Мини - экскурсии
статья (старшая группа)

Иванова Наталья Викторовна

«Нескучные прогулки»

Экскурсия даёт возможность дошкольникам наблюдать объекты и явления в естественных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-ekskursii.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Мини – экскурсии (не выходя за территорию учреждения).

«Нескучные прогулки»

Составитель: воспитатель речевой группы Иванова Наталья Викторовна ДОУ д/с № 33 Московского района СПб.

Санкт – Петербург

2020

Экскурсия даёт возможность дошкольникам наблюдать объекты и явления в естественных условиях.

Дошкольный возраст очень важен для становления личности. Именно в этот период важно прививать малышам любовь к природе своего родного края, вызывать интерес к его культурным ценностям, социальным объектам. Помогут это сделать экскурсии, которые регулярно организуются в дошкольном учреждении. Эта особенная форма учебной и воспитательной работы даёт возможность проводить наблюдение за предметами и явлениями в естественных условиях. При этом у ребёнка развивается мыслительная деятельность и эмоциональная сфера. Экскурсия с выездом за пределы детского сада это «маленькая жизнь»! Но организовать ее довольно трудно. Поэтому экскурсии проводятся не часто.  А детям хочется движения и передвижения.

В этом году,  в нашем детском саду благоустроили территорию и у каждой группы появилась своя собственная площадка. Первое время, дети конечно же осваивали территорию своей площадки, оборудование. Наша группа подготовительная и прогулка длится дольше чем у остальных групп, в один из дней осенью дети  предложили пройти посмотреть площадки других групп, когда дети из других групп пойдут обедать – так родилась идея  не просто пройти и посмотреть площадки других групп, а  провести «Мини-экскурсию» по площадкам нашего детского сада».

Выбирали на каждой площадке экскурсовода, который руководил просмотром, рассказывал - какое оборудование есть на данной площадке, из чего оно выполнено, как им пользоваться. Конечно , экскурсия была интерактивной – с горок  и на машинках катались. Группа у нас речевая, не все дети могут легко составлять описательные рассказы, но все хотели быть экскурсоводами и очень старались. Это хорошая практика по составлению рассказа для наших детей.

Из этой первой «Мини-экскурсии» родился целый цикл экскурсий- наблюдений «Нескучная прогулка».

Наш детский сад имеет довольно большую территорию.  Выходы имеет на две улицы – Проспект Космонавтов и Южное шоссе. Окружен пятиэтажными и двенадцатиэтажными домами. На территории и за территорией в зоне видимости растет много разных деревьев и кустарников. В зоне видимости есть перекресток . В общем, не выходя за пределы детского сада, много за чем можем наблюдать и придумывать мини-экскурсии. Так как это оказалось для детей, интересней «банального» наблюдения на прогулке, «экскурсия»! звучит презентабельней и есть  экскурсовод.

В течении этого учебного года проводились  мини-экскурсии:

«С какой улицы я захожу в на территорию детского в сада?».  Дети запомнили название улиц, узнали почему они так названы, чем похожи и чем отличаются. Сделали карту схему микрорайона в котором находится детский сад.

«Вечерний город». Рассматривали огни нашего города. Это и меняющий огни светофор – в темноте очень красиво смотрится! И небоскреб на площади Конституции ( потом многие с родителями поехали смотреть, что же за картинки там показывают), мигающие фары машин, огни в жилых домах, особенно детей заинтересовал ярко розовый свет( для подсветки цветов и рассады)  в одном из окон дома,  напротив нашей площадки.

«Звуки города». Выясняли с какой стороны сада более шумно, с какой тише, учились различать звуки: голоса птиц, шум машин, выстрел пушки в Петропавловской крепости, да, именно пушки! В хорошую безветренную погоду слышно хорошо! Потом в группе смотрели фильм о Петропавловской крепости. А еще изучали, как распространяются звуки, делали телефон из пластиковых стаканчиков и веревки – все просто, но интересно, весело, познавательно и не скучно! Так же говорили о правилах поведения в доме и на улице – в смысле шума.

Обходя территорию детского сада мы конечно же обращали внимание на мусор, так появилась тема «Болезни города». Рассматривали здание нашего сада – он у нас практически «здоров» - недавно ремонтировали «лечили». Дети получили задание рассмотреть дома в которых они живут, нуждаются ли они в « лечении или здоровы». Дети рассуждали, почему  дома «болеют» , откуда берется мусор, что можно сделать чтобы его не было, чем я могу помочь своему городу. В группе из бросового материала делали поделки.  Наблюдали за работой мусоровоза.

