Мастер – класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего возраста»
методическая разработка (младшая группа)
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в своей работе делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prgramma_ya_sam.docx | 987.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
Паспорт программы ________________________________________ 3
Пояснительная записка_________________________________________ 4
1. Актуальность______________________________________ 5
1.1. Ожидаемый результат_____________________9
2. Содержание программы
2.1. Основные этапы реализации программы______________________________20
3. Механизм реализации программы______________________________22
4. Учебный план по реализации дополнительной образовательной услуги____25
5. Перспективный план работы с родителями
6. Календарно-тематическое планирование
7. Контроль за реализацией программы
8. Список литературы
Наименование | Программа «Я сам» для детей от 3 до 4 лет, |
Основание разработки Программы | Программа “Детство»; программа «Цветные ладошки». Автор: Лыкова И.А.- ООО «Карапуз - дидактика», 2007. Рекомендована Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации |
Заказчики Программы | Педагогический совет, родители (законные представители) |
Основные разработчики Программы | Воспитатель первой квалифицированной категории И. Л. Максемьюк |
Сроки реализации Программы | 1 год |
Цель Программы | Формирование у детей младшего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Вызвать у детей интерес к нетрадиционным способам рисования и желание действовать с ними. |
Задачи Программы | Рисование. Содействие овладению элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием; Ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов; Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить различать цвета, правильно называть их. Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя свободу выбора содержания изображения. Учить рисовать разные линии, пересекать их, уподобляя предметам Лепка Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином. Учить детей аккуратно пользоваться материалами. Учить детей отламывать комочки пластилина от большого куска, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями, соединять концы, плотно прижимая их друг к другу Учить раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней, сплющивать комочек между ладонями, украшать их. Учить соединять две вылепленные формы в один предмет |
Ожидаемые результаты реализации Программы | К концу года дети познакомятся с различными материалами и их свойствами; научатся некоторым приемам преобразования материалов; научатся видеть необычное в обычном предмете; |
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одна из важных задач в области народного образования - эстетическое воспитание детей, создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка.
Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство народных промыслов. Это способствует формированию духовно богатой гармонически развитий личности.
Развитие творческих способностей у детей - сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными вилами художественной деятельности.
Ранний возраст - период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.
Занятия рисованием, лепкой, конструированием – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству.
В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом. Надо правильно брать карандаш (кисть): тремя пальцами, держать большим и средним, не близко к отточенному концу (ворсу), придерживая сверху указательным пальцем. Слишком сильное сжимание карандаша пальцами приводит к перенапряжению руки, скованности движений; слишком слабое – не удерживает карандаш (кисть). Эти действия имеют ярко выраженную сенсорную основу: темп, размах, ритм, направление движений, ощущение характера изобразительного материала – всё это требует ещё и координации в работе зрительных и двигательных анализаторов. Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления.
Постепенно малыш учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется развитие творчества ребёнка.
Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам – как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления.
Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития ребёнка.
1.2. АКТУАЛЬНОСТЬ
Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно, открывая перед ним новые возможности. Однако рисование карандашами, кистью и красками требует от ребенка высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков рисования предметов и знания приемов рисования, а также приемов работы с различными красками. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку получаемый в результате его усилий рисунок получается непривлекательным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и таким образом преодолевая страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы с кистью и красками, будет беспрепятственно переходить к обучению технике рисования.
На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.
Кроме этого оно играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, помогает установить творческий и эмоциональный контакт с ребёнком. Главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.
Таким образом, изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционного рисования является актуальной и благоприятно сказывается на развитии творческих способностей детей.
1.3.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель: Формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Вызвать у детей интерес к нетрадиционным способам рисования и желание действовать с ними.
Задачи:
Обучающие: Способствовать формированию навыков художественных действий с различным художественным материалом
Познакомить детей с различной техникой: рисование пальчиками, ладошкой, тычками и др.
Развивающие: Способствовать возникновению интереса к экспериментированию.
Развивать способности, заложенные в каждом ребенке:
Мелкую моторику; воображение;мышление;
Активизировать интерес к рисованию.
