Памятка для родителей
консультация (младшая, средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Информация для родителей по трудовому воспитанию. | 17.7 КБ |
Список худож. литер. для детей 3-4 лет | 15.91 КБ |
Список худож. литер. для детей 4-5 лет | 16.4 КБ |
Как научить ребенка одеваться самостоятельно | 15.16 КБ |
Развитие речи детей 4-5 лет | 27.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей
по трудовому воспитанию детей
Тот, кто лишает ребенка посильного для него труда, обрекает его на физическое и духовное вырождение.
Вы хотите видеть своего ребенка сильным, выносливым и закаленным - тренируйте его в разнообразном физическом труде.
Вы хотите видеть его умным и образованным - заставляйте его ежедневно выполнять посильные трудности в умственной работе.
Вы хотите видеть его всегда веселым и жизнерадостным - не дайте ему закиснуть в праздности и погрузиться в лень.
Вы хотите, чтобы Ваш ребенок имел непоколебимую волю и мужественный характер - не скупитесь на трудные задания, заставляйте его почаще напрягать свои силы и направлять их на достижение цели.
Вы желаете, чтобы Ваш ребенок был чутким и отзывчивым, что бы он был хорошим товарищем и верным другом - создайте условия, при которых он ежедневно работал бы вместе с другими и повседневно учился помогать людям.
Вы хотите, чтобы Ваш ребенок был счастливым человеком - научите его различным видам деятельности, сделайте его трудолюбивым.
Воспитание есть цепь непрерывных все усложняющихся упражнений в разнообразных видах труда!
ПОСЛОВИЦЫ О ТРУДЕ
- Без труда нет плода.
- Воля и труд дивные всходы дают.
- Маленькое дело лучше большого безделья.
- Советы хорошо, а дело лучше.
- Поспешишь - людей насмешишь.
- Не спеши языком - торопись делом.
- Умелые руки не знают скуки.
- Дело мастера боится.
- Сделал дело - гуляй смело.
- Скучен день до вечера - коли делать нечего.
- Что на месте лежит, то само в руки бежит.
- В деле не сила нужна, а умение.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Человек от лени болеет, от труда здоровеет.
- Где охота и труд - там поля цветут.
- Птицу узнают в полете - человека в работе.
- Кто первый в труде - тому слава везде.
- Рукам - работа, душе - праздник.
- Без труда жить - только небо коптить.
- Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
- Делу время, а потехе час.
- Всякое дело концом хорошо.
- Делано наспех - сделано на смех.
- Мыло серо да моет бело.
- Труд человека кормит, а лень портит
- Кто любит трудиться, тому на месте не сидится
- Пролениться - и хлеба лишиться
- Терпение и труд все перетрут
- Судят не по словам, а по делам
- Было бы терпенье - будет и уменье
СТИХИ О ТРУДЕ
В горшочке цветочек. Вымыла тарелки я
Его листья поникли. Глубокие и мелкие
Грустит он о чем? Смеются белолицые.
Угадай его мысли. «Ах, нравится водица нам».
Что случилось у Маринки? Всегда найдется дело для умелых рук,
Перессорились ботинки. Если хорошенько посмотреть вокруг.
Рассердились и надулись. А тот, кто дела не найдет,
Поменяла их местами – Пускай скучает целый год.
Перестали дуться сами. И лентяем, и лентяем, и лентяем прослывет.
Предварительный просмотр:
Примерный список литературы для чтения детям 3-4 лет
Русский фольклор
Песенки, потешки, заклички. «Пальчик-мальчик...», «Заинька, попляши...», «Ночь пришла,..», «Сорока, сорока...?, «Еду-еду к бабе, к деду...», «Тили-бом! Тили-бом!...»; «Как у нашего кота...», «Сидит белка на тележке...», «Ай, качи-качи-качи », «Жили у бабуси...», «Чики-чики-чикалочки...», «Кисонька-мурысенъка...», «Заря-заряница...»; «Травка-муравка.,.», «На улице три курицы...», «Тень, тень, потетень..», «Курочка-рябушечка...», «Дождик, дождик, пуще...», «Божья коровка..,», «Радуга-дуга...».
Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок — черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина.
