Пестование
статья (младшая группа)

Якуничева Анна Игоревна

Пестование - это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка. Оказывается, все старославянские игры ("сорока-ворона", "ладушки" и т.п.) - и не просто игры, а лечебные процедуры. Потешки - пестушки способствуют тому, что малыш сам начинает договаривать отдельные звуки, слова потешки. Дети начинают играть со словами, т.е. их речь развивается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pestovanie.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Пестование

Пестование, чтоб вы знали, — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка. Оказывается, все старославянские “игры для самых маленьких” (типа “сороки-вороны”, “трех колодцев”, “ладушек”) — и не игры вовсе, а лечебные процедуры на базе акупунктуры.

Если вы ребенка просто пеленаете, моете и кормите — эго вы за ним ухаживаете. Если вы говорите при этом нечто вроде: “Ах ты мой сладкий! Давай-ка эту ручку сюда, а вот эту — в рукавчик. А теперь мы наденем памперс” — это вы его воспитываете: ибо человек должен знать, что его любят, с ним общаются и когда-нибудь надо начать самому говорить.

Потешки способствуют развитию двигательной активности малыша, которая очень тесно связана с их речевой активностью. Напевность, музыкальность стихотворных строк способствует тому, что малыш сам начинает договаривать отдельные звуки, слова потешки. Ему нравится игра слов, которую он замечает в произведении. Это приводит к тому, что подражая речи взрослых, дети начинают играть словами, звуками, звукосочетаниями. Короткие, выразительные и понятные стихотворные строчки легко и быстро запоминаются маленькими детьми.

Вот если вы, умывая дигятю, произносите пестушку вроде:

Водичка, водичка,

Умой мое личико - Чтоб глазки блестели,

Чтоб щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

А делая массаж или зарядку, приговариваете:

Потягушки-потягунюшки,

Поперек толстунюшки.

Ноженьки — ходунюшки,

Рученьки — хватушошки.

В роток — говорок,

А в головку — разумок...

На земле все подчинено определенным ритмам: дыхание, кровообращение, выработка гормонов... День и ночь, лунные месяцы, приливы и отливы. Каждая клеточка работает в своем ритме. На том, кстати, и строятся заговоры от болезней: ведуны ловят “здоровый ритм” и подстраивают под него больной орган. Так что на каждую болячку — свой стих. Современный городской человек из природных ритмов выбит, он отгораживается от них, а бунтующий организм успокаивает таблетками.

✓Сорока-ворона

Большое значение, именно для развития речи детей, имеют те потешки, которые сопровождаются разнообразными движениями пальчиков рук.

На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. И все эти “бабушкины сказки” — не что иное, как массаж в игре.

Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре “Сорока- ворона кашу варила, деток кормила” стимулируют работу желудочно- кишечного тракта у малыша.

На центре ладони — проекция тонкого кишечника; отсюда и надо начинать массажик. Затем увеличивайте круги — по спирали к внешним контурам ладони: так вы “подгоняете” толстый кишечник (текст надо произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить “варить кашу” надо на слове “кормила”, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавит вас от запоров).

Дальше — внимание! Все не так просто. Описывая работу “сороки- вороны” на раздаче этой самой каши деткам, не стоит халтурить, указывая легким касанием “этому дала, этому дала...” Каждого “детку”, то есть каждый пальчик вашего младенца надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный — для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени; указательного — желудка. Большой палец (которому “не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил — вот тебе!”) не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и гак называемый “легочный меридиан”. Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует “побить”, чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.

Кстати, эта игра совершенно не противопоказана и взрослым. Только вы уж сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.

✓Ладушки

Общеизвестно, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой (мелкими движениями пальцев). Так что вполне вероятно, что, если ладошка научится раскрываться, то и головка активнее начнет работать.

Тонус мышц и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатываются при прикосновении к круглой поверхности... К собственной ладошке, к голове или к маминой руке. Для того, должно быть, славянские волхвы и придумали игру в “ладушки”.

  • Ладушки, — говорите вы, — ладушки. — И выпрямляете пальчики малыша на своей ладони.

-Где были? У бабушки!- соедините его ручки ладошка к ладошке.

  • Что ели? Кашку! — хлопнули в ладоши.
  • Пили простоквашку! — еще раз.
  • Кыш, полетели, на головку сели! — это самый важный момент: малыш прикасается к своей голове, раскрывая ладонь на круглой поверхности.

Понятно вам теперь, почему игра называется “ладушки”? Да потому что она налаживает работу детского организма. И, спорим, вы никогда не задумывались о происхождении слова “ладонь”? Центр наладки!

✓ Три колодца

Это, пожалуй, самая забытая из “лечебных игр”. Тем не менее она — самая важная (если, конечно, вы не намерены с детства начать пичкать своего потомка антибиотиками).

Игра строится на “легочном меридиане” — от большого пальца до подмышки. Начинается с поглаживания большого пальца:

  • Пошел Ивашка за водою и встретил деда с бородою.

Тот показал ему колодцы...

Дальше следует слегка надавить на запястье, прямо на точку пульса:

  • Здесь вода холодная, — нажав на эту точку, мы активизируем иммунную систему. Профилактика простуды.

Теперь проведите пальцем по внутренней поверхности руки до локтевого сгиба, надавите на сгиб:

  • Здесь вода теплая, — мы регулируем работу легких.

11ошли дальше, вверх по руке до плечевого сустава. Чуть-чуть нажмите на него (мы почти закончили “массаж легких”):

  • Здесь вода горячая...
  • А гут кипяток! — Пощекочите карапуза под мышкой. Он засмеется — а это само по себе хорошее дыхательное упражнение.

Начинайте прямо сейчас. Такие игры весьма кстати: и развлечение, и профилактика от гриппа.

Определяющим в рассказывании потешек является создание речевого и игрового общения между взрослым и ребенком. В то же время, рассказывание стихотворного фольклорного произведения, напоминающее веселую игру, расширяет кругозор ребенка, обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру. А самое главное, с помощью стихотворных фольклорных форм ребенок с самого рождения оказывается в мелодичном музыкально-поэтическом окружении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пестование малыша. как инструмент для развития речи малыша. Опыт наших предков.

В древности детей пестовали. Это сейчас их воспитывают, взращивают, обучают и обихаживают…Пестование — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. О...

Пестование для здоровья ребенка

Пестование для здоровья ребенка. В ДРЕВНОСТИ ДЕТЕЙ НЕ ВОСПИТЫВАЛИ, А ПЕСТОВАЛИПестование — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. Оказывае...

Картотека потешек, поэзии пестования для всех режимных моментов в группах раннего и младшего дошкольного возраста

Картотека потешек, поэзии пестования для всех режимных моментов в группах раннего и младшего дошкольного возраста...

Пестование малыша от 0 до 1 года

Пестование – процесс настройки на боритмы Земли....

"Уроки русской культуры пестования"

Консультация для родителей....

"Пестование как исконно русский формат воспитания детей раннего возраста"

Опыт работы представленный в рамках районного методического объединения педагогов  первых младших групп ДОО по теме: "Народное творчество как средство реализации программы воспитания "...