Ситуативные речевые игры для родителей и дошкольников.
методическая разработка (старшая группа)
Автором подобраны ситуативные речевые игры для развития речевой деятельности с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1
«Общеобразовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР
п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области
Структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
Ситуативные речевые игры для родителей и дошкольников.
Игры по дороге в детский сад.
«Кто самый внимательный».
Можно предложить ребенку посоревноваться на внимательность. Называется предмет, который встретился на пути, параллельно выделяется отличительный признак этого предмета. Например, «Я увидел горку, она высокая» или «Я увидел машину, она большая» и т. д. Можно предложить и такое задание: посоревноваться с ребенком в подборе признаков к одному предмету. Выигрывает, назвавший больше слов. Выполняя такие упражнения, дети учатся согласовывать прилагательные с существительными.
«Весёлый счет».
Можно проводить на улице, во время прогулок с ребенком. При проведении этой игры не только закрепляется правильное употребление падежных форм существительных, но и умение вести счет. Необходимо только именовать каждое число при пересчете предметов: например, одно дерево, два дерева, три дерева и т. д., и следить за четким проговариванием падежных окончаний числительных и существительных.
«Рыба, птица, зверь».
На слово взрослого «рыба» ребенок должен перечислить виды рыб и наоборот, если взрослый перечисляет и называет, к примеру, окунь, щука, сазан, ребенок должен быстро назвать обобщающее слово.
«Что (кто) бывает зеленым (веселым, грустным, быстрым?»
На конкретный вопрос типа: «Что бывает зеленым?» необходимо получить как можно больше разнообразных ответов: трава, листья, крокодил, лента и т. д.
«Отгадай предмет по паре других».
Взрослый называет пару предметов, действий, образов, а ребенок отгадывает: папа, мама – это семья, мясо, лук-это котлеты, торт, свечи - это праздник и т. д. Мир детского сознания состоит из одних вопросов. Им все интересно. Важно использовать такие ситуации для совершенствования речи детей.
«Я дарю тебе словечко».
Взрослый и ребенок по очереди дарят друг другу словечко, объясняя его значение, при этом ребенок может называть знакомое ему слово, а взрослый - незнакомое для ребенка слово и не просто объясняют значение этого слова. Но и составляют с ним предложение. В ходе таких упражнений обогащается словарный запас ребенка, развивается связная речь.
Игры на кухне.
«Вкусные словечки» (по аналогии с игрой «Города»).
Каждое последующее слово начинается со звука, на который заканчивается предыдущее слово.
«Угощение».
Ребенку предлагается вспомнить вкусные слова на определенный звук: А- арбуз, ананас и т. д. ; Б- банан, бутерброд и т. д. Слова произносятся взрослым и ребенком по очереди. Важно, чтобы ребенок проговаривал: «Я угощаю тебя ананасом», «Я угощаю тебя апельсином» и т. д. Параллельно с выполнением этого задания ребенок упражняется в правильном употреблении падежных форм существительных. Для закрепления умения согласовывать существительные с прилагательным можно предложить ребенку добавить к своему слову какой-либо признак: «Я угощаю тебя оранжевым апельсином» или числительное «Я угощаю тебя двумя бананами».
«Путаница» игра на закрепление слоговой структуры слова.
Предложить составить слово из слогов, например, са-ко (коса, ло-мы (мыло). Если ребенок знает буквы и владеет слоговым чтением, можно эту игру провести следующим образом: на листе бумаги хаотично пишутся слоги, ребенок должен соединить линией слоги, чтобы получилось слово. Игра способствует развитию моторики рук.
«Один-два».
Предложить ребенку стать волшебником, превратить два слова в одно или наоборот, например, большие глаза - большеглазый, длинный хвост - длиннохвостый и т. д.
«Наоборот».
Задается вопрос: «Лес какой?». Необходимо ответить парой слов-антонимов: лес большой - лес маленький, лес старый - лес молодой, лес зимний - лес весенний или взрослый называет слово, а ребенок подбирает к нему антоним.
«Сухой бассейн».
На дне миски с фасолью (рисом, пшеном и т. д.) спрятать игрушки от киндер-сюрприза. Кто быстрее их достанет.
Игры в транспорте.
«Слова»
Самая обычная и всем известная игра. Вы говорите слово, а ребенок должен определить последнюю букву и придумать свое слово, которое с нее начинается. И так далее.
«Угадай, какую цифру я задумал»
Родитель загадывает число (диапазон устанавливайте сами, в зависимости от возраста и знаний ребенка). Пусть ребенок попробует угадать, что вы загадали. Например, ваше число 8. Ребенок: “6”. Мама: “Больше”. Ребенок: “9”. Мама: “Меньше”.Ребенок: “8”. Мама: “Точно! Теперь ты загадывай!”
«Ищем свою цифру»
Загадайте цифру от 0 до 9 и по дороге ищите ее кругом: на рекламах, на домах, номерах машин и т. п. Поиграйте, кто больше отыщет.
«Угадай мультфильм»
Вспоминайте какой-нибудь отрывок (фразу, песенку) из мультика. Ребенок должен отгадать. Теперь он вспоминает, а вы отгадываете.
«Придумай стихотворение»
Вы придумываете первую строчку стиха, желательно об увиденном вокруг. А ребенок должен продолжить. Далее вы. В конце получится прикольный стих.
«Цвет автомобиля»
Выбираете цвет. Каждый свой. И считаем машины, задуманного цвета. Победит тот, кто за определенный промежуток времени насчитает больше.
«Потерялась» Притворитесь, что забыли дорогу домой. Пусть ребенок проведет вас. Заодно и проверите, помнит ли он путь домой.
Игры в очереди к врачу.
«Назови три…»
Эта простая игра научит малыша классифицировать предметы. Нужно выбрать какую-то группу предметов (автомобили, животные, фильмы и пр.) и далее спрашивать: «назови три…»
«Клеточки-черточки»
Эта игра способствует развитию логического мышления. Нужно нарисовать на бумаге клеточки и в каждой поставить черточки. Затем их перечеркивать по очереди с ребенком, пока не останется только одна. Проигрывает тот, чья очередь зачеркнуть подошла последней.
«Я волшебник»
Нарисовать любую геометрическую фигуру: круг, квадрат, треугольник. Затем «расколдовать» эту фигуру, превратив их в какие-то узнаваемые предметы: круг – в смайлик, квадрат – в домик и пр.
«Расскажи о лучшем друге»
Можно взять с собой любой детский журнал, и выбрать в нем любого понравившегося ребенку героя. Предложите ребенку составить историю про этого героя, добавляя в нее приключения, путешествия и другие интересные моменты.
«Общие черты»
Эта игра развивает у ребенка проницательность, наблюдательность, умение анализировать. В игре вместе с ребенком нужно найти общие черты окружающих предметов или людей.
«Инвентаризация»
Объяснить ребенку, что такое инвентаризация: учет того, чем владеет какая-либо организация. И начать считать…ботинки, двери, плакаты, все, что окружает вас. Для серьезности игры можно начертить таблицу, куда будут записываться все подсчитанные вещицы.
«Находки в журнале»
Даже если малыш еще не умеет читать, он может всегда посчитать: сколько в журнале машинок, цветов на странице и прочее. А вообще общение с ребенком – дело удивительное и увлекательное. Творите, придумывайте и вы получите огромное удовольствие даже от скучного ожидания!
Игры перед сном.
Игра «Три тишины»
Нужно создать абсолютную тишину, а после прислушаться, что происходит вокруг и какие звуки окружают малыша. К примеру, жужжит компьютер или стрекочут кузнечики. Нужно рассказывать, кто какой звук услышал.
«Волшебный ковер»
Можно выделить небольшой коврик и рассказать ребеночку, что ковер этот не простой, а волшебный. А перед сном, чтобы малыш успокоился, можно садиться с ним вместе на этот необыкновенный коврик и начинать рассказ. Для этого малыш должен сидеть с закрытыми глазками. Вы же в свою очередь начинаете сказку со слов «Сегодня наш волшебный ковер полетит…», ребеночек же должен дополнить, куда вы отправитесь. Далее повествование ведут по очереди, дополняя друг друга и фантазируя. Такая игра отлично развивает творческое мышление ребенка.
«Дневничок» Попробуйте вести дневничок с ребеночком и перед сном вдвоем записывать события, произошедшие за день.
«Разговоры о животных»
Предложите малышу рассказать, как прошел у него день и провести аналогию этого дня с неким животным. Пусть объяснит вам, почему этот день похож именно на этого животного.
«Угадай, что рисую?» Попробуйте пальцем рисовать что-то на спинке у ребеночка. Малыш же в свою очередь должен угадать.
«Кто к нам пришел?» Также можно придумывать животное, а после «топать» руками по спинке ребенка так, чтобы он угадал, что это за зверек пришел.
«Волшебный мешочек» Положите в мешочек небольшие игрушки, попросите ребеночка опустить ручку в мешок, взять одну из игрушек и, не вытаскивая таковую из мешочка, на ощупь угадать, что у малыша в руке.
«Логические цепочки»
Положите перед ребенком разные геометрические фигурки. И начинайте их раскладывать, например: «квадрат, круг, треугольник, квадрат, круг…» попросите ребенка продолжить цепочку.
«Вышивание»
На пяльцы натягивается марля, ребенку нужно дать яркий цветной шнурок. Пусть ребенок «вышьет» этим шнурочком на марле, протягивая его через дырочки в ткани. Вместо марли можно использовать картон, предварительно сделав много дырочек.
Подготовил: воспитатель Чубаева Е.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»
« Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....
Консультация для родителей "Речевая азбука для родителей младших дошкольников"
Консультация для родителей...
«Речевые игры и упражнениядля дошкольников» (по возростам)
«Речевые игры и упражнениядля дошкольников»(по возрастам)...
Речевые игры летом для старших дошкольников
консультация для родителей...
Речевая азбука для родителей младших дошкольников. Консультация для родителей.
Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь. Предложенна...
Консультация для родителей на тему : "Речевая азбука для родителей младших дошкольников"
Если ребенку исполнилось 3 года,он уже умеет говорить фразами. Отсутствие фразовой речи говорит о задержке речевого развития,а отсутствие слов в 3 года - о грубых нарушениях общего развития....
Консультация для родителей."Речевая азбука для родителей младших дошкольников".
Консультация для родителей.Речевая азбука для родителей младших дошкольниковАртикуляционная гимнастика – это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите...