на расстоянии. Таким способом можно сравнивать по величине предметы и игрушки (не беря их в руки), удаленные предметы (например, те, что видны из окна квартиры или автобуса), или крупные объекты (например, два рядом стоящих дома или дерева, автомобиля). На этом этапе ребенка учат не только сравнивать пары предметов зрительно (на глаз), а также выстраивать ряды однородных предметов или игрушек в соответствии с признаком величины (матрешки и другие).

- Называние – параллельно закрепляем представления о величине в слове-названии: сначала взрослый называет величину предметов, а затем ребенок называет величину и разницу в величине при сравнении самостоятельно.

Можно использовать игры по типу- «Матрешки», «Вкладыши», «Пирамидки» и т.п.

ЗНАКОМСТВО С КОЛИЧЕСТВОМ

 Знакомство с элементарным количеством целесообразным начинать в рамках сенсорного развития малыша. Под понятием «элементарное количество» мы подразумеваем восприятие количества без пересчета и практическое знакомство с такими понятиями, как: ОДИН, МАЛО, МНОГО, ПОРОВНУ (ОДИНАКОВО), БОЛЬШЕ – МЕНЬШЕ, ПАРА. Знакомство с этими понятиями, еще не являясь собственно математикой, становятся важной предпосылкой изучения математики в дальнейшем.

 Знакомя малыша с элементарным количеством, следует, как всегда, учитывать особенности раннего возраста:

- необходимо обыгрывать занятия и придумывать для заданий интересные сюжеты;

- советуем использовать во время занятий различные подходящие предметы и игрушки, а также наборы для счета – счетные палочки, геометрические фигурки, яблоки, грибочки и другие маленькие предметы и картонные фигурки (в будущем их можно использовать во время обучения счету на занятиях математикой);

- необходимо во время занятия многократно повторять словесные обозначения элементарного количества – ОДИН, МАЛО, МНОГО, ПОРОВНУ (ОДИНАКОВО), БОЛЬШЕ – МЕНЬШЕ, ПАРА;

-помогают нам в этом жесты – указательный (когда мы показываем на один) и обводящий (когда мы обводим рукой группу предметов – чем больше количество предметов в группе, тем более широкий обводящий жест используется).

Дети с удовольствием будут играть в :

«Один и много»

Для игры нужны мелкие предметы – пластмассовые шарики или бусины, игрушки из шоколадных яиц, фасоль или др. Предложите малышу спрятать в ладошке сначала один предмет, а потом много таких же предметов: Возьми один шарик. Спрячь шарик в ладошке! Не видно шарика. А теперь возьми много шариков. Спрячь шарики в ладошке! Не получается… Помогите малышу сделать вывод из происходящего: Один шарик помещается в ладошке. А много шариков не помещаются в ладошке.

«Забор из палочек»

Подготовьте набор счетных палочек и предложите ребенку построить из них заборчик – выложить в ряд. Сначала предложите построить забор из одной палочки: Вот тебе палочка. Построй из нее заборчик. Не получается? Потому что палочка одна. Затем предложите 4-5 палочек, далее много (все) палочки: Вот тебе несколько палочек – продолжай строить забор. Забор получился короткий? Почему? Потому что палочек… мало. Вот тебе много палочек – теперь забор получился длинный!

«Обед для кукол»

Большие возможности для практического изучения количества предлагает игра в кукольный обед. В ходе такой игры можно вместе с малышом изучать количество посуды (тарелки и чашки, вилки и ложки, кастрюля и сковородка и т.д.) и еды (овощи и фрукты, пирожки и блинчики и т.д.). В ходе этой игры можно предложить разделить еду (ягоды, печенья) поровну между двумя участниками игры.

«Давай делиться»

Можно проводить игру с картонными фигурками с использованием игрушек.  Подготовьте игрушечных мишку и зайку (можно использовать другие любимые игрушки малыша), а также фигурки, например, яблочек: Посмотри, кто к нам пришел! Это мишка, это зайка. Они говорят тебе: Привет! Давай поздороваемся с ними: Привет, Мишка! Привет, Зайка! Мишка и зайка хотят яблок. Давай дадим Мишке одно яблоко. А сколько яблок ты дашь Зайчику? Дай Зайке много яблок! Продолжите игру:  Мишка обиделся и заплакал: почему у Зайки много яблок, а у меня мало? Давай пожалеем Мишку: не плачь, Мишка! Погладь Мишеньку по головке. Зайка тоже жалеет Мишку. Он решил поделиться с ним яблоками: На, Мишка, яблоки! Посмотри, теперь у Мишки много яблок, а у зайки одно яблоко. Продолжите игру: Зайка очень любит яблоки. Ам! – Зайка съел яблоко. Сколько яблок осталось у Зайки? Ни одного яблока! Продолжайте обыгрывать по-разному количество фигурок. В следующий раз проводите игру с другими фигурками.

И т.д.

Таким образом, сенсорное развитие, являясь базовым для умственного развития ребенка, может быть осуществлено в повседневном общении взрослого и ребёнка и при насыщении предметно-развивающей среды материалами и атрибутами, служащих цели обогащения чувственного опыта ребенка раннего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Цель:обогащение представлений педагогов об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста....

Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...

План работы по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»

План по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...

Презентация проекта в группе раннего возраста " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."

Презентация проект по сенсорному развитию детей.посредством дидактических игр.  (группа  раннего возраста )...

Родительское собрание в первой группе раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Родительское собрание в первой  группе раннего возраста  «Сенсорное развитие детей раннего возраста»...

Презентация поможет познакомить родителей с понятиями «сенсорика», «сенсорное развитие», повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...