Очень понравилась детям мини-экскурсия «Добрые помощники – деревья». Была проведена предварительная работа – сначала мы прошли по всей территории детского сада и выписали названия деревьев которые у нас растут. Дети выбрали дерево о котором они хотят рассказать, дома с родителями подготовили информацию о нем и в течении нескольких прогулок ( на каждой один – два рассказа) знакомили  нас с историей  выбранного  дерева.

«Птицы нашего города».  Дети обратили внимание, что у нас много чаек – а это ведь морская птица. Рассматривали карту города, еще раз вспомнили, что живем на берегу Балтийского моря.  Записали названия всех увиденных птиц. В группе посмотрели презентацию о птицах, послушали голоса, повесили на окно кормушку – теперь можем наблюдать их каждый день близко. Несколько дней подряд наблюдали как в одно и то же время собираются не далеко от детского сада – вороны, голуби, сороки . Оказалось, что бабушка в это время приходит их кормить – очень дети удивились: «Откуда птицы время узнают?». Наблюдая как птицы летят, у детей возник вопрос: почему они не всегда крыльями машут? Искали информацию в энциклопедиях о воздушных потоках, о дельтапланах.

Конечно, если разобраться это – наблюдения на прогулке, но когда у детей спрашиваешь: «На экскурсию пойдем?» глаза загораются! Дети полюбили рассказывать, делиться информацией, учатся слушать и слышать, а главное все замечать не быть равнодушными, видеть интересное в обыденном, в повседневном.

Экскурсии, проводимые с дошкольниками, можно классифицировать по ряду критериев.

По содержанию. Это природоведческие и посещение социальных объектов (с целью ознакомления с трудом взрослых и достопримечательностями своего родного края). Помимо того, экскурсии бывают обзорные и тематические: военно-исторические и производственные, искусствоведческие и посещение уникальных природных памятников.

По форме проведения. Различаются учебные и прогулочные экскурсии. В первом случае географический материал родного края используется для изучения определённой темы в рамках занятий по ознакомлению с окружающим. Прогулочные — это обычно природоведческие экскурсии, сочетающиеся с отдыхом на свежем воздухе (на территории ДОУ, рядом расположенного сквера или парка), при этом много времени отведено самостоятельному общению ребят с объектами природы.

По составу участников. Перед проведением мероприятия воспитателю следует продумать, сколько детей целесообразно вовлечь в конкретную экскурсию. Причём, чем моложе воспитанники, тем более малочисленным должен быть коллектив.

По месту проведения. Это городские, загородные, музейные, а также заочные (виртуальные, с использованием видеосюжетов) экскурсии.

По характеру передвижения. Экскурсии бывают пешеходные, транспортные, а также комбинированные. Пешеходный вариант позволяет дошкольникам более глубоко исследовать объекты, ощутить себя полноценными участниками событий. Выбранный путь при этом должен составлять 2–5 км (в зависимости от возрастной группы детей). Время, проведённое в дороге воспитанниками средней группы, не превышает 30 минут, соответственно в старшем дошкольном возрасте — не более 40–50 минут. Конечно же, обязательно учитываются погодные условия и особенности дороги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-экскурсия по макету, сделанному руками воспитателей и детей на тему: «Город – герой Волгоград. Мамаев Курган».

Здравствуйте, меня зовут Тая, а меня Юра. Мы вам расскажем о Мамаевом Кургане, который находится в городе-герое Волгограде.    В городе-герое Волгограде есть Мамаев Курган. Там во время...

Мини-экскурсия по группе "Антошка"

Приходите в группу к намВсё тут есть, что нужно вам,Здесь уютно и светлоПо - домашнему тепло!...

Презентация "Мини-экскурсия по Нижнему Новгороду"

Виртуальная экскурсия по родному городу-Нижнему Новгороду....

Мини-экскурсия в подготовительной группе

Унылая пора-очей очарованье В сентябре и октябре, когда деревья плодоносят, дают семена, желательно провести мини-экскурсию по участку детского сада, или в ближайший сквер, парк. К экскурскии пед...

Отчет о мини-экскурсиях с воспитанниками детского сада

Экскурсия – одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду.Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлен...

Мини – экскурсия в детском саду Тема: «Мой Новосибирск»

Цель : Продолжать знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями.Задачи воспитателя:Расширять представления детей о родном городе,Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного гор...

Мини-экскурсия с детьми ясельной группы: «Белая береза под моим окном»

Цель: Формирование предпосылок экологического сознания и начал экологической культуры, познавательного интереса к окружающему миру посредством созерцания природы и сопереживания ей.Задачи:Образователь...