Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста дома и в детском саду
консультация (средняя группа)

Богомолова Ольга Анатольевна

Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста дома и в детском саду

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста дома и в детском саду»

Познание — это процесс получения нового знания, открытие того, что раньше было неизвестно. Для получения результата от познавательной деятельности необходимо активное участие человека в этом процессе.

Человеческий мозг устроен так, что каждую минуту он получает и обрабатывает информацию, запоминая то, что считает полезным и избавляясь от лишних знаний. Ребёнок 4-5 лет открыт для всего мира. В этом возрасте он способен усваивать огромное количество информации. Взрослые должны помогать дошкольникам определять, что важно, а что — нет.

• Познавательное развитие имеет несколько стадий:

♦♦♦ Любопытство — бессознательное стремление к познанию. Это может быть просто реакция на яркий, красочный предмет, проявление интереса.

♦♦♦ Любознательность — это уже осознанный, живой интерес к получению новой информации. На этом этапе ребёнок радуется, удивляется и испытывает восторг, когда узнаёт новое.

♦♦♦ Развитие познавательного интереса. У дошкольников развивается познавательная мотивация, стимулирующая их к постоянному познанию неизведанного.

♦♦♦ Познавательная активность — высшая стадия познавательного развития.

Развитие познавательной деятельности происходит по-разному. У одних дошкольников она носит теоретический характер, а у других — практический. Всё зависит от особенностей воспитания.

• Особенности познавательных интересов у дошкольников 4-5 лет - В период среднего дошкольного возраста у ребёнка проявляются:

♦♦♦ Самостоятельность. Ребёнок стремится всё сделать сам, без помощи взрослых. Это желание необходимо поддерживать, давать ему возможность самому ухаживать за собой, поручать несложные домашние дела. Отрицательная сторона самостоятельности - попытки установить свои правила.

♦♦♦ Этические представления. Ребёнок понимает чувства других людей, учится сопереживать. Он больше обращает внимание на поступки взрослых, а не на их слова.

♦♦♦ Творческие способности. У ребёнка очень богатое воображение, он представляет в своей голове целый сказочный мир, мечтает стать героем какой-нибудь фантастической истории, стараясь воплотить это на бумаге.

♦♦♦ Страхи. Порождаются богатой фантазией.

♦♦♦ Отношения с другими детьми. Малыш всё больше проявляет интереса к совместным играм, которые становятся сложнее, разнообразнее. Отличаются разнообразием и отношения со сверстниками. Они дружат, ссорятся, ревнуют друг друга и т.п.

♦♦♦ Активная любознательность. Проявляется в постоянных вопросах ребёнка.

• Развитие познания у дошкольников 4-5 лет дома и в детском саду

Большинство детей 4-5 лет ходят в детский сад, где познают новое на занятиях, проводимых в игровой форме, при общении и в процессе игр с другими дошкольниками. Однако родители не должны скидывать с себя всю ответственность за общее развитие ребёнка на воспитателя в детском дошкольном учреждении. Мама и папа должны уделять ребёнку хотя бы немного времени на развитие познавательных процессов.

Просто гуляя с малышом по парку можно комментировать всё вокруг: «Смотри, какие красивые красные цветочки! Это тюльпаны. Эти жёлтые — нарциссы!» Рассказывая ребёнку об окружающем мире и отвечая на его многочисленные вопросы, нужно задавать вопросы и ему: «А что это за машинка? Грузовая? А какого она цвета? Правильно, зелёная».

Для развития познания дошкольников необходимо:

  • Читать с ребёнком интересные книги, рассказывающие о мире, пропагандирующие доброту, смелость и другие положительные качества.
  • Играть в развивающие игры.
  • Водить в кружки, деятельность в которых соответствует интересам и талантам ребёнка (рисование, танцы, лепка, пение, гимнастика и прочее).
  • Активная деятельность, включающая прогулки на свежем воздухе (у моря, в лесу), активные игры (догонялки, футбол и т.п.), ежедневную зарядку.

Дошкольников необходимо учить доброте, гуманности, состраданию и заботе. Дети 4-5 лет должны понимать, что:

  • мир, окружающий их, полон тайн и неразгаданных загадок, он удивителен и интересен;
  • мир нежный и хрупкий, его необходимо беречь, охранять;
  • мир прекрасен, его красоту стоит не только беречь, но и преумножать.

• Игровые упражнения для развития познания

Любые занятия с детьми 4-5 лет должны проводиться в игровой форме:

♦♦♦ Проигрывание сюжета. У каждого ребёнка есть любимая сказка, например, «Колобок». Малышу предлагается изобразить главного героя этой сказки. Он примется старательно копировать любимого персонажа, передавать его характер и эмоции при попадании в ту или иную ситуацию.

♦♦♦ Танцы. Следует включить ритмичную музыку и танцевать вместе с малышом. Так он выплеснет всю лишнюю энергию и поднимет себе настроение.

♦♦♦ Соревнования. Педагог в детском саду может устроить спортивные соревнования между детьми. Это отличный вариант групповой активной деятельности.

♦♦♦ «Найди отличия». Спокойная домашняя игра. Ребёнку показываются две картинки, которые на первый взгляд одинаковые, но имеют между собой отличия в небольших деталях. Эта игра тренирует память и мышление.

♦♦♦ «Аукцион». Педагог показывает предмет детям (например, карандаш) и предлагает рассказать, что с ним можно сделать (нарисовать, бросить, потыкать) и назвать его качественные характеристики (деревянный, красный, длинный).

♦♦♦ «Самый зоркий». Дошкольникам показывают картинки, затем они прячутся, и малыши по очереди перечисляют, что на этих картинках было. Это упражнение развивает память.

♦♦♦ Сбор пазлов. Эта игра направлена на развитие восприятия.

Таким образом, дети 4-5 лет готовы познавать большие объёмы новой информации. Воспитатели в детском саду и родители должны не только предоставлять эту информацию, но и поддерживать постоянный интерес ребёнка к постижению нового, мотивировать его. Но самое главное — это внимание родителей к своему ребёнку и правильный личный пример, который они подают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ ПО Социализация ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи

Семья, как один из главных социальных институтов для социализации дошкольника, должна быть непосредственно  взаимосвязана с детским садом. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые ...

Мастер-класс «Дидактическая игра как средство развития тактильных ощущений для познавательного развития ребенка дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: познакомить воспитателей с методикой развития тактильных ощущений посредством дидактических игр; закрепить полученные знания на практике. Задачи: познакомить с дидактическими играм...

«Правовая деятельность по защите прав и достоинства ребенка дошкольного возраста в семье и детском саду».

  Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье.В современных условиях ДОУ приходится зачастую вступать в п...

Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи

Повышение родительской компетентности в вопросахвоспитания и развития детей дошкольного возраста в процессевзаимодействия детского сада и семьи...

Проект оздоровительных мероприятий «К здоровой семье через детский сад» для детей младшего дошкольного возраста «Малыши-крепыши в детском саду и дома».

Презентация проекта оздоровительных мероприятий «К здоровой семье через детский сад» для детей младшего дошкольного возраста «Малыши-крепыши в детском саду и дома»....

Открытое занятие по развитию речи детей младшего дошкольного возраста Тема «Играем в детском саду и дома».

Открытое занятие по развитию речи детей младшего дошкольного возрастаТема «Играем в детском саду и дома».Открытое занятие по развитию речи детей младшего дошкольного возрастаТема «Иг...

«Познавательное развитие детей дошкольного возраста в разных видах детской деятельности»

Познавательное развитие является важнейшим компонентом общего развития дошкольника. Этому процессу отводится огромная роль, однако не все педагоги понимают, как выстроить его грамотно с учётом возраст...