Родительское собрание на тему: «Экологическое воспитание детей в детском саду и дома»
материал (средняя группа) на тему
Цель: Формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды. Повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе.
Задачи: Показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Выявить уровень экологической культуры семьи путем анкетирования родителей. Расширить представление родителей о формах деятельности с детьми по экологическому воспитанию. Продолжать формировать экологические нормы поведения человека в окружающей среде. Привлекать родителей к сотрудничеству по формированию экологической культуры дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему:
«Экологическое воспитание детей в детском саду и дома»
«В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе».
Бэкон Фрэнсис.
Цель: Формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды. Повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе.
Задачи: Показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Выявить уровень экологической культуры семьи путем анкетирования родителей. Расширить представление родителей о формах деятельности с детьми по экологическому воспитанию. Продолжать формировать экологические нормы поведения человека в окружающей среде. Привлекать родителей к сотрудничеству по формированию экологической культуры дошкольников.
Подготовка к родительскому собранию:
Подготовить анкеты и провести анкетирование родителей. Оформить выставку пособий, дидактических игр, экологических сказок по экологическому воспитанию.
Ход собрания:
Добрый вечер, дорогие родители! Сегодня на нашем собрании мы предлагаем обсудить важную тему «Экологическое воспитание детей в детском саду и дома»
Что такое ЭКОЛОГИЯ? (Ответы.)
Экология – наука о нашем общем доме, о планете Земля.
Дом - это наша планета Земля.
Считаете ли Вы эту тему актуальной? Почему? (Высказывания родителей.)
В начале нашего круглого стола прошу Вас заполнить Анкеты «Экологическое воспитание в семье».
2017 год в России назван годом Экологии. И это неспроста.
Человек и природа – одно целое, неделимое. Природа оказывает огромное влияние на нас, а проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда.
На сегодняшний день экологические изменения на нашей планете таковы, что они побуждают людей все глубже вникать в суть этой проблемы и включаться в ее практическое разрешение. Сегодня от экологического невежества людей до преступления перед человечеством - один шаг. А формируются эти экологические невежды в семье, в детском саду, школе, институте.
Нельзя любить природу, не зная её. Чем больше знаешь, тем больше понимаешь и любишь. Через несколько лет наши с Вами дети станут взрослыми людьми. И на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу нашей земли. И от нас взрослых зависит, будут ли они любить и беречь нашу природу, будут ли способны предвидеть последствия своей деятельности в экологической среде.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
Коллективное обсуждение вопросов
Скажите, пожалуйста, свою точку зрения по следующим вопросам:
- Любит ли ваш ребенок природу? В чем это проявляется?
- Как вы думаете. Почему одни дети любят природу, оберегают животных, а другие – нет?
- Часто ли вы бываете с ребенком на природе? Как происходят такие прогулки?
- Приходилось ли вам вместе с ребенком наблюдать природные явления. Приметы, учить стихи о природе?
- Приходилось ли вам вместе с ребенком сажать деревья. Заготавливать корм для зимующих птиц. Кормить их, собирать лекарственные травы?
- Что больше всего. По вашему мнению, помогает воспитанию сострадания, доброго отношения ко всему живому?
Окружающий нас мир природы богат, прекрасен и бесконечно разнообразен. А ребенок дошкольного возраста открыт, доверчив и восприимчив к окружающему. Поэтому задача и долг взрослых: родителей и педагогов – ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, научить любить и беречь природу. Воспитатель вносит рюкзак, рассматривает старую карту, читает старое письмо, в котором говорится о сокровищах. Предлагает отправиться за сокровищами.
Воспитатель вносит рюкзак, рассматривает старую карту, читает старое письмо, в котором говорится о сокровищах-лекарственные растения. Предлагает отправиться за сокровищами.
Собраться в поход – путь неблизкий. Что нужно взять с собой? (дети перечисляют, приносят картинки, упаковывают в рюкзаки). Ничего не забыли? Одеться соответственно – кофты, кепки, косынки.
Вы хотели бы отправиться в поход? Я приглашаю вас отправиться в путешествие. Путешествуя, мы будем говорить не только о красоте природы, ее жителях, но и поговорим и о бережном отношении к Земле – к дому, в котором мы живем.
Перед тем, как отправиться в путешествие наши дети нам напомнят правила поведения в природе.
Дети: Заповедь первая
Муравьи — лесные санитары;
Так прозвали люди их недаром!
Чтобы лес красив был и здоров,
Без личинок вредных и жуков,
Заповедь вторая.
НЕ ломайте, детки!
У деревьев ветки!
Каждая веточка
Для дерева- деточка.
Заповедь третья
Для ёжиков и белок
Лес — это дом родной.