Воспитывательные:
Эмоциональная отзывчивость к окружающему миру
Предполагаемый результат:
Сформированность у детей:
навыков художественных действий с различным нетрадиционным материалом;
развитие мелкой моторики рук;
улучшение цветовосприятия;
повышение уровня воображения;
эмоциональной отзывчивости к окружающему миру
2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Данная программа направлена на развитие у ребёнка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развитие воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребёнка.
Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, техника по- сырому, рисование листьями, рисование примакиванием, рисование ладошками.
Программа по развитию у детей раннего возраста художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности разработана таким образом, что перечисленные виды деятельности в обязательном порядке присутствуют еженедельно. Важная особенность учебной программы — это принцип тематических недель. Каждая неделя посвящена определенной теме, которая затрагивается на занятиях различной направленности. Так, например, неделя «Осени» предполагает, что на развивающих занятиях малыши с педагогом будут проходить тему «Времена года: осень», т.е. изучать погодные явления, осеннюю одежду, выполнять задания, имеющие осеннюю тематику, в свою очередь на двигательном занятии их ждет двигательная зарисовка «Путешествие в осенний лес» и различные подвижные игры на осеннюю тематику, а на занятиях творческой мастерской они будут делать гербарии, поделки из осенних природных материалов. и рисовать рисунки на осеннюю тему. Такая форма работы дает возможность детям не только основательно разобраться в теме, но и приучает их к гибкому мышлению, прививает привычку разностороннего анализа предмета, ситуации, задачи. Таким образом, в течение года малыши знакомятся приблизительно с 38 различными темами ("Человек", "Моя семья", "Мой дом", "Мой город", "Дикие животные", "Домашние животные" и т.д.)
Основные принципы:
- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
- Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
- Принцип сотрудничества (совместная работа родителями)
3.МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для того чтобы у детей возникло желание выполнять учебное задание, воспитателю необходимо проводить специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации.
Чтение стишков, песенок, потешек – важный методический приём. Он повышает положительное эмоциональное отношение детей к занятию.
Следует побуждать рисовать самые разнообразные предметы, окружающие и привлекающие внимание в процессе игр, наблюдений на прогулках, рассматривания, обведения руками по контуру предмета. Постепенно, обращая внимание детей на рисунок, надо учить находить их сходство получившихся на бумаге штрихов и линий с окружающими предметами.
Для успешного овладения рисованием важно развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие предметов различной формы (зрительное, осязательное, кинестетическое) и цвета.
Просмотр всех рисунков в конце занятия воспитывает у детей интерес к результатам сверстников, собственной деятельности. Анализ работ должен идти от игрового персонажа.
В лепке применяется информационно-рецептивный метод, т.е. подражательный, повторяющий формообразующие движения.
Занятия по лепке носят предметный характер, т. е. дети лепят отдельные фигурки.
Пластичные материалы предоставляют больше возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев рук, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.
Важный момент в проведении занятия – оценка деятельности детей. Воспитателю необходимо вызывать радостное настроение, оценивая сам процесс и результаты работы, и поддерживать у детей желание лепить.
Развивающие занятия
Развивающие занятия включают в себя знакомство с окружающим миром при помощи занимательных бесед с использованием наглядного материала и игровых пособий, психолого-педагогические игры, направленные на развитие памяти, внимания, речи, мышления, восприятия, воображения, мелкой моторики, коммуникативных навыков, пальчиковую и мимическую гимнастику.
Творческая мастерская
Занятия в творческой мастерской включают в себя лепку (соленое тесто, глина, воск), рисование (красками, карандашами, мелками), поделки из бумаги, картона (аппликации), а также поделки из широкого спектра материалов – природные материалы,
Занятия в творческой мастерской направлены на развитие познавательных и творческих способностей у детей путем приобщения их к творческой продуктивной деятельности с заданной тематикой.
Сказочная страна
Чтение художественной и познавательной литературы, кукольные спектакли, потешки, песенки, просмотр диафильмов.
На данных занятиях дошкольник активно развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения.
