Коррекционно-развивающие занятия по формированию мотивационной готовности к школе в ДОУ
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ботина Светлана Анатольевна

Коррекционно-развивающие занятия  по формированию мотивационной готовности к школе в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                               

Коррекционно-развивающие занятия  по формированию мотивационной готовности к школе

На сегодняшний день установлено, что готовность к школьному обучению содержит мотивационную, социально-психологическую, эмоциональную, волевую и интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе. Достаточно большое количество учащихся является неуспевающими в обучении, и дело не в сложных программах преподавания учебного материала, или слишком требовательных учителям, а в том, что дети психологически слабо подготовлены к обучению в школе. В первую очередь, проблема кроется в слабой мотивации, непонимании своей новой, внутренней позиции школьника. Именно поэтому воспитателям, родителям необходимо обратить внимание на развитие мотивационной готовности еще в дошкольных учреждениях.

Данные коррекционно-развивающие занятия смогут помочь детям развить компоненты мотивационной готовности и позволит ребенку в дальнейшем легко и быстро справиться с трудностями в обучении.

Занятие 1

1. Игра «Интервью»

Цель: формировать у детей умение ориентироваться в окружающем мире.

Инструкция: «Дети представьте себе, что я журналист, который хочет взять у вас интервью для газеты или журнала. Вы должны внимательно послушать вопросы, которые я буду задавать, а затем правильно и быстро на них ответить ». Каждый из детей отвечает на вопросы, те вопросы, которые дети не понимают, надо объяснить и обсудить коллективно.

Вопросы интервью

1. Как вас зовут? (Каждый ребенок отвечает на вопросы).

2. Сколько вам лет?

3. Как зовут ваших родителей?

4. Как называется город, в котором вы живете?

5. Как называется улица, на которой вы проживаете?

6. Какой номер вашего дома, квартиры?

7. Каких животных вы знаете? Какие из них домашние? Какие живут в наших лесах? (Ребенок должен назвать хотя бы по 2 животных на каждое из заданий).

8. В какое время года появляются и в какое время года опадают листья?

9. Как называется та часть суток, когда вы просыпаетесь, когда обедаете, когда готовитесь ко сну?

10. Перечислите предметы одежды, мебель, столовые приборы, которые вы используете? (Правильный ответ тот, в котором перечислено не менее трех наименований из каждой группы).

2.Беседа- игра «Я иду в школу!»

Цель: активизировать сведения детей о школе и школьной жизни.

Инструкция: «Дети, давайте поделимся на две команды. Название одной команды будет «Всезнайки» (это такие люди, которые все знают), а другой - «Незнайки» (такие люди, которые ничего не знают). Я буду задавать вопрос, команда «Всезнайки» должна отвечать на все вопросы только правильно, а команда «Незнайки» должна шутить и отвечать на все вопросы неправильно. За каждый правильный ответ «Всезнайкам» ставим «+», а за каждый неправильный «Незнайкам» ставим «+». Каждый ребенок должен попробовать себя в обеих ролях.

Вопросы:

1. Нужно ли ходить в школу?

2. Зачем нужно ходить в школу?

3. Чем обычно занимаются в школе? (Что вы будете делать в школе?).

4. Что нужно иметь ученику, чтобы быть готовым к школе?

5. Что такое уроки? Чем на них занимаются ученики?

6. Как нужно вести себя на уроках в школе?

7. Что такое домашние задания?

8. Зачем нужно выполнять домашние задания?

9. Чем вы будете заниматься дома, когда придете из школы?

10. Что нового появится в твоей жизни, когда ты пойдешь в школу?

Дать детям возможность понять, для чего они идут в школу, зачем им учиться, что даст им это обучение.

3. Игра «Пантомима»

Цель: принятие позиции школьника ребенком, снижение уровня тревожности, страхов,  связанных со школой, развитие эмоциональной сферы.

Инструкция: «Ребята, давайте попробуем с помощью различных поз, движений тела показать, как выглядят»: хороший учитель; злой учитель; ученик, который учится на одни пятерки - отличник; ученик, который плохо учится; тетрадь неопрятного ученика; ученик, который не хочет идти в школу; ученик, который старательно делает уроки; внимательный ученик; невнимательный ученик; ученик, который боится отвечать; ученик, который с удовольствием идет в школу.

После игры нужно обсудить с детьми, кого им было приятнее показывать, кого смешнее, каким лучше быть учеником, тем, над кем смеются, или тем, кого уважают и ставят в пример другим.

С помощью аплодисментов определите ребенка, который лучше всех выполнил задание. (Можно наградить орденом - «Лучший мим»).

Занятие 2

1. Игра "Я готовлюсь к школе"

Цель: формировать положительную учебную мотивацию, корректировать негативное отношение к школе.

Инструкция: "Представьте себе, что я прилетела к вам с другой планеты, чтобы вместе с вами идти в школу. Ваша задача - как можно быстрее подготовить меня к обучению в школе. Я буду спрашивать вас о школьной жизни, а вы должны меня научить, отвечая правильно на вопросы. "

Вопросы:

1. Чтобы пойти в школу, мне должно исполниться:

А) 1 - 2 года;

Б) 6 - 7 лет;

2. Чтобы хорошо учиться, я должна:

А) очень хотеть учиться в школе;

Б) вовсе не хотеть учиться в школе.

3. Для того чтобы пойти в школу, достаточно:

А) иметь цветные карандаши, хороший портфель и ручку;

Б) уметь немножко читать, писать, считать, рисовать.

4. Чтобы быть отличником, надо:

А) иметь хорошие карандаши, тетради и ручку;

Б) быть прилежной ученицей (учеником).

5. Домашние задания нужно выполнять:

А) быстро и как-нибудь;

Б) не спеша, хорошо, аккуратно, проверяя ошибки.

6. На переменах нужно:

А) отдыхать (можно повторить какой-то предмет);

Б) отвечать у доски.

7. Если я получу двойку:

А) нужно плакать, кричать на учительницу;

Б) смеяться, говоря, что мне все равно;

В) попросить объяснить, изучить эту тему, чтобы пересдать на лучшую оценку.

8. Когда я буду отвечать у доски, я должна:

А) переживать, бояться;

Б) не переживать, внимательно послушать вопрос и ответить на него.

9. В школе нужно учиться:

А) потому, что все учатся;

Б) чтобы быть умным человеком.

10. Я хочу учиться в школе:

А) потому что в школе красивые цветы, парты;

Б) потому что в школе я узнаю много нового, что поможет мне стать взрослым самостоятельным человеком.

2. Проективная коррекционно-развивающая методика "Я рисую школу"

Цель: коррекция страхов у детей перед обучением в школе.

Инструкция: "Сегодня мы все будем рисовать разные ситуации, события, которые могут произойти в школе. Пусть каждый из вас возьмет карандаш и нарисует то, что ему нравится или не нравится в школе". После того, как все нарисуют, дети должны поменяться местами и дорисовать что-то в рисунке соседа и т.д. После этого рисунки обсуждаются, объясняются элементы.

Оборудование: большой лист бумаги, карандаши.

3. Игра "Школа-сказка"

Цель: снятие страха и сильного напряжения, тревожности перед школьным обучением.

Инструкция: Дети читают (или им читают отрывки из книги Е. Успенского "Школа клоунов»), рассказывают о правилах, требованиях в этой школе, придумывают уроки, оценки (взрослый принимает в этом процессе активное участие). Каждый ребенок должен обязательно что-то рассказать и показать.  Предварительно нужно договариться, какое правило для "школы" будет выполняться, и оно включается в ход "учебных", "игровых" занятий, способствует произвольности. Это необходимо для того, чтобы дети увидели, где хорошо, а где плохо, для чего нужны правила. Таким образом появляется желание всегда и во всем следовать правилу. Направлением этой работы также является развитие у детей желание быть компетентным, как одного из центральных мотивов учения, желание быть не хуже других.

Занятие 3

1. Игра "Сокол и лис"

Цель: моделировать учебную ситуацию и развивать произвольность.

Инструкция: Выбираются сокол и лис. Другие дети - соколята. Сокол учит своих соколят играть. Он бегает в разных направлениях и одновременно делает различные движения руками (вверх, в стороны, вперед и т.д.). Стайка соколят бежит за ним и следит за его движениями, стараясь точно скопировать их. В это время из норы выскакивает лиса. Соколы быстро приседают, чтобы лис  их не заметил. (Лис появляется по команде ведущего и ловит только тех, кто не успел присесть.) Соколы, которых поймали на некоторое время выбывают из игры. После игры все садятся в круг и слушают объяснения, почему лис поймал соколят. (Невнимательность на уроках приводит к ухудшению обучения, непониманию предметов, отставанию и получению плохих оценок. Чтобы этого не произошло, надо быть внимательным и, если что-то непонятно, попросить объяснить еще раз).

2. Игра "Птичка"

Цель: развивать самоконтроль.

Инструкция: Перед началом игры ведущий знакомит детей с различными породами деревьев. Можно показать их на рисунке, рассказать, где они растут. Перед игрой все подбирают для себя фант - игрушку или что-либо другое. Игроки садятся в круг и выбирают ребенка, который будет собирать фанты. Он садится в середину круга и всем игрокам дает названия деревьев (дуб, клен, береза, ель, липа, каштан, орех, вишня, тополь, акация, яблоня, груша, черешня, слива, абрикос, алыча, пальма и др.). Каждый должен запомнить свое название.

Ребенок, который собирает фанты, говорит: "Прилетела птичка и села на дуб". Дуб должен ответить: «На дубе немножко посидела, а потом на березу полетела ". Береза ​​называет другое дерево и т.д. Кто проиграл, отдает фант. В конце игры фанты разыгрываются. Нужно внимательно следить за ходом игры и быстро отвечать. Подсказывать нельзя.

3. Упражнение "Я не могу - я могу - я попробую"

Цель: развивать мотивации к обучению.

Инструкция: Если ребенок отказывается выполнять какое-то задание, говоря, что он точно с ним не справится, взрослый просит его представить другого ребенка, который знает гораздо меньше чем он, и, действительно, не может справиться с задачей (не знает букв, цифр, не умеет говорить). Затем предлагают представить ребенка, который сможет справиться с задачей.. Ребенок кладет руки на открытые ладони взрослого, и вся группа говорит "волшебные слова":

"Я не могу ... - и каждый по очереди говорит, почему эта задача для него сложная;

"Я могу ..." - дети по очереди говорят, что они могут сделать;

"Я попробую и сумею ..." - каждый ребенок говорит, в какой мере он сможет выполнить задачи, если приложит усилия.

Правильность или неправильность реплик детей не комментируется, подчеркивается лишь, что каждый чего-то не умеет,  но каждый сможет, если попытается, захочет это сделать и быть не хуже других.

Занятие 4

1. Игра "Подними руку"

Цель: воспитывать произвольность, развивать умение соблюдать правила и быть внимательным к «одноклассникам».

Инструкция: Дети стоя образуют круг. Выбирают ведущего, который становится в центре круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко восклицает: "Сосед". Тот игрок, к которому обращается ведущий продолжает стоять, не меняя положения. Ведущий должен остановиться точно напротив того ребенка, к которому он обращается. Соседи со стороны должны поднять ту руку, что ближе к выбранному ребенку. Если кто-то из детей ошибся, то есть поднял не ту руку или забыл это сделать, то он становится ведущим. Игрок проигрывает даже если поднял не ту руку.

2. Игра "Составляем фигуры"

Цель: развивать зрительную память.

Инструкция: Для этой игры необходимо иметь 30-40 палочек.

 Ведущий говорит: "Я покажу вам фигуру, составленную из палочек". Через 1-2 секунды фигурки накрывают листом бумаги. "За короткий промежуток времени вы должны составить такую же фигурку. Если палочка пропущена или положена неправильно, это признается ошибкой. Начинаем!

Первая фигура - "дом", далее "звездочка", "снежинка", "елочка".

Занятие 5

1. Игра "Первоклассник

Цель: закрепить знания детей о том, что нужно для обучения в школе, воспитывать опрятность, желание учиться, приучать к порядку.

Инструкция: На столе ведущего лежат портфель и несколько разных предметов: ручка, пенал, тетради, книги, ложка, тарелка, ножницы, щетка. После напоминания о том, что ребенок скоро пойдет в школу и будет самостоятельно складывать свои вещи, ему предлагают посмотреть на разложенные предметы и как можно быстрее и аккуратнее собрать свой портфель. Игра заканчивается, когда ребенок сложит все вещи и закроет портфель.

2. Игра "Черное - белое не называй, «да» и «нет», не говори"

Цель: воспитывать сосредоточенность и обогащать словарный запас.

Инструкция: Играть можно в большой группе. Ведущий начинает вести с партнером беседу так, чтобы ребенок называл запрещены слова: черный, белый, да, нет, тот, кто неправильно ответит, выбывает из игры на некоторое время. Отвечать нужно быстро, все дети внимательно следят за выполнением правил. Беседа имеет примерно такой характер:

- Ходил ли ты когда-нибудь в зоопарк?

