Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста дома и в детском саду
консультация (средняя группа)
Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста дома и в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnoe_razvitie_rebenka_doshkolnogo_vozrasta_doma_i_v_detskom_sadu.docx | 109.78 КБ |
Предварительный просмотр:
«Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста дома и в детском саду»
Познание — это процесс получения нового знания, открытие того, что раньше было неизвестно. Для получения результата от познавательной деятельности необходимо активное участие человека в этом процессе.
Человеческий мозг устроен так, что каждую минуту он получает и обрабатывает информацию, запоминая то, что считает полезным и избавляясь от лишних знаний. Ребёнок 4-5 лет открыт для всего мира. В этом возрасте он способен усваивать огромное количество информации. Взрослые должны помогать дошкольникам определять, что важно, а что — нет.
• Познавательное развитие имеет несколько стадий:
♦♦♦ Любопытство — бессознательное стремление к познанию. Это может быть просто реакция на яркий, красочный предмет, проявление интереса.
♦♦♦ Любознательность — это уже осознанный, живой интерес к получению новой информации. На этом этапе ребёнок радуется, удивляется и испытывает восторг, когда узнаёт новое.
♦♦♦ Развитие познавательного интереса. У дошкольников развивается познавательная мотивация, стимулирующая их к постоянному познанию неизведанного.
♦♦♦ Познавательная активность — высшая стадия познавательного развития.
Развитие познавательной деятельности происходит по-разному. У одних дошкольников она носит теоретический характер, а у других — практический. Всё зависит от особенностей воспитания.
• Особенности познавательных интересов у дошкольников 4-5 лет - В период среднего дошкольного возраста у ребёнка проявляются:
♦♦♦ Самостоятельность. Ребёнок стремится всё сделать сам, без помощи взрослых. Это желание необходимо поддерживать, давать ему возможность самому ухаживать за собой, поручать несложные домашние дела. Отрицательная сторона самостоятельности - попытки установить свои правила.
♦♦♦ Этические представления. Ребёнок понимает чувства других людей, учится сопереживать. Он больше обращает внимание на поступки взрослых, а не на их слова.
♦♦♦ Творческие способности. У ребёнка очень богатое воображение, он представляет в своей голове целый сказочный мир, мечтает стать героем какой-нибудь фантастической истории, стараясь воплотить это на бумаге.
♦♦♦ Страхи. Порождаются богатой фантазией.
♦♦♦ Отношения с другими детьми. Малыш всё больше проявляет интереса к совместным играм, которые становятся сложнее, разнообразнее. Отличаются разнообразием и отношения со сверстниками. Они дружат, ссорятся, ревнуют друг друга и т.п.
♦♦♦ Активная любознательность. Проявляется в постоянных вопросах ребёнка.
• Развитие познания у дошкольников 4-5 лет дома и в детском саду
Большинство детей 4-5 лет ходят в детский сад, где познают новое на занятиях, проводимых в игровой форме, при общении и в процессе игр с другими дошкольниками. Однако родители не должны скидывать с себя всю ответственность за общее развитие ребёнка на воспитателя в детском дошкольном учреждении. Мама и папа должны уделять ребёнку хотя бы немного времени на развитие познавательных процессов.
Просто гуляя с малышом по парку можно комментировать всё вокруг: «Смотри, какие красивые красные цветочки! Это тюльпаны. Эти жёлтые — нарциссы!» Рассказывая ребёнку об окружающем мире и отвечая на его многочисленные вопросы, нужно задавать вопросы и ему: «А что это за машинка? Грузовая? А какого она цвета? Правильно, зелёная».
Для развития познания дошкольников необходимо:
- Читать с ребёнком интересные книги, рассказывающие о мире, пропагандирующие доброту, смелость и другие положительные качества.
- Играть в развивающие игры.
- Водить в кружки, деятельность в которых соответствует интересам и талантам ребёнка (рисование, танцы, лепка, пение, гимнастика и прочее).
- Активная деятельность, включающая прогулки на свежем воздухе (у моря, в лесу), активные игры (догонялки, футбол и т.п.), ежедневную зарядку.
Дошкольников необходимо учить доброте, гуманности, состраданию и заботе. Дети 4-5 лет должны понимать, что:
- мир, окружающий их, полон тайн и неразгаданных загадок, он удивителен и интересен;
- мир нежный и хрупкий, его необходимо беречь, охранять;
- мир прекрасен, его красоту стоит не только беречь, но и преумножать.
• Игровые упражнения для развития познания
Любые занятия с детьми 4-5 лет должны проводиться в игровой форме:
♦♦♦ Проигрывание сюжета. У каждого ребёнка есть любимая сказка, например, «Колобок». Малышу предлагается изобразить главного героя этой сказки. Он примется старательно копировать любимого персонажа, передавать его характер и эмоции при попадании в ту или иную ситуацию.
♦♦♦ Танцы. Следует включить ритмичную музыку и танцевать вместе с малышом. Так он выплеснет всю лишнюю энергию и поднимет себе настроение.
♦♦♦ Соревнования. Педагог в детском саду может устроить спортивные соревнования между детьми. Это отличный вариант групповой активной деятельности.
♦♦♦ «Найди отличия». Спокойная домашняя игра. Ребёнку показываются две картинки, которые на первый взгляд одинаковые, но имеют между собой отличия в небольших деталях. Эта игра тренирует память и мышление.
♦♦♦ «Аукцион». Педагог показывает предмет детям (например, карандаш) и предлагает рассказать, что с ним можно сделать (нарисовать, бросить, потыкать) и назвать его качественные характеристики (деревянный, красный, длинный).
♦♦♦ «Самый зоркий». Дошкольникам показывают картинки, затем они прячутся, и малыши по очереди перечисляют, что на этих картинках было. Это упражнение развивает память.
♦♦♦ Сбор пазлов. Эта игра направлена на развитие восприятия.
Таким образом, дети 4-5 лет готовы познавать большие объёмы новой информации. Воспитатели в детском саду и родители должны не только предоставлять эту информацию, но и поддерживать постоянный интерес ребёнка к постижению нового, мотивировать его. Но самое главное — это внимание родителей к своему ребёнку и правильный личный пример, который они подают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ ПО Социализация ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи
Семья, как один из главных социальных институтов для социализации дошкольника, должна быть непосредственно взаимосвязана с детским садом. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые ...
Мастер-класс «Дидактическая игра как средство развития тактильных ощущений для познавательного развития ребенка дошкольного возраста»
Цель мастер-класса: познакомить воспитателей с методикой развития тактильных ощущений посредством дидактических игр; закрепить полученные знания на практике. Задачи: познакомить с дидактическими играм...
«Правовая деятельность по защите прав и достоинства ребенка дошкольного возраста в семье и детском саду».
Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье.В современных условиях ДОУ приходится зачастую вступать в п...
Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи
Повышение родительской компетентности в вопросахвоспитания и развития детей дошкольного возраста в процессевзаимодействия детского сада и семьи...
Проект оздоровительных мероприятий «К здоровой семье через детский сад» для детей младшего дошкольного возраста «Малыши-крепыши в детском саду и дома».
Презентация проекта оздоровительных мероприятий «К здоровой семье через детский сад» для детей младшего дошкольного возраста «Малыши-крепыши в детском саду и дома»....
Открытое занятие по развитию речи детей младшего дошкольного возраста Тема «Играем в детском саду и дома».
Открытое занятие по развитию речи детей младшего дошкольного возрастаТема «Играем в детском саду и дома».Открытое занятие по развитию речи детей младшего дошкольного возрастаТема «Иг...
«Познавательное развитие детей дошкольного возраста в разных видах детской деятельности»
Познавательное развитие является важнейшим компонентом общего развития дошкольника. Этому процессу отводится огромная роль, однако не все педагоги понимают, как выстроить его грамотно с учётом возраст...