Инструменты и материалы, применяемые на занятии по изодеятельности с детьми 2-3 лет.
Учебно-наглядные пособия:
- плакаты;
- игрушки;
- муляжи.
Оборудование:
- мольберт;
- карандаши цветные;
- фломастеры;
- восковые мелки;
- кисточки маленькие по № 6, средние с № 10-12, большие № 12-16;
- гуашевые краски;
- баночка-непроливайка;
- подставки для кисточек;
- восковый пластилин;
- тесто;
- дощечки;
- х/б салфетки для рук;
- клеёнка.
4. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в 1 младшей группе – 10 минут.
Всего 36 занятие.
Кол-во детей в группе | Количество занятий | |
в неделю | в месяц | |
12 | 1 (10) | 4 (40 мин.) |
Формы подведения итогов реализации программы.
Организация выставки детских работ
Оформление коллажей по изучаемым темам
5. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Сентябрь
Неделя | Тема (техника рисования, методы и приёмы) | Программное содержание | Материал к занятию |
1 | «Как мы рисуем» ( рисование карандашами) | Выявить уровень владения карандашами. Познакомить детей с правильным способом действия карандашами: держать тремя пальчиками, не близко к отточенному концу, не сжимать карандаш слишком сильно; учить рисовать только на бумаге, использовать разные цвета; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. | Альбомный лист, наборы цветных карандашей (по количеству детей). |
2 | «Знакомство с пластилином» | Познакомить детей с пластилином и его свойствами; познакомить с правилами работы с этим материалом. | Мягкий пластилин (по количеству детей), салфетки для рук, игрушечная лиса. |
3 | «Дождик» (рисование фломастерами; дорисовывание деталей)
| Учить детей правильно держать в руке фломастер; учить рисовать фломастером – не нажимать сильно, рисовать прямые вертикальные линии; не выходить за пределы ограничительной линии; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. | Фломастеры синего или голубого цвета; листы бумаги с заготовками (по количеству детей), в верхней части листа нарисована синяя туча, а внизу горизонтальная линия – земля, чтобы дети, рисуя дождь, не выходили за пределы |
4 | «Пластилиновая мозаика» (отщипывание, скатывание, надавливание) | Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прилеплять его к плоской поверхности; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | Листы плотного картона формата А4 (на подгруппы), мягкий пластилин, игра – мозаика. |
Октябрь | |||
1 | «Осенние листочки» (рисование кисточкой) | Продолжать знакомить детей с гуашевыми красками, учить правильно пользоваться кисточкой; закреплять знания основных цветов, знакомить с новыми цветами и оттенками; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. | Гуашь жёлтого и красного цветов; кисточки №4; альбомные листы бумаги для рисования на каждого ребёнка, паспарту с вырезанными силуэтами листьев (по количеству детей); листья; баночки непроливайки; салфетки. |
2 | «Заборчик для петушка» (раскатывание) | Обучать умению раскатывать прямыми движениями ладоней пластилин «колбаской», закрепляя свойство материала; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | Игрушка Петушок, домик, пластилин, дощечки, салфетки для рук, |
3 | «Поможем жучкам спрятаться в траве» (рисование карандашом; дорисовывание деталей) | . Учить детей правильно держать в руке восковый карандаш, рисовать прямые вертикальные линии; закреплять знания цветов; вызывать интерес к рисованию цветными карандашами. | Цветные восковые карандаши зелёного цвета; листы бумаги для рисования с нарисованными жуками, расположенными в разных местах листа (по количеству детей). |
4 | «Листопад, листопад листья жёлтые летят» (отщипывание, надавливание) | Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прилеплять его к плоской поверхности; знакомить детей с цветом; формировать интерес к работе с пластилином; | Листы картона с изображением деревьев частично в осенней листве; пластилин жёлтого и оранжевого цветов; дощечки, салфетки для рук. |
Ноябрь | |||
1 | «Веточка рябины» (рисование пальцами; дорисовывание деталей) | Продолжать учить детей рисовать пальчиками; набирать краску; радоваться полученному результату; закреплять знания основных цветов; развивать интерес и положительное отношение к рисованию. | Листы бумаги для рисования с изображением веточки рябины без ягод (по количеству детей); ветка рябины, рисунок – образец; гуашь красного цвета, влажные салфетки для рук. |