Фольклор народов мира
Песенки. «Кораблик», «Храбрецы», «Маленькие феи», «Три зверолова» англ., обр. С. Маршака; «Что за грохот», пер. с латыш. С. Маршака; «Купите лук...», пер. с шотл. Н. Токмаковой; «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», «Помогите!» пер. с чеш. С. Маршака.
Сказки. «Рукавичка», «Коза-дереза» укр., обр. Е. Благининой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В, Важдаева; «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы; «У солнышка в гостях», пер, с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; «Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни; «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой; «Пых», белорус, обр. Н. Мялика; «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой; «Петух и лиса», пер. с шотл. М, Клягиной-Кондратьевой; «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия. К. Бальмонт. «Осень»; А. Блок. «Зайчик»; А. Кольцов. «Дуют ветры...» (из стихотворения «Русская песня»); А. Плещеев. «Осень наступила...», «Весна» (в сокр.); А. Майков. «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась...» (из новогреческих песен); А, Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч!..», « Свет наш, солнышко!.», «Месяц, месяц...» (из «Сказки о мертвой царевне и . семи богатырях»); С. Черный. «Приставалка», «Про Катюшу»; С. Маршак. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Верблюд», «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»); «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке»; К. Чуковский. «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Ежики смеются», «Елка», «Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха»; С. Гродецкий, «Кто это?»; В.Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок»; Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»; В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что ни страница — то слон, то львица»; К. Бальмонт, «Комарики-макарики»; П. Косяков. «Все она»; А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»; С. Михалков. «Песенка друзей»; Э. Мошковская. «Жадина»; И. Токмакова. «Медведь».
Проза. К. Ушинский. «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Лиса-Патрикеевна»;Т. Александрова. «Медвежонок Бурик»; Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», «Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»); М. Зощенко. -Умная птичка»; Г. Цыферов. «Про друзей», «Когда не хватает игрушек» из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»); К. Чуковский. «Так и не так»; Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; Л. Воронкова. «Маша-растеряша», «Снег идет» (из книги «Снег идет»); Н. Носов «Ступеньки»; Д, Хармс. «Храбрый еж»; Л. Толстой. «Птица свила гнездо...»; «Таня знала буквы...»; «У Вари был чиж,..», «Пришла весна...»; В. Бианки. «Купание медвежат»; Ю. Дмитриев. «Синий шалашик»; С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»); В. Сутеев. «Три котенка»; А. Н. Толстой. «Еж», «Лиса», «Петушки».
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия. Е. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима; П. Воронько. «Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака; Л. Милева. «Быстроножка и серая Одежка», пер. с болг. М. Маринова; А. Милн. «Три лисички», пер. с англ. Н. Слепаковой; Н. Забила. «Карандаш», пер. с укр. 3. Александровой; С. Капугикян. «Кто скорее допьет», «Маша не плачет» пер. с арм. Т. Спендиаровой; А. Босев. «Дождь», пер. с болг. И. Мазнина; «Поет зяблик», пер. с болг. И. Токмаковой; М. Карем. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой.
Проза. Д. Биссет. «Лягушка в зеркале», пер, с англ. Н. Шерешевской; Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой; Ч. Янчарский. «Игры», «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько; Е. Бехлерова. «Капустный лист», пер. с польск. Г. Лукина; А. Босев. «Трое», пер, с болг. В. Викторова; Б. Поттер. «Ухти-Тухти», пер. с англ. О. Образцовой; Й. Чапек. «Трудный день», «В лесv», «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки»), пер. . чешек. Г. Лукина; О. Альфаро. «Козлик-герой», пер. с исп. Т. Давитьянц; О. Панку-Яшь. «Покойной ночи, Дуку!», пер. с румын. М. Олсуфьева, «Не только в детском саду» (в сокр.), пер. с румын. Т. Ивановой.
Примерный список для заучивания наизусть
«Пальчик-мальчик...», «Как у нашего кота...», «Огуречик, огуречик...», «Мыши водят хоровод.,.», рус. нар. песенки; А. Барто. «Мишка», «Мячик», «Кораблик»; В. Берестов. «Петушки»; К. Чуковский. «Елка» (в сокр.); Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.); А. Плещеев. «Сельская песня»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?».
