Консультация для родителей. Профилактика плоскостопия.
консультация (старшая группа)

Шванева Светлана Николаевна

Информация для родителей о профилактических мерах по предупреждению плоскостопия у детей. Упражнения для коррекции стопы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ

        Установлено, что двигательная активность детей раннего возраста находится в прямой зависимости от формы стопы. Раннее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение путем общедоступных гимнастических упражнений помогут избавить детей от этого недостатка или, во всяком случае, уменьшить его. Поэтому профилактика плоскостопия в раннем возрасте имеет особое значение. Эта работа обязательно должна проводиться родителями дома.

        Большую роль в профилактике плоскостопия имеет правильный подбор обуви для детей. Размер ее должен точно соответствовать форме и индивидуальным особенностям стопы, предохранять стопу от повреждений, не затруднять движений и не вызывать чрезмерного давления на суставы, сосуды и нервы стоп. Обувь не должна быть слишком тесной или просторной. Детям с плоской стопой не рекомендуется носить обувь без каблуков на тонкой подошве. Высота каблука для детей раннего и дошкольного возраста должна быть 1,5 - 2 см.

        Дети, страдающие плоскостопием, как правило, изнашивают внутреннюю сторону подошвы и каблука обуви.

        Для предупреждения плоскостопия необходимо укреплять мышцы, поддерживающие свод стопы, что достигается применением общеразвивающих и специальных гимнастических упражнений, которые являются наиболее активным терапевтическим средством, не только компенсирующим дефекты стопы, но и исправляющим ее конфигурацию и резко повышающим функциональные возможности.

        Профилактические упражнения, укрепляющие свод стопы, должны включаться в занятия утренней гигиенической гимнастикой, использоваться на физкультурных занятиях, на прогулках, в подвижных играх.

        Главное назначение корректирующих упражнений – активное пронирование стопы (положение стопы на наружном крае), укрепление всего связочно-мышечного аппарата стопы и голени на фоне общего развития и укрепления организма ребенка. Нужно выработать жизненно необходимые двигательные умения в беге, прыжках, лазании, метании, в выполнении упражнений в равновесии, в подвижных и спортивных играх.

        Специально подобранные общеукрепляющие упражнения служат фундаментом, на котором строится локальная коррекция стопы.

        Упражнения для коррекции стопы:

  1. Ходьба на носках в среднем темпе в течение 1-3 минут.
  2. Ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе в течение 2-5 минут.
  3. Медленная ходьба на носках по наклонной плоскости.
  4. Ходьба по палке.
  5. Катание мяча поочередно одной и другой ногой.
  6. Катание обруча пальцами ног (поочередно) в течение 2-4 минут.
  7. Медленные приседания на гимнастической палке с опорой на стул.
  8. Медленные приседания на мяче с опорой на стул или балансируя разведенными в сторону руками.
  9. Сгибание и разгибание стоп в положении сидя на стуле.
  10.  Захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков или небольших бумажных, тканевых салфеток пальцами ног в течение 1-3 минут (упражнение проводится поочередно одной и другой ногой)

Занятия лечебной гимнастикой и выполнение специальных гимнастических упражнений дают прекрасные результаты, улучшая форму и функцию стопы.

Таким образом, здоровье детей во многом определяется рациональным двигательным режимом, включающих привычную двигательную активность, организацию физического воспитания и закаливания дома и в дошкольном учреждении.

Для укрепления здоровья и предупреждения плоскостопия детям необходимо ежедневно делать утреннюю гимнастику, проводить закаливающие процедуры, практиковать прогулки, походы в лес, бег, прыжки, плавание, катание на велосипеде; в теплое время года ходить босиком по грунту, а закаленным – вплоть до бега по снегу; в зимний период года кататься на коньках и лыжах, организовывать подвижные игры.

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ

Упражнения выполняются в исходном положении – лежа на спине:

  1. Одновременно и поочередно оттягивать носки стоп с одновременным их супинированием.
  2. Согнуть ноги, упереться стопами в пол. Развести пятки и свести.
  3. Поочередное и одновременное приподнимание пяток от опоры.
  4. Ноги согнуты в коленях и разведены, стопы соприкасаются друг с другом подошвенной поверхностью. Отведение и приведение пяток с упором на пальцы стоп.
  5. Положить согнутую в колене ногу на колено другой, полусогнутой ноги. Круговые движения стопы в одну и другую сторону. То же, сменив положение ног.
  6. Скользящие движения стопой одной ноги по голени другой, то же другой ногой.
  7. Приподнимая пятки, шагать носками вперед с перекатом на всю стопу.
  8. Согнуть ноги, подтянуть к тазу, приподнять пятки от опоры, опустить. В темпе выполнить еще 2-3 раза.

Упражнения выполняются в исходном положении – сидя.

  1. Ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимание пяток одновременно и поочередно «Тук-тук».
  2. Тыльное сгибание стоп одновременно и поочередно «Гусеница».
  3. Ноги прямые, сгибание и разгибание стоп «Тик-так».
  4. Ноги чуть врозь. Круговые движения стоп в одну и другую сторону.
  5. Сидя по-турецки, подогнуть пальцы стоп. Наклоняясь вперед, встать с опорой на тыльную поверхность стоп.
  6. В упоре сзади, развести колени и подтянуть стопы до полного соприкосновения подошвенными поверхностями.
  7. Захватывание пальцами стоп мелких предметов и перекладывание их на другое место.
  8. «Скатать чулок». Сесть на пол, расстелить перед собой чулок или платок. Выдвинуть вперед ногу, распрямить пальцы, ухватить ими чулок и подобрать часть его под ступню. Снова распрямить пальцы и подобрать новую часть чулка. И так повторять до тех пор, пока чулок не исчезнет под ступней полностью. Сначала делать это упражнение одной ногой, потом второй, а под конец двумя ногами одновременно.
  9. «Игра в мяч ногами». Два ребенка садятся на пол один напротив друг друга и, слегка откинувшись назад, опираются на руки. Потом они берут ногами теннисные мячи и начинают перебрасываться ими. Не ловите мяч руками!

Упражнения выполняются в исходном положении стоя.

  1. Держаться за опору, подниматься на носки одновременно и последовательно.
  2. То же упражнение, но без опоры.
  3. Приподнимать пальцы стоп с опорой на пятки одновременно и попеременно.
  4. Перекат с пятки на носки и обратно.
  5. «Пружинки» - полуприседать и вставать на носках с различным положением рук.
  6. Приседание на носках, прыжки в приседе с продвижением вперед.
  7. Стопы параллельно. Перекат на наружные края стопы и обратно.
  8. Носки вместе, пятки врозь. Полуприседания и приседания в сочетании с движениями рук.
  9. «С пятки на пальцы». Стоя на двух или одной ноге, крепко взяться без поддержки за что-нибудь рукой. После этого подняться на пальцы и опуститься на пятки. Следить за тем, чтобы у вас не получился прыжок. Колени все время выпрямлены.
  10. «Танец на канате». Начертить на полу мелом линию и попробовать пройти по этой линии, удержав равновесие: руки в стороны, делая вид, что танцуете на проволоке. Поставить одну ступню перед другой, колени сгибать нельзя. Ни в коем случае не ставить ногу рядом с линией, а то «упадешь вниз!»
  11. «Обезьянка на двух ногах». По земле обезьянка ходит точно так же, как и по дереву: на внешней стороне ступни, сжав пальцы ног внутрь, словно держась за невидимую ветку. Попробуем ходить, как обезьянка. Для этого ноги надо слегка согнуть в коленях.
  12. «Прогулка с шариками». Пальцами ног держите шарик. Затем сильно сожмите пальцы и переместитесь на внешней стороне ступни вперед. Потом попробуйте удержать два шарика и больше. Вот так с ними и гуляйте.
  13. «Ходите с мячом». Возьмите теннисный мяч, сильно зажмите его между ступнями. После этого начинайте ходить на внешней стороне ступней.
  14. «Прыжки с мячом». Зажав мяч между ступнями ног, начинайте прыжки на внешней стороне ступней. Смотрите, не выроните мяч. Но если это случится, ловите его ногами, руками мяч не трогайте.

Занятия лечебной гимнастикой и выполнение специальных гимнастических упражнений дают прекрасные результаты, улучшая форму и функцию стопы. Таким образом, здоровье детей во многом определяется рациональным двигательным режимом, включающим привычную двигательную активность, организацию физического воспитания и закаливания дома и в дошкольных учреждениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Профилактика плоскостопия"

Консультация для родителей "Профилактика плоскостопия"...

Консультация для родителей "Профилактика плоскостопия и нарушений осанки у детей дошкольного возраста"

Рекомендации для  родителей с примерными комплексами  по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей . "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста".

Простые комплексы упражнений, которые без труда могут освоить родители, и выполнять их вместе с детьми.Упражнения интересны по содержанию, так как включают в себя разнообразные предметы и игрушки....

Консультация для родителей "Профилактика плоскостопия"

Плоскостопие - это деформация стопы, заключающаяся в уменьше­нии высоты продольных сводов в сочетании с пронацией пятки и супина­цией переднего отдела стопы....

Консультация для родителей "Профилактика плоскостопия".

Плоскостопие, без преувеличения, можно назвать социальным заболеванием, учитывая его чрезвычайную распространенность. Чтобы убедиться в этом, достаточно поговорить с родственниками и знакомыми – «на к...

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»

Чтобы ваш ребенок не приобрел плоскостопие, нужно тщательно подбирать обувь, которую будет носить ребенок. Ребенок не должен донашивать чужую обувь: разношенная колодка чужой обуви неправильно р...

Консультация для родителей"Профилактика плоскостопия".

В данном материале даны рекомендации и упражнения для профилактики плоскостопия и укрепления свода стопы....