2 | «Разные цветные мячи» (скатывание) | Учить детей скатывать пластилин круговыми движениями между ладонями; закреплять знания основных цветов; развивать мелкую моторику. | Пластилин основных цветов, дощечки, салфетки для рук; резиновые мячи для игры. |
3 | «Полюбуйся на герань» (рисование штампом; дорисовывание деталей) | Учить детей ритмично наносить рисунок с помощью штампа (старые кисточки или мятая бумага); учить пользоваться штампом: окунать его в густую гуашь, а затем прижимать к листу бумаги; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать. | Листы бумаги с заготовками (изображение герани в горшочке с пустыми черенками); гуашь красного цвета, штампы по количеству детей; салфетки; цветущая герань. |
4 | «Бусы» (отщипывание, скатывание) | Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и скатывать пластилин в шарик; закреплять знания основных цветов; формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику. | Пластилин зелёного и красного цветов по количеству детей; небольшие кусочки картона с прикреплёнными к нему ниточками (основа для бус); дощечки, салфетки для рук. |
Декабрь | |||
1 | «Снег идёт» (рисование ватными палочками) | Закреплять навыки рисовании красками, используя ватные палочки; уточнять и закреплять знания цветов; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать. | Картон синего или голубого цвета формата А4 ( по количеству детей), баночки – непроливайки, салфетки. |
2 | «Наряжаем ёлочку» (скатывание, надавливание, размазывание) | Закреплять умение формировать из пластилина комочки и скатывать их в шарики; надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к плоской основе – ёлочке, размазывать пластилин на картоне надавливающим движением указательного пальца; развивать мелкую моторику. | Пластилин разных цветов; заготовка – ёлочка, вырезанная из картона (по количеству детей), маленькая искусственная ёлочка; дощечки, салфетки для |
3 | «Ёлочка – зелёная иголочка» (рисование фломастерами) | Упражнять детей в рисовании хвои штрихами, используя фломастеры; поощрять самостоятельность, инициативность детей; закреплять знания основных цветов; вызывать желание общаться по поводу рисунка с воспитателем и детьми. | Хвойная веточка; лист ватмана, на котором нарисован ствол ёлочки; листы бумаги формата А4 (по количеству детей), фломастеры зелёного цвета. |
4 | «Снегопад» (скатывание, надавливание) | Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и скатывать из них шарики, надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к плоской основе; развивать мелкую моторику. | Пластилин белого цвета, заготовка – тонированный в синий цвет лист 1/2 ватмана с изображением домов (аппликация) на 2 подгруппы; дощечки, салфетки для рук. |
Январь | |||
1 | «Маленькая ёлочка в гости к нам пришла» (рисование пальцами; дорисовывание деталей) | Учить детей располагать фонарики определённого цвета, используя дидактическую игру «Укрась ёлочку»; закреплять умение рисовать пальчиками, используя разные цвета; закреплять знания основных цветов; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать. | Альбомные листы бумаги для рисования с изображением ёлочки (по количеству детей); гуашь красного, синего, жёлтого цветов; влажные тряпочки, салфетки; дид. игра «Укрась ёлочку». |
2 | «Сшили Тане сарафан» (скатывание, надавливание) | Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга | Платье – заготовка, пластилин разных цветов, дощечки, салфетки для рук. |
3 | «Снеговик» (рисование кисточкой) | Учить детей закрашивать контур кисточкой путём примакивания; передавать в рисунке образ снеговика; закреплять знание цвета; напоминать о необходимости работать аккуратно | Гуашь синего цвета; листы белой бумаги с нарисованным контуром снеговика (по количеству детей); рисунок-образец, баночки с водой, кисточки, салфетки. |
