путешествие в страну знаний
консультация (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Тема родительских собраний на 2019 – 2020 год
- «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗНАНИЙ ПРОДОЛЖАЕТСЯ»
Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.
Задачи: - рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет;
- познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы, задачами дошкольного учреждения на новый учебный год;
- обновить анкетные данные семей воспитанников;
- научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе; - активизировать работу по развитию речи детей.
Участники: воспитатели, родители.
План проведения
Вступительная часть.
Поздравление родителей с началом учебного года.
Знакомство с новыми семьями, воспитателем.
Педагогический всеобуч «Ребенок 4-5 лет».
Особенности образовательного процесса в средней группе.
Ознакомление родителей с целями и задачами МОУ на новый учебный год.
Коротко о разном.
Ход мероприятия
I. Подготовительный этап
Создание фотогазеты «Лето красное, жизнь спортивная прекрасная» (родители приносят летние семейные фотографии, рисунки детей).
Подготовка благодарственных писем семьям, принявшие активное участие в подготовке группы к началу учебного года; проекта плана совместных мероприятий на новый учебный год; выписки из годового плана работы МОУ на новый учебный год (раздел «Взаимодействие с семьей»);
Оформление информационных листов с названиями совместных педагогических и творческих проектов, которые будут реализованы в новом учебном году.
Разработка проекта решения родительского собрания.
Оформление приглашения:
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!
Приглашаем Вас на организационное родительское собрание «Путешествие в страну Знаний продолжается, или только вперед!».
Вместе с нашими детьми отправимся в путешествие по океану Знаний.
Родительское собрание состоится 28 августа в 17.00.
Ждем Вас с нетерпением!
Воспитатели группы
II. Организационный этап
Родители заходят, рассаживаются произвольно. Родители изучают содержание программы родительского собрания и материалы представленных выставок.
III. Вступительная часть
Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас в нашей уютной кают-компании! Сегодня у нас праздник. Попробуйте догадаться какой. Нашим знаменитым путешественникам исполнилось четыре - пять лет, они перешли в среднюю группу детского сада! Давайте передадим им свои пожелания.
Упражнение «Пожелание»
Родители встают в круг, воспитатель пускает по кругу бубен.
Ты катись, веселый бубен,
Быстро-быстро по рукам.
У кого веселый бубен,
Тот пожелание скажет нам.
Пожелания родителей можно записать на магнитофон или видеокамеру, чтобы дать их прослушать посмотреть детям.
IV. Поздравление родителей с началом учебного года.
Чтобы отправиться в длительное Путешествие по стране знаний, нам необходимо надежное, оборудованное и средства. Это наш детский сад и наша группа (предметно-развивающая среда, без нее невозможно полноценное всестороннее развитие наших детей). Кто же помог качественно подготовить нашу группу к новому учебному году?
Вручение благодарственных писем
(Родителям вручают благодарственные письма за помощь в проведении ремонтных работ Сырбовы Т. Е. и Ю. В.) и подготовке группы к началу учебного года (Пивоварова И. В.).
V. Знакомство с новыми семьями, воспитателем
Родители и воспитатель сами коротко рассказывают о себе и своей семье.
Вывод. В любой команде очень важны понимание, добрые отношения, взаимопомощь и взаимоуважение. Условиями гapмоничных отношений детей и родителей, детей и педагогов, педагогов и родителей является умение уступать друг другу, взаимна терпимость.
VI. Педагогический всеобуч «Ребенок 4-5 лет»
Воспитатель. Мы готовы к путешествию. Полный вперед! Нет... чего-то еще нам не хватает! Конечно же, спасательных средств — педагогических знаний. А знаете ли вы, уважаемы родители, особенности наших главных путешественников? Что представляют собой дети в возрасте 4—5 лет?
А мы сейчас это узнаем с помощью упражнений...
Упражнение «Каким я увидел(а) своего ребенка летом?»
(родители стоят в кругу и передают друг другу «волшебное» яблочко)
- Он внимательный: помог мне нести сумку с дачи.
- Он ласковый: охотно целует, обнимает меня; жалеет животных: кормит у бабушки кур, козочку.
- Он наблюдательный: всегда заметит, когда распускается цветок, заходит солнце или появляется тучка.
- Он веселый: любит петь, никогда не хнычет по пустякам.
- Он трудолюбивый: может долго поливать грядку, делает дело до конца.
- Он мой любимый: я люблю его всякого и очень хочу, чтобы его любили все.
Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, их возрастные особенности. Составим общий возрастной портрет ребенка 4—5 лет, выделив показатели разных сторон его развития.
Ребёнку уже исполнилось 4 года. Убедитесь, что:
рост стал 102 см и увеличился на 4-5 см
вес стал 16 кг и увеличился на 1-2 кг
Теперь, чтобы не навредить малышу в его развитии, нужно выяснить, какие на этом возрастом этапе «ранимые места» в его организме и учитывать это.
Тело ребёнка изменило пропорции, активно идёт формирование осанки, закладывается походка, привычные позы при сидении, стоянии и т.д. Но сила мышц, поддерживающая скелет, недостаточна, утомляемость их велика и грозит разнообразными отклонениями в осанке. А последнее, в свою очередь, могут повлечь нарушения в деятельности самых разных органов и систем.
Поэтому надо обязательно следить за осанкой ребёнка. Особенно во время работы за столом (надо не только показать, но и рассказать, как правильно сидеть).
Навыки здоровья
К пяти годам ребёнок может в той или иной степени самостоятельно ухаживать за всеми открытыми частями тела. Он учится технике обработки своего тела. Он уже умеет самостоятельно мыть руки, полоскать полость рта, умываться, переодеваться.
Но ему ещё трудно, и он ещё учится:
чистить зубы
расчёсывать волосы
полоскать горло
И важно не столько количество самостоятельно выполняемых процедур, сколько качество выполнения.
Происходят изменения и в сознании детей
Идёт бурный расцвет фантазии. Воображения. Именно на пятом году жизни дети начинают рассказывать невероятные истории о том, что сами они участвовали в каких-то невероятных событиях, что папа таскал маму за волосы, хотя ничего подобного не было. И нельзя это назвать ложью. Это очень обидно для ребёнка. Подобные фантазии не являются ложью в прямом смысле слова, хотя бы потому, что не приносят ребёнку никакой ощутимой пользы. Они не помогают ему избежать наказания, не позволяют получить лакомство или игрушку. Это событие другого порядка. Подобное явление правильнее называть выдумками. Источники таких фантазий могут быть весьма различными. Например, это может быть яркий сон, который ребёнок принял за действительность. Это может быть стремление поднять свой авторитет среди сверстников. Это может быть и стремление справиться с какими-то страхами.
Поэтому единственно правильная форма реакции на подобные выдумки – спокойное и достаточно заинтересованное отношение к рассказам ребёнка. Но ни в коем случае нельзя уличать ребёнка во лжи.
На 5 г.ж. у детей наблюдается высокий познавательный интерес. Дети этого возраста способны знакомиться с предметами окружающего, выходящими за пределы своего опыта и восприятия детей.
Очень важно понимать, когда ребёнок накапливает такие представления, он не просто увеличивает объём знаний, а у него возникает отношение к тем новым сферам жизни, с которыми его знакомят: симпатии к дельфинам и опасливое отношение к акулам и т.д.
Однако вы непременно должны иметь в виду следующие обстоятельства. Дети очень чутки к искренности вашего отношения к тому или иному предмету или явлению. Если в глубине души вы не любите животных, вам никогда словами не удастся убедить детей в обратном. В самом начале пути в неизведанное не надо знакомить детей с тем, что не вызывает симпатии у вас самих.
Если в этом году мы не сможем заложить у детей способность мысленно выходить за пределы своего опыта и испытывать интерес к широкому окружающему миру, то позднее сделать это будет трудно, так как именно дети 5 лет очень активно воспринимают всё, что их окружает. И эта активность может сосредоточиться на ссорах со сверстниками, сравнении имущественного состояния своей семьи и других семей.
И ещё одно обстоятельство. При знакомстве детей с новыми явлениями в этом году следует ограничиться предметами, которые существуют физически. Например, не следует касаться таких «невидимых» сфер, как социальные отношения. Конечно, если ребёнок задаёт вопрос – ответить на него необходимо, но как можно проще и понятней для ребёнка.
Дети пробуют строить и первые умозаключения. Внимательно выслушивайте все рассуждения ребёнка и не торопитесь вносить в них свои коррективы. В этом возрасте важна не правильность вывода, а поддержка самого стремления ребёнка рассуждать и думать. Проявляйте серьёзное уважение к его интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый критический тон при обсуждении мыслей ребёнка недопустимы.
Мышление ребёнка после 4-х лет становится речевым. Если у малыша мыслительный процесс постоянно тяготел к тому, чтобы вылиться в предметную практическую деятельность, теперь он протекает преимущественно в уме.
Совершенствуется способность классифицировать.
Формируется операция сериации – построения возрастающего или убывающего упорядоченного ряда (например, по размеру).
Ребёнок активно осваивает операции счёта в пределах первого десятка.
Большинство детей начинают проявлять интерес к абстрактным символам – буквам и цифрам. Начинает развиваться знаково-символическая функция.
В этом возрасте у ребёнка проявляется принципиально новая способность сопереживать вымышленным персонажам, героям сказок. Детям становится доступна внутренняя жизнь другого человека.
К 4-м годам речь ребёнка уже в основном сформирована как средство общения и становится средством его мыслей и рассуждений.
Сверстник становится интересен как партнёр по играм. Ребёнок страдает, если никто не хочет с ним играть. Дети играют небольшими группами по 2-5 человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу.
Возраст 4—5 лет справедливо называют средним дошкольным. Ближе к пяти годам у детей начинают проявляться черты, свойственные дошкольникам старшего возраста: некоторая произвольность психических процессов, рост познавательных интересов и самостоятельности, попытки объяснить интересующие их явления окружающей жизни. Любознательность, потребность в самостоятельности и активности, в свою очередь, благотворно влияют на психику и поведение. Эти черты, например, облегчают ребенку пятого года жизни освоение норм родного языка и функций речи.
Вместе с тем неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость, конкретность и образность мышления, увлеченность игрой и игровыми ситуациями сближают детей пятого года жизни с младшими дошкольниками. И расширяющиеся на данном возрастном этапе возможности воспитания и обучения детей не могут быть реализованы без знания и учета этой двойственности развития. (В.В. Гербова.)
(Родителям выдается одна из памяток (по экземпляру все памятки представлены в папке - передвижке) (приложение 3, 5, 6).
Воспитатель. Очень важно в воспитании учитывать индивидуальные особенности ребенка. Они обусловлены типом нервной системы. И.П. Павлов выделил четыре основных типа нервной системы (в зависимости от реакции организма на внешние раздражители): флегматик, сангвиник, холерик, меланхолик.
Родителям для самостоятельного изучения предлагаются тест на определение темперамента и памятка «Темперамент вашего малыша» (приложение 7).
VIII. Особенности образовательного процесса в средней группе
1. Сообщение воспитателя
Воспитатель рассказывает родителям о режиме дня, образовательных программах, по которым осуществляется педагогический процесс, задачах воспитания и обучения (можно оформить в виде памятки), об основных занятиях и видах детской деятельности (сетка занятий), о дополнительном образовании (бесплатные и платные кружки).
2. Обратная связь с родителями
Родители задают интересующие их вопросы, высказывай предложения по улучшению качества образовательного процесса. Им выдается памятка «Правила для родителей» (приложение 4)
IX. Заполнение родителями анкеты
Родители заполняют анкету семьи, куда вносят все изменения произошедшие за текущий период (изменения фамилий, адрес телефонов, места работы и т. п.). Родители получают распечатанный список воспитателей (Ф.И.О., контактные телефоны, время проведения консультаций)
X. Заключительная часть
Воспитатель. Путешествие в страну Знаний продолжается. Желаем вам успехов, интересных открытий, веселых игр и настоящих друзей! Только вперед!
Приложение 1.
Анкета для родителей
Уважаемые______________________________________________________________________
(имена, отчества родителей).
Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам в организации интересных собраний, увлекательной работы с детьми.
Заранее благодарим за своевременно заполненную анкету.
Какие родительские собрания, встречи, экскурсии Вы предлагаете провести в этом году?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Считаете ли Вы возможным посещение собраний, других мероприятий всей семьей?
а) да;
б) нет (почему?).__________________________________________________________________
Что нам следует учитывать, приглашая Вас на собрание, занятие, беседу?
__________________________________________________________________________________
Какие дни и часы недели у Вас наиболее заняты?______________________________________
Ваши советы и предложения по организации и проведению собраний.
__________________________________________________________________________________
Какую помощь можете оказать в их подготовке?______________________________________
_________________________________________________________________________________
Согласны ли Вы принять участие в выставке и представлении Ваших хобби? Каких?
__________________________________________________________________________________
Какая Вам необходима помощь?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ваши вопросы и предложения.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2.
Анкета семьи
Фамилия, имя, отчество ребенка.
Дата рождения ребенка.
Количество детей в семье.
Сведения о маме:
а) фамилия, имя, отчество;
б) образование (высшее, среднее и др.);
в) место работы, должность, рабочий телефон;
г) увлечения и возможности по оказанию помощи в прове дении групповых мероприятий.
5. Сведения о папе:
а) фамилия, имя, отчество;
б) образование (высшее, среднее и др.);
в) место работы, должность, рабочий телефон;
г) увлечения и возможности по оказанию помощи в проведении групповых мероприятий.
Адрес, по которому проживает семья.
Количество членов семьи, проживающих по данному адресу.
Домашний телефон (другие контактные телефоны).
Приложение 3.
Уровень развития речи детей 4-5 лет
Четыре года
Словарный запас достигает 2000 слов.
В активной речи появляются слова второй степени обоб щения (посуда — чайная и столовая, машины – грузовые и легковые, люди - мужчины и женщины и т. п.).
Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначаю щих пространственные и временные признаки.
Появляется словотворчество, что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.
В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.
У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у ча сти детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов Р, Р'.
Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен.
Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений.
Пять лет
1. Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.
2. Начинает формироваться внутренняя речь - свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности.
Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй степени обобщения.
Возможны ошибки при построении сложных предложений.
Звукопроизношение полностью нормализовалось.
Появляется способность к выделению звука из слова, т.е. формируются навыки звукового анализа слов, звуковая оболочка слова перестала быть прозрачной, незаметной для восприятия.
Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.
Приложение 4.
Правила для родителей
Приводите ребенка в детский сад:
до 8.15;
в чистой, опрятной и удобной одежде и обуви, с необходимым комплектом сменного белья, с аккуратно причесанными волосами и коротко подстриженными ногтями; здоровым (обо всех случаях недомогания ребенка извещайте воспитателя).
Выявленные при утреннем фильтре больные и дети с подозрением на заболевание в детский сад не принимаются.
Информируйте администрацию детского сада об отсутствии ребенка в связи с болезнью в течение первых двух часов в день заболевания.
После перенесенного заболевания, а также отсутствия в детском саду более трех дней представьте старшей медицинской сестре справку о состоянии здоровья ребенка от участкового врача-педиатра.
Лично передавайте и забирайте ребенка у воспитателя. Hапишите заявление на имя директора МАДОУ, если право забирать ребенка передоверяете родственникам или детям старше 16 лет.
Накануне предполагаемого отсутствия ребенка в детском саду по семейным обстоятельствам (отпуск, летний период, санаторно-курортное лечение и пр.) оставьте заявление директору МАДОУ.
Вносите плату за содержание ребенка в МАДОУ не позднее 10-числа каждого месяца. Своевременно представляйте документы, подтверждающие льготы по оплате за содержание ребенка в детском саду.
Соблюдайте этические нормы в общении с детьми и сотрудниками детского сада.
Не рекомендуется:
приносить в детский сад ценные вещи и игрушки.
Запрещается:
приходить в детский сад в нетрезвом виде;
курить на территории детского сада;
приводить животных.
Приложение 5.
Особенности организации занятий детей 4-5 лет
Учитывая психологические особенности детей 4—5 лет, педагог проводит на занятиях физкультурные минутки, использует игровой материал, включает игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой.
На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром очень важно:
обогащать словарный запас детей;
развивать наблюдательность и любознательность;
совершенствовать навыки общения (вежливого и культурного) со сверстниками и взрослыми;
развивать эстетическое восприятие, понимание содержания художественных произведений;
учить логично и последовательно строить описание, задавать вопросы;
совершенствовать звуковую культуру речи, добиваться чистого произношения звуков и слов, правильной постановки ударения;
учить отвечать краткими и развернутыми предложениями;
• обучать правильному согласованию слов в предложении.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром особое внимание уделяется:
бережному отношению к природе, вещам, созданным тру дом людей;
формированию любви к родному краю.
В процессе развития речи необходимо использовать книги-раскраски. Раскрашивание предметов надо проводить штрихов кой (частой или редкой) в заданном направлении: лежащие линии (горизонтальные), стоящие линии (вертикальные), наклонные («как дождик») — это способствует развитию тонкой координации руки.
Для умственного развития большое значение имеет формирование элементарных математических представлений и логического мышления.
На занятиях по лепке необходимо развивать умения скатывать пластилин круговыми движениями, расплющивать, соединять в виде кольца, защипывать края формы; учить лепить предметы из нескольких частей, правильно располагать части. Это способствует, с одной стороны, формированию тонкой координации движений кисти руки, с другой — развитию пространственно воображения.
Очень важно на занятиях по изобразительному искусству не только развивать вкус на лучших произведениях искусства, но и учить сочетанию цветов и оттенков для создания выразительного образа, закрашивать рисунки (красками, гуашью, карандашами), ритмично наносить мазки, штрихи, не выходя за пределы, контура; учить правильно передавать в рисунке расположение частей при изображении сложных предметов (вверху, внизу, слева, справа), изображать круглую, овальную, прямоугольные и треугольную формы; учить рисовать элементы узора (мазки, точки, прямые линии, кольца, дуги и т. д.). Все это направлено на развитие пространственного воображения и мышц кисти руки.
Занятия по физической культуре направлены на укрепление здоровья детей, формирование правильной осанки, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков. Их учат ходить и бегать, согласуя движения рук и ног, ползать, пролезать, энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжка ориентироваться в пространстве.
На музыкально-ритмических занятиях дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки в умеренном и быстром темпе, самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки, выполнять такие танцевальные движения, как прямой галоп, «пружинка», подскоки, переступание с носка ноги на пятку, кружение по одному и в парах, движение парами по кругу в танцах и хороводах; учатся выполнять движения с предметами, выразительно передавать игровые образы. Им прививается интерес к музицированию.
К концу года дети на пятом году жизни умеют:
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
учить наизусть небольшие стихотворения, потешки;
считать в пределах пяти (количественный счет);
отвечать на вопрос «сколько всего?»;
сравнивать две группы предметов, используя счет (больше - меньше); сравнивать пять предметов разной длины, ширины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке подлине, ширине, высоте;
указывать и называть круг, квадрат, прямоугольник, тре угольник;
различать и называть части суток;
определять направление движения от себя: направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз;
отличать правую и левую руку;
правильно передавать в рисунке форму, строение предметов;
изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их на одной линии, на всем листе, связывая единым содержанием;
лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезать с одного пролета на другой, ползать разными способами;
принимать правильное исходное положение в прыжках с места, мягко приземляться, прыгать в длину с места на 70 см;
ловить мяч кистями рук с расстояния 1,5 м;
принимать правильное исходное положение при метании, метать предметы разными способами правой и левой рукой;
отбивать мяч о землю (пол) не менее пяти раз подряд;
сохранять равновесие на ограниченной площади опоры;
ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"
Муниципальное дошкольное образовательное учреж...
«Путешествие в страну Знаний». Сценарий праздника «День знаний»
Сценарий для разновозрастной группы детей...
Сценарий, посвященный дню знаний "Путешествие в страну знаний"
Данныйм атериал поможет организовать детей на начало учебного года....
Праздник, посвященный Дню знаний "Путешествие в страну знаний"
Цель: создать весёлое настроение, принести детям радость, удовольствие, показать результат музыкального образования детей и их достижения.Задачи:Образовательная:Развивающая: развивать музыкальные, арт...
Праздник ко Дню знаний «Путешествие в страну Знаний и игр»
Цель: создать веселое праздничное настроение, воспитать положительного отношения к детскому саду и школе.Задачи:Обучающие: обобщить знания детей о празднике День Знаний, учить быстро переключаться с о...
Сценарий праздника ко Дню знаний «Путешествие в страну Знаний» для детей 6-7 лет
Сценарий может быть интересен для музыкальных руководителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. Материал предназначен для детей 6-7 лет...
Сценарий праздника ко Дню знаний «Путешествие в страну Знаний»
Цель: Создать у детей радостное, праздничное настроение.Задачи.- Развивать музыкально-исполнительские способности детей, координацию движений.- Воспитывать эстетическое восприятие, дружеские взаимоотн...