Предварительный просмотр:
Примерный список литературы для чтения детям 4-5 лет
Русский фольклор
Песенки, потешки, заклички. «Наш козел»; «Зайчишка-трусишка»; «Дон! Дон! Дон!..», «Гуси, вы гуси»; «Ножки, ножки, где вы были?..», «Сидит, сидит зайка», «Кот на печку пошел», «Сегодня день целый», «Барашеньки», «Идет лисичка по мосту», «Солнышко-ведрышко», «Иди, весна, иди, красна».
Сказки. «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. А. Н.Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой; «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О. Капицы.
Фольклор народов мира
Песенки. «Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова; «Пальцы», пер. с нем. Л. Яхина; «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузьмина.
Сказки. «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Гримм. «Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия. И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат.»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало.» (из романа «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка»; Я. Аким. «Первый снег»; А. Барто. «Уехали»; С. Дрожжин. «Улицей гуляет» (из стихотворения «В крестьянской семье»); С. Есенин. «Поет зима — аукает»; Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков. «Зима»; С. Маршак. «Багаж», «Про все на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч»; С. Михалков. «Дядя Степа»; Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.); Ю. Мокриц. «Песенка про сказку»; «Дом гнома, гном — дома!»; Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс. «Очень страшная история».
Проза. В. Вересаев. «Братишка»; А. Введенский. «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); М. Зощенко. «Показательный ребенок»; К. Ушинский. «Бодливая корова»; С. Воронин. «Воинственный Жако»; С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); В. Бианки. «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух».
Литературные сказки. М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».
Басни. Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям», «Мальчик стерег овец.», «Хотела галка пить».
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия. В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича; С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ — капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.
Литературные сказки. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги), пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы), пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерешевской; Э. Хогарт. «Мафин и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.
Произведения для заучивания наизусть
«Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?», рус. нар. песенки; А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч...» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); З. Александрова. «Елочка»; А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»; Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики...»; В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитателя); Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук...», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой.
Предварительный просмотр:
Как научить ребенка одеваться самостоятельно в 3-4 года?
Следует учитывать возраст ребенка, самый оптимальный трехгодичный возраст.
Не требуйте от своего малыша быстро обучатся, и если он самостоятельно пытается одеться и у него что-то не получается не мешайте ему и не делайте замечаний. Со временем он исправит свои ошибки, и то что когда-то у него не получалось он сможет делать быстро и качественно
В случае, когда у вашего малыша нет никакого желания, учиться самостоятельно одеваться, не отчаивайтесь, некоторыми действиями вы можете его подтолкнуть на эту работу. К примеру, оденьте носочки, колготки или кофту не полностью, и скажите, что он должен только подтянуть до конца вещь. Вот увидите, он наверняка сделает, так как вы попросили.
Предложите малышу снимать ту одежду, которая на ваш взгляд снимается очень просто. Спустя некоторое время он сможет справиться даже с зимней одеждой.
Известно, что любой навык формируется постепенно, и умение одеваться не исключение. Регулярно предлагайте ребенку решать несложные «задания», такие как продевание рук в рукава одежды, одевание носков, штанишек, шапки, рукавичек и т.д. Устройте увлекательное соревнование – кто быстрее сможет одеть футболку или другую вещь, малышу это понравится.
Сделайте вместе с ребенком увлекательный плакат (ватман), наклейте на него изображения вещей, в том порядке, в каком следует одевать одежду. Малыш будет на него смотреть и одеваться не только правильно, но и с удовольствием.
Помните, что усвоение различных навыков ребенка напрямую зависит от интеллектуального развития. Приобретите подходящие игрушки (одетые в одежду), они помогут малышу быстрее освоить процессы одевания. Очень полезны любые игрушки с карманами, застежками, липучками, шнурками, молниями, пуговицами и т.д
Обратите внимание на то, чтобы одежда была удобной, возможно нежелание самостоятельно одеваться кроется в неудобных вещах.
Ошибки родителей
Очень часто родители, обучая ребёнка одеваться самостоятельно, допускают досадные ошибки, которые замедляют этап усвоения навыка. Конечно, основной причиной таких промахов является отсутствие терпения. Поэтому старайтесь избегать некоторых типичных ошибочных ситуаций.
Если вы торопитесь, а малыш медленно натягивает на себя колготки, не стоит ругать его и бросаться ускорять процесс одевания, делая всё вместо ребёнка. Лучше приучите себя и кроху вставать на 30 минут раньше.
Не останавливайтесь на достигнутом. Если ребёнок успешно справляется с надеванием колготок, майки, пусть учится надевать кофты, брюки, верхнюю одежду.
Не требуйте всё и сразу. Нельзя заставлять и настаивать на том, чтобы малыш всё делал сам. Помогайте ему обязательно. Но только тогда, когда видите, что сам не справляется и уже готов отчаяться. В остальных же случаях лучше подождать, пока сам не попросит помощи.
Не скупитесь на похвалу. Если карапуз оделся сам, обязательно похвалите. И пусть пуговицы застегнул не так или перепутал левый и правый ботинок, главное, он сделал это САМ. И ещё: всегда объясняйте, как правильно надевать ту или иную вещь, а лучше – показывайте на себе.
Перед подготовкой к одеванию нужно научить малыша раздеваться. Пусть он снимает головной убор, стягивает носки, выворачивает колготы на лицевую сторону. И не стоит сразу же помогать, если у крохи что-нибудь не получается, позвольте ему стать более самостоятельным и научиться справляться с трудностями. Если у ребенка возникли сложности, и он уже начинает капризничать, то немножко помогите ему, но не делайте всю работу самостоятельно.
Полезные советы родителям:
• Многие малыши начинают нервничать, когда видят много одежды. Чтобы облегчить крохе задачу, поделите вещи на 2 части: одну надеваете вы, а другую – ребенок. Отдавайте ему в руки по одному предмету – сначала брюки, потом кофту, а затем – комбинезон. Делайте так до тех пор, пока малыш не начнет одеваться полностью самостоятельно.
• Подготовьте шпаргалку для малыша. Нарисуйте плакаты, где изображено, в каком порядке надевать вещи, повесьте их на стене в детской комнате. Рядом на полу или кровати разложите одежду в нужном порядке. Объясните малышу, чтобы он периодически смотрел на плакат, чтобы проверить, насколько он правильно справляется с задачей. С такой шпаргалкой дети сами одеваются.
• Подготавливайте вещи на завтрашний день еще с вечера
Особенно это важно в холодный сезон. Вместе подберите утренний комплект, разложите кофту, штаны или платье с колготками по порядку
• Многие дети не могут запомнить, где передняя, а где задняя часть одежды. Чтобы облегчить ему задачу, покупайте вещи с карманами, рисунками, которые размещены спереди. Если вы умеете шить или вязать, то сделайте вышивку или аппликацию на передней стороне футболки или платья. Если вы далеки от рукоделия, то просто прицепите на переднюю часть брошку или яркий значок.
• Детям легче одевать майки, носки, если они больше на размер, чем нужно. Это касается и кофт с узкими горловинами. Во время обучения покупайте вещи большего размера, чтобы ребенок 2 – 3 лет смог продеть голову в горловину и натянуть рукава.
• Будьте гибки во время освоения навыка одевания, не превращайте его в обязанность. Иногда достаточно заменить красную футболку на зеленую или платье на сарафан, чтобы избежать капризов, истерик и плохого настроения. Иногда случается так, что ребенок наотрез отказывается одеваться самостоятельно. Уступите ему, возможно, он плохо себя чувствует, так как не выспался. В таком случае можно оговориться, что мама одевают правую сторону одежды, а ребенок – левую.
• Выбирайте вещи вместе с ребенком. Ходите вместе в магазин, периодически проверяйте содержимое шкафов, во время выбора комплекта учитывайте мнение юного модника. Не стоит критиковать их идеи, даже если вещи подобраны неправильно. Просто объясните ему, что эти цвета не сочетаются, на улице слишком жарко или холодно для выбранной одежды.
Предварительный просмотр:
Развитие речи детей 4–5 лет. Рекомендации и советы.
Одним из значимых приобретений ребёнка дошкольного возраста является овладение родным языком. Рождаясь, человек не умеет говорить. Овладение речью происходит в первые годы его жизни. И далее, на протяжении всего жизненного пути речь становится главным инструментом взаимодействия с людьми. Для человека речь – средство общения, передачи информации, познания и социального взаимодействия.
Речь подразделяется на устную и письменную. В дошкольном периоде важно развитие именно устной речи. Главная задача взрослого - развить у ребёнка связную речь, от которой зависит успех в обучении в школе. В связи с этим, развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте является одной из актуальных проблем.
В возрасте 4–5 лет дети начинают активно разговаривать, заводить знакомства, логически мыслить и рассуждать. Родителям важно не упустить момент и начать ставить правильную речь чем раньше, тем лучше. Если ребенку уже четыре года, самое время этим заняться.
В возрасте 4–5 лет у детей постепенно совершенствуются фонетика, грамматический строй, словарный запас и связность речи.
- Фонетика или звукопроизношение.
На пятом году жизни ребёнок начинает лучше воспринимать и произносить звуки и к пяти годам:
- начинает различать звуки и способен определить присутствие или отсутствие того или иного звука в определенном слове;
- перестаёт смягчать согласные;
- начинает внятно произносить свистящие;
- осваивает шипящие звуки: исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками «т» и «д»; исчезает замена шипящих звуков «ш», «ж», «ч», «щ» свистящими «с», «з», «ц».
- должен освоить такие сложные звуки, как «л» и «р».
- делает меньше сокращений, пропусков в словах, перестановок звуков и слогов, замен (например, «автомобиль» — атабиль»; «первый» — «певрый»; «большой мальчик» — «босой мальчик»); Это больше касается трудных незнакомых слов.
Что делать?
Если какие-либо из вышеперечисленных изменений не произошли, то это повод обратиться за консультацией к логопеду.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Делайте простую артикуляционную гимнастику - она является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения.
Сами произносите слова четко и правильно. Разучивайте несложные скороговорки и чистоговорки – детям они нравятся.
- Словарный запас
Если в 4 года у ребёнка в норме словарный запас 1500–2000 слов, то к 5 годам он увеличивается до 2500–3000 слов.
Ребёнок активно употребляет обобщающие слова («одежда», «овощи», «животные» и т. п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. Он много разговаривает, любит слушать стишки и рассказы, запоминает и пересказывает сказки.
Возраст 4–5 лет – возраст «почемучек». Детям интересно все на свете. Они постоянно задают вопросы родителям. В этот период важно отвечать на вопросы развернуто, провоцировать ребёнка на диалог, вместе искать ответы на вопросы — все это расширяет словарный запас.
Что делать?
Пополнять словарный запас ребёнка можно ненавязчиво и легко. Разговаривайте с ребёнком: рассказывайте, что вы делает или что будете делать, что вы видели по дороге на работу, делитесь впечатлениями.
Гуляя с ребенком, можно обсудите как устроен автомобиль, автобус и т.п., для чего он нужен; кто работает в магазине, парикмахерской и т.п.; из чего состоит дерево; обсудите погоду, свою одежду (что именно вы одели и почему, какая она по цвету, из какого материала…).
Поиграйте в игру «Наоборот» - нужно подобрать антонимы. Называйте признак, а малыш должен назвать его противоположность (соленый – кислый, белый – черный…).
Читайте художественную литературу, это не только расширяет кругозор, обогащает речь ребёнка, но и способствует общему развитию.
Игра «Кто что делает». Например, спросите у ребенка, что делает каждое из животных: собака (лает), кошка (мяукает), птица (летает), змея (ползает).
- Грамматический строй речи
Грамматический строй речи - это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. По сути, он превращает наборы разрозненных слов в осмысленные и понятные предложения.
Грамматический строй в этом возрасте только формируется, поэтому она далека от совершенства. Дети могут допускать ошибки: неправильно выстраивать последовательность слов (вместо «я не хочу» скажет «я хочу нет») и неправильно согласовывать слова («один кошка», «у меня три подругов»).
Ребенок 4 лет говорит короткими и простыми предложениями. В них не более 3 – 4 слов. В речи еще преобладают существительные, прилагательные и глаголы. Но речь постепенно совершенствуется: фразы становятся сложнее и длиннее, начинают использоваться и местоимения, наречия, числительные , т.е. все части речи.
К 4,5 — 5 годам дети полностью овладевают своей речью. Они правильно используют единственное и множественное число, склоняют именные части речи и могут употреблять существительное во всех падежах.
К 5 годам ребята говорят распространенными и усложненными фразами, речь становится более логичной и связной, предложение может насчитывать до 10 слов.
Что делать?
Способствуйте формированию правильного грамматического строя речи, используя многочисленные речевые игры, например, «Скажи ласково» (стул – стульчик), «Мама – детёныш» (лось – лосёнок), «один – много» (стул – стулья) и т. д.
Учите согласовывать прилагательные и существительные в числе и падеже, существительные с числительными. Например, спросите: какое море (синее), какого цвета лента (красная), а песок (желтый). Предложите посчитать: одно яйцо, а два (яйца)?, два карандаша, а шесть (карандашей)?
Учите составлять прилагательные из существительных. Например, сумка из кожи какая? (кожаная), варенье из малины какое? (малиновое).
Сочиняйте сказки. Учите стихи, потешки, считалки, песни и .т.п.
- Связность речи
Связная речь — это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
В среднем дошкольном возрасте отмечаются значительные изменения в развитии речи детей:
- к 4 — 5 годам совершенствуется навык диалогической речи.
- дети начинают овладевать монологической речью.
- могут рассказывать о том, что они видели или слышали, делиться впечатлениями
- могут рассказать о своих желаниях, спорить, рассуждать, делать выводы.
- могут отвечать на вопросы о содержании сказки или рассказа.
- могут пересказать простую сказку («Колобок», «Курочка Ряба»)
Что делать?
Прочитайте ребёнку сказку, небольшой рассказ или расскажите историю и попросите пересказать.
Придумывайте совместно сказку про какую-нибудь игрушку ребёнка. Или рассматривайте картинки в книге и придумывайте истории про персонажей.
Мечтайте: куда бы вы отправились путешествовать, на чём, чтобы взяли с собой и т.п.
Придумайте вместе с чадом историю, запишите ее и нарисуйте к ней комикс.
Хороший способ - использовать мнемотаблицы для составления рассказов, заучивания стихотворений, потешек.
Лучший способ развития речи и ее связности — много разговаривать с чадом, обсуждать книги, мультики, фильмы, вести диалог, читать ему хорошие книги.
Итак, пятилетний ребенок должен говорить выразительно, связно, используя богатый словарь и разнообразные синтаксические конструкции, практически без речевых ошибок, произнося все звуки чисто. Над этим и важно работать, вовлекая ребенка в различные лингвистические игры.
Важно помнить, что связная грамотная речь не наследуется ребёнком. Её формируем мы – окружающие взрослые и в первую очередь родители. Взрослые должны давать образец правильной грамотной речи.
Если вы подозреваете у своего ребёнка нарушения развития речи, не теряйте времени — покажите его логопеду и неврологу. Чем раньше начнется коррекция речи, тем быстрее ребёнок «догонит» возрастную норму развития речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей Памятка по обучению детей правилам дорожного движения
Уважаемые родители хочется напомнить Вам еще раз правила безопасного поведения на улицах нашего города. 1. Переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги прекратите разговариват...
Памятка для родителей «Памятка родителям от детей»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШЕОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКОГО РАЙОНА Памятка для родителей «Памятка род...
Памятка для родителей по профилактике вредных привычек у детей и подростков Памятка для родителей по профилактике вредных привычек у детей и подростков
Памяткадля родителейпо профилактикевредных привычеку детей и подростков...
Памятка для родителей опасность открытого окна. Памятка для родителей водителей. Безопасность ребенока дома.
Консультации для родителей. ...
консультация для родителей "Безопасные окна" памятки "Как предотвратить выпадение ребёнка из окна" памятка для родителей "Безопасность при движении зависит и от вас" листовка "Тонкий лёд" памятка для родителей "Безопасный интернет"
фликерыСоветы безопасного поведения на дороге3Д-ручка для ребёнка-интересная информация.безопасность на льдуКонсультация для родителей "Безопасные окна"памятки "Как предотвратить ...
Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"
Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....
Памятка для родителей Задавайте ваши вопросы уважаемые родители!!!! «В 4 года ребенок должен уметь…» Памятка подготовлена воспитателем высшей категории МДОУ д\сад Аленушка Еникеева В.Н.
Памятка для родителейЗадавайте ваши вопросы уважаемые родители!!!!«В 4 года ребенок должен уметь…»Памятка подготовлена воспитателем высшейкатегорииМДОУ д\сад АленушкаЕникеева ...