4 | «Пушистая тучка» | Продолжать учить детей создавать рельефные изображения из пластилина модульным способом-отщипывать кусочки, прикладывать к фону и прижимать пальчиками. Вызвать интерес к созданию красивой пушистой тучки из кусочков пластилина разного цвета. Разнообразить способы деления пластилина на части (отщипывание, отрывание). | Тонированные в голубой цвет листы бумаги; готовый рисунок – образец Пластилин белого цвета |
Февраль | |||
1 | «Полосатые варежки» (рисование кисточкой; дорисовывание деталей) | Учить детей рисовать линии слева направо, вести кисть по ворсу неотрывно, хорошо набирать краску на кисть, развивать восприятие цвета. | Заготовки – силуэты варежек, вырезанные из белой бумаги (по количеству детей); гуашь 4-х цветов; кисточки, непроливайки. |
2 | «Колечки для пирамидки» (скатывание, соединение концов) | Продолжать учить детей лепить палочки, соединять их концы, образуя кольцо; вызывать желание лепить. | Пластилин основных цветов, дощечки, ватные палочки на пластилиновой подставке (основа пирамидки), салфетки для рук. |
3 | «Снежинки» (рисование фломастерами) | Продолжать учить детей рисовать фломастерами, правильно держать его в руке, сильно не сжимать и не нажимать; украшать снежинки – рисовать прямые линии, дуги; формировать интерес и положительное отношение к рисованию | Фломастеры синего цвета (по количеству детей); листы бумаги с заготовками – нарисованными основами снежинки (по количеству детей); листы с готовым изображением снежинок; 3-4 снежинки, вырезанные из бумаги. |
4 | «Петя, Петя петушок» (раскатывание) | Учить детей выкладывать «колбаски» из пластилина дугообразно из одной точки, закреплять навыки раскатывания пластилина прямыми движениями между ладонями; развивать мелкую моторику. | Игрушка – петушок, пластилин основных цветов, плотный картон с изображением петушка без хвоста (по количеству детей), дощечки, салфетки для рук. |
Март | |||
1 | «Букет для мамы» (рисование карандашами) | Воспитывать у детей нежное, заботливое отношение к маме; закреплять умение рисовать слитные круги круговыми движениями, не отрывая карандаша от бумаги, правильно держать его. | Листы бумаги с заготовками – аппликационное изображение веточки розы с листочками в горшочке; карандаши на каждого ребёнка. |
2 | «Ёжик» (надавливание, размазывание) | Продолжать учить детей размазывать пластилин на картоне; располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; вызывать желание лепить. | Листы картона светлого цвета формата А4 с изображением контура ёжика (по количеству детей); пластилин серого или чёрного цвета; скатанные шарики диаметром около 7мм, из расчёта 10-12 шариков на каждого ребёнка; игрушечный ёжик. |
3 | «Светит солнышко в окошко» (рисование кисточкой; дорисовывание деталей) | Продолжать учить детей правильно держать кисть, обмакивать её всем ворсом в краску; учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, изображать капель ритмом мазков. Продолжать учить детей рисовать предметы округлой формы, от пятна; рисовать прямые линии (лучики), аккуратно работать кистью, снимая краску о краешек баночки; закреплять знание геометрических форм (круг); понятий «один», «много». | Литы бумаги формата А4, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки. Листы бумаги для рисования формата А4 (по количеству детей); гуашь оранжевого и жёлтого цветов, кисти, баночки с водой, салфетки. |
4 | «Капель» (рисование кисточкой) | Продолжать учить детей правильно держать кисть, обмакивать её всем ворсом в краску; учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, изображать капель ритмом мазков. | Литы бумаги формата А4, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки. |
Апрель | |||
1 | «Плывёт кораблик по весенним ручейкам» (рисование кисточкой) | Продолжать учить детей ритмично проводить линии на листе бумаги, двигая кисть по ворсу; учить ориентироваться на листе бумаги; развивать интерес к рисованию. | Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки; бумажный кораблик, таз с водой. |
2 | «Рыбка» (вдавливание) | Продолжать учить детей вдавливать детали в пластилин, создавая изображение; способствовать развитию воображения; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | Основа из пластилина любого яркого цвета по количеству детей, образец, семена подсолнуха, горох и др., дощечки, салфетки для рук. |
