"Малые фольклорные жанры в развитии детей раннего возраста"
консультация (младшая группа)
Консультация для родителей
Цель: использовать произведения русского народного фольклора, как возможность развития речи детей раннего возраста.
Фольклор способствует развитию речи детей.
Речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка. Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка.
Одним из средств, способствующих развитию речи детей, является фольклор. Фольклор для детей, созданный взрослыми, включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, загадки, игры, сказки. .
Русские народные песенки, пестушки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение. Колыбельные песни вызывают состояние психологического комфорта.
Сказки способствуют психическому развитию ребенка, подготавливая положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия окружающего мира и отражения его в речевой деятельности.
Народный фольклор настолько разнообразен и выразителен, что позволяет мне быстро найти эмоциональный контакт с детьми и построить свою работу по развитию речи на ярком и интересном для ребенка материале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_malye_folklornye_zhanry.docx | 17.21 КБ |
Предварительный просмотр:
«"Малые фольклорные жанры в развитии детей раннего возраста "»
Консультация для родителей
Цель: использовать произведения русского народного фольклора, как возможность развития речи детей раннего возраста
Фольклор способствует развитию речи детей.
Речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка. Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка.
Одним из средств, способствующих развитию речи детей, является фольклор. Фольклор для детей, созданный взрослыми, включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, загадки, игры, сказки. .
Русские народные песенки, пестушки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение. Колыбельные песни вызывают состояние психологического комфорта.
Сказки способствуют психическому развитию ребенка, подготавливая положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия окружающего мира и отражения его в речевой деятельности.
Народный фольклор настолько разнообразен и выразителен, что позволяет мне быстро найти эмоциональный контакт с детьми и построить свою работу по развитию речи на ярком и интересном для ребенка материале.
Загадка.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Перед тем как загадать детям загадку, я перед ними выставляю игрушку или показываю картинку с нужным предметом, благодаря этому дети быстро называют отгадку.
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок,
Покатился... (Колобок).
* * *
Мохнатенькая, усатенькая,
Молочко пьет, песенки поет.
(Кошка)
.
Заклички, колыбельные песни.
Учитывая, что звуковая культура речи это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание, я обратилась к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные песни, скороговорки.
Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко — закликать. Использовала такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!» да разве можно сказать тихо такой текст, в содержании которого изначально заложена просьба, желание видеть солнце!
Солнышко, появись!
Красное нарядись!
Чтобы год от года была у нас погода!
Дождик, дождик,не дожди ,
Дождик, дождик, подожди .
Дай дойти до дому ,
дедушке седому.
Потешки, пестушки.
Противоположным свойством обладают пестушки. Их хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно.
Тише, куры, не шумите,
Мого Ваню не будите,
А мой Ваня будет спать,
Будет глазки закрывать.
Выбирая потешки, необходимо обращать внимание на то, чтобы они были просты и коротки, с четким ритмом, побуждали к действию, движениям.
.
Чтобы восприятие потешек и пестушек было интересным и простым, я использую в своей работе игрушки и пальчиковые игры. Знакомя малышей с потешками «Курочка-рябушечка», «Наши уточки», «Кисонька – мурысенька», «Дай молочка, Бурёнушка», я привлекаю их к подражанию крику птиц, животных.
Вариантом такого приёма могут быть игры ребёнка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей:
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.
Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используются их имена, такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают:
У сороки боли
У вороны боли
А у Танечки заживи.
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Игры.
Большое влияние на воспитание яркой интонационной выразительности, эмоциональности речи детей влияют русские народные словесные игры, как их еще называют, игры с приговорами. Наверное, поэтому дети их так любят.
«Хлоп, хлоп топ, топ, убегай не зевай», «Я — хитрая лисица»,
«Коза рогатая».
Около завалинки.
Быстро скачет зайка –
Ты его поймай-ка.
Русские народные сказки.
На занятиях и в свободное время, работая над речью детей, большое
внимание уделяю русским народным сказкам. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Дети быстро запоминают такие образы, как волчок серый бочок, лягушка-квакушка, коза-дереза и другие.
После рассказывания сказки провожу беседу, которая помогает детям лучше понять содержание. Вопросы во время беседы использую разнообразные. Одни помогают точнее охарактеризовать героев сказки, другие - обратить внимание на отдельное слово, поступок, эпизод. Например: - Какая лиса в сказке «Колобок» по характеру? - хитрая - говорят дети.
5. Вывод.
. Я считают, что потешки, колыбельные песни, загадки и сказки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль малых фольклорных жанров в жизни детей раннего возраста
Фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяется успешностью его общего развития в дошкольный период детства, закладывается в раннем возрасте. На мой взгляд, необходимо возродить лучшие о...
Влияние малых фольклорных жанров на развитие детей раннего возраста
Материал помещен для ознакомления родителей о самом первом взаимодействии с ребенком, о том, как колыбельные песенки влияют на развитие ребенка и на его эмоциональное состоятие....
Роль малых фольклорных форм в развитии детей раннего возраста.
В статье обозначена необходимость возрождения и применения лучших образцов народной педагогики....
О роли малых фольклорных жанров в жизни детей раннего возраста
Организовать режимные моменты, провести игру-занятие, встретить новичка, успокоить не в меру расходившихся малышей и т. д. могут помочь потешки, прибаутки, колыбельные....
Консультация для родителей на тему: «Роль малых фольклорных жанров в воспитании детей раннего возраста».
Консультация для родителей на тему: «Роль малых фольклорных жанров в воспитании детей раннего возраста»....
Консультация для родителей "Роль малых фольклорных форм в развитии детей раннего возраста"
Консультация для родителей "Роль малых фольклорных форм в развитии детей раннего возраста"...
О роли малых фольклорных жанров в жизни детей раннего возраста.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт....