консультация для воспитателей " Игры по дорожной безопасности"
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад «дамырак» с Самагалтай МР «Тес-хемский кожуун РТ»
Воспитатель: Танова Е.К
Консультация для воспитателей «Как приучить ребенка к книге»
Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг». Воспитать у каждого ребёнка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге – одна из задач, которую ставит перед собой каждый воспитатель. Сегодня, к сожалению, Россия не может назваться самой читающей страной. Многие деятели культуры, образования, средства массовой информации обеспокоены кризисом читательской культуры, а именно снижением интереса к чтению. Некоторые дети небрежно относятся к книгам, они привыкли к их изобилию. Книга даже перестала быть желанным подарком, поэтому работу по воспитанию интереса к книге мы начинаем уже в раннем возрасте. Большое внимание уделяем устному народному творчеству: потешки, прибаутки, шутки, пословицы, поговорки используются не только вовремя непосредственно образовательной деятельности, но и в повседневной жизни. Все это расширяет кругозор детей, развивает способность понимать речь взрослого, овладевать родным языком.
Особую роль в приобщении детей к книге отводим книжному центру в каждой группе.
При оформлении книжного центра в младшей разновозрастной группе учитываем индивидуальные особенности этого возраста. Книжный центр делим на две части: для детей первой младшей подгруппы помещаем предметные и сюжетные картинки, наклеенные на твердую основу (картон). Воспитатель учит детей рассматривать их, отвечать на элементарные вопросы: кто (что) это? Что делает? Постепенно дети начинают сами называть увиденные предметы. Затем изготавливаем маленькие «книжечки» (сшиваем по три – четыре картинки), и дети с удовольствием их рассматривают, отмечая уже знакомые предметы. Когда они научатся пользоваться этими «книжками», знакомим с первыми настоящими книгами. Они ярко, красочно оформлены, и это привлекает внимание малышей. Воспитатель знакомит с каждой книгой, показывает иллюстрации, обучает правилам пользования книгой (не мять листы, посмотрев, поставить на место).
Для детей второй младшей подгруппы работа продолжается с учетом усложнения задач, поставленных программой. Во время непосредственной образовательной деятельности учим детей правильно воспринимать и понимать художественное слово. В книжном центре помещаем знакомые литературные произведения, и каждый ребенок может подойти, посмотреть полюбившуюся сказку, поговорить о ней со своим сверстником. Чтобы вызвать интерес к книгам, с помощью игрушек разыгрываем сценки из художественных произведений, проводим дидактические игры типа, «Из какой это книжки?», «Кто это сказал?». (Малыши угадывают слова и диалоги из знакомых сказок, стихов, узнают книги по обложке.) Закрепляя у детей знания правил обращения с книгой, знакомим с новыми: книги можно брать только чистыми руками, смотреть их всегда за столом, страницы перелистывать аккуратно, по одной, не торопясь. В средней подгруппе дошкольники проявляют уже большой интерес к книгам. Они подолгу рассматривают иллюстрации, обмениваются мнениями о содержании сказки, рассказа. В книжном уголке помещаем знакомые сказки, рассказы о природе, животных. Предлагаем для рассматривания, например, одну и ту же сказку, но иллюстрированную разными художниками. Это побуждает детей высказать впечатление о книге, о том, как изображены герои, какие иллюстрации больше понравились.
Дети 4-5 лет (средний возраст) с желанием инсценируют знакомые стихи и сказки и показывают их малышам, с интересом рассматривают рисунки старших дошкольников на темы знакомых произведений: «Колобок», «Теремок», «Федорино горе», проявляют свое отношение к персонажам. Для детей пяти лет проводим литературные викторины: предлагаем по обложке книги узнать произведение, назвать сказку по иллюстрации или по прочитанному из нее отрывку. Для лучшего усвоения правил обращения с книгами используем игровые приемы, например приход Петрушки, Смешарика, Буратино и так далее, который напоминает эти правила. В старшей подгруппе детей учим понимать мотивы поступков героев литературных произведений, формируем осознанное отношение к ним, обращаем внимание на язык сказки, рассказа, на авторские приемы и обороты, закрепляем навыки аккуратного пользования книгой. Дети получают элементарные представления о том, как создаются книги, какую огромную ценность они имеют для познания мира. Проводим обобщающие беседы на темы: «Что мы знаем о книге», «Книга – лучший друг» и другие. Организуем и специальные занятия, посвященные творчеству отдельных писателей, поэтов.
В подготовительной к школе подгруппе работа по формированию интереса и бережного отношения к книге продолжается. Знакомя дошкольников с художественным произведением, стараемся добиваться, чтобы они поняли его главную идею, могли определить жанр, отметить особенности сказки.
Детей седьмого года учим понимать мотивы поступков героев, позицию автора и его отношение к своим героям. Дошкольники получают более глубокие знания о том, как создается книга, сколько людей трудится над тем, чтобы она дошла до читателя. После того как дети познакомятся с процессом создания книги, они начинают понимать: книги надо беречь – ведь это труд многих людей. Очень нравятся детям экскурсии в школьную и сельскую библиотеку. В библиотеке обращаем их внимание на то, что здесь много разных интересных книг, которые можно брать домой и читать.