3 | «Деревья проснулись» (рисование кистью; дорисовывание деталей) | Продолжать учить детей правильно держать кисть, обмакивать всем ворсом в краску, снимать лишнюю о край баночки; учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, наблюдаемых явлений; изображать листочки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге и обмакивая её в краску по мере необходимости; закреплять знания цветов; развивать желание рисовать. | Альбомные листы бумаги для рисования с изображением деревьев без листвы ( по количеству детей); гуашь зелёного цвета, кисточки, подставки под кисточки, непроливайки, салфетки. |
4 | «Солнышко» (размазывание) | Продолжать учить детей надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне» формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | Пластилин жёлтого цвета. листы картона синего или голубого цветов формата А5 (по количеству детей), дощечки, салфетки для рук. |
Май | |||
1 | «Бабочки» (рисование кистью; дорисовывание деталей) | Продолжать учить детей рисовать красками; закреплять умение заполнять узором готовый силуэт, ритмично нанося рисунок; познакомить с новым способом рисования (монотипия); уточнять и закреплять знания цветов; развивать желание рисовать. | Вырезанные из бумаги силуэты бабочек (по количеству детей); готовый образец с несложным узором; гуашь основных цветов, кисточки, подставки по кисточки, непроливайки, салфетки. |
2 | «Веточка рябины» (скатывание, надавливание) | Закреплять умение формировать комочки и скатывать их в шарик, надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к плоской основе; развивать мелкую моторику; развивать эстетическое восприятие | Пластилин красного цвета; заготовка – нарисованная на 1/2 листе ватмана ветка рябины без ягод (на подгруппы); веточка рябины, картинки с изображением рябины, дощечки, салфетки для рук. |
3 | «Цветочная поляна» (рисование ватными палочками) | Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. | Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки. |
4 | «Гусеница» (скатывание) | Продолжать развивать умение скатывать комок пластилина круговыми движениями ладоней, определять предметы по форме (шар), величине (длинная, короткая), цвету (зелёная); формировать интерес к лепке; развивать мелкую моторику. | Пластилин зелёного цвета, сенсорный тренажер «Гусеница», дощечки, салфетки для рук. |
7. КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
Контроль – это процесс, обеспечивающий достижение целей организации, который необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, а также используется для стимулирования успешной деятельности.
Контроль позволяет выявить проблемы и скорректировать образовательную деятельность в группе кратковременного пребывания детей от 2 до 3 лет.
№ | Мероприятия контроля | Сроки | Ответственные |
1 | Тематический контроль «Готовность образовательного учреждения к новому учебному году» | Сентябрь (1 неделя) | Административный аппарат, комиссия ДОУ |
2 | Тематический контроль «состояние работы по реализации программы по организации группа кратковременного пребывания детей от 2 до 3 лет «Малыши- - карандаши» | Октябрь (4 неделя) | Зам. зав. по ВМР |
3 | Предупредительный контроль качества предоставления дополнительных услуг в условиях консультативного пункта. | Ноябрь (2 неделя) | Зам. зав. по ВМР |
4 | Инспекционный (тематический) контроль за соблюдением требований к организации образовательного процесса, соответствие учебного плана реализуемой программы, СанПиНа в группе кратковременного пребывания детей от 2 до 3 лет. | Февраль (1, 2 неделя) | Заведующий ДОУ Зам. зав. по ВМР |
5 | Контроль за состоянием программно – методического обеспечения ДОУ в соответствии с реализуемой программой | Май (2 неделя) | Заведующий ДОУ Зам. зав. по ВМР Зам. зав. по АХР |
8. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью через нетрадиционные приёмы рисования, необходимый продуктивный раздел работы. С этой целью используются индивидуальные диагностические задания, где определяется уровень овладения изобразительной деятельностью, используя нетрадиционные техники.
Для диагностирования определены критерии и показатели уровня овладения изобразительной деятельностью нетрадиционными методами.
Критерии | Показатели | Инструментарий | Сроки | Ожидаемый результат |
1. Образовательная деятельность с воспитанниками. | ||||
Развитие художественных качеств | Количество воспитанников с высоким, средним, низким уровнем развития физических качеств | Методика проведения диагностики Т.С. Комаровой | Сентябрь Май | |
Уровень сформированности представлений и практических умений | Количество воспитанников с высоким уровнем усвоения задач. | Методика проведения диагностики Т.С. Комаровой | Сентябрь Май | |
ll. Работа с родителями | ||||
Повышение компетентности | Использование технологию рисование и лепки в домашних условиях. Выпуск плакатов, творческие работы | Анкетирование опрос Индивидуальная беседа | Апрель | До 70% повышена компетентность родителей в вопросах художественной деятельности |
Вовлечение родителей в совместные мероприятия | Участие родителей в совместных праздниках и самостоятельных творческих работ совместно с детьми | Наблюдение Факт участия Бланки контроля | Апрель | До 50% семей вовлечены в совместную деятельность |
9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. – М., 1988.
- Волосова Е.Б. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели) / / Приложение к журналу «Обруч». 1999. № 2.
- Воспитание и развитие детей раннего возраста. / Под ред. Г.М. Ляминой. – М., 1981.
- Григорьева Г.Г. и др. Кроха: Пособие по воспитанию и обучению и развитию детей до 3-х лет. М., 2000.
- Григорьева Г.Г. Малыш в стране Акварелии: метод. пособие для воспитателей и родителей / Г.Г. Григорьева. – М.: Просвещение, 2006.
- Доронова Т.Н.. Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. – М., 1992.
- Жукова О.Г. Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста / О.Г. Жукова. – М., 2006.
- Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников / Т.Г Казакова. – М., 1980.
- Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? – ж-л «Дошкольное воспитание». – с.80., № 2, 2005.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество: метод. пособие для воспитателей. – М., 2005.
- Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – М., 1994.
- Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. – М., 2005.
- Кроха: программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошк. учреждений / (Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др.). – М.: Просвещение, 2007.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М., 2006.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А Васильевой, В.В Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2005.
- Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста. Авт. – сост. Е.В. Полозова. Учебно – методическое пособие для воспитателей и методистов. Воронеж, 2007.
- Развёрнутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Первая младшая группа / авт. – сост. В.И. Мустафаева (и др.). – Волгоград: Учитель, 2010.
- Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М., 1982.
- Сакулина Н.П. рисование в дошкольном детстве / Н.П. Сакулина. – М., 1965.
- Халезова Н.Б. Лепка в детском саду / (Н.Б. Халезова, Н.А. Курокина. Г.С. Пантюхова). – М., 1986.
- Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей, - М., 2007.
"Фруктовый сад"
Познакомить детей со способом рисования ладонью и пальцем. Закреплять знание красного и зеленого цветов. Развивать интерес к рисованию.
Материалы: гуашь красного, зеленого и желтого цветов; тонированная бумага с нарисаванным на ней стволом дерева; губки для нанесения гуаши на ладонь; влажные салфетки;ватные палочки.
Ноябрь.
Тема "Листья плавают в лужах"
Познакомить детей со способом отпечатывания листьями от деревьев на листе бумаги. Формировать умение наносить на лист от дерева несколько цветов гуаши.
Материалы: гуашь красного, желтого, оранжевого, светло-коричневого, зеленого цветов; губки для нанесения гуаши, осенние листья от разных деревьев; тонированная бумага в форме лужи; влажные салфетки.
Декабрь.
Тема "Новогодняя красавица"
Формировать умение пользоваться во время рисования тарфаретом и поролоновой губкой, украшать полученное изображение елки по замыслу макаронными изделиями, паетками, клеем с блестками.
Материалы: гуашь зеленого цвета; тарфареты елки; поролоновые губки; влажные салфетки; макаронные изделия в форме различных фигурок; паетки, клей с блестками для рисования бус.
Январь.
Тема "Следы на снегу"
Формировать навык ненесения больших и маленьких следов животных в зависимости от размера животного пальцем руки или ватной палочкой. Учить рисовать по всему листу бумаги. Познакомить с оттенком синего цвета (голубой) .
Материалы: гуашь голубого цвета; листы бумаги с изображением леса, зайца, медведя; ватные палочки; иллюстрация зимнего леса со следами животных; влажные салфетки.