Поэтому не стоит
Их в город забирать с собой
Заповедь четвертая
В лесу летают мотыльки,
Ползут козявки и жуки…
У них у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути –
Не обижай, а отойди!
Заповедь пятая.
Ты хотя ещё ребёнок,
Но ведь ты не поросёнок,
На поляне не сори,
За собой всё убери!
Заповедь шестая.
Не шумите в лесу, ребята,
Лесным жителям это неприятно!
Соблюдайте тишину,
Шум не нужен никому.
Заповедь седьмая.
Огонь в лесу не разводи,
Лес от пожара береги,
А коль развёл, учти:
Перед уходом затуши!
Заповедь восьмая.
НЕ рвите в лесу букеты,
Запомнить надо про это.
Пусть цветы растут в лесу!
Леса береги красу!
Заповедь девятая.
Птичьих гнёзд не разоряй!
И другим не позволяй!
Заповедь десятая.
НЕ топчи грибы ногами,
Пусть их много перед вами.
Гриб съедобный забирай,
Несъедобный - оставляй!
Заповедь одиннадцатая
У леса музыка своя…
Ее послушайте, друзья!
В лесу не нужен шум и гам:
Нельзя шуметь, галдеть, кричать
И громко музыку включать!
Заповедь двенадцатая
Нельзя стекло в лесу кидать,
Нельзя бутылки разбивать;
Осколки острые опасны –
О них порежешься ужасно
Заповедь 13
Без взрослых с огнем развлекаться опасно –
Закончиться может забава ужасно.
В лесу очень сухо бывает порой,
Костер обернется серьезной бедой!
1. «Расчистим родник»
Мы отправляемся в путь, и вот первое задание. Наш родник, который кормит и поит всех жителей леса засыпан сухими листьями, расчищая его мы узнаем без чего невозможна жизнь на планете Земля. (Разбирая листья родители составили три слова: СВЕТ ВОЗДУХ ВОДА.)
2. «Воздух, земля, вода»
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.
3. «Нужные вещи в походе»
Следующее испытание. Для похода нам необходимы нужные вещи, сыграв в игру «ДА или НЕТ» мы узнаем насколько мы готовы и проверим: все ли мы положили в наш рюкзак?
В поход мы возьмем с собой кровать – НЕТ
Кушать готовить будем – микроволновке – НЕТ
Я маленький, да удаленький,
Стоит на меня взглянуть,
И тотчас узнаешь путь. (Компас.) – Берем его с собой? - ДА
Он в походе всем нам нужен,
Он с кострами очень дружен,
Можно в нем уху сварить,
Чай душистый вскипятить. (Котелок.) – Нужен нам он или нет? - ДА
В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки-
Раздают всем огоньки. (Спички.)
Спичек вдруг не оказалось к нам на помощь что придет? Бензин? – НЕТ
Стекло или лупа? – ДА
Места в нем довольно много.
Он объездил кучу стран.
Все берут его в дорогу,
Так как это – (Чемодан.) – берем - НЕТ
Два ремня висят на мне,
Есть карманы на спине.
Коль в поход идешь со мной,
Я повисну за спиной. (Рюкзак.) – ДА
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Воспитатель: Путь наш долгий, предлагаю отдохнуть и отвлечься.
« Мы в лесу»
Руки подняли и покачали (Качаем поднятыми вверх руками.)
Это деревья в лесу. (Плавно опускаем руки вниз.)
Руки нагнули, кисти встряхнули — (Встряхивание кистей рук.)
Ветер сбивает росу. (Машем руками перед собой.)
В стороны руки, плавно помашем (Руки в стороны.)
Это к нам птицы летят. (Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны.)
Как они сядут, тоже покажем, (Приседания.)
Крылья сложили назад. (Встали, спрятали руки за спину.)
(Дети и взрослые садятся.)
В путь отправимся друзья, какая же погода ждет нас?
В походе погоду можно предсказать по различным признакам. Умеете ли вы это делать?
Ворон каркает к…. (дождю)
Обильная роса утром – погода днем будет…. (хорошая)
Воробьи купаются в пыли или в луже…. (будет дождь)
Ласточки летают низко над землей – к … (дождю)
Если мошкара вьется кругами – к …… (хорошей погоде), лезет в лицо – к …..(дождю)
Идет дождь, на лужах пузырьки – о чем это говорит? (дождь будет идти долго).
Воспитатель: Мы с вами вышли на поляну, а она как водится в сказке она не простая, а заколдованная, на ней растут растения, чтобы узнать, что это за растение необходимо отгадать загадку
Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства.
В каждой травке, в каждой ветке-
И микстура и таблетки.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!
4. «Что из чего сделано?»
(деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик, ключ и т.д.)
Дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.
5. «Лекарственные растения»
(Карточки с растениями.) Воспитатель берет из корзинки растения и показывает их детям и родителям, уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где растет (болото, луг, овраг).
Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только – только вырастет (2-3 рассказа детей).
«Как вести себя в природе?»
Воспитатель: Природа хранит много тайн и секретов, но открывает он их только тем, кто приходит в лес добрым. Не забывайте об этом! Важно не только самому встать на защиту живой природы. Важно убедить в этом своих товарищей.
Воспитатель: Уважаемые родители, предлагаю Вам украсить нашу планету всем, чем вам захочется, перед вами всевозможные предметы и макет нашей планеты, а юные эксперты, наши ребята, помогут вам. Объяснят и покажут, какой должна быть планета на их взгляд.
ДЕТИ: Брошенный клочок бумаги разлагается 2 года, консервная банка – не менее 70 лет. Оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько сот лет. А осколки банки или бутылки способны причинить вред даже через 2000 лет. А в солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.
Воспитатель: предлагаем вам вместе с детьми украсить планету цветами, бабочками, птицами, животными, деревьями.
Уважаемые родители, предлагаем организовать в нашей группе акцию «Посади дерево», «Каждой пичужке по кормушке».
Что мы уже сделали своими руками и своим трудом? На участке нашей группы были оформлены 4 клумбы. С помощью вас, родителей и детей, мы посадили луковицы тюльпанов. Посадили многолетние цветы. Наполняем кормушки пищей для птиц, которые уже полюбили наш участок, выходя на прогулку мы с детьми наблюдаем следы больших и маленьких птиц.
Воспитатель: Земля – наш большой дом, в котором мы все живем. А хозяин в этом доме человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым.
Ты береги нас!
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге море и леса
Роса на травах, как слеза,
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги.
Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «Сберегу!
Я сберегу вас, сберегу!»
Воспитатель: Жили люди на планете, мамы, папы и их дети. Бросят люди по бумажке, планета станет замарашкой. ( Беседа с родителями о том, как они отдыхают в лесу, на реке и как убирают за собой территорию, на которой отдыхали; чему можно научить детей во время отдыха. ) Родители должны продолжить начатое ведущей высказывание:
«Мой ребенок — будет бережно относиться к природе и заботиться об окружающем его мире, если я……»). При этом родители передают друг другу цветок ромашку, сделанную из бумаги.
Подведение итогов:
Воспитатель:
«Нельзя же вечно брать взаймы.
И долг природе должен быть оплачен,
Когда б язык природы знали мы,
Наверно, жизнь была б у нас богаче» (Л.Сорокин)
На этом наше путешествие закончилось. Мы надеемся, что помогли Вам хоть немного понять язык природы и использовать полученные знания в воспитании экологической культуры вашего ребенка. Спасибо за участие и понимание.
Решение родительского собрания:
Считать воспитание у детей любви к природе важнейшим направлением совместной деятельности педагогов и родителей.
Родителям вместе с детьми принимать активное участия во всех мероприятиях группы и сада по воспитанию экологически грамотного гражданина нашей станы.
До новых встреч!
Нетрадиционное занятие «Идем в поход» в старшей группе
Цель: совершенствовать умения детей в игровой деятельности.
Задачи: Образовательная: Закреплять умение детей совместно играть, распределять роли, подготавливать условия для игры. Способствовать установлению ролевого диалога между детьми. Активизировать словарь (маршрут, хворост)
Развивающие: Развивать творческие способности в передаче ролевого образа. Развивать логическое мышление, внимание. Развивать самостоятельность, творческую инициативу.
Воспитательная: Воспитание понимания правил поведения человека в природе. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, сотрудничество.
Предварительная работа: Просмотр иллюстраций по теме «В лесу», «Спички не игрушка», чтение познавательных рассказов о лесе. Беседы о правилах поведения в лесу, о том, что необходимо взять с собой в поход, как ориентироваться по карте и по компасу. Дидактические игры: «Что делать, если заблудился в лесу?», «Экстренные телефоны», «Как помочь другу в беде?». Разучивание песни «Вместе весело шагать».
Приемы организации игры: Выбор детьми всего необходимого для похода, ролевое участие. Участие педагога в диалоге с детьми, моделирование игровой ситуации, советы и разрешение различных проблемных ситуаций, показ образца ролевого поведения.
Игровые роли: дети - туристы, рыболовы, врач, связист (на телефоне, водитель транспорта (по выбору детей); воспитатель – проводник.
Необходимый инвентарь: одежда для педагога, кепки, рюкзаки, елка, карта, телефон, ведерки, удочки, шкатулка с сокровищами (бусины, камешки, монеты и т. д., ткань для создания пещеры, реки; доски для мостика, остальное дети должны взять сами (фонарик, спички, компас, топор, еда, аптечка) и сложить в рюкзаки.
Сюжет: дети отправляются в поход за сокровищами. Путешествие проходит с помощью карты (старая, обожжённая).
Карта: ориентиры –
•детский сад;
•от старой елки пять шагов влево, вышли на тропинку;
•по тропинке 2 километра на север (по компасу);
•на пути речка.
Примерный план:
Воспитатель вносит рюкзак, рассматривает старую карту, читает старое письмо, в котором говорится о сокровищах. Предлагает отправиться за сокровищами.
Собраться в поход – путь неблизкий. Что нужно взять с собой? (дети перечисляют, приносят, упаковывают в рюкзаки). Ничего не забыли?
Одеться соответственно – кофты, кепки, косынки.
По карте и по компасу определили направление движения.
Под веселую песню отправляются в путь.
Заблудились – как быть? Компас может помочь (мох на северной сто-роне дерева, с юга быстрее тает снег): «определяют» по карте и компасу, что нужно перейти через реку.
Как это сделать? (предложения детей: вброд, вплавь, на лодке, на плоту, по мосту (из чего построить мост) и т. д.). Каждый сам перебирается на другую сторону. И тут педагог на мостике повредила ногу. Дети помогают ей перейти на полянку. Что же делать?
Все вымокли, рюкзаки, правда, перенесли по мосту, который построили из досок. Ура! Привал!
Все проголодались.
Распределение ролей: врач лечит ногу, собирают хворост (деревья ру-бить нельзя, разжигают огонь (правила безопасности, идут за водой, ловят рыбу, накрывают на стол на поляне (и другие действия детей в соответствии с игровым замыслом).
Все очень вкусно, нужно отдохнуть, кто – то захотел спеть песню под гитару, станцевать, частушки вспомнить. Пора спать, тем более, что ночь уже наступила. Где заночевать? В палатке все не поместятся: возле костра тепло, под елочкой, только травки положить помягче, и педагогу принести, она ведь не может.
Легли спать. Ночью ухала сова, утро - запели птицы (звукозапись).
Все просыпаются и идут умываться на речку, вода холодная.
Пора собираться дальше, собрали вещи. Не забыть потушить костер (чем) водой и землей.
Проблема – педагог не может с детьми идти дальше, выбирают нового командира (посоветоваться с детьми: он должен быть справедливым, умным, все знать о походах).
Сверились по карте – сокровища близко, в пещере, долго еще идти? Педагог предупреждает, что пещеру с сокровищами охраняет старый гном. Он сокровища просто так не отдаст, нужно быть очень осторожными. С песней отправляются в поход, педагог остается на привале.
В пещере темно, нужен фонарик. Под столами все ползут за шкатулкой и обратно. Нужно очень тихо, чтобы не услышал гном. Наконец, находят сокровища, нужно уйти, пока не пришел гном.
Вернулись на поляну. Рассмотрели шкатулку, отомкнули ее, а в ней огромное богатство. Что с ним можно сделать? (предложения детей). Пора возвращаться домой. Но педагог не может идти, да и все уже устали. Что делать? (предложения детей). Вызвать вертолет по рации. Один из детей становится летчиком, надевает наушники и шлем танкиста, прилетает и увозит всех домой. (Можно вернуться домой разными путями: на машине, на лошади, пешком, по реке и т. п. – по желанию детей).
Рефлексия: Устали? Зато сколько впечатлений? Вы этот поход надолго запомните, правда? Что вам запомниться больше всего? Мы уже дома, раздевайтесь, умывайтесь, будем пить чай с вареньем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Экологическое воспитание детей в детском саду и дома"
«Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам,людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой– равнодушие к нашему общему Дому, к Природе» (В.А.Алексеев)....
Родительское собрание на тему: «Экологическое воспитание детей в детском саду и дома»
Формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее.Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от...
Родительское собрание на тему: «Экологическое воспитание детей в детском саду и дома»
Родительское собрание на тему:«Экологическое воспитание детей в детском саду и дома»...
Родительское собрание на тему "Экологическое воспитание детей в детском саду и дома".
quot;Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой-равнодушие к нашему общему дому - к Природе." В.А.Алексеев....
Родительское собрание на тему: «Экологическое воспитание детей в детском саду и дома»
laquo;В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою;пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе».Бэкон Фрэнсис....
Родительское собрание на тему: «Экологическое воспитание детей в детском саду и дома»
Формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее.Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от...
Родительское собрание на тему: «Экологическое воспитание детей в детском саду и дома»
laquo;В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе».Бэкон Фрэнсис.Цель: Формирование начал экологической куль...