При работе с детьми в подготовительной подгруппе обращаем особое внимание на содержание книжного центра, в котором помещаются: книги, рекомендованные программой; наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов; игры для развития речи: «З акончи сказку», «Узнай героя», «Подбери картинки»; портреты писателей и поэтов; рисунки детей по мотивам любимых произведений; изготовленные дошкольниками книжки-малютки. Часто мы составляем книги из рассказов детей. Периодически оформляем тематические выставки «Веселые книжки», «Книги о нашей стране», и так далее. В их организации принимают участие и дети. Уровень освоения области «Художественная литература» у детей старшего возраста различен. Многие дети уже умеют читать. Поэтому для этой категории детей в книжных центрах мы помещаем книги для самостоятельного чтения по слогам. При размещении книг в центрах мы также обращаем внимание на гендерный подход, т.е. подбираем книги с учетом интересов, как мальчиков, так и девочек. Книги группируем в соответствии с тематикой недели, либо месяца. Беседы со старшими дошкольниками стараемся сочетать с показом иллюстраций, повторным чтением, с организацией игры драматизаций, часто возвращаемся к ранее прочитанным книгам, ведь с возрастом дети воспринимают их иначе, более осознанно. Герои книг оживают в рисунках и лепке дошкольников. Из лучших рисунков мы составляем альбомы, готовим выставки поделок для книжного уголка. Среди старших дошкольников стали популярными дидактические игры «Узнай героя», «Найди друга», «Кто автор?».
В группах мы организуем и мастерские по ремонту книг. Дети сами подбирают необходимые материалы – бумагу по цвету и толщине, клей и т. п. Во время совместного труда они вспоминают содержание книг, делятся своими впечатлениями о поступках героев. Очень любят дети литературные викторины, тематические вечера, посвященные творчеству писателей, поэтов, на которые приглашаем родителей. С восторгом ждут наши дети встречи со школьниками, учащимися начальной школы. Мы проводим совместные викторины и конкурсы «Что мы знаем об Успенском», «Наши любимые герои» и так далее. Наш детский сад имеет договор со школой. ------------------------------вместе с воспитателями разработали план на год, по которому мы работаем. Одной из форм работы со школой является «Литературное кафе», где Галина Алексеевна знакомит детей с интересными книжными новинками. Обязательным условием полноценной реализации образовательной области «Чтение художественной литературы» является взаимодействие педагога с родителями. Для этого у нас в детском саду существует система работы во всех группах. На родительских собраниях, начиная с младшей группы приводим разъяснительную работу о значении развивающих функций художественной литература, приглашаем библиотекарей, как школьного, так и из сельской модельной библиотеки. Они рассказывают, что надо читать будущему первокласснику, приглашают родителей вместе с детьми на различные мероприятия, которые проводятся в сельской библиотеке. Результатом этой работы является то, что в сельскую библиотеку записаны и наши дошколята, которые посещают ее вместе с родителями. В папках – передвижках, и в родительских уголках даем рекомендации родителям, как правильно выбрать книгу соответствующую возрасту ребенка, как воспитывать бережное отношение к книге. Большая разносторонняя работа по воспитанию у дошкольников любви к книге невозможна без соответствующей подготовки педагогов. В нашем детском саду для воспитателей разработаны рекомендации и консультации по следующим вопросам: «Как правильно читать книгу детям», «Как проводить беседу по художественному произведению в разных возрастных группах», «Дидактические игры по литературным произведениям», «Планирование работы с детьми в книжных уголках» и другие. Проводимая в системе работа по приобщению детей к книжной культуре дает ощутимые результаты: дети знают и выполняют правила обращения с ними. Мы надеемся, что этот интерес будет расти, и приложим к этому все свои знания и силы. Ведь научить понимать и любить книгу – значит научить мыслить и чувствовать. Книга – добрый и мудрый советчик, друг и учитель. Для нас, педагогов, эти слова звучат как непреложная истина. А наши воспитанники только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чудес и загадок. Поэтому наша задача, в первую очередь, состоит в построении работы таким образом, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, дети имели возможность каждодневного общения с книгой, могли развивать свои литературные интересы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей Обучение правилам дорожного движения в игре
Современные города очень быстро растут и развиваются, увеличивается количество автотранспорта и интенсивность движения на дорогах. Обеспечение безопасности движения становится всё более важной государ...
Консультация для воспитателей Обучение правилам дорожного движения в игре
Современные города очень быстро растут и развиваются, увеличивается количество автотранспорта и интенсивность движения на дорогах. Обеспечение безопасности движения становится всё более важной государ...
Консультация для воспитателей Игра – ведущий вид деятельности ребёнка- дошкольника при формировании у него основ безопасности собственной жизнедеятельности
Дидактическая игра-явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средства всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический...
Консультация для воспитателей "Использование паспорта дорожной безопасности"
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей «Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах».
консультация...
Консультация для воспитателей "Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах"
Актуальность проблемы обучения детей правилам дорожного движения связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойств...