Конспект практического занятия с родителями «Мотивационная готовность к школе»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект практического занятия с родителями
«Мотивационная готовность к школе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_prakticheskogo_zanyatiya_s_roditelyami.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект практического занятия с родителями
«Мотивационная готовность к школе»
Внутренняя позиция школьника и мотивы учения.
В теоретических работах основной упор делался на значение мотивационной сферы в формировании личности ребенка. С этих же позиций рассматривается психологическая готовность к школе, то есть наиболее важным признавался мотивационный план. Были выделены две группы мотивов учения:
1) широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные "с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений";
2) мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или "познавательные интересы детей, потребность
в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями".
Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Лидией Ильиничной Божович "внутренней позицией школьника" (1968). Этому новообразованию Л.И. Божович придавала очень большое значение, считая, что "внутренняя позиция школьника" может выступать как критерий готовности к школьному обучению.
Практическое занятие с родителями
«Мотивационная готовность к школе»
Цель: формирование представлений у родителей о мотивационной сфере ребенка.
Содержание занятия.
- Приветствие. Упражнение «Зеркало».
Инструкция. Упражнение выполняется по кругу. Сейчас один будет «зеркалом» другого. Тот, кто исполняет роль «зеркала», поворачивается к соседу, сидящему слева от себя и встречается с ним взглядом. Затем «зеркало» произносит комплимент своему соседу. А тот, кто «смотрится» в зеркало, отвечает: «Да, я знаю» или «да, я такая (ой), а еще я … (умею, знаю и т.п.)». Теперь тот, кто смотрелся в «зеркало», становится «зеркалом» для своего соседа слева.
- Разминка. Упражнение «Подари улыбку».
Инструкция: участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди «дарит» улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.
3. Основная часть.
а) Информационный блок.
Ведущий предоставляет информацию о важности мотивационной готовности для будущего первоклассника, методах развития мотивационной сферы, влиянии стиля воспитания на формирование мотивации ребенка в ходе подготовки к первому классу.
Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться, стремление стать школьником, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности.
Если вы хотите помочь ребенку учиться в школе радостно, начните со следующего:
- расскажите, что значит быть школьником, и какие обязанности появятся в школе;
- на доступных примерах покажите важность уроков, уроков, школьного распорядка;
- воспитывайте интерес к содержанию знаний, к получению новых знаний;
- воспитывайте произвольность, управляемость поведения;
- никогда не говорите о том, что в школе не интересно, что это напрасная трата времени и сил.
- организуйте экскурсии в школу, знакомьте с атрибутами школьной жизни;
- подбирайте развивающие игры и упражнения.
б) Практический блок.
- Упражнение «Мусорная корзина».
Инструкция: на листочках бумаги напишите все те качества, которые мешают Вам эффективно общаться с ребенком, и от которых хотелось бы избавиться. После того, как эти качества записали, подумайте, какие качества Вы бы хотели получить взамен, чтобы способствовать развитию у ребенка мотивационной готовности к труду, самостоятельности, усидчивости. Запишите желаемые качества на бумаге.
Записки с ненужными качествами выбросить в корзину. А с желаемыми качествами оставить у себя.
А сейчас давайте с вами поиграем в некоторые игры и упражнения, которые вы можете использовать дома, вместе с ребенком, для развития мотивационной готовности к школе.
- Упражнение «Ассоциация на слово «первоклассник».
Инструкция. Упражнение выполняется по кругу. Ведущий предлагает назвать ассоциации, возникающие на слово «первоклассник». Начинает тот, кому ведущий передает мяч. Затем, первый играющий называет свою ассоциацию и перебрасывает мяч любому следующему игроку и т.д.
- Упражнение «Что лежит в портфеле?».
Инструкция. Родители стоят в кругу. Ведущий бросает одному родителю мяч и называет какой-либо предмет, например: ручка, тетрадь, кирпич, кукла и т.п. Если, по мнению взрослого, этот предмет должен лежать в портфеле, он ловит мяч, если нет – ловить мяч не нужно.
- Упражнение «Я хочу в школу, потому что…».
Инструкция. Вы можете рассказать детям историю о первоклассниках, которые делятся друг с другом о том, почему они ходят в школу и поиграть в эту игру с ребенком дома.
- Упражнение «Собираем портфель».
Инструкция. Родители сидят в кругу. Первый участник говорит: «Я возьму с собой в портфель…» - и называет какой-нибудь необходимый в школе предмет. Следующий повторяет название предмета, который назвал предыдущий человек и добавляет свой предмет, следующий – первые два слова и свое, последний повторяет все названные предметы.
- Упражнение «Громко – тихо».
Инструкция. Ведущий произносит незаконченные предложения, например: «Когда ты на уроке, ты разговариваешь…», «На уроке физкультуры ты говоришь…», «У доски отвечаешь…», «Повторяешь правило…» и бросает мяч одному из участников. Его задача – закончить фразу, крикнув: «Громко!», или прошептать: «Тихо!».
- Упражнение «Урок и перемена».
Инструкция. В начале игры ведущий называет различные формы деятельности: «Играем, читаем, пишем, считаем…», а родители отвечают, когда они этим занимаются: «На уроке» или «На перемене».
Затем правила игры меняются. Ведущий обращается по очереди к каждому родителю, говорит: «На уроке…», «После уроков…», «На перемене…»…, а взрослый называет виды деятельности, которыми ребенок может заниматься в обозначенное время, например: «На уроке» - «Я слушаю учителя», «Я пишу», «Я решаю задачу» и пр.
- Рисуночное упражнение «Кто где?».
Инструкция. Предложите дома ребенку выполнить следующее задание: на листе бумаги, сложенном пополам, нарисовать на одной половине школьника, а на другой – дошкольника. Изобразить нужно так, чтобы можно было понять, кто где нарисован. Ведущий предлагает выполнить данное упражнение родителям. По завершении работы все садятся в круг. Родители обмениваются рисунками. Задача того, у кого в руках чужой рисунок догадаться, где нарисован школьник, а где дошкольник, и объяснить, почему он так думает.
Вместо этого задания для получения информации о мотивационной готовности и об эмоциональном отношении к школе, можно предложить детям диагностическое задание: рисунок «Детский сад - Школа». Ребенок делает рисунок на разных сторонах листа. Анализируется цветовое решение, содержание рисунков, величина изображения и пр.
4. Обмен впечатлениями.
Участники делятся своими впечатлениями.
5. Прощание.
Упражнение «Пожелание соседу справа».
Инструкция. Участники по кругу (против часовой стрелки) передают мяч и говорят пожелание своему соседу справа.
Список использованной литературы
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб, «Речь»; 2002.
- Руководство практического психолога: Готовность к школе: развивающие программы / Под ред. И.В.Дубровиной.- М., 1998
- Чибисова М. Психологические занятия для будущих первоклассников. – Школьный психолог, №11; 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В помощь родителям "Мотивационная готовность к школе"
Консультационный материал для родителей на тему "Мотивационная готовность к школе"...
консультация для родителей "Мотивационная готовность к школе детей 7-го года жизни"
Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако ...
Конспект практического занятия с родителями «Мотивационная готовность к школе»
Внутренняя позиция школьника и мотивы учения.В теоретических работах основной упор делался на значение мотивационной сферы в формировании личности ребенка. С этих же позиций рассматривается психологич...
Конспект занятия по развитию мотивационной готовности к школе "У Лукоморья"
Занятие по развитию мотовоционной готовности к школе детей подготовительной группы....
Консультация для родителей: Мотивационная готовность к школе
Ребёнок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть в эту гимназию очень важно и почётно, наконец, потому что к школе он получит новый кр...
Коррекционно-развивающие занятия по формированию мотивационной готовности к школе в ДОУ
Коррекционно-развивающие занятия по формированию мотивационной готовности к школе в ДОУ...
Всеобуч для родителей "Мотивационная готовность к школе"
Начало школьного обучения закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник достигая определенного возраста, идет в школу!...