Консультация для родителей "Советы родителям по обучению детей грамоте"
консультация

Розбах Татьяна Владимировна

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. В чем же их причины?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons._dlya_rod._sovety_roditelyam.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Советы родителям по обучению детей грамоте»

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. В чем же их причины?

Н о ос н о в н ы е  п р и ч и н ы  п о д о б н о г о  я в л е н и я — н а р у ш е н и е  ф о н е м а т и ч е с к о г о  в о с п р и я т и я , д е ф е к т ы  п р о и з н о ш е н и я , а

т а к ж е  н е с ф о р м и р о в а н н о с т ь  н а в ы к о в  з в у к о в о г о  а н а л и з а

и  с и н т е з а .

Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности.

Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова.

То есть, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

В большинстве своем дети в 2 и даже в 3 года заменяют акустически или артикуляционно сходные звуки (Ш на С, Р на Л, Ч на ТЬ, Щ на СЬ и наоборот), не замечают своего неправильного произношения, путают близкие по звучанию слова, искажают слоговую структуру многосложных слов, с трудом воспроизводят скороговорк и т. д.)

Приведенные факторы несомненно свидетельствуют о незаконченности процесса формирования фонематического восприятия, которое продолжает совершенствоваться параллельно с нормализацией произношения, вплоть до окончательного завершения последней.

Итак, несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой — тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Что же такое звуковой анализ?

Под звуковым анализом понимается:

1) определение порядка слогов и звуков в слове,

2) установление различительной роли звука,

3) выделение основных, качественных характеристик звука.

Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Уточним, что четкие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении.

В основе обучения чтению – не буква, а ЗВУК. На подготовительном этапе обучения грамоте в старшей группе следует научить ребёнка слышать звук [м] в слогах, словах.

На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО – т.е. так, как звучит ЗВУК.

Возьмем, к примеру, звук [м]. Мы произносим его отрывисто: М! И букву М необходимо

называть также: М! Ни в коем случае не ЭМ! Говоря ЭМ, мы произносим два звука – [э] и [м].

Данное обстоятельство только дезориентирует детей.

Первый шаг в подготовке ребёнка к обучению грамоте – он научился громко, чётко и протяжно произносить гласные звуки русского языка, их шесть – А, О,У, И, Э, Ы; дети знают, что гласные поются, тянутся, воздух свободно идёт через рот, нет препятствий, обозначаем гласные красным кружочком.

Второй шаг - деление слов на слоги, что для ребёнка естественно, т. к. слог - основная единица речи.

Попросите ребёнка хлопать в ладоши по мере прослушивания каждого слога: «мышонок», и тут же спросите: «Сколько раз ты хлопнул?». Ответ: «Три».

Цель упражнения научить детей протягивать гласные звуки и делить слово на слоги.

На этом этапе хорошо провести игру «Телеграф». Сначала произнесите слово по слогам. Чтобы принять телеграмму, нужно ее «записать»: взять карандаш и под схемой слова нарисовать соответствующее количество слогов, можно выложить сначала каждый слог пуговицами (наглядные средства позволят образно представить протяженность слов, научиться их измерять и сравнивать).

Итак, вы научили детей измерять слова, т. е. обследовать их звуковую оболочку.

Третий шаг - научить ребёнка выделять отдельные согласные звуки. Согласные, которые не поддаются протяжному произнесению, труднее выделить голосом (например: кит, дом). Старайтесь подчеркнуто произнести эти звуки, не отрывая от всего слова.

Задания могут быть разными: 1 Определить позицию звука в слове: в начале, середине, конце, при этом ребёнок может пальчиком вести под звуковой дорожкой, выделяя голосом нужный звук. 2 Составить схему слова: необходимо протяжно произнести каждый звук, выделив его. Согласные напомним, бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Твёрдые мы обозначаем- синим цветом, мягкие –зелёным; чтобы определить звонкий согласный или глухой, предложите ребёнку приложить ладонь к горлышку (если горлышко дрожит – звонкий, нет – глухой).

В памятке мы предлагаем игры для развития звукового анализа и синтеза. Одна из таких игр называется «Мечталка-сочинялка». Эту игру очень любят дети. Она развивает не только фонематический слух, но и творческое воображение.

Играть можно на лавочке, и на автобусной остановке, и на прогулке в парке. В игре шесть вопросов. Отвечая на вопросы, нужно обязательно употреблять слова на определенный звук (после знакомства детей с этим звуком):

1 Кем (или каким) вы хотите быть?

2 Какое имя вы себе выбрали?

3 Каких животных вы завели бы себе дома?

4 Что бы вы ели?

5 Куда бы вы ездили отдыхать летом?

6 Чтобы вы делали? (чтобы с вами происходило в жизни)?

Например: со словами со звуком «С».

1 Я хочу быть снежной королевой.

2 По имени Снежана.

3 У меня дома жил бы слон.

4 Я ела бы соски и сочни.

5 Летом я ездила бы на Северный полюс.

6 И всю жизнь бы смеялась


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по обучению детей грамоте.

В рекомендациях для родителей можно узнать как и с какого возраста можно начинать обучение дошкольников грамоте....

Семинар для педагогов "Советы родителям по обучению детей грамоте"

На семенаре-практикуме, я познакомлю педагогов, как быстрее научить ребенка читать, познакомлю с играми и упражнениями для обучения грамоте....

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ.

ВАшему вниманию представлены рекомендации для родителей "Что необходимо знать к школе"....

Консультация для родителей Тема: «Советы родителям по обучению детей грамоте».

Консультация для родителейТема: «Советы родителям по обучению детей грамоте». Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно читать и пис...

Памятка для родителей по обучению детей грамоте

 Простая и понятная памятка для родителей, стремящихся приступить к обучению своего ребенка грамоте самостоятельно....

Консультация для родителей "Советы родителям по обучению детей грамоте"

Консультация для родителей "Советы родителям по обучению детей грамоте"...