Февраль.
Тема "Чашка с блюдцем"
Способствовать формированию умения делать оттиск пробкой цепочкой слева направо и по кругу. Закреплять знание основных цветов. Формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
Материалы: гуашь основных цветов; бумажные формы чашки и блюдца; влажные салфетки; печатки из пробки.
Март.
Тема "Салфетка в подарок маме"
Материал: ткань белого цвета 25х25см; тушь ярких цветов; кисти большие; влажные салфетки; мисочки для туши.
Научить детей складывать салфетку "куколкой"(салфетка расстилается на столе, затем ребенок поднимает ее ухватив пальцами за центр и зажимаетее в кулак).
Апрель.
Тема "Веселый человечек"
Вызвать интерес к созданию образа человечка. Формировать умение использовать гуашь разных цветов. Вызвать желание закончить свою работу.
Материалы: гуашь разных цветов; кисть №6 (белка) ; влажные салфетки; листы тонированной бумаги.
Май.
Тема "Бабочки"
Вызвать интерес к созданию образа бабочки. Познакомить с новым способом изобразительной деятельности - монотипия. Учимся смешивать краски.
сентябрь | 1. Учить детей надавливать на заранее разложенные пластилиновые шарики. 2. Учить самостоятельно, раскладывать готовые пластилиновые шарики. |
октябрь | 1. Учить самостоятельно, раскладывать готовые пластилиновые шарики на заданном пространстве. 2. Учить самостоятельно, отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики. 3. Учить использовать в своей работе несколько цветов пластилина. 4. Учить детей работать вместе, создавая коллективную работу и находить место своей работе на общем фоне. |
ноябрь | 1. Учить приему – размазывания сверху вниз. 2. Учить размазывать пластилиновые шарики в разных направлениях. 3. Учить размазывать на ограниченном пространстве. 4. Учить в совместной работе использовать прием – размазывания. |
декабрь | 1. Учить приему – размаз снизу вверх. 2. Учить приемом размазывания, рисовать линии. 3. Учить детей размещать “снежок” с изменением частоты размещения (снежок на небе – более редко, на ёлке близко друг к другу). 4. Учить приему размаз в разные стороны на заданном пространстве. |
январь | 1. Учить детей размазывать пластилиновые шарики с права на лево и слева на права, создавая изображения “усов” у кота. 2. Учить раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями, расплющивать их между ладонями. Прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы. |
февраль | 1. Учить приему – вдавливания. 2. Учить детей использовать в своей работе два приема-размазывания и вдавливания. 3. Учить пластилиновый шарик, размазывать в виде звездочки. 4. Учить детей размазывать звездочки на конце полоски определённого цвета. |
Март | 1. Учить располагать пластилиновые шарики по схеме. 2. Учить создавать композицию на основе готовых элементов (цветов), вдавливая их в силуэт. 3. Учить детей прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы в вертикальном положении. 4. Учить детей прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы в горизонтальном положении. |
апрель | 1. Учить детей самостоятельно приемом размазывания, завершать рисунок. 2. Учить детей выбирать форму аквариума (круглая, прямоугольная, квадратная) 3. Учить детей создавать коллективную композицию по мотивам знакомой потешки. |
май | 1. Учить детей, прикреплять готовую форму (колечки) на плоскость путём равномерного придавливания по поверхности основы. 2. Учить детей выкладывать “колбаски” из пластилина дугообразно из одной точки. 3. Учить детей самостоятельно сочетать разные приемы (расплющивания, размазывания) для усиления выразительности образа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста»
вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми....
Мастер - класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста»
Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста...
Мастер – класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста»
Мастер – класс для родителей«Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста»...
Мастер – класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего возраста»
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в своей работе делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскр...
Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста»
Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно п...
Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста»
Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста»Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразит...
Мастер класс для родителей"Нетрадиционная техника рисования с детьми младшего дошкольного возраста"
Мастер -класс для родителей "Нетрадиционная техника рисования с детьми младшего дошкольного возраста"...