Консультация для родителей «Играем пальчиками - развиваем речь».
консультация

Захарова Юлия Васильевна

Раскрывается значение пальчиковых игр для развития речи детей дошкольного возраста, а также представлена небольшая подборка пальчиковых игр на тему "Весна".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Играем пальчиками -  развиваем речь».

Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Проводя пальчиковую гимнастику и игры с предметами, можно убедиться в следующем:

 -Упражнения и ритмичные движения пальцами возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулируют развитие речи;

 -Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, формируют умение подражать взрослому, вслушиваться в речь и понимать её смысл, концентрировать внимание и правильно его распределять;

-Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками улучшает четкость речи, совершенствует память и воображение.

Пальчиковая гимнастика подразделяется на три группы:

 1. Упражнения для кистей (возраст 1,5 – 3 года) развивают подражательные способности, учат напрягать и расслаблять мышцы, развивают умение на некоторое время сохранять положение пальцев и в нужном темпе переключаться с одного движения на другое.

2. Условно-статические упражнения для пальцев (возраст 3-4 года) служат отработке ранее полученных навыков.

3. Динамические упражнения для пальцев (возраст 4-6 лет) развивают координацию движений, учат «противопоставлять» большой палец остальным.    

Вот некоторые рекомендации, которые следует соблюдать при проведении пальчиковых игр и упражнений:

- После каждого упражнения необходимо расслабить пальцы (потрясти кистями рук);

-  Пальцы следует нагружать равномерно.

Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек , рифмованных историй при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребёнок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.

Предлагаем вашему вниманию подборку пальчиковых игр и упражнений на весеннюю тематику.

Весенние пальчиковые игры

Пальчиковая игра "Весна"   (Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими).
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.
(Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены).
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть. (Движения повторяются).

Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
(Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).
А из под старой травки  (Ладони сомкнуты "ковшом").
Уже глядит цветок...
(Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка).

А из под старой травки
Уже глядит цветок
(Движения повторяются).

Раскрылся колокольчик
(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).
В тени там, где сосна,
(Пальцы постепенно разжимаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).
Динь-динь, звенит тихонько,
(Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь").
Динь-динь, пришла весна.

Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.

ВЕСНА

«Кап-кап-кап»,- капель звенит,      (Хлопаем в ладоши)

Словно с нами говорит.             (Хлопаем ладонями по ногам)

Плачут от тепла сосульки            (собираем слезы в ладошку)

И на крышах талый снег.            (Гладим себя по голове)

А у всех людей весною

Это вызывает смех!        (Покружимся вокруг себя и улыбнемся)

Игра “CОЛНЫШКО”

Маленькое солнышко

Я держу в ладошках     (показываем ручками маленькое солнышко)

А большое солнце

Вижу из окошка        (ручки наверх, обводим руками себя – «большое солнце»)

Маленькое солнышко я беру руками    (показываем маленькое солнышко)

А большое солнце

Высоко над облаками  (поднимаем руки над головой и смотрим наверх)

Маленькое солнышко

Мне в ладошки светит      (показываем руками маленькое солнышко)

А большое солнце

Светит всей планете!    (поднимаем руки над головой и разводим в стороны)

СОЛНЫШКО – Русская народная закличка

Солнышко, солнышко,   (Руки вверх, и поворачиваем кисти рук вправо-влево.)

Выгляни в окошечко.   (Приставляем ладонь к глазам)

Где твои детки?       (Вытягиваем руки вперед, развернув ладони вверх, и

                                     пожимаем плечами.)

Где малолетки?

Сидят на поветке         (Ставим руки «полочкой» перед грудью.)

В соломенной клетке.(Закрываем глаза ладонями, широко раздвинув пальцы.)

Камушки катают,      («Катаем» в ладошках)

Собачкам бросают.           (Имитируем бросок рукой.)

ШАЛОВЛИВЫЕ СОСУЛЬКИ

Шаловливые сосульки     (Складываем ручки щепоткой и острым концом

                                            показываем вниз по очереди каждой рукой)

Сели на карниз.               (Садимся на корточки.)

Шаловливые сосульки      (Так же)

Посмотрели вниз.           (Наклоняем голову.)

Посмотрели чем заняться?        (Пожимаем плечами)

Стали каплями кидаться.      (Взмахиваем кистями рук одновременно)

Целый день идет трезвон:

Дили-дили, дили-дон!           (Взмахиваем кистями рук по очереди.)

Использован материал https://duimovochka.caduk.ru/DswMedia/igraem_pal-chikami_razvivaem_rech-.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Играем пальчиками - развиваем речь».

Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.Если движение пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в п...

консультация для родителей "Играем пальчиками развиваем речь"

Стимулируя мелкую моторику, мы активизируем зоны, отвечающие за речь. В дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений,, чтобы рисовать, писать, одеваться....

Консультация для родителей "Играем пальчиками - развиваем речь"

Яркая консультация для родительского уголка....

Консультация для родителей "Играем пальчиками - развиваем речь"

Выбрав тему по самообразованию «Пальчиковые игры в развитии речи и мышления дошкольников» я ставлю и решаю следующие задачи:1.     Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в рече...

Консультация для родителей "Играем пальчиками - развиваем речь"

Заботиться о своевременном развитии речи необходимо с первых недель его жизни....

Консультация для родителей: "Играя пальчиками, развиваем речь "

                    Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, ...