- Один раз.

- Видел ли ты там медведя?

- Видел.

- Он был белый или бурый?

- Полярный.

Занятие 6

1. День "открытых дверей"

Цель: знакомить детей со школой, школьниками, школьными вещами.

Инструкция:

Посещение кабинетов по математике, украинской литературы и языка, естествознания, трудового обучения и художественного труда, музыкального кабинета, спортивный зал.

Знакомство с учащимися 1-2 классов, посещение урока в первом классе.

Рассказы детей 1-2 классов о своей школьной жизни.

Беседа с дошкольниками об их впечатлениях, что понравилось, а что нет.

Занятие 7

1. Упражнение "Нарисуй пароход"

Цель: развивать произвольность.

Инструкция: Ребенку предлагают как можно точнее скопировать пароход, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв и цифр. Взрослый говорит: "перед тобой лежит лист бумаги. На этом листе нарисуй, пожалуйста, такой же рисунок, который ты видишь перед собой".

"Не спеши, старайся быть внимательным, чтобы рисунок был точно такой же, как на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, ластиком не вытирай, а нарисуй сверху или рядом правильно". При сравнении следует обратить внимание на:

 соотношение размеров деталей;

 присутствие всех элементов;

 правильность выполнения (не перепутал ли ребенок верх, низ рисунка);

 количество деталей и способ исполнения (считает ли ребенок ячейки или рисует "на глаз").

2. Игра "Три движения"

Цель: развивать умение концентрировать внимание и выполнять указания взрослого.

Инструкция: Дети, пожалуйста, запомните три движения:

 руки согнуты в локтях: кисти на уровне плеч;

 руки вытянуты перед собой на уровне груди;

 руки подняты вверх.

Нужно продемонстрировать детям все движения, попросить их повторить и убедиться, что они запомнили не только сами движения, но и их порядковые номера - первое, второе, третье.

1. Ведущий показывает одно движение, называя при этом номер для образца. Затем проговаривает номера, а дети самостоятельно выполняют движения.

2. Ведущий показывает одно движение и при этом называет номер другого. Дети должны показать то движение, которому соответствует номер, тот, кто ошибается, выбывает на время из игры.

Занятие 8

1. Беседа на общую осведомленность

Цель: развивать общую осведомленность детей.

Инструкция для взрослого: Вы задаете вопрос, а ребенок отвечает. Время для ответа ограничено, но не нужно спешить, дайте малышу возможность подумать. Если он ответил неправильно, пусть подумает еще немного. За каждый правильный ответ начисляются баллы, которые следует записывать в квадратиках.

Инструкция для ребенка: "Сейчас я буду задавать тебе разные вопросы, а ты постарайся на них ответить. Некоторые вопросы покажутся тебе очень легкими, а некоторые - сложными. Даже если ты не сможешь ответить на некоторые из них, не волнуйся. Главное, не спеши и думай хорошенько ".

Вопросы для беседы:

 Назови свою фамилию, имя, отчество.

 Назови фамилию, имя, отчество мамы и папы.

 Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь - женщиной или мужчиной?

 У тебя есть брат или сестра? Кто старший?

 Сколько тебе лет? А сколько будет через год? А через два года?

 Сейчас утро или вечер? (День или утро?)

 Когда ты обедаешь вечером или утром? А обедаешь - утром или днем? Что бывает раньше - обед или ужин?

 Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

 Кем работают твои папа, мама?

 Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш? А платье?

 Какое сейчас время года - зима, весна, осень или лето? Почему ты так считаешь?

 Когда можно кататься на санках - зимой или летом?

 Почему снег бывает зимой, а не летом?

 Что делают почтальон, учитель, врач?

 Зачем в школе звонок, парта?

 Ты хочешь учиться в школе?

 Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

 Каких животных ты знаешь?

 Каких ты знаешь птиц?

 Кто больше корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у собаки или у петуха?

 Что больше 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.

 Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

2. Упражнение «Простые обобщения"

Цель: развивать интеллект ребенка.

Инструкция: "Я буду называть разные слова, а вы должны одним словом назвать их - то есть обобщить в одно".

Например: Москва, Харьков - это город.

 Яблоки, сливы, груши - ... (фрукты)

 Капуста, картофель -... (овощи)

 Куклы, машинки, мячи - ... (игрушки)

 Мама, папа, сестра, брат - ... (семья)

 Стол, кресло, диван - ... (мебель);

 Шапка, куртка, брюки - ... (одежда)

 Береза, дуб, каштан - ... (деревья)

 Василий, Николай, Андрей - ... (мужские имена)

 Тоня, Светлана, Маша - ... (женские имена) и др.

3. Игра "Цепочка"

Цель: стимулировать мотивацию к обучению.

Инструкция: Взрослый просит детей встать в ряд - от того, кто лучше всех выполняет любую задачу, к тому, кто выполняет его хуже. Это упражнение, как правило, выполняется в конце занятия. В некоторых случаях цепочку составляет кто-то из детей (после того, как она будет составлена, ребенок должен найти свое место; в этой роли должен побывать каждый ребенок), в других - составление цепочки выполняется без какой-либо помощи. Упражнение выполняется в виде быстрой разминки. Основа для составления все время меняется, причем взрослый должен минимально вмешиваться в эту оценку и самооценку, следя за тем, чтобы никто из детей не оказывался все время на месте лидера или в положении замыкающего. Если все дети хорошо справятся с задачей, они берутся за руки и поднимают их вверх, образуя круг.

Занятие 9

1. Игра "Волшебный квадрат"

Цель: развивать воображение, произвольность.

Инструкция: Каждому ребенку дается шаблон квадрата, который он обводит на листе бумаги. Затем предлагается дорисовать фигуру так, чтобы получились разные предметы, лучше, если они будут связаны со школьными вещами.

2. Беседа "Школа"

Цель: развивать мотивацию к обучению, корректировать негативное отношение к школе.

Инструкция: рассказать детям о школе, описать все положительные стороны школьного обучения. Дать возможность детям выразить свои чувства и переживания по поводу школьного обучения. Можно провести небольшие уроки, адаптируя тем самым детей к обучению в школе. Главное, чтобы дети почувствовали реальность школьных ситуаций. Можно использовать оценки (вырезать из красной бумаги - 5, а из синей - 4). Объяснить детям, что такое оценки, это не похвала, или наказания, а это - балл за ответ.

Занятие 10

Упражнения на умение ребенка регулировать и контролировать свои эмоции и поведение.

Цель: саморегуляция и снятие психоэмоционального напряжения детей.

Инструкция: Объяснить детям, что такое эмоции и к чему они могут привести, если не уметь управлять ими и контролировать их. Ребенку говорят:

1. "Если ты почувствуешь, что начал волноваться и хочется кого-то ударить, существует довольно простой способ контролировать себя и свои силы: обхватить ладонями локти и сильно прижать руки к груди. То есть взять  себя в руки";

2. "Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки зажми в кулаки, и сцепи зубы. Ты мощное дерево, у тебя сильные корни, и никакой ветер тебя не сломает. Это уверенный в себе человек.";

3. "Если вы устали в школе на уроке, то на перемене необходимо встать, развести широко ноги, согнуть их немного в коленях, согнуть тело и свободно опустить руки, выпрямить пальцы, наклонить голову к груди, немножко открыть рот. Слегка пошататься со стороны в сторону, вперед, назад. Потом резко тряхнуть головой, руками, ногами, телом. Вы вытряхнули всю свою усталость, но еще немножко осталось, попробуйте еще раз. ";

4. "Когда ты очень устал, тебе трудно, хочется лечь, но нужно еще работать, необходимо" сбросить гору с плеч ". Надо встать широко развести ноги, поднять плечи вверх, отвести назад и резко опустить. Сделай это упражнение 5-6 раз и усталость пройдет ".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование мотивационной готовности к школе

Для детей старшего и подготовительного возраста...

Презентация по теме "Формирование мотивационной готовности к школе"

В презентации представлены методические разработки по формированию мотивационной готовности к школе....

Формирование мотивационной готовности к школе, как один из путей профилактики школьной дезадаптации

Существуют различные виды готовности к школе, это: личностно-социальная готовность, эмоционально-волевая готовность, интеллектуальная готовность. А сегодня мы будем рассматривать один из компонентов г...

Комплекс упражнений для формирования мотивационной готовности к школе

Народная игра для воспитания сосредоточенности...

Конспект занятия в подготовительной группе на формирование мотивационной готовности к школе

Цель. Развитие мотивационной готовности к школе.Задачи:1. Развивать познавательные процессы.2. Способствовать развитию коммуникативных навыков, умение работать в группе.3. Развитие  внутренней по...

Роль игры в формировании мотивационной готовности к школе

